Виктор Белявский
Происхождение ДПШУ*
*масонский Древний и Принятый Шотландский Устав
При всей очевидности истории спекулятивного масонства, и относительно небольшого времени его развития, мы постоянно сталкиваемся с разночтениями, а порой и с противоречиями. Это касается как изложения начальных шагов масонства в целом, так и истории его отдельных Уставов в частности.
Происхождение ДПШУ и его развитие в этой связи не являются исключением. И нельзя быть убежденным в точности того или иного аспекта развития ДПШУ, даже при самом аккуратном и, казалось бы, выверенном изложении его истории. И потому, при всем желании, мы не можем с уверенностью утверждать одно и с порога – отвергать другое обстоятельство, касающееся генезиса ДПШУ. Это замечание в равной мере относится как к работам других авторов, так и к данной работе.
Рождение первоистоков ДПШУ происходило на фоне политических событий начала XVIII века, которые нельзя не учитывать при рассмотрении данного вопроса. Само название “Шотландский Устав” – связано с событиями на Британских островах и в Европе. Якобиты, вынужденные эмигрировать в Европу, в первой половине XVIII века дважды поднимали восстание на Британских островах для возвращения престола шотландской династии Стюартов. Их политические интересы оказались противопоставлены интересам английского дворянства, которое декларировало свою верноподданническую позицию новой династии. Но, будучи также масонами, якобиты не оставляли попыток привлечь на свою сторону европейскую элиту, интегрировав ее в масонские структуры, а сами эти структуры использовать для решения политических задач.
В 1726 году первую ложу во Франции основал Чарльз Рэдклиф Дервентуотер. Его старший брат был казнен в 1715 году за участие в восстании с целью реставрации власти Стюартов. Через 30 лет казнят и Чарльза, также за участие, теперь уже в последнем, якобитском восстании. Вместе с ним в основании ложи принимал участие один из лидеров движения якобитов – Джеймс Гектор Маклин, глава клана Маклинов, а также Доменик О`Хогерти, впоследствии предоставивший морские суда для переброски войск якобитов из Франции во время восстания 1745 года. Ложи, в которых главную роль играли якобиты, стали возникать по всей Франции. Дело доходило до того, что в Париже, в сотнях метров друг от друга, существовали две якобитские ложи: ложа де Бюсси и ложа на рю де Бушери. Влияние лож, основанных якобитами во Франции, быстро расширялось. Так, например, в 1735 году в ложе де Бушери были посвящены сын английского посла во Франции – лорд Чьютон и министр Людовика XV – граф де Сен-Флорентин. Любопытно, что на приеме присутствовали Дюзагелье, один из первых Великих Мастеров Англии, Монтескье, герцог Ричмонд и ряд других знатных и известных особ.
Конечно, не следует сбрасывать со счетов значение английского крафта для развития масонства в Европе. Вслед за якобитами ложи во Франции стали открывать и англичане. Первая такая ложа появилась в 1729 году. Другая была создана в Бордо в 1732 году тремя английскими морскими офицерами и получила название Английская ложа. Позже она была зарегистрирована в Великой Ложе Англии под отличительным титулом “La Loge Anglaise” и под № 204. Впоследствии она, пройдя долгий исторический путь, оказалась в составе ВНЛФ под № 2. После основания Английской ложи, вскоре появилось еще около 14 новых лож, которые во второй половине XVIII века стали развивать у себя практику дополнительных градусов, получивших название “шотландских”, хотя первая английская ложа на французской земле какое-то время сопротивлялась этой тенденции.
Следует напомнить, что первым Великим Мастером масонов во Франции стал герцог Уортон, В свою бытность в Англии он был одним из первых Великий Мастеров Великой Ложи Англии. Но затем он покинул Англию, много путешествовал по Европе и выступал в поддержку Стюартов. В Вене он убеждал Габсбургов оказать помощь Стюартам для возвращения им британского престола. Вслед за ним, Великими Мастерами во Франции становятся уже последовательные якобиты: сначала – Д.Г. Маклин, а затем – и сам Ч.Р. Дервентуотер, который играл ключевую роль в создании масонских лож с участием шотландских якобитов.
Другой ключевой фигурой в этом процессе был шевалье Рамсей. Эта личность была характерной для того авантюрного века. В молодости он входил в розенкрейцерское общество “Филадельфийцы”, учился вместе с другом Ньютона. Его друзьями были также Дюзагелье и философ Д. Юм. В течение всей своей жизни он поддерживал близкие отношения с известным католическим деятелем Ф. Фенелоном. Одновременно он сумел оказаться близким ко двору французского регента Филиппа Орлеанского и был пожалован им в члены рыцарского ордена Св. Лазаря. С этого момента он предпочитал, чтобы его называли шевалье Рамсей. Во время проживания в Англии он стал членом Королевского общества (1729 год), а также членом элитарного “Джентльменского клуба”, куда на ряду с ним входили бывшие Великие Мастера Монтегю и Дюзагелье, великий английский поэт Поп, И. Ньютон и Франсуа Лотарингский. Во Франции же он был воспитателем сына изгнанного принца Стюарта – Чарльза-Эдуарда.
Одновременно он активно участвовал в становлении шотландского масонства. Сам шевалье Рамсей осуществлял челночные визиты на Британские острова, по всей видимости, с целью заручиться поддержкой масонов в Шотландии. Не случайно, что только после провозглашения Великой Ложи Шотландии в 1736 году, как структуры сотрудничающей с Великой Ложей Англии, шевалье Рамсей выступил со знаменитой речью. Следует отметить, что эта речь была произнесена в связи с избранием Великим Мастером французских лож видного деятеля якобитов – Ч.Р. Дервентуотера. Одним из главных положений его речи было утверждение, что истинное масонство ведет свое происхождение от тамплиеров, укрывшихся на Британских островах, и, тем самым, он противопоставлял шотландское масонство английскому, которое, как известно, пыталось акцентировать идею своего происхождения из средневековых цехов оперативных вольных каменщиков. Сейчас не будем углубляться в вопрос, насколько серьезны были основания говорить о преемственности масонства и тамплиеров, а также об обоснованности появления дополнительных градусов, это тема для отдельной работы. Но здесь следует отметить, что развитие масонства в Европе было связано, в том числе, и с той его ветвью, которая была привнесена на европейскую землю шотландскими масонами.
Речь Рамсея, как и его письмо кардиналу де Флери, были направлены, в том числе, на смягчение позиции французского правительства в отношении якобитов. Дело в том, что кардинал де Флери, воспитатель Людовика XV и его всевластный главный министр, стремился оградить Францию от возможных военных конфликтов и пытался установить добрые отношения с Ганноверами, которые занимали английский престол. Вполне понятно, что достижению этой цели мешала активность якобитов во Франции. К тому же их популярность и влияние при французском дворе постоянно возрастали. Не случайно, в своем письме шевалье Рамсей упоминает о возникшем у Людовика XV желании быть посвященным в масонство и занять в нем руководящее место. В этой связи реакция кардинала было совершенно противоположной той, которую ожидал от него шевалье Рамсей. Он начал расследование деятельности масонов во Франции, а после полученного отчета о расследовании кардинал 2 августа 1737 года запретил деятельность масонских лож на территории Франции. Мало того, есть основания предполагать, что именно с подачи кардинала де Флери папа римский Климент XII издал буллу, в которой декларировался запрет католикам состоять в масонских ложах. Но результат этих официальных мер тоже оказался неожиданным. Общественное мнение во Франции проигнорировало эти запреты и, напротив, французы стали с еще большим энтузиазмом принимать участие в масонской деятельности. Единственное, к чему это привело, якобиты были вынуждены передать управление ложами в руки французов, и, некоторое время спустя, в 1743 году Великим Мастером во Франции на многие годы становится граф Клермон, принц королевской крови.
Таким образом, организация и становление лож во Франции, а также их идеология были во многом определены именно шотландскими якобитами. А развитие в них дополнительных градусов после речи шевалье Рамсея стало напрямую ассоциироваться с шотландскими ложами. Так или иначе, английские морские офицеры и шотландские якобиты-эмигранты положили начало цепочке событий, приведших к созданию дополнительных градусов, которые при всем разнообразии их названий, объединялись в ложах под общим термином “шотландские”.
Именно этим объясняется несколько особенностей развития европейского масонства в то время. Великая Ложа Англии игнорировала высшие градусы, расцветавшие в Европе, в том числе, по причине нежелания поддерживать структуры, оппозиционно настроенные к правящей английской династии. После краха последнего якобитского восстания на Британских островах в 1745 году (и ухода с исторической сцены движения за реставрацию Стюартов), в Европе позабылись первопричины появления дополнительных градусов, и политическая их составляющая в масонских системах стала растворяться. Однако политические подоплеки в развитии дополнительных градусов впоследствии вновь дадут о себе знать. Вместе с тем, остановить стремление к более высоким степеням посвящения нельзя было даже в английском масонстве. Английским и европейским дворянам, а также представителям и других сословий хотелось найти некую сакральную истину, пришедшую из тьмы веков, подчеркнуть исключительность и аристократичность происхождения масонства, а также получить как можно больше отличий и знаков уважения от масонов, недавно пришедших в Орден.
Эти дополнительные или высшие градусы отличались от английского крафта и представляли особую привлекательность для европейцев. Именно так называемые “материнские шотландские ложи” считались руководящими органами дополнительных градусов в целом, или, по крайней мере, для первой части линейки высших степеней посвящения. Традиция эта была настолько сильна, что 50 лет спустя, даже в среде Новиковских лож, где не признавали французских систем дополнительных градусов, тем не менее, первая дополнительная степень перед посвящением в розенкрейцерскую систему присваивалась в так называемой Шотландской ложе.
Из Франции система дополнительных “шотландских” градусов была перенесена в германские земли. И здесь вновь не обошлось без якобитов. Барон Хунд, создатель одной из первых систем “Строгого наблюдения”, заявлял о получении секретов высших градусов из среды якобитов. А главой так называемых “неизвестных”, то есть руководителем Ордена, по его версии, был принц Чарльз, который получил у Хунда наименование “рыцарь с красным плюмажем” (по другой версии им мог быть Александр Монгомери, чей род на протяжении нескольких поколений был связан с тамплиерами и масонством). Собственно, система “Строго наблюдения” из¬начально преследовала политическую цель. Под системой “Строго наблюдения” подразумевалось то, что масоны более низких градусов находятся в распоряжении братьев более высоких степеней посвящения. Таким образом, якобиты, по всей видимости, пытались построить систему организаций, иерархически структурированную, для возможности оперативно и без возражений представителей низших звеньев масонства использовать ее для решения задач по реставрации Стюартов.
Практически одновременно с дополнительными градусами во Франции, подобные системы появились в Германии, Австрии, Швеции, а затем под их влияние попадают и другие страны. К концу века насчитывалось несколько десятков различных дополнительных степеней с разными пышными названиями. Не давая сейчас оценку исторической обоснованности истоков английской системы дополнительных градусов, как и дополнительных шотландских степеней, тем не менее следует отметить, что Королевская Арка, равно и как и последующие степени Йоркского Устава стали своеобразным ответом на развитие “шотландских” лож в континентальной Европе.
Довольно часто приходится встречаться с упоминанием факта письма Рамсея в адрес иерархов Римской католической церкви, а также о следах иезуитов в деятельности Капитула Клермона. Это имеет достаточно простое объяснение. Принц Чарльз в борьбе за возвращение на английский престол не мог не учитывать политический вес, а также финансовые и организационные возможности папского престола. К тому же следовало отмести подозрения католической церкви в отношении возможных претензий масонства на некую религиозную роль. Отсюда проистекают реверансы в адрес католической церкви в письме Рамсея. Но когда оказалось, что найти взаимопонимание с католической церковью невозможно, то в системе высших градусов, как и в символических ложах, дистанцировались от конфессиональных споров. С этого момента полностью утвердилось только общее требование для всех масонов о признании единого Бога и отказе от обсуждения конфессиональных различий.
Как было указано выше, вторая четверть XVIII века харак¬теризовалась бурным развитием дополнительных градусов. В результате появились самые разнообразные системы подобных градусов, в том числе система Хунда, Шведский устав и многие другие. Непосредственным предшественником ДПШУ стала система, явившаяся итогом развития Капитула Клермона. К 50-м гг. она оформилась в Ритуал Хередома. В 1758 году, в рамках Ритуала Хередома, масоны, называющие себя Держав¬ными принцами и Великими офицерами Великой и Державной Ложи Святого Иоанна Иерусалимского, основали организацию, которая получила название “Капитул (Совет) Императоров Вос¬тока и Запада”. В 1759 году был создан еще один руководящий орган этого Устава – Совет принцев Королевского Секрета (Царственной тайны) в Бордо. Этот Устав содержал 25 градусов. При небольших разночтениях в этой системе существовали кроме общеизвестных первых трех градусов, такие степени как Совершенный Архитектор, Избранник Девяти, Избранник Пятнадцати, Достославный Мастер, и так далее. Следует обратить внимание, что вышеназванные степени Избранников Девяти и Пятнадцати, а также такие степени как Рыцарь Розового Креста, Великий Командор Иерусалимского Храма или Рыцарь Черного и Белого Орла или и т. д. – это все степени, которые затем найдут свое место в ДПШУ. Попытки поставить под сомнение сам факт существования Совета Императоров в тот период не выдерживает никакой критики. Не только патент, выданный Э. Морену, но и другие патенты начала 60-х гг. позволяют утверждать, что система дополнительных градусов активно функционировала.
Как ни странно, свидетельство о распространении риту¬алов Совета императоров Востока и Запада мы можем найти в России. В российских архивах хранится патент Эразма Пенсиваля от 3 марта 1764 года на получение им последней степени этого устава (но в патенте были перечислены все предшествующие степени Совета Императоров). Причем подписан этот патент был одним из наиболее известных масонов того времени – бароном де Чуди, который участвовал в создании целого ряда систем дополнительных градусов. Сам Пенсиваль был известен тем, что он, еще будучи во Франции, начал издавать серию сборников, где были ритуалы всей цепочки градусов Ритуала Хередома, и продавать их ложам, заинтересовавшимся развитием дополнительных градусов. Великая Ложа Франции пыталась приостановить неконтролируемое распространение этих сборников, предложив выкупить эти сборники за 300 франков. Пенсиваль деньги взял, но распространение не прекратил. Через какое-то время он оказался в России, где в 70-80-х гг. он также продолжал распространять эти тексты. Теперь их можно найти в некоторых российских архивах, в том числе, в архиве И.П. Елагина на французском языке и в переводе на русский под названием “Разговор аллегорический, преподанный мудростью...”. В 80-х гг. Пенсиваль жил в Москве, где был мастером стула (Досточтимым) в ложе Constancia, которая работала на французском языке.
Данные ритуалы Пенсиваля, оказавшиеся у И.П. Елагина, свидетельствуют о том, что уже с начала 60-х гг. XVIII века система включала как первые три градуса, то есть символические степени, так и дополнительные градусы. Таким образом, письменные первоисточники дают возможность с уверенностью утверждать, что уже с 60-х гг. XVIII века линейка градусов, из которых затем выросла система ДПШУ, начиналась с символических градусов. Они не только декларировались, но и имели подробно разработанные ритуалы. Все это никак не согласуется с утверждениями, что вышеуказанная система изначально создавалась как система, не имеющая символических градусов и соответствующих ритуалов.
Становление и распространение Устава Совета Императоров Востока и Запада происходило на фоне конфликта, возникшего среди французских масонов. В 1761 году Великая Ложа Франции отказалась подтвердить полномочия заместителя Великого Мастера ВЛФ Лакорне. В ответ он начал создавать параллельную структуру, которая также получила название Великой Ложи Франции. Во время этого конфликта Совет Императоров стал создавать свои ложи и капитулы высших градусов в Париже и по всей Франции. Таким образом сложилось как бы три центра силы – старая Великая Ложа, Великая ложа, созданная Лакорне, и Совет Императоров, который, по всей видимости сумел сохранить отношения с обоими враждующими лагерями. Именно в этот период, 27 августа 1761 года, некто Этьен Морен (или Морин) получает патент, который предоставляет ему право “развивать Царственное искусство во всем его совершенстве, ... предоставлять соответствующие Хартии и Конституции, … учреждать ложи во всех высших и совершенных градусах”. Данный патент был подписан и от имени Великой Ложи, и от имени Совета Императоров Востока и Запада. Это свидетельствует о том, что Э. Морену предоставлялось право открывать как ложи дополнительных, так и символических градусов. Причем упоминание Совета Императоров есть в преамбуле патента и в конце текста. Таким образом, предположения о том, что текст о Совете Императоров был вписан в патент значительно в более позднее время, также не выдерживают критики. К тому же в патенте ведется речь именно о праве учреждать ложи высших градусов, а не ограничиваться созданием символических лож.
Следует отметить, что полномочия Э. Морена распространялись не только на Америку, но и на другие страны, как было сказано, “на четыре четверти земного глобуса”. В этом же патенте сохраняются традиции, свойственные дополнительным градусам середины XVIII века. В патенте используется термин “шотландские градусы” для обозначения системы высших градусов. А с другой стороны воспроизводится система “Строго наблюдения”, когда масоны более низких степеней посвящения, подчиняются братьям, получившим более высокие градусы. “Они имеют право говорить в любое время … Даже если они впадут в ошибку, они могут быть поправлены только Шотландскими масонами”.
Патент был выдан от имени Великого Мастера Великой Ложи графа Клермона, Генерального Заместителя Президента Великого Совета (Совета императоров...), а также Заместителя Великого Мастера Лакорне. Некоторых исследователей удивляет, что патент был подписан от имени представителей двух враждующих Великих лож. Но мне кажется, что все объясняется следующими обстоятельствами. Лакорне, хотя и объявил о создании новой Великой Ложи, но не собирался полностью разрывать с руководством в лице принца крови, графа Клермона. К тому же, Э. Морен был фигурой, которая устраивала все конфликтующие стороны, а ему самому поручалось дело, в котором все были заинтересованы – распространение масонства в Америке. Последующие события подтверждают данное предположение. На следующий год, 24 июня 1762 года, две Великих ложи были объединены. И хотя это объединение было формальным, и конфликт затем вновь возник, но на тот момент, в августе 1761 года, патент Э. Морена соответствовал той ситуации, когда обе стороны пытались договориться. Э. Морен начал по прибытии в Америку выполнять порученную ему миссию. Таким образом, появление лож совершенства относится к концу 60-х гг. Существуют документы, которые свидетельствуют о создании подобной ложи в рамках Консистории Принцев Королевского Секрета в 1769 г. на Ямайке в г. Кингстоне.
Раскол, о котором я упомянул выше, продолжался до начала 70-х гг. К 1767 г. он достиг такого накала, что правительство Франции объявило о прекращении работ масонских лож. Но если одни подчинились этому приказу, то другие, во главе с Лакорне свою деятельность продолжили. В 1768 г. их деятельность была признана Великой Ложей Англии, которая, в знак их признания в качестве регулярных масонов, выдала им Книгу Конституций и подтвердила признание в своих документах от 1769 года. Следует отметить, что в этот период (время раскола между двумя Великими Ложами) Совет Императоров продолжал свою деятельность как в Париже, так и в провинциях.
Ситуация стала стабилизироваться только к 1771 году, когда умер граф де Клермон. По инициативе Лакорне и его сторонников пост Великого Мастера был предложен герцогу Шартрскому и Орлеанскому, принцу крови, будущему Филиппу Эгалите (Филиппу Равенство). На следующий год, 5 апреля 1772 года было объявлено, что он является Великим Мастером для всех масонских лож Франции. Обе враждующие части символических лож объединились под эгидой герцога Орлеанского. Державный Совет Императоров Востока и Запада также заявил, что Филипп теперь выступает в качестве Великого Державного Мастера всех шотландских капитулов. Таким образом, во Франции по эгидой одного лица стали управляться все символические ложи и все структуры дополнительных градусов. В знак установления подобной ситуации в сентябре 1772 года в декрете Великой Ложи было подчеркнуто, что не признаются и не будут признаваться какие-либо независимые масонские организации на территории Франции вне пределов юрисдикции Великой Ложи. Здесь же указывалось, что все управление дополнительными степенями сосредотачивается в Совете Императоров. Подобное объединение дополнительных градусов означало, что главная роль среди систем дополнительных градусов теперь принадлежала Совету Императоров Востока и Запада. Кроме того, объединение символических лож и лож дополнительных степеней было оформлено знаковым событием 24 декабря 1772 года. В этот день было объявлено о роспуске Великой Ложи, и все руководство всеми масонскими структурами, как символическими ложами, так и ложами дополнительных градусов, передавалось в распоряжение новой организации – Великому Востоку Франции.
Факт объединения символических и дополнительных градусов в рамках одной организации и под руководством одного лица в истории масонства не оценен в полной мере. Мы наблюдаем в этом случае укрепление тенденции соединения в одну логическую линию всех степеней масонского посвящения.
Так уже произошло в Швеции в рамках Шведского устава, по этому же пути шли в Германии. Не надо забывать, что там уже имелся опыт системы Хунда – “Стрикт обсерванта”. А в 70-е гг. в Германии сложилась специфическая двойственная ситуация. С одной стороны, символические градусы были под руководством герцога Брауншвейгского, который был генералом прусских войск и доверенным лицом Фридриха II. А с другой – система дополнительных градусов Злато-Розового Креста, возглавлялась другим приближенным Фридриха, его министром – Вельнером. Таким образом, фигура прусского короля маячила за спинами двух основных руководителей масонских структур созданных в Германии. Теперь же и во Франции управление всеми масонскими структурами сосредоточилось в одних руках.
Подведем итог рассмотренному периоду становления ДПШУ.
1. Прямым предшественником ДПШУ является Совет Императоров Востока и Запада, который в свою очередь ведет свои истоки от первых т. н. “шотландских лож”, в которых начали практиковать посвящение в дополнительные градусы в соответствие с доктриной Рамсея. Подобное название пошло от лож, созданных шотландскими якобитами во Франции. С этого момента в течение всего XVIII века структуры дополнительных градусов назывались шотландскими ложами или ложами шотландских градусов. Именно это обстоятельство обусловило термин шотландский в названии ДПШУ.
2. Начало развития дополнительных степеней происходило в тесной связи с политическими событиями. Использование дополнительных градусов для поддержки реставрации Стюартов в Британии, борьба Пруссии против гегемонизма Франции и Австрийской империи – все это отложило свой отпечаток на специфику ДПШУ. В этом ДПШУ не отличался от других систем дополнительных градусов. Шведский Устав, Орден Злато-Розового Креста и некоторые другие также использовались для достижения политических целей лидеров этих структур.
3. С 60-х гг. XVIII века Устав Императоров Востока и Запада получает свое распространение вне пределов Франции. Ложи усовершенствования появляются на Ямайке, Нью-Йорке, Берлине. В 70-х гг. этот Устав, благодаря деятельности Э. Пенсиваля, становится известным в России.
4. Устав Совета Императоров Востока и Запада, а затем и ДПШУ, изначально создавался в качестве сквозной линейки как символических, так и дополнительных градусов в своем неразрывном единстве. Ритуалы Совета Императоров всегда начинались с первого символического градуса и заканчивались высшими степенями. Все 33 градуса были разбиты на 8 классов. Отличие от Конституций 1762 г. заключается в том, что там все было разбито на 7 классов, т. к. тогда существовало 25 градусов. Но и там все также начиналось с символических градусов и заканчивалось 25 градусом.
5. Наличие сквозной линейки, начиная с первых символических градусов, не представлялось чем-то уникальным для XVIII века. С 1773 года Великий Восток Франции считался единой структурой управления как для символических, так и для дополнительных градусов. Такая же ситуация существовала в Шведском Уставе и Ордене Злато-Розового Креста. Все это обуславливалось возобладанием тенденции возвращения к системе “строгого наблюдения”. Только с начала XIX века постепенно происходит отделение символических градусов от дополнительных.
6. Окончательное оформление ДПШУ в 1786 году было обусловлено логикой тенденции в деле упорядочения последовательности дополнительных градусов в мировом масонстве. Появление в это же время Исправленного Шотландского Устава и Французского Устава было вызвано теми же причинами.