Добро пожаловать на форум Вольных Каменщиков!

Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Происхождение ДПШУ.

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

http://s3.uploads.ru/t/Y516l.jpg

Виктор Белявский

Происхождение ДПШУ*
*масонский Древний и Принятый Шотландский Устав

Часть I.
http://s2.uploads.ru/t/AtRV6.jpg

При всей очевидности истории спекулятивного масонства, и относительно небольшого времени его развития, мы постоянно сталкиваемся с разночтениями, а порой и с противоречиями. Это касается как изложения начальных шагов масонства в целом, так и истории его отдельных Уставов в частности.
Происхождение ДПШУ и его развитие в этой связи не являются исключением. И нельзя быть убежденным в точности того или иного аспекта развития ДПШУ, даже при самом аккуратном и, казалось бы, выверенном изложении его истории. И потому, при всем желании, мы не можем с уверенностью утверждать одно и с порога – отвергать другое обстоятельство, касающееся генезиса ДПШУ. Это замечание в равной мере относится как к работам других авторов, так и к данной работе.

Рождение первоистоков ДПШУ происходило на фоне политических событий начала XVIII века, которые нельзя не учитывать при рассмотрении данного вопроса. Само название “Шотландский Устав” – связано с событиями на Британских островах и в Европе. Якобиты, вынужденные эмигрировать в Европу, в первой половине XVIII века дважды поднимали восстание на Британских островах для возвращения престола шотландской династии Стюартов. Их политические интересы оказались противопоставлены интересам английского дворянства, которое декларировало свою верноподданническую позицию новой династии. Но, будучи также масонами, якобиты не оставляли попыток привлечь на свою сторону европейскую элиту, интегрировав ее в масонские структуры, а сами эти структуры использовать для решения политических задач.

В 1726 году первую ложу во Франции основал Чарльз Рэдклиф Дервентуотер. Его старший брат был казнен в 1715 году за участие в восстании с целью реставрации власти Стюартов. Через 30 лет казнят и Чарльза, также за участие, теперь уже в последнем, якобитском восстании. Вместе с ним в основании ложи принимал участие один из лидеров движения якобитов – Джеймс Гектор Маклин, глава клана Маклинов, а также Доменик О`Хогерти, впоследствии предоставивший морские суда для переброски войск якобитов из Франции во время восстания 1745 года. Ложи, в которых главную роль играли якобиты, стали возникать по всей Франции. Дело доходило до того, что в Париже, в сотнях метров друг от друга, существовали две якобитские ложи: ложа де Бюсси и ложа на рю де Бушери. Влияние лож, основанных якобитами во Франции, быстро расширялось. Так, например, в 1735 году в ложе де Бушери были посвящены сын английского посла во Франции – лорд Чьютон и министр Людовика XV – граф де Сен-Флорентин. Любопытно, что на приеме присутствовали Дюзагелье, один из первых Великих Мастеров Англии, Монтескье, герцог Ричмонд и ряд других знатных и известных особ.

Конечно, не следует сбрасывать со счетов значение английского крафта для развития масонства в Европе. Вслед за якобитами ложи во Франции стали открывать и англичане. Первая такая ложа появилась в 1729 году. Другая была создана в Бордо в 1732 году тремя английскими морскими офицерами и получила название Английская ложа. Позже она была зарегистрирована в Великой Ложе Англии под отличительным титулом “La Loge Anglaise” и под № 204. Впоследствии она, пройдя долгий исторический путь, оказалась в составе ВНЛФ под № 2. После основания Английской ложи, вскоре появилось еще около 14 новых лож, которые во второй половине XVIII века стали развивать у себя практику дополнительных градусов, получивших название “шотландских”, хотя первая английская ложа на французской земле какое-то время сопротивлялась этой тенденции.

Следует напомнить, что первым Великим Мастером масонов во Франции стал герцог Уортон, В свою бытность в Англии он был одним из первых Великий Мастеров Великой Ложи Англии. Но затем он покинул Англию, много путешествовал по Европе и выступал в поддержку Стюартов. В Вене он убеждал Габсбургов оказать помощь Стюартам для возвращения им британского престола. Вслед за ним, Великими Мастерами во Франции становятся уже последовательные якобиты: сначала – Д.Г. Маклин, а затем – и сам Ч.Р. Дервентуотер, который играл ключевую роль в создании масонских лож с участием шотландских якобитов. 

Другой ключевой фигурой в этом процессе был шевалье Рамсей. Эта личность была характерной для того авантюрного века. В молодости он входил в розенкрейцерское общество “Филадельфийцы”, учился вместе с другом Ньютона. Его друзьями были также Дюзагелье и философ Д. Юм. В течение всей своей жизни он поддерживал близкие отношения с известным католическим деятелем Ф. Фенелоном. Одновременно он сумел оказаться близким ко двору французского регента Филиппа Орлеанского и был пожалован им в члены рыцарского ордена Св. Лазаря. С этого момента он предпочитал, чтобы его называли шевалье Рамсей. Во время проживания в Англии он стал членом Королевского общества (1729 год), а также членом элитарного “Джентльменского клуба”, куда на ряду с ним входили бывшие Великие Мастера Монтегю и Дюзагелье, великий английский поэт Поп, И. Ньютон и Франсуа Лотарингский. Во Франции же он был воспитателем сына изгнанного принца Стюарта – Чарльза-Эдуарда.

Одновременно он активно участвовал в становлении шотландского масонства. Сам шевалье Рамсей осуществлял челночные визиты на Британские острова, по всей видимости, с целью заручиться поддержкой масонов в Шотландии. Не случайно, что только после провозглашения Великой Ложи Шотландии в 1736 году, как структуры сотрудничающей с Великой Ложей Англии, шевалье Рамсей выступил со знаменитой речью. Следует отметить, что эта речь была произнесена в связи с избранием Великим Мастером французских лож видного деятеля якобитов – Ч.Р. Дервентуотера. Одним из главных положений его речи было утверждение, что истинное масонство ведет свое происхождение от тамплиеров, укрывшихся на Британских островах, и, тем самым, он противопоставлял шотландское масонство английскому, которое, как известно, пыталось акцентировать идею своего происхождения из средневековых цехов оперативных вольных каменщиков. Сейчас не будем углубляться в вопрос, насколько серьезны были основания говорить о преемственности масонства и тамплиеров, а также об обоснованности появления дополнительных градусов, это тема для отдельной работы. Но здесь следует отметить, что развитие масонства в Европе было связано, в том числе, и с той его ветвью, которая была привнесена на европейскую землю шотландскими масонами.

Речь Рамсея, как и его письмо кардиналу де Флери, были направлены, в том числе, на смягчение позиции французского правительства в отношении якобитов. Дело в том, что кардинал де Флери, воспитатель Людовика XV и его всевластный главный министр, стремился оградить Францию от возможных военных конфликтов и пытался установить добрые отношения с Ганноверами, которые занимали английский престол. Вполне понятно, что достижению этой цели мешала активность якобитов во Франции. К тому же их популярность и влияние при французском дворе постоянно возрастали. Не случайно, в своем письме шевалье Рамсей упоминает о возникшем у Людовика XV желании быть посвященным в масонство и занять в нем руководящее место. В этой связи реакция кардинала было совершенно противоположной той, которую ожидал от него шевалье Рамсей. Он начал расследование деятельности масонов во Франции, а после полученного отчета о расследовании кардинал 2 августа 1737 года запретил деятельность масонских лож на территории Франции. Мало того, есть основания предполагать, что именно с подачи кардинала де Флери папа римский Климент XII издал буллу, в которой декларировался запрет католикам состоять в масонских ложах. Но результат этих официальных мер тоже оказался неожиданным. Общественное мнение во Франции проигнорировало эти запреты и, напротив, французы стали с еще большим энтузиазмом принимать участие в масонской деятельности. Единственное, к чему это привело, якобиты были вынуждены передать управление ложами в руки французов, и, некоторое время спустя, в 1743 году Великим Мастером во Франции на многие годы становится граф Клермон, принц королевской крови.

Таким образом, организация и становление лож во Франции, а также их идеология были во многом определены именно шотландскими якобитами. А развитие в них дополнительных градусов после речи шевалье Рамсея стало напрямую ассоциироваться с шотландскими ложами. Так или иначе, английские морские офицеры и шотландские якобиты-эмигранты положили начало цепочке событий, приведших к созданию дополнительных градусов, которые при всем разнообразии их названий, объединялись в ложах под общим термином “шотландские”.

http://s2.uploads.ru/t/wkMzK.jpg

Именно этим объясняется несколько особенностей развития европейского масонства в то время. Великая Ложа Англии игнорировала высшие градусы, расцветавшие в Европе, в том числе, по причине нежелания поддерживать структуры, оппозиционно настроенные к правящей английской династии. После краха последнего якобитского восстания на Британских островах в 1745 году (и ухода с исторической сцены движения за реставрацию Стюартов), в Европе позабылись первопричины появления дополнительных градусов, и политическая их составляющая в масонских системах стала растворяться. Однако политические подоплеки в развитии дополнительных градусов впоследствии вновь дадут о себе знать. Вместе с тем, остановить стремление к более высоким степеням посвящения нельзя было даже в английском масонстве. Английским и европейским дворянам, а также представителям и других сословий хотелось найти некую сакральную истину, пришедшую из тьмы веков, подчеркнуть исключительность и аристократичность происхождения масонства, а также получить как можно больше отличий и знаков уважения от масонов, недавно пришедших в Орден.

Эти дополнительные или высшие градусы отличались от английского крафта и представляли особую привлекательность для европейцев. Именно так называемые “материнские шотландские ложи” считались руководящими органами дополнительных градусов в целом, или, по крайней мере, для первой части линейки высших степеней посвящения. Традиция эта была настолько сильна, что 50 лет спустя, даже в среде Новиковских лож, где не признавали французских систем дополнительных градусов, тем не менее, первая дополнительная степень перед посвящением в розенкрейцерскую систему присваивалась в так называемой Шотландской ложе.

Из Франции система дополнительных “шотландских” градусов была перенесена в германские земли. И здесь вновь не обошлось без якобитов. Барон Хунд, создатель одной из первых систем “Строгого наблюдения”, заявлял о получении секретов высших градусов из среды якобитов. А главой так называемых “неизвестных”, то есть руководителем Ордена, по его версии, был принц Чарльз, который получил у Хунда наименование “рыцарь с красным плюмажем” (по другой версии им мог быть Александр Монгомери, чей род на протяжении нескольких поколений был связан с тамплиерами и масонством). Собственно, система “Строго наблюдения” из¬начально преследовала политическую цель. Под системой “Строго наблюдения” подразумевалось то, что масоны более низких градусов находятся в распоряжении братьев более высоких степеней посвящения. Таким образом, якобиты, по всей видимости, пытались построить систему организаций, иерархически структурированную, для возможности оперативно и без возражений представителей низших звеньев масонства использовать ее для решения задач по реставрации Стюартов.

Практически одновременно с дополнительными градусами во Франции, подобные системы появились в Германии, Австрии, Швеции, а затем под их влияние попадают и другие страны. К концу века насчитывалось несколько десятков различных дополнительных степеней с разными пышными названиями. Не давая сейчас оценку исторической обоснованности истоков английской системы дополнительных градусов, как и дополнительных шотландских степеней, тем не менее следует отметить, что Королевская Арка, равно и как и последующие степени Йоркского Устава стали своеобразным ответом на развитие “шотландских” лож в континентальной Европе.

Довольно часто приходится встречаться с упоминанием факта письма Рамсея в адрес иерархов Римской католической церкви, а также о следах иезуитов в деятельности Капитула Клермона. Это имеет достаточно простое объяснение. Принц Чарльз в борьбе за возвращение на английский престол не мог не учитывать политический вес, а также финансовые и организационные возможности папского престола. К тому же следовало отмести подозрения католической церкви в отношении возможных претензий масонства на некую религиозную роль. Отсюда проистекают реверансы в адрес католической церкви в письме Рамсея. Но когда оказалось, что найти взаимопонимание с католической церковью невозможно, то в системе высших градусов, как и в символических ложах, дистанцировались от конфессиональных споров. С этого момента полностью утвердилось только общее требование для всех масонов о признании единого Бога и отказе от обсуждения конфессиональных различий.

Как было указано выше, вторая четверть XVIII века харак¬теризовалась бурным развитием дополнительных градусов. В результате появились самые разнообразные системы подобных градусов, в том числе система Хунда, Шведский устав и многие другие. Непосредственным предшественником ДПШУ стала система, явившаяся итогом развития Капитула Клермона. К 50-м гг. она оформилась в Ритуал Хередома. В 1758 году, в рамках Ритуала Хередома, масоны, называющие себя Держав¬ными принцами и Великими офицерами Великой и Державной Ложи Святого Иоанна Иерусалимского, основали организацию, которая получила название “Капитул (Совет) Императоров Вос¬тока и Запада”. В 1759 году был создан еще один руководящий орган этого Устава – Совет принцев Королевского Секрета (Царственной тайны) в Бордо. Этот Устав содержал 25 градусов. При небольших разночтениях в этой системе существовали кроме общеизвестных первых трех градусов, такие степени как Совершенный Архитектор, Избранник Девяти, Избранник Пятнадцати, Достославный Мастер, и так далее. Следует обратить внимание, что вышеназванные степени Избранников Девяти и Пятнадцати, а также такие степени как Рыцарь Розового Креста, Великий Командор Иерусалимского Храма или Рыцарь Черного и Белого Орла или и т. д. – это все степени, которые затем найдут свое место в ДПШУ. Попытки поставить под сомнение сам факт существования Совета Императоров в тот период не выдерживает никакой критики. Не только патент, выданный Э. Морену, но и другие патенты начала 60-х гг. позволяют утверждать, что система дополнительных градусов активно функционировала.

http://s3.uploads.ru/t/by5kW.jpg

Как ни странно, свидетельство о распространении риту¬алов Совета императоров Востока и Запада мы можем найти в России. В российских архивах хранится патент Эразма Пенсиваля от 3 марта 1764 года на получение им последней степени этого устава (но в патенте были перечислены все предшествующие степени Совета Императоров). Причем подписан этот патент был одним из наиболее известных масонов того времени – бароном де Чуди, который участвовал в создании целого ряда систем дополнительных градусов. Сам Пенсиваль был известен тем, что он, еще будучи во Франции, начал издавать серию сборников, где были ритуалы всей цепочки градусов Ритуала Хередома, и продавать их ложам, заинтересовавшимся развитием дополнительных градусов. Великая Ложа Франции пыталась приостановить неконтролируемое распространение этих сборников, предложив выкупить эти сборники за 300 франков. Пенсиваль деньги взял, но распространение не прекратил. Через какое-то время он оказался в России, где в 70-80-х гг. он также продолжал распространять эти тексты. Теперь их можно найти в некоторых российских архивах, в том числе, в архиве И.П. Елагина на французском языке и в переводе на русский под названием “Разговор аллегорический, преподанный мудростью...”. В 80-х гг. Пенсиваль жил в Москве, где был мастером стула (Досточтимым) в ложе Constancia, которая работала на французском языке.

Данные ритуалы Пенсиваля, оказавшиеся у И.П. Елагина, свидетельствуют о том, что уже с начала 60-х гг. XVIII века система включала как первые три градуса, то есть символические степени, так и дополнительные градусы. Таким образом, письменные первоисточники дают возможность с уверенностью утверждать, что уже с 60-х гг. XVIII века линейка градусов, из которых затем выросла система ДПШУ, начиналась с символических градусов. Они не только декларировались, но и имели подробно разработанные ритуалы. Все это никак не согласуется с утверждениями, что вышеуказанная система изначально создавалась как система, не имеющая символических градусов и соответствующих ритуалов.

Становление и распространение Устава Совета Императоров Востока и Запада происходило на фоне конфликта, возникшего среди французских масонов. В 1761 году Великая Ложа Франции отказалась подтвердить полномочия заместителя Великого Мастера ВЛФ Лакорне. В ответ он начал создавать параллельную структуру, которая также получила название Великой Ложи Франции. Во время этого конфликта Совет Императоров стал создавать свои ложи и капитулы высших градусов в Париже и по всей Франции. Таким образом сложилось как бы три центра силы – старая Великая Ложа, Великая ложа, созданная Лакорне, и Совет Императоров, который, по всей видимости сумел сохранить отношения с обоими враждующими лагерями. Именно в этот период, 27 августа 1761 года, некто Этьен Морен (или Морин) получает патент, который предоставляет ему право “развивать Царственное искусство во всем его совершенстве, ... предоставлять соответствующие Хартии и Конституции, … учреждать ложи во всех высших и совершенных градусах”. Данный патент был подписан и от имени Великой Ложи, и от имени Совета Императоров Востока и Запада. Это свидетельствует о том, что Э. Морену предоставлялось право открывать как ложи дополнительных, так и символических градусов. Причем упоминание Совета Императоров есть в преамбуле патента и в конце текста. Таким образом, предположения о том, что текст о Совете Императоров был вписан в патент значительно в более позднее время, также не выдерживают критики. К тому же в патенте ведется речь именно о праве учреждать ложи высших градусов, а не ограничиваться созданием символических лож.

Следует отметить, что полномочия Э. Морена распространялись не только на Америку, но и на другие страны, как было сказано, “на четыре четверти земного глобуса”. В этом же патенте сохраняются традиции, свойственные дополнительным градусам середины XVIII века. В патенте используется термин “шотландские градусы” для обозначения системы высших градусов. А с другой стороны воспроизводится система “Строго наблюдения”, когда масоны более низких степеней посвящения, подчиняются братьям, получившим более высокие градусы. “Они имеют право говорить в любое время … Даже если они впадут в ошибку, они могут быть поправлены только Шотландскими масонами”.

Патент был выдан от имени Великого Мастера Великой Ложи графа Клермона, Генерального Заместителя Президента Великого Совета (Совета императоров...), а также Заместителя Великого Мастера Лакорне. Некоторых исследователей удивляет, что патент был подписан от имени представителей двух враждующих Великих лож. Но мне кажется, что все объясняется следующими обстоятельствами. Лакорне, хотя и объявил о создании новой Великой Ложи, но не собирался полностью разрывать с руководством в лице принца крови, графа Клермона. К тому же, Э. Морен был фигурой, которая устраивала все конфликтующие стороны, а ему самому поручалось дело, в котором все были заинтересованы – распространение масонства в Америке. Последующие события подтверждают данное предположение. На следующий год, 24 июня 1762 года, две Великих ложи были объединены. И хотя это объединение было формальным, и конфликт затем вновь возник, но на тот момент, в августе 1761 года, патент Э. Морена соответствовал той ситуации, когда обе стороны пытались договориться. Э. Морен начал по прибытии в Америку выполнять порученную ему миссию. Таким образом, появление лож совершенства относится к концу 60-х гг. Существуют документы, которые свидетельствуют о создании подобной ложи в рамках Консистории Принцев Королевского Секрета в 1769 г. на Ямайке в г. Кингстоне.

Раскол, о котором я упомянул выше, продолжался до начала 70-х гг. К 1767 г. он достиг такого накала, что правительство Франции объявило о прекращении работ масонских лож. Но если одни подчинились этому приказу, то другие, во главе с Лакорне свою деятельность продолжили. В 1768 г. их деятельность была признана Великой Ложей Англии, которая, в знак их признания в качестве регулярных масонов, выдала им Книгу Конституций и подтвердила признание в своих документах от 1769 года. Следует отметить, что в этот период (время раскола между двумя Великими Ложами) Совет Императоров продолжал свою деятельность как в Париже, так и в провинциях.

Ситуация стала стабилизироваться только к 1771 году, когда умер граф де Клермон. По инициативе Лакорне и его сторонников пост Великого Мастера был предложен герцогу Шартрскому и Орлеанскому, принцу крови, будущему Филиппу Эгалите (Филиппу Равенство). На следующий год, 5 апреля 1772 года было объявлено, что он является Великим Мастером для всех масонских лож Франции. Обе враждующие части символических лож объединились под эгидой герцога Орлеанского. Державный Совет Императоров Востока и Запада также заявил, что Филипп теперь выступает в качестве Великого Державного Мастера всех шотландских капитулов. Таким образом, во Франции по эгидой одного лица стали управляться все символические ложи и все структуры дополнительных градусов. В знак установления подобной ситуации в сентябре 1772 года в декрете Великой Ложи было подчеркнуто, что не признаются и не будут признаваться какие-либо независимые масонские организации на территории Франции вне пределов юрисдикции Великой Ложи. Здесь же указывалось, что все управление дополнительными степенями сосредотачивается в Совете Императоров. Подобное объединение дополнительных градусов означало, что главная роль среди систем дополнительных градусов теперь принадлежала Совету Императоров Востока и Запада. Кроме того, объединение символических лож и лож дополнительных степеней было оформлено знаковым событием 24 декабря 1772 года. В этот день было объявлено о роспуске Великой Ложи, и все руководство всеми масонскими структурами, как символическими ложами, так и ложами дополнительных градусов, передавалось в распоряжение новой организации – Великому Востоку Франции.

Факт объединения символических и дополнительных градусов в рамках одной организации и под руководством одного лица в истории масонства не оценен в полной мере. Мы наблюдаем в этом случае укрепление тенденции соединения в одну логическую линию всех степеней масонского посвящения.

http://s2.uploads.ru/t/UI9m4.jpg

Так уже произошло в Швеции в рамках Шведского устава, по этому же пути шли в Германии. Не надо забывать, что там уже имелся опыт системы Хунда – “Стрикт обсерванта”. А в 70-е гг. в Германии сложилась специфическая двойственная ситуация. С одной стороны, символические градусы были под руководством герцога Брауншвейгского, который был генералом прусских войск и доверенным лицом Фридриха II. А с другой – система дополнительных градусов Злато-Розового Креста, возглавлялась другим приближенным Фридриха, его министром – Вельнером. Таким образом, фигура прусского короля маячила за спинами двух основных руководителей масонских структур созданных в Германии. Теперь же и во Франции управление всеми масонскими структурами сосредоточилось в одних руках.

Подведем итог рассмотренному периоду становления ДПШУ.
1. Прямым предшественником ДПШУ является Совет Императоров Востока и Запада, который в свою очередь ведет свои истоки от первых т. н. “шотландских лож”, в которых начали практиковать посвящение в дополнительные градусы в соответствие с доктриной Рамсея. Подобное название пошло от лож, созданных шотландскими якобитами во Франции. С этого момента в течение всего XVIII века структуры дополнительных градусов назывались шотландскими ложами или ложами шотландских градусов. Именно это обстоятельство обусловило термин шотландский в названии ДПШУ.
2. Начало развития дополнительных степеней происходило в тесной связи с политическими событиями. Использование дополнительных градусов для поддержки реставрации Стюартов в Британии, борьба Пруссии против гегемонизма Франции и Австрийской империи – все это отложило свой отпечаток на специфику ДПШУ. В этом ДПШУ не отличался от других систем дополнительных градусов. Шведский Устав, Орден Злато-Розового Креста и некоторые другие также использовались для достижения политических целей лидеров этих структур.
3. С 60-х гг. XVIII века Устав Императоров Востока и Запада получает свое распространение вне пределов Франции. Ложи усовершенствования появляются на Ямайке, Нью-Йорке, Берлине. В 70-х гг. этот Устав, благодаря деятельности Э. Пенсиваля, становится известным в России.
4. Устав Совета Императоров Востока и Запада, а затем и ДПШУ, изначально создавался в качестве сквозной линейки как символических, так и дополнительных градусов в своем неразрывном единстве. Ритуалы Совета Императоров всегда начинались с первого символического градуса и заканчивались высшими степенями. Все 33 градуса были разбиты на 8 классов. Отличие от Конституций 1762 г. заключается в том, что там все было разбито на 7 классов, т. к. тогда существовало 25 градусов. Но и там все также начиналось с символических градусов и заканчивалось 25 градусом.
5. Наличие сквозной линейки, начиная с первых символических градусов, не представлялось чем-то уникальным для XVIII века. С 1773 года Великий Восток Франции считался единой структурой управления как для символических, так и для дополнительных градусов. Такая же ситуация существовала в Шведском Уставе и Ордене Злато-Розового Креста. Все это обуславливалось возобладанием тенденции возвращения к системе “строгого наблюдения”. Только с начала XIX века постепенно происходит отделение символических градусов от дополнительных.
6. Окончательное оформление ДПШУ в 1786 году было обусловлено логикой тенденции в деле упорядочения последовательности дополнительных градусов в мировом масонстве. Появление в это же время Исправленного Шотландского Устава и Французского Устава было вызвано теми же причинами.

http://s2.uploads.ru/t/Ctudk.jpg

Источник.

0

2

Виктор Белявский
Происхождение ДПШУ*
*масонский Древний и Принятый Шотландский Устав

Часть II.

http://s3.uploads.ru/t/On5Ik.jpg

Провозглашение герцога Брауншвейгского Великим Мастером было одной из составных частей установления контроля прусского короля Фридриха над международным масонством, которое он пытался использовать в своих политических интересах. Продолжением этой линии в масонстве стал контроль, через своего министра Вельнера, над Орденом Злато- Розового Креста, который представлял собой специфическую систему дополнительных градусов. Достаточно напомнить, что именно в рамках Злато-Розового Креста, по его каналам, через круг Новикова была предпринята попытка поддержать интригу цесаревича Павла против его матери Екатерины II. Одновременно в Пруссии стала получать распространение система Императоров Востока и Запада. В этой связи участие Фридриха в подготовке и подписании Великих Конституций 1786 года выглядит логичным продолжением его политики установления контроля над международным масонством. К тому же, Устав ДПШУ имел четкую антикатолическую направленность, что очень удачно могло использоваться в борьбе против католических Австрии и Франции. Именно по той же причине для борьбы против Франции служила и тамплиерская легенда, на использовании которой в масонстве следует остановиться особо.

С момента речи Рамсея о происхождении масонства от тамплиеров, возникло, пусть чисто теоретическое и невольное, но все-таки противостояние с французской королевской властью. Вполне логично было рассуждение о том, что если масоны являются наследниками тамплиеров, то ими наследуется также противостояние с главным гонителем тамплиерского ордена – королевской властью во Франции. Именно поэтому вокруг тамплиерских степеней и признания преемственности от рыцарей-храмовников постоянно шла дискуссия. Если в Швеции был безразличен сам факт конфликта французской монархии и тамплиеров, то это и позволило в этой стране без компромиссов принять ставшую официальной версию о том, что тамплиеры после разгрома обосновались в Швеции и являются прямыми предшественниками масонского ордена. В Германии, которая была значительно ближе к Франции и где было более ощутимо французское влияние, дискуссия о проблеме преемственности высших градусов масонства и тамплиерства продолжалась с той же интенсивностью, что и во Франции. Именно этим объясняется тот факт, что в системе “шотландских градусов” тамплиерская степень то появлялась, то исключалась, замещаясь степенью Рыцарь Кадош, что по своему было лишь легкой вуалью, которая прикрывала, но не скрывала тамплиерский смысл этой степени.

При подготовке общеевропейского конгресса представителей масонства разных стран среди нескольких главных вопросов, наряду с определением границ масонских провинций, стоял вопрос как относиться к тамплиерской версии происхождения масонства. Было принято паллиативное решение – отказаться от признания исторической преемственности с тамплиерами, но объявить о некоей их идейной связи с Орденом Вольных каменщиков. Но такое решение никого не могло удовлетворить, и, чуть более года спустя, многие масонские системы вернулись к тамплиерской версии, а значит – вновь вставал вопрос о возможной направленности дополнительных степеней против королевской власти Франции. Это также нашло свое отражение в окончательном оформлении ДПШУ. Король Фридрих использовал французский опыт объединения всех масонских структур в одних руках, но решил довести с прусской последовательностью до логического конца. Теперь Протектор и Патрон Верховного Совета ДПШУ объявлялся руководителем всех масонов. Опыт единого руководства символических градусов и структур дополнительных степеней, уже опробованный во Франции, был использован Фридрихом в своих собственных интересах, и был не в последнюю очередь, благодаря тамплиерской версии, направлен против французской угрозы в «профанском» мире. Таким образом, Устав ДПШУ позволял решать не только чисто масонские задачи, но и нацеливаться на решение вопросов политического характера, чем и не замедлил воспользоваться Фридрих Великий.

Все вышесказанное подтверждает идею, что возникнув, как система Совета Императоров Востока и Запада, и получив свое развитие не только во Франции, но и на островах Карибского моря, где было сильно влияние Франции, ДПШУ продолжил свое формирование в 70-80-х гг. как в логике общемасонской тенденции упорядочения дополнительных градусов, так и в логике решения политических задач Пруссии. В этой связи появление Конституций 1786 года является не случайным фактом, чью историческую достоверность можно поставить под сомнение, а логическим результатом развития общемасонских и профанских тенденций в Европе.

http://s2.uploads.ru/t/HQlVX.jpg

С самого начала текст Конституций 1786 года заявлял о ДПШУ как об общемасонской системе символических и дополнительных градусов, объединившей деятельность масонов во всем мире. Следует обратить внимание на тот факт, что Конституции 1786 года были не началом создания, а итоговым юридическим оформлением ДПШУ, создававшегося на протяжении нескольких десятилетий в качестве конкретной сквозной системы градусов, с первого по тридцать третий. Но затем во Франции и в Пруссии наступают времена, которые не способствовали развитию масонства вообще и ДПШУ в частности. В Пруссии после смерти Фридриха II не осталось авторитетного руководителя масонства. Герцогу Фердинанду было уже далеко за 60 лет, он стал отходить от дел после прихода на престол наследника Фридриха, а в 1792 году – умер. Во Франции в 1789 г. году началась революция, которая привела не только к расколу в масонской среде, но и к казни Великого Мастера Великого Востока Филиппа Орлеанского. Тогда же начались и общеевропейские войны антифранцузской коалиции. С этого момента вопрос об общемировом руководстве ДПШУ в лице одного человека стал неактуальным. С другой стороны, исторически было обусловлено, что наиболее подготовленной почвой для полной реализации нового правового положения ДПШУ стали регионы Западного полушария.

Вест-Индия предоставляла широкие возможности для развития дополнительных градусов. В только что созданных Соединенных Штатах масонство изначально получило боль¬шое распространение. Будучи привнесенным из Англии и имея английские корни, американское масонство, тем не менее, в 80-90-х гг. XVIII века резко сократило свои связи с английскими ложами после получения независимости Северной Америки. Самостоятельность в своем развитии и появление Великих Лож в каждом отдельном штате позволяли искать новые ориентиры в масонстве. Великие Ложи южных штатов были не только самостоятельны, как и другие североамериканские Великие ложи, но здесь присутствовала и определенная специфика, которая содействовала распространению дополнительных градусов, изначально появившихся во Франции. Новый Орлеан, Чарльстоун и ряд других городов южных штатов исторически и по своему этническому составу были близки к Франции. К тому же это были самые богатые по тем временам штаты, где местная элита стремилась, как и европейское дворянство, найти в масонстве некие знаки отличия, которые позволяли бы говорить об особых достижениях их персонального носителя по сравнению с другими членами братства.

Вместе с тем, у южных штатов существовали свои особые экономические связи с островами Карибского моря, где после поражения Англии в войне за независимость Северной Америки, важную роль играли именно французы. Тогда активно действовал известный треугольник: ром с островов – рабы из Африки – их продажа в Америке. Ром производился на островах Карибского моря, а рабы, купленные за этот ром в Африке, были востребованы в южных штатах. Это не только подкрепляло этнические связи поселенцев южных штатов и остров Карибского моря, но и объединяло их общими экономическими интересами. Именно здесь и получили распространение ложи дополнительных градусов, которые впервые появились в Вест-Индии еще в 70-е годы XVIII века, как результат деятельности Э. Морена, которого туда послал Совет Императоров Востока и Запада. Выше уже упоминалось о существовании документов, которые свидетельствуют о создании подобной ложи в рамках Консистории Принцев Королевского Секрета в 1769 г. на Ямайке в г. Кингстоне. И уже тогда была зафиксирована связь дополнительных градусов с Пруссией, как центром их распространения. Например, еще 3 сентября 1770 г. в Нью-Йорке состоялось собрание ложи Олбани, в протоколе которой записано следующее: “Брат Стрингер, Заместитель Генерального Инспектора, заявил, что он получил ритуал от Основателя… в Берлине”. Косвенным свидетельством связи Первого Материнского Верховного Совета с Пруссией может служить и дата его основания. Он был основан в Чарльстоуне 31 мая 1801 года, в день вступления Фридриха II на прусский престол.

Не случаен так же и тот факт, что распространение ДПШУ происходило именно через такого человека, как граф Александр де Грасс-Тилли. Он был сыном французского адмирала, которого Франция прислала в Вест-Индию во главе военного флота для поддержки американских сторонников независимос¬ти. Сам адмирал заслужил громадную популярность, благодаря своей победе над английским флотом. Поэтому его сын мог рассчитывать в Вест-Индии на самый радушный прием и доброжелательное отношение. К тому же его положение позволяло поддерживать близкие связи с масонской элитой как Европы, так и Америки. Он родился в 1766 году в Версале, состоял членом Шотландской материнской ложи “Общественный договор” (то есть структуры, в функции которой входило посвящение в дополнительные градусы), был знаком с французским послом в Пруссии, д`Эстерно, чья подпись стоит под Конституциями 1786 года. В 1796 году Александр де Грасс уже был членом ложи “La Candeur” (Откровенность) в Чарльстоуне. Он явился одним из основателей Материнского Верховного Совета в Чарльстоуне в 1801 году. Патент де Грасса в качестве Великого Командора для Французской Вест-Индии был заверен первым Великим Командором Южной Юрисдикции США Джоном Митчеллом. Таким образом, мы можем проследить цепь преемственности ритуалов и Конституций 1786 года от Франции и Пруссии в Вест-Индию, включая острова Карибского моря и Соединенные Штаты Америки.

http://s3.uploads.ru/t/MKuo8.jpg

Этим событием можно определить окончание периода формирования ДПШУ как масонской системы, со своими юридическими документами и ритуалами, и имеющей общемировое распространение. Однако следует коснуться вопроса о происхождении и аутентичности Конституций 1786 года. Когда создавался Материнский Совет в 1801 году в его распоряжении был только рукописный вариант Конституций. Как указывалось выше, он оказался в Вест-Индии у де Грасса, ко¬торый в свою очередь получил его от французского посла в Пруссии д`Эстерно, поставившего свою подпись наряду с другими учредителями ДПШУ. Но существует другая копия Конституций на латинском языке, что вызвало в свое время дискуссию об аутентичности обеих версий. Тем не менее уже в начале XIX века аутентичность официальной версии тщательно сверялась после ее издания на латинском языке с тем вариантом Конституций, который использовался при создании Материнского Верховного Совета и хранился в его архивах в Чарльстоуне. Проверку проводили восемь известных уважаемых масонов. Среди них был Сетьер, издатель официальных документов Верховного Совета Франции, барон де Пенни, граф Тибо и некоторые другие. Особую весомость этому заключению придает факт его подписания таким человеком, как маркиз Лафайет, которого называли героем Франции и Америки, пользовавшегося непререкаемым авторитетом по обе стороны Атлантики. В 1817 году Верховный Совет Франции официально издал Конституции 1786 года на французском языке, что позволило еще раз подтвердить аутентичность версии, которая хранится в архивах Чарльстоуна. Таким образом, ряд факторов, в том числе: логика развития масонских систем в 70-80 е гг., которая предполагала упорядочение систем дополнительных градусов; соединение в одном руководстве структур символических и дополнительных градусов; политическая обстановка в Вест-Индии, а также в Европе, где шла борьба Пруссии за преобладание на континенте; ослабление Англии в связи с поражением в войне за независимость Северной Америки и начало Французской революции, затормозившей развитие масонства в Старом Свете – все это обуславливало факт появления Конституций 1786 года в Пруссии и начало развития ДПШУ в Америке.

Как известно, в 1804 г. граф де Грасс вернулся из Вест-Индии во Францию и создал Верховный Совет Франции. С этого момента начинается распространение ДПШУ на Европейском континенте. В этой связи встает вопрос о возможности использования ДПШУ на территории России в начале XIX века. До недавнего времени эта тема практически не получала своего подробного и систематического рассмотрения. Рамки данной работы и наличие на сегодняшний день небольшого количества материала на позволяет во всех подробностях осветить данную проблему. Но уже сейчас хотелось бы отметить несколько интересных моментов. Как упоминалось в предыдущем номере, изучение архивов И.П. Елагина, показало, что в его распоряжении имелись ритуальники всех степеней Устава Совета Императоров Востока и Запада. В этот же период, в течение многих лет на территории России пребывал и принимал участие в работе московских лож Э. Пенсиваль, который занимался активным распространением этого Устава. В переписке русских масонов постоянно упоминается работа по французским ритуалам в дополнительных градусах, а также ведется их критика за излишнюю пышность ритуалов. Все это позволяет утверждать, что уже в 70-80-е гг. в России получил распространение непосредственный предшественник ДПШУ – Совет Императоров Востока и Запада.

А в начале XIX века в России уже действовали структуры дополнительных градусов ДПШУ. Об этом свидетельствует целый ряд документов. Главная роль в этом принадлежала А.А. Жеребцову. Он был сыном О.А. Зубовой, известной участницы заговора против Павла I. Будучи консулом во Франции, он был посвящен в масонство. А в России с 1802 года А.А. Жеребцов возглавил ложу “Соединенные Друзья”, которая работала по “французской системе”, где число степеней, по замечанию А. Серкова, доходило до тридцати трех. Эта ложа была весьма популярной в русском масонстве, и ее численность временами достигала 200 человек. Из ее состава выделилось несколько лож. В 1809 году А.А. Жеребцов создает ложу “Палестина”, где было много не только русских офицеров, но французских инженеров, военных и т. д., которые в большом количестве приехали в Россию после встречи в Тильзите русского и французского императоров. Эта ложа также работала по “французской системе”. В 1812-1814 гг., во время войны с Наполеоном, именно члены ложи “Соединенные Друзья” создавали походные ложи, которые после победы над Наполеоном активно сотрудничали во Франции с ложами Великого Востока. Влияние А.А. Жеребцова в русском масонстве трудно переоценить, о чем свидетельствует его попытка создать Русскую Провинциальную Ложу по возвращении из заграничных походов в 1816 году.

Тогда же из состава ложи “Соединенные Друзья” выделилась ложа “Благо”, также работавшая по “французской системе”. Среди других русских масонов ее членом состоял известный драматург А.С. Грибоедов. Одновременно в ее составе были братья Люксембург де Линь, один из которых – Шарль был Великим Почетным Офицером Великого Востока Франции, а другой – Людвиг – Великим Генеральным Инспектором 33 градуса ДПШУ. Следует напомнить еще раз, что в тот период Верховный Совет Франции и Великий Восток представляли из себя единое целое. Не следует также забывать, что в тот период Великий Генеральный Инспектор 33 градуса имел право посвящать своим собственным решением любого масона в самые высокие степени.

По “французским ритуалам” работала и другая ложа – “Елизавета к Добродетели”. В ее состав входили представители аристократии и высшего чиновничества, не случайно билет на агапу, или как тогда говорили на столовую ложу, стоил 12 рублей. Сама ложа была названа в честь русской императрицы.
Ложу в 1809-1811 гг. возглавлял А.С. Сергеев, который вступил в Орден в 1804 году в Нанси. Чуть позже, в 1814 г., в ее состав вошел А.Н. Муравьев, который был посвящен в свое время в 32-й градус ДПШУ.

http://s2.uploads.ru/t/n8POQ.jpg

Поразительное подтверждение правильности излагаемой позиции нашлось во французском издании по истории масонства. Одна из иллюстраций представляет собой цветную репродукцию картины, изображающую храм согласно ритуалу ДПШУ. В подписи было указано, что репродукция была извлечена из русских архивов и датирована 1820-м годом. Следовательно, еще до 1820 г. в России был известен ритуал ДПШУ. Данное изображение храма из русских архивов размещено на этой странице.

Популярность ДПШУ в России была настолько большой, что Е.Е. Эллизен, лидер “Астреи”, которая претендовала на объединение под ее руководством всех русских лож, в 1816 году обратился с письмом об установлении отношений с Материнским Верховным Советом в Чарльстоун. И наконец, активным распространением ДПШУ в России занимался Н.Н. Николев, Великий Генеральный Инспектор 33-го градуса Верховного Совета Франции. Он находился в переписке с основателем Верховного Совета Франции Александром де Грасс-Тилли. На него была возложена задача создания Верховных Советов в Германии, Польше и России. В 20-х гг. XIX века он активно посвящал русских масонов в высшие степени.

Таким образом, ДПШУ практиковался в России еще в начале XIX века. Указание на то, что в “Соединенных Друзьях” использовался ритуал в 33 градусах, а также наличие в России масонов посвящения 32 и 33 градусов заставляет по-новому взглянуть на происхождение текстов ритуалов ДПШУ, которые находятся в нашем распоряжении. Раньше старорусские обороты в наших ритуалах вызывали недоумение по причине того, что якобы не могли существовать ложи ДПШУ в начале XIX века. Теперь подобный аргумент не может уже приниматься во внимание. История русского масонства начала XIX века убедительно предоставляет нам факты противоположного характера: ложи ДПШУ не только могли существовать, но и существовали в этот период.

Русские масоны оказывались посвященными в высшие градусы ДПШУ и после запрета масонства в России в 1822 году. В 1865 году по сведениям А. Серкова, в 32 степень был посвящен известный революционный деятель М.А. Бакунин. По сведениям того же А. Серкова, в конце XIX века в высшие степени ДПШУ был посвящен Г.Н. Вырубов. Он же создал эмигрантскую ложу “Роза Совершенной Тишины” во Франции, которая работала по ДПШУ. Известный русский ученый-электрофизик П.Н. Яблочков также работал в трех ложах ДПШУ, и был создателем ложи “Космос” для эмигрантов из стран Восточной Европы. В этой ложе получили свое посвящение Е.В. де Роберти, М.М. Ковалевский и Н.А. Котляревский.
Все это свидетельствует о том, что русские тексты ритуалов ДПШУ были востребованы задолго до того времени, как К. Котляров стал подготавливать передачу ритуалов Великой Ложе России в начале 90-х гг.

И вот совсем недавно удалось получить еще одно подтверждение данным выводам. В распоряжение ВЛР Бывшим Досточтимым Мастером парижской ложи “Астрея” К. Приваловым был передан сборник номеров “Вестника объединения русских лож ДПШУ” за 1959-1964 гг., (редакция и автор искренне благодарны ему за это). Сборник печатался на пишущей машинке и под копирку – поистине самоотверженный труд русских масонов в Париже. Так вот, в № 12 за 1963 год старый русский масон С.П. Тикстон, в своем докладе, прочитанном на Совместном Собрании русских лож в Париже, указывает: “Ритуалы, которыми пользовалась “Астрея” и которыми и поныне, с некоторыми изменениями пользуются все русские ложи, были заимствованы из старых ритуалов русских шотландских лож конца XVIII – нач. XIX вв.”. Далее он указывает на деятельность И.А. Штарка, который жил одно время в Петербурге и принимал участие в ложах, работавших по системе П.И. Мелиссино. Затем Штарк работал в королевской библиотеки в Париже и много сделал для разработки ритуалов ДПШУ. Именно Штарк, при составлении ритуалов ДПШУ, заимствовал много элементов из ритуалов П.И. Мелиссино. В частности, это касается шпаг, направляемых на новопос¬вященного в момент даровании ему Великого Света, очищения элементами и эпизода с братом-хирургом. Все это вновь и вновь свидетельствует о том, что ритуалы ДПШУ на русском языке относятся в концу XVIII – начала XIX вв.

Об этом свидетельствуют и оказавшиеся в нашем распоряжении ритуалы ложи “Астрея” 1922 года. Они очень похожи на ритуалы К. Котлярова. Только старорусских оборотов там еще больше, чем их сохранил К. Котляров. Таким образом его роль была не в создании заново текстов с использованием старорусских оборотов, а в редактировании и адаптации ста¬рорусских текстов для их использования в современных условиях. Таким образом нет никаких оснований для утверждения о поэтапном создании стилизованных под старину русских текстов ДПШУ для ВЛР в течение 50-80-х гг. XX века. Сама же первая эмигрантская ложа “Астрея” в 1922 году не могла подготовить ритуал во всех подробностях. Реалии эмигрантской жизни русских и поиск работы для пропитания не позволяли эмигрантам уделять много времени тщательному переводу ритуалов с французского на русский, да еще и приукрашивая их старорусскими оборотами. Им проще было воспользоваться текстами ДПШУ, оставшимися от русских масонов начала XIX века.

Этой же логике соответствует и факт использования в австралийской ложе ритуалов ДПШУ, переведенных с текстов, ко¬торыми пользовались русские масоны еще до запрета масонства в России (т. е. до 1822 г). Это было засвидетельствовано в преамбуле австралийского текста ритуала. В качестве автора перевода с русского указан Н. Катков. По всей видимости, это известный в свое время в Америке переводчик мемуаров Феликса Юсупова об убийстве Г. Распутина. А помогал ему в этом переводе (согласно преамбуле), известный историк масонства из Англии – К. Бэтам, сам имевший 33 градус ДПШУ. Таким образом, русский переводчик и английский масон 33-го градуса, использовали для перевода, по их словам, тексты, которые принадлежали русским масонам начала XIX века. Вряд ли они стали бы скрывать, что исходный текст был заново написан русскими эмигрантами. Это также подтверждает факт существования русских текстов ДПШУ, относящихся по времени к началу XIX века.

Подведем итоги рассмотренному периоду становления ДПШУ.
1. В Пруссии уже существовал опыт использования в политических интересах масонства символических и дополнительных градусов, о чем свидетельствуют события, связанные с Вильгельмсбадским конгрессом и Орденом Злато-Розового Креста. Распространение ДПШУ, в том числе, и на территории Пруссии, предоставило Фридриху II возможность использовать данную масонскую структуру также в своих политических интересах. Именно этим во многом объясняется тот факт, что его подпись, в качестве Протектора и Патрона ДПШУ, стоит под текстом Конституций 1786 года. Но последовавшая вскоре его смерть, Французская революция и войны антифранцузских коалиций привели к тому, что политическая составляющая в ДПШУ потеряла свое значение.
2. События в Европе обусловили причину первоначального развития структур ДПШУ сначала в Вест-Индии, и только затем в Европе. Активное участие в этом процессе представителей Франции и создание Материнского Верховного Совета ДПШУ на юге США были обусловлены ослаблением английского влияния в масонстве после поражения в войне за независимость северо-американских колоний. Участие южных штатов и островов Карибского моря в совместной процветающей торговле способствовало укреплению взаимоотношений этих регионов, где стали активно развиваться структуры дополнительных градусов.
3. Логика исторического развития масонства в Европе и Вест-Индии, а также текстовый анализ Конституций 1786 года позволяют согласиться с выводом об аутентичности французской, английской и латинской ее версией.
4. С 1804 года, после создания Верховного Совета Франции, ДПШУ активно распространяется на территории Европы. А тесные связи Франции и России после встречи русского и французского императоров в Тильзите в 1807 г. способствовали распространению структур ДПШУ в нашей стране. Особую роль в распространении ДПШУ сыграла ложа “Соединенных Друзей”, созданная А.А. Жеребцовым, а также ряд близких к ней других лож, где практиковался ритуал в 33 градусах. В их работах принимали участие французы и русские, имевшие посвящение в 32-й и 33-й градусы. Особую роль в развитии ДПШУ на территории российской империи сыграл Н.Н. Николев. Он обладал степенью Великого Генерального Инспектора 33-го градуса, состоял в переписке с де Грассом-Тилли и имел задачу создания Верховных Советов ДПШУ в Германии, Польше и России.
5. Практика ДПШУ в России до запрещения масонства в 1822 году, а также наличие русских масонов второй половины XIX века, которые за пределами России были посвящены в высшие степени ДПШУ и создали русские ложи за границей, позволяют утверждать о востребованности русских текстов ДПШУ еще в XIX веке.
6. Факт существования лож ДПШУ в России в начале XIX века, свидетельство старого русского масона С.П. Тикстона о происхождении ритуалов ложи “Астрея”, анализ их текстов, относящихся к 1922 году, а также их сравнение с текстами К. Котлярова свидетельствуют о том, что русские версии ДПШУ являются не стилизацией, а ведут свое происхождение из России начала XIX века. Об этом косвенно свидетельствует также и преамбула ритуала ДПШУ австралийской ложи, чей текст обряда был переведен с русского языка.

http://s3.uploads.ru/t/x3ehC.jpg

0

3

1)Фридрих Великий и Фридрих-Вильгельм, член Ордена золотого и розового креста это разные люди.
2)степень «рыцарь кадош» введена в Лионе в 1743 году, еще до появления стрикт обсервант в Германии. Эта степень как раз и была посвящена мести за уничтожения Ордена тамплиеров.
3) "В переписке русских масонов постоянно упоминается работа по французским ритуалам в дополнительных градусах, а также ведется их критика за излишнюю пышность ритуалов. Все это позволяет утверждать, что уже в 70-80-е гг. в России получил распространение непосредственный предшественник ДПШУ – Совет Императоров Востока и Запада".  - Это что за переписка? Трубецкого и Ржевского по ИШУ? При чем здесь ДПШУ?
4)Что то я не заметил доказательств посвящении русских в России в 32 или 33 градусы (кроме большого желания автора). Это градусы административные, их присвоение подразумевает наличие капитула и т.д. Ни о чем таком у Жеребцова сведений нет. По той самой причине он и присоединился к союзу шведской системы Провинциальной ложе.

0

4

А я ещё не дочитал.  У меня тоже есть пара замечаний. Но надо из всего текста понять, существенны ли они.

0

5

Я сейчас собираю материал по стрикт обсервант и Вильгельмсбадскому конвенту. Колоссальное количество материала выложено во французских ресурсах. Для ИШУ это ключевой конвент. Прямо документы выкладывают. Смотришь и плачешь. В России по этой тематике 00000. Вот бы Кузьмишину взяться, перевести или Бялявскому это дело проплатить. Могу вас заверить, что о ДПШУ и его истории несколько книг написано, только переводи. В 19 веке в России этот устав не работал. А тут Америку открываем. Народ который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Это не в обиду автору.
Еще раз смотрю на текст он просто переполнен расхожими штампами, надо фильтровать информацию.
Например: О речи Рамзея "Одним из главных положений его речи было утверждение, что истинное масонство ведет свое происхождение от тамплиеров, укрывшихся на Британских островах". Ничего подобного Рамзей не говорил и тамплиеров не упоминал. Он говорил об Ордене Св.Иоанна Иерусалимского - эти госпитальеры или мальтийцы. Про тапплиеров писалось в его книге изданной уже после смерти "Философские принципы..." Все это есть в публикации Кузьмишина.
Или другой пассаж о масонах пытавшихся встать на сторону Павла Петровича в его борьбе с Екатериной II. Это бред воспаленного рассудка. Нет ничего удивительного, что некоторые масоны делали ставку на наследника престола, пытались воспитывать его, входит в его окружение. Но об участии в политической борьбе речи тут быть не может, так как и сам Павел ее не вел. Следствие Екатерины над Н.И.Новиковым ничего доказать не смогло.
Такие мелочи сводят на нет ценность работы.

Отредактировано doktor (Суббота, 6 апреля, 2013г. 10:46:53)

0

6

Королевская Арка, равно как и последующие степени Йоркского Устава стали своеобразным ответом на развитие “шотландских” лож в континентальной Европе.

По датам не сходится. Королевская Арка практиковалась с 1730 года, а первые письменные упоминания о посвящении в неё относятся к 1743 году*
Здесь автор, видимо, имеет в виду Королевскую Арку, связанную с одним из двух течений в английском масонстве,  с Великой Ложей «Древних»,  основанной в 1751  году. Однако сама "Святая Королевская Арка" старше всех французских "высших" степеней, поэтому "ответом" быть не могла. Тем более, что Королевская Арка имеет ирландскую "родословную".

_____________________
* У. Кирк Мак-Налти, с. 184;
Публикация в газете Dublin Journal в 1743 году о процессии в графстве Корк в Шотландии, проведенной Ложей Йукхале №21, в день Святого Иоанна зимнего членами степени Царственного Свода.
И другие авторы.

0

7

эта речь была произнесена в связи с избранием Великим Мастером французских лож видного деятеля якобитов – Ч.Р. Дервентуотера. Одним из главных положений его речи было утверждение, что истинное масонство ведет свое происхождение от тамплиеров, укрывшихся на Британских островах

На самом деле это утверждение требует ссылки, поскольку официально это только легенда. И многие исследователи говорят о том, что на самом деле Эндрю Майкл Рамзей (Ramsay Andrew Michael) никогда не выдвигал подобных предположений*. Как и Обряд Рамзея (Rit de Bouillon - Бульонский Обряд), только легендарный. Как и создание в 1738 году в Лионе Клермонтского Капитула (Chapter of Clermont) - официально также только легенда. Документов таких нет.
Основные источники на сегодняшний день - это авторы Тори и Клавель, но они описывают создание Клермонтского Капитула в более поздний срок - 1754 год.
________________
* см. например "Энциклопедию..." А.Э. Уайта, с. 86 - 87

0

8

в 70-е гг. в Германии сложилась специфическая двойственная ситуация. С одной стороны, символические градусы были под руководством герцога Брауншвейгского, который был генералом прусских войск и доверенным лицом Фридриха II. А с другой – система дополнительных градусов Злато-Розового Креста, возглавлялась другим приближенным Фридриха, его министром – Вельнером.

doktor написал(а):

1)Фридрих Великий и Фридрих-Вильгельм, член Ордена золотого и розового креста это разные люди

Да, с учётом того, что министром Вёлльнер стал только в 1786 году у Фридриха Вильгельма II, в работе здесь историческая неточность.
Вместе с тем, если учесть, что Фридрих II умер только в 1786 году, а Der Orden vom Goldenen Rosenkreuz nach altem System возник и развился в 1776 - 1779 годах, то таки да, все нити так или иначе сходились к Фридриху II.

Наибольшего расцвета и влияния, понятно, «Орден Злато-Розового Креста» достиг после того, как был посвящён в этот орден кронпринц Пруссии Фридрих Вильгельм II. Орден под управлением Вёлльнера, Бишоффсвердера и Тедена, под покровительством кронпринца, позже короля Пруссии Фридриха Вильнельма II, сумел объединить вокруг себя высшее общество. В орден начали посвящаться князья, графы, министры и генералы. По сути, в конце XVIII века «Орден Злато-Розового Креста старой системы» стал наиболее значимым и влиятельным для немецкого общества XVIII столетия, распространившимся на многие немецкие масонские Ложи, принадлежность к которому почиталась за честь в высшем обществе.*

* Это я взял здесь: «Religion und arkane Hierarchie: Der Orden der Gold- und Rosenkreuzer als geheime Kirche im 18. Jahrhundert», Renko D. Geffarth, с. 68.

То есть, Орден уже существовал, когда Фридрих Вильгельм II был ещё крон-принцем.
Вёлльнер же в то время, помимо увлечения "розенкрейцерством", был фактическим управляющим в "Строгом Послушании". Дело в том, что ложами трёх степеней руководил принц Фридрих Август Брауншвейгский (с 1772 по 1799), а руководителем «Высших Степеней» для Мастеров, одной из масонских систем, Уставом «Строгого Послушания» был  его дядя герцог Фердинанд Брауншвейгский с 1772 года. Но он был номинальным руководителем. Фактически "Строгим Послушанием" руководил как раз правая рука герцога - Вёлльнер. Ссылки надоело искать, где-то у меня было:

Вёлльнер посвятился в масоны в Ложе «К Трём Глобусам» и скоро стал наместником герцога Фердинанда Брауншвейгского,  на правах шотландского обермейстера «Строгого Наблюдения». То есть, фактически управлял «шотландскими» ложами в «Высших Степенях».

Вот такая связь может быть с Фридрихом II. Хотя Фридрих II недолюбливал Вёлльнера, но через Брауншвейгского связь могла быть. В этом случае действительно можно сказать, что (по тексту работы) "фигура прусского короля маячила за спинами двух основных руководителей масонских структур созданных в Германии". Я бы даже сказал, одного основного руководителя. "Наш пострел везде поспел". Вёлльнер везде руководил.
Только, наверное, не во всей Германии, в Пруссии. Германии тогда ещё не было единой, наверное.

0