Символические степени ДПШО в семействе европейских символических обрядов
Особенностью французской масонской системы является существование трех
символических степеней, связанных с Древним и Принятым Шотландским Уставом.
В мире регулярного Масонства это встречается
достаточно редко, практически это касается только ВНЛФ и ее
« дочерних » Великих Лож – в том числе и Великой Ложи России. И именно
Россия будет в центре этой работы, имеющей целью свести воедино
имеющиеся у нас сведения об истории развития ДПШО в современном
регулярном масонстве.
В последние тридцать лет многие историки масонства работали над тем,
чтобы отделись системообразующую мифологию ДПШУ и связанных с ним
символических степеней от исторических фактов и описать реальную
историю возникновения этой системы. В данной работе мы постараемся
дать обзор результатов этих исследований и внести в них небольшой
вклад, ставший возможным в результате большой архивной работы,
касающейся в основном истории русскоязычных Лож начала XX века. Эти
архивы хранятся во Франции, но мало доступны французским
исследователям ввиду языкового барьера.
Говоря о «Древней и Принятой» системе, мы в основном обращаем
внимание на три семейства ритуалов. Это прежде всего собственно
«созвездие ДПШО», но также и английский Обряд Единства (известный как
Эмулейшн) и Французский (или Новый) Обряд. Другие ритуальные
семейства, даже тесно связанные с этими тремя общей историей, все же не
столь сильно переплетаются с ними как в том, что касается истории
зарождения, так и во взаимных заимствованиях, столь многочисленных в
нашей «франко-английской группе».
Мы поговорим о хронологии развития ритуалов начиная с 1696 года, когда
был записан первый известный ритуал из двух степеней, так называемый
«Манускрипт Эдинбургской Архивной Палаты (Edinburgh Register House
Ms). Читатель может проследить за основными моментами этой
хронологии в прилагающейся схеме, представляющей небольшую часть
«генеалогического древа» ритуальных семейств, известных в Европе. Наше
исследование не претендует на полное описание всей сложности развития
наших обрядов и Уставов, такая задача была бы слишком объемна даже
для энциклопедического издания. Несмотря на это, мы пытаемся
вычленить основные моменты из материалов, доступных исследователям,
учитывая в то же время тот факт, что процесс поиска исторической истины
в этом вопросе далек от завершения, многочисленные исследования
продолжаются еще в настоящий момент и многие неизвестные архивы еще
ждут того, чтобы их открыли и использовали.
Итак, наша история начинается в конце XVII века, когда общество
«обработчиков вольного камня» постепенно теряет связь с оперативной
строительной работой и ритуальная часть передачи знаний начинает
записываться на бумаге. Только начиная с этого момента мы можем
говорить о посвятительской передаче, состоящей из двух частей – мифа и
ритуала. Мифологическая, или легендарная часть представлена в это
время поэмой Региус, известной с начала XV века, и давшей за два века
своего существования несколько десятков различных версий. Ритуальная
же передача, которая вероятно появилась начиная с Уставов Шоу 1599
года, представлена после века развития серией из пятнадцати вопросов и
ответов и кратким «сводом обычаев» - все это много раз появляется в
документах двух последующих десятилетий без особых вариаций.
По меньшей мере до двадцатых годов XVIII века речь идет о ритуале из
двух частей – общей степени Ученика и Подмастерья и степени
«Компаньона или Мастера», небольшая часть которой перешла в
настоящее время в степень Подмастерья, но которая по большей части
стала основой современной передачи степени Мастера и всего
многообразия дополнительных (или «высших») степеней.
Здесь следует отметить стоящий особняком манускрипт 1711 года,
известный как рукопись Троицкого Колледжа (Trinity Colledge Ms), первый
известный документ, упоминающий три отдельных степени и вводящий
отдельные знаки (но не отдельные ритуалы) для Компаньонов и Мастеров.
Этот документ не соответствует современной ему практике первых
английских Лож, где посвящение по-прежнему состоит из двух степеней
как минимум в течении пятнадцати лет после появления этого
манускрипта, при этом даже распределение знаков между первой и второй
степенями этому документу не соответствует. В то же время судя по всему
основатели шотландских и ирландских систем либо имели доступ к этому
манускрипту, либо были носителями соответствующей устной традиции,
поскольку для них распределение знаков как раз следует этому документу.
Начиная с 1730 года, степень Мастера постепенно распространяется на всю
не-оперативную систему масонских Лож, численность которых возросла
примерно в тысячу раз с момента создания первой Великой Ложи Лондона
в 1717 году. Очень быстро степень Мастера разделяется на две части.
Первая из них, которая становится основополагающим мифом регулярного
масонства, рассказывает о событиях, связанных с убийством одного из
библейских персонажей, вторая же говорит о последствиях этой трагедии.
С конца двадцатых годов XVIII века система начинает распространяться в
континентальной Европе. Три основных степени остаются ритуально
достаточно близкими к истокам, даже если стиль работы сильно меняется,
в нем появляются элементы философских исследований, что
принципиально отличается от практики Великой Ложи Англии, для
которой главным остается общественный и социальный аспект работы.
Это изменение еще более заметно в том, что касается второй части
«древнего мастерства». В Англии эта часть становится Королевской Аркой,
которую иногда считают четвертой регулярной масонской степенью, но
которая в конце концов возвращается на свое исходное место как
дополнение и завершение степени Мастера. На континенте же происходит
взрывообразное развитие. Миф, легший в основу Королевской Арки,
попадает в континентальной Европе на весьма плодородную почву и через
два десятилетия мы констатируем наличие достаточно аморфного
конгломерата из как минимум сотни различных степеней и градусов,
дополняющих Мастерство.
Эту систему часто называют «шотландской», не из-за весьма сомнительной
связи с Шотландией, где ничего подобного не практиковалось, а из-за
названия одной из первых «высших степеней», Шотландского Мастера
«Лож Святого Андрея». Достаточно быстро многочисленные «рыцарские
степени» дополнили исходное «древнее Мастерство». Самой заметной из
них была степень Рыцаря Востока, которая долго была высшей степенью
многих систем, но которую затем вытеснила с этого места степень Рыцаря
Орла или Державного Принца Розы+Креста, появившаяся, когда
розенкрейцерское движение слилось с масонством. Эта степень
сохранилась с тех пор как « Nec plus ultra » посвятительского масонского
пути.
Было сделано несколько попыток навести некоторый порядок в этом
нагромождении степеней, в котором к 1770 году насчитывалось уже как
минимум 300 различных посвящений – при том, что некоторые
исследователи говорят о более чем тысяче двухстах. Среди этих попыток
систематизации имеет смысл упомянуть систему «Трех JJJ», семиградусную
систему Материнской Ложи Марселя, тридцатитрехградусную линейку
графа Клермона (сильно отличающуюся от намного более позднего
ДПШУ), но все это только отдельные примеры среди многих других.
Если не считать шведской системы, систематизированной очень рано, еще
в 1760х годах,- первым успехом в создании стандартного ритуала,
действующего до наших дней, можно считать Исправленную Шотландскую
систему, основанную в 1782 году. В нее, кроме символического блока из
четырех степеней, входят еще две рыцарских степени и тайный орден,
существование которого всегда отрицалось.
В конце XVIII века Великий Восток Франции был единственной
централизованной масонской системой, которая могла считаться
регулярной в современном значении этого слова. В рамках этого
послушания велась большая академическая работа, которая позволила за
двенадцать лет, начиная с 1773 года, создать простую, но в то же время
полную ритуальную систему, в которую кроме трех обычных
символических степеней входило четыре «ордена», каждый из которых
объединял в себе темы нескольких степеней, относящихся к одному из
основных семейств «высших градусов», существовавших в Европе в
середине XVIII века. Эта система, позже известная как «Французский или
Новый Устав», была официально утверждена в 1786 году.
В 1761 году Этрен Морен, французский торговец, отправился на Карибские
острова, имея на руках патент, позволявший ему распространять
масонский Свет на другом берегу Атлантики. Точное содержание этого
патента установить сложно, учитывая, что его оригинал не сохранился, а
дюжина известных копий достаточно сильно отличаются друг от друга как
содержанием, так и подписями и титулами тех, кто этот патент выписывал.
Известно, что этот патент позволил Морену создать на Карибах систему из
25 степеней, которую вероятнее всего он составил в соавторстве с
Франкеном, торговцем из Нидерландов, который изложил практически все
ритуалы «высших степеней» этой системы, с 4 по 24, в рукописи, известной
как «Манускрипт Франкена», первая из известных копий которого
датируется 1783 годом, но следы которой отслеживаются вплоть до 1772
года.
Документальных следов работ по этой системе в Европе не сохранилось,
при том, что отдельные степени, входящие в систему, там в основном были
хорошо известны. «Конституции 1762 года», входящие в ритуальную
систему ДПШУ, упоминающие 25 градусов устава «Царственной Тайны»,
являются просто достаточно поздней копией (самое раннее начала 1770х
годов) Генерального Регламента Великой Ложи Франции 1763 года, где
упоминание о символических степенях было просто заменено на линейку
из 25 градусов, соответствующую системе Франкена. На американском же
континенте система получила серьезное развитие. Между 1790 и 1800
годами к ней добавилось еще восемь градусов, и в 1801 году система
окончательно оформилась как «Древний и Принятый Устав», получивший
чуть позже дополнительное название «Шотландского».
Что касается символических степеней, несмотря на то, что в Европе
существовали десятки их вариантов, в общем и целом их темы и
символизм оставались достаточно однородными. Спор «Древних» и
«Новых», который породил в Англии два соперничающих и сильно
отличающихся друг от друга семейства ритуалов, континента не коснулся.
Огромное большинство Лож работала по различным вариантам системы
первой ВЛ Англии, известным как система «Новых», где два Стража сидят
на Западе во главе своих колонн и где степени Ученика соответствует
колонна J.
Некоторые заметные различия в ритуалах появились во Франции в 1770х
годах, когда начался конфликт между «французской» системой
регулярного Великого Востока и конгломератом «шотландских» ритуалов
оппозиционных Великих Лож. При этом различия между системами все же
оставались не слишком серьезными и касались в основном возгласов и
расположения светильников в Ложе. Обе системы четко могут быть
классифицированы как «Новые».
Остальная часть континента следовала в части традиционной масонской
символики, либо «французской», либо «шведской» системе. Последняя
также являлась частью «Нового» семейства, отделившись от
«французской» около 1735 года. Россия, работавшая сначала по
нескольким различным английским патентам «новой» ветви как ни
странно достаточно мало использовала «франко-английскую» систему
Ложи Премьер, о таких работах свидетельствуют всего несколько
документов 1760х годов. В основном работы велись по шведским
ритуалам, точнее по их немецкой версии, составленной Йоханом
Вильгельмом Элленбергером фон Циннендорфом.
Российская тенденция поиска во всем глубокого духовного смысла
предопределила тот факт, что достаточно быстро основной упор в русском
масонстве сместился с относительной простоты и «клубной» атмосферы
первых трех степеней к поискам и исследованиям, путь которых
российские Братья видели в разнообразных «высших градусах» и даже за
их рамками, в розенкрейцерской мистике, имеющей уже мало общего с
собственно масонством.
В Европе серьезные изменения в системе символических степеней
начались в 1804 году, когда граф де Грасс-Тийи, участвовавший в создании
Верховного Совета Древнего и Принятого Устава французских заморских
территорий в 1802 году, вернулся в метрополию и начал активную работу
по продвижению там своей системы.
С самого начала этой работы он столкнулся с проблемой присутствия в
континентальной Франции хорошо развитой родственной системы, уже
упомянутого здесь Французского или Нового Устава. Де Грасс нашел для
своей работы естественного союзника, группу так называемых
«Шотландских масонов», находившихся, как сказано выше, в оппозиции к
Великому Востоку. Чтобы подчеркнуть отличие между двумя
послушаниями, французские основатели системы, ставшей в результате
«Шотландской», а не только «Древней и Принятой», решили присоединить
к ней специально созданный символический Обряд, основанный на
ритуале «шотландцев», но полностью переписанный, чтобы
соответствовать «Древней» схеме, где Второй Страж перемещен на юг
Ложи, а Ученики работают на колонне B.
У этого Обряда есть два различных источника. Это французская «новая»
система «шотландцев» и английский ритуал «Древних», вероятнее всего в
версии утечки «Трех Отдельных Ударов в Дверь» (« Three Distinct Knocks »,
TDK) 1760 года. Ввиду того, что эти системы принципиально отличались
друг от друга, первые ритуалы «Древнего и Принятого Шотландского
Обряда («Тройного Единства» 1804 года и «Путеводителя шотландского
Масона» 1811 года), имели множество внутренних противоречий, в
основном в том, что касалось соответствия ритуалов и катехизиса. Но в
процессе работы эти проблемы были постепенно решены и к 1829 году мы
уже можем видеть достаточно логичный ритуал, наследующий черты
обеих систем – континентальной и английской, и вобравшей себя таким
образом принципы как «Нового», так и «Древнего» семейства ритуалов.
После десятка лет навязанного Наполеоном союза между Великим
Востоком и «шотландцами» французское масонство снова разделилось на
две части. С одной стороны, Великий Восток продолжал работать по
Новым / Французским обрядам, с другой – Верховный Совет Франции стал
создавать собственные символические Ложи, которые работали по системе
«ДПШО».
В этом контексте интересно упомянуть родственный (через общие
заимствования из TDK) обряд Фридриха Людвига Шрёдера, ставший
официальным в одной из немецких земельных Лож в 1811 году и быстро
ставший весьма популярным благодаря связанной с ним политике
возвращения к истокам трехстепенного масонства и отказа от любых
«высших степеней» - для этой системы основой работы становится общий
братский труд в символической Ложе. Этот обряд, который и поныне
является одним из самых популярных в Германии, был также одним из
ритуалов Лож-основательниц Великой Директоральной Ложи Астрея,
первой полностью независимой Великой Ложи, созданной в России в 1815
году и проработавшей вплоть до полного запрета масонства в стране в
1822 году.
Начало XIX века отмечено также событием, положившим основу всей
современной системе масонской регулярности. Речь идет о подписании в
Англии в 1813 году Акта Единства между соперничавшими Великими
Ложами «Новых» и «Древних». Этот Акт, завершив полувековой раздор,
позволил дать четкое определение того, что собственно является
Масонством и установить принципы масонской системы (иначе говоря,
формализовать Ландмарки), согласно которым группа Братьев в какой-
либо стране может претендовать на формирование Великой Ложи.
Этот Акт позволил также установить единый стандарт ритуала, ставшего
образцом для работ Лож в Англии (и не только), этот стандарт по сей день
хранит Ложа Эмулейшн. Этот ритуал, сохранив многие черты, характерные
для системы «Древних», смог несмотря на это остаться достаточно
«нейтральным» и был поэтому легко принят обеими объединившимися
сторонами. Что касается Королевской Арки, она окончательно заняла свое
место в рамках символического масонства как важное дополнение степени
Мастера.
Для Франции, которая осталась вместе с Англией одним из главных
центров масонства в Европе, XIX век был отмечен постепенной потерей
традиционной составляющей и сильной политизацией, которой не смогли
избежать Ложи. В то же время, это была эпоха, когда оккультизм и поиск
эзотерических знаний были одними из главных направлений развития
общественной мысли. Французские Ложи часто работали тогда как
философские клубы и эта тенденция естественным образом проникла в
ритуал и в масонскую традицию в целом.
Французское масонство осталось расколотым надвое. С одной стороны –
Великий Восток, изначально полностью регулярный, но ставший к 1870м
годам политическим обществом, которое в конце концов отказалось от
работы во славу Великого Архитектора Вселенной, потеряв таким образом
связь с всемирным масонским сообществом. Основным ритуалом для этого
послушания оставался Французский Обряд, все больше изменяемый в
результате последовательных реформ. В то же время, несколько систем
дополнительных степеней добавились к традиционному для Великого
Востока Французскому Уставу, это в том числе был и ДПШУ,
заимствованный у Верховного Совета Франции, и постепенно занявший
доминирующее место среди Уставов, работающих в союзе с Великим
Востоком.
Другой стороной был Верховный Совет ДПШУ Франции, который после
краткого навязанного Наполеоном союза с Великим Востоком снова стал
независимой масонской структурой, создавшей и контролировавшей
собственные символические степени. Это было одной из главных причин,
по которой эта часть французского так и не смогла установить связи с
большей частью масонского мира, для которого со времен Акта Единства
четко утверждался изначальный принцип суверенитета Великих Лож над
символическими степенями и полное организационное разделение трех
символических степеней и любых систем, выходящих за их рамки.
Ситуация несколько изменилась в начале XX века. Регулярное масонство
начало свое возвращение во Францию с создания Великой Национальной
Регулярной Независимой Ложи Франции и Колоний (будущей ВНЛФ).
Верховный Совет ДПШУ Франции, также ища возможностей
регуряризации, создал Великую Ложу Франции для управления
символическими Ложами и начал работу по возвращению к традиционным
истокам.
Важнейшим событием для развития степеней «символического ДПШО» в
том виде, в котором мы его сегодня знаем, был большевистский переворот
1917 года в России и массивная эмиграция во Францию весьма
образованных франкоговорящих россиян. Многие из них были в поиске
нового центра духовного единства, и многие также искали такую точку
опоры в Масонстве.
Через век после запрещения в 1822 году регулярное Масонство в России
полностью отсутствовало. Несмотря на смягчение запрещения в начале XX
века, те немногие группы, которые претендовали в стране на звание
масонских имели очень мало общего с традиционным обществом
Каменщиков. С одной стороны речь шла об эзотерических
розенкрейцерских и превдо-темплиерских обществах, наследниках
духовных традиций парамасонского розенкрейцерского движения начала
XIX века. С другой стороны речь шла о нескольких Ложах, созданных в 1906
году Великим Востоком и Великой Ложей Франции, которые, после
некоторых перипетий развития, трансформировались в политические
клубы с крайне упрощенными ритуалами, которые не считал масонскими
даже очень далеко отошедший к этому времени от регулярности Великий
Восток.
Большая группа русских эмигрантов, среди которых было несколько
Братьев, ранее посвященных во Франции и в других странах,
присоединились к Великой Ложе Франции. Этот выбор был естественным
для того времени, поскольку речь шла о единственной значительной
масонской организации, главной целью которой был духовный поиск.
Поиск, который с точки зрения изгнанных коммунистическим режимом
россиян был единственным путем возможного возрождения их страны.
Когда в Париже начала свою работу первая русская Ложа, Астрея №500,
сразу же встал вопрос об используемом ритуале. Прежде всего, для
сохранения культурного единства, следовало работать по-русски. Но
простой перевод ритуалов ВЛФ не показался Братьям достаточным. ДПШО
к этому времени уже был сильно упрощен по сравнению с исходными
текстами, в ритуале были четко видны следы антирелигиозной «чистки»
конца XIX века и в общем и целом церемония казалась слишком
поверхностной для молодых и образованных масонов, которые составляли
ядро русскоязычной группы.
Требовалась перестройка, но при этом следовало создать впечатление
«возврата к истокам». Некоторые из Братьев имели доступ к старым
текстам ритуалов, в частности к ритуалу Мелессино, который в части
символических степеней был близок к одному из предшественников
Французского Обряда. Этот ритуал дал много материала для создания
текста русского ДПШО, из него взяты элементы, которые редко можно
увидеть в других версиях современных «Древних и Принятых» ритуалов –
это к примеру испытание кровью.
Большая группа Братьев, присоединившихся к «русскому комитету»,
пришла из Ложи « L’Anglaise » №343, работавшей по французской версии
английского Обряда Единства, так называемого «Эмулейшн». Эти Братья
совершенно резонно воспринимали Англию как источник масонской
регулярности, и с их точки зрения английские ритуалы должны были
служить образцом ритуальной практики для русских Лож. Плюс к этому,
они видели очевидную близость английских ритуалов и ДПШО который,
напомним, был в большой степени составлен из элементов, происходящих
из одной из ветвей английской ритуалистики. Присоединившись к русской
группе, эти Братья внесли в создающуюся версию ритуала много
английских элементов – таких как скрещивание шпаги и трости над
алтарем или «испытание благотворительностью» в конце посвящения,–
часть из которых встречалась в более ранних версиях ДПШО.
Новый русский ритуал, который сформировался в середине 1920х годов,
был таким образом продуктом двойного смешения – и источники этого
смешения были весьма похожи на обоих этапах. Первой фазой был синтез
«Нового» ритуала «шотландцев» и «Древнего» английского обряда в 1804
году, а второй – включение в ритуал русскими эмигрантами элементов еще
одного «Нового» ритуала французского семейства конца XVIII века и
современного обряда Ложи Эмулейшн.
В 1950х-1960х годах Великая Ложа Франции начала серию реформ, целью
которых была новая попытка получить международное признание в мире
регулярных Великих Лож. Ритуальная реформа была частью этой работы.
Комиссия по ритуалам, которая была хорошо знакома с русскими текстами,
взяла из них многие элементы и сделала их основой для вносимых во
французские обряды изменений. Надо учитывать, что эти тексты, ввиду
многочисленных заимствований из обряда «Эмулейшн», были гораздо
ближе к английским ритуалам, их содержание было более богатым и
теистическая основа была там гораздо более очевидна.
Попытки регуляризации ВЛФ провалились, после чего около половины
Братьев этого послушания решили присоединиться к ВНЛФ, единственной
французской регулярной и признанной Великой Ложе, принеся туда
Древний и Принятый Шотландский Обряд, который в отличие от
связанного с ним Устава ранее был практически неизвестен в мире
регулярного масонства.
В последующие годы, символические ритуалы русского и французского
ДПШО развивались по-разному. Русскоязычные Братья, все более и более
малочисленные, сумели сохранить ритуалы, написанные их
предшественниками в 1920х годах, практически неизменными, окружив их
для лучшей сохранности легендами о происхождении с незапамятных
времен. Богатство содержания этих ритуалов оказалось для многих
привлекательным, и их английская версия, переведенная в самом начале
1970х годов, используется некоторыми Ложами даже в Австралии. Со
стороны франкоговорящего масонства была проведена значительная
работа по «возвращению к истокам», а именно к ритуальным элементам
1829 года, когда была создана наиболее «логичная» версия исходных
текстов обряда. При этом многие «русские» элементы сохранились – как в
ритуале, так и в устной традиции, таким образом нынешняя официальная
французская версия – это «смешанный» ритуал, имеющий французские,
английские, но также и исконно русские источники, что делает ДПШО
одним из самых богатых ритуалов, несмотря на некоторую его
эклектичность. Это объясняет постоянно растущий в современном
масонстве интерес к этому обряду.
Сравнивая сегодня все тенденции ритуального семейства, о котором мы
говорим, мы можем констатировать постепенную стабилизацию
ритуальных практик. ДПШО, несмотря на несколько десятков известных
версий, постепенно подходит к стандартизации и позиционируется как
система, где очень важна духовная и интеллектуальная составляющая,
отражающая всю историю развития масонской мысли за последние три
века. По сравнению с этим, Французский Обряд, восстановленный в
регулярном мире в том состоянии, в котором он был при его основании в
1786 году, играет роль живого хранилища традиций и истории нашего
Братства. Что касается английского обряда Единства, он остается
нейтральным стандартом, достаточно современным для того, чтобы быть
понятным для Братьев любого интеллектуального уровня, и достаточно
традиционным, чтобы быть всемирно признанным эталоном регулярной
масонской работы.
Традиционное Масонство состоит из трех степеней, включающих
дополняющую степень Мастера Королевскую Арку. Но не следует забывать
о громадном разнообразии этих трех степеней в мире. Это разнообразие
связано в частности с огромной работой, необходимой, чтобы понять и
усвоить смысл степени Мастера. Для многих из нас эта работа связана с
системами дополнительных степеней. Некоторые системы, в частности та,
которую хранит Ложа Эмулейшн, ограничиваются констатацией
самодостаточности системы символических степеней и оставляют Братьям
свободу выбора одного или нескольких из десятков существующих
посвятительских орденов, существующих в англо-саксонском мире.
Другие, в особенности системы континентального семейства – в частности
французская и шведская – предпочитают «сквозную» логику, где
дополнительные степени представляют собой логическое продолжение
символической работы с самого начала существования соответствующих
Уставов.
Древняя и Принятая система выбрала «серединный» путь, основываясь в
большинстве стран, где она существует, на общепринятых для этих стран
системах символических степеней, никак не связанных с ДПШУ, а в странах
«французской» филиации беря за основу ритуальный синтез, созданный
после рождения Устава специально для того, чтобы интегрироваться в
векторную логику его поступенчатого совершенствования.
Чтобы идти вперед, важно знать свои корни. Масонская система
невероятно сложна и разнообразна, но в то же время, при глубоком ее
изучении становится видна ясная логика, пронизывающая, несмотря на
видимые противоречия, весь ритуальный корпус, как в части его
символической основы, так и в части дополнительных степеней, богатство
которых стремится к бесконечности. И наша работа – собирать
разрозненное.
Никита Зыков, ВЛР
Санкт-Петербург – Москва – Париж, 2014
Благодарности
Написание этой статьи было бы невозможным без долгих дискуссий с
Виктором Белявским ЗВМ ВЛР. Наши с ним точки зрения на история
Масонства часто расходятся, но это как раз те споры, в которых рождается
истина. Я также благодарю двух Жан-Пьеров – Сервеля и Ролле, Великого
Мастера и Великого Канцлера ВНЛФ за доступ ко многим документам,
который был бы невозможен без их помощи. Большое спасибо также
Джону Хэмиллу из ОВЛА за весьма ценные сведения о происхождении
английского Крафта. И last but not least, спасибо Библиотеке ВЛФ и ее
Великому Архивисту Франсуа Роньону, который провел меня по
лабиринтам ее архивов.
Библиография
1. Edinburgh Register House Ms, 1696
2. Trinity Colledge Ms, 1711
3. Anderson Constitutions, 1723 & 1738, online
4. Graham Ms, 1726, online
5. Samuel Prichard, « Masonry Dissected », 1730, online
6. Catéchisme des Franc-Maçons, 1744
7. Abbé Louis Gabriel Pérau, L’Ordre des Francs-Maçons trahis et leur secret
révélé », 1745, online
8. Tschoudy, Grades Alchimiques, 1766, reprint & comments de Jean Solis,
2009.
9. Le rite en 33 degrés du compte de Clairmont, 1768, facsimile 2012
10. Francken Ms, 1783, online
11. Grand Livre d’architecture de la GLF du 9 février 5789 au 5 juin 5798,
rééd. Prieuré, 1996
12. Alain Bernheim, « Did écossais (early ‘high’) degree originate in
France ? », Heredom vol. 5, 1996
13. Alain Bernheim, « Une certaine idée de la Franc-Maçonnerie », Dervy,
2008
14. Alain Bernheim, « Ramsay and his Discours revisited », Acta Masonica vol
14, 2004
15. H. Carr, « Six hundred years of Craft ritual », CME, 1978
16. John Coustos, « Procédures curieuses de l’inquisition contre les francsmaçons
», 1803, reprint Nabu, 2010Etienne Gout, « La genèse de
l’Ecossisme français », Ordo ab Chao n°30, 1996
17. Emile Daruty, « Recherches sur le REAA », 1879, reprint 1998
18. R. Dachez, « L’invention de la franc-maçonnerie », Véga 2011
19. P. Fesch, Bibliographie de la Franc-Maçonnerie et des sociétés secrètes,
Deny, 1910
20. A.G. Jouaust, Histoire du Grand Orient de France, reprint 1989
21. D. Ligou, « Rituels du Rite Français Moderne 1786 », 1991
22. Pierre Mollier, « Nouvelle lumière sur la Patente Morin et le Rite de
Perfection », Renaissance Traditionnelle n°110-111, 1997
23. Paul Naudon, « Histoire, rituels et tuileur des hauts grades
maçonniques », Dervy, 1978.
24. Pierre Noël, « Les grades bleus du REAA, genèse et développements »,
online
25. Michel Piquet, « Organisation des hauts grades en France », Ordo ab Chao
n°30 ,1994
26. J.-M. Ragon, « Le tuileur général de la Franc-Maçonnerie française », 1862.
27. Jacques Simon, « REAA, rituel des trois premiers degrés 5829 », La Hutte,
2010
28. Claude-Antoine Thory, « Acta Latomorum », 1875
29. Dictionnaire de la Franc-Maçonnerie, ed. de La Hutte, 2010
30. Ложа Лотос №638, история образования и деятельности - Париж,
1950
31. П. Бурышкин, Великая Ложа Астрея – Архивы ВЛФ
32. П. Бурышкин, Думское Масонство – Архивы ВЛФ
33. English constitution rituals (Emulation Lodge)
34. Rituels du Rite Français, Tuileur 1801.
35. Ритуалы ДПШУ Лож Астрея, Юпитер, Золотое Руно, Прометей (1926-
1951), послевоенные версии Астреи/Котлярова (1955, 1965, 1979,
1994, 1995)
36. Rituels symboliques du REAA 1804, 1813, 1829, 1843 (SCdF), 1896, 1921,
1951, 1952, 1955, 1965 (GLdF), « Cerbu », « Hiram » (GLNF)