Из письменного распоряжения Адама Вейсгаупта (около 1786/87гг.):
25. Дабы быть уверенными в том, что все члены одушевлены одним духом, одним разумом и одной волей, определенные книги предписаны им для чтения.
В настоящее время в Германии мы рекомендуем:
1. Философ Сенека
2. Эпиктет
3. «Размышления» Марка Аврелия.
4. «Жизнеописания» Плутарха.
5. Его работы о морали, так же как и другие его сочинения.
6. Следующие работы Виланда: Агатон, Золотое зеркало и Тайный вклад [1].
7. Тобиас Кнаут [2].
8. Хиршфельд: О величии человека и героических добродетелях [3].
9. [Александр] Поуп: Опыт о человеке.
10. «Моральная теория» Адама Смита [4].
11. Иоанн Бернхардт Базедов: Практическая философия для всех состояний [5].
12. Философские труды [Кристофа] Майнерса.
13. «О заслугах» Аббта [6].
14. «Опыты» Монтеня.
15. «Об уме» Гельвеция.
16. «Характеры» Лабрюйера [7].
17. Все сочинения Жана Баптиста Морвана де Бельгарда, а также
18. «Мирская школа» Ле Нобля [8].
В целом ни одна полезная для ума и сердца книга не исключается, но особенно рекомендуются басни и книги, в которых много портретов или моральных и политических максим.
26. Мы взываем к добрым сердцам всех, к наукам и искусствам и к тем, кто владеет ими; в наибольшей степени согласуется с орденом, помимо нравственности, химия и торговля. Языки, особенно французский и греческий, очень ценны, по крайней мере, для понимания книг. Итальянский и английский также имеют свою ценность. Кроме того, тот, кто желает путешествовать, должен знать хотя бы один язык.
Подписано: Spartacus.
Примечания
1 Geschichte des Agathon [История Агатона] (1766–67; 2 vol.), Der goldene Spiegel oder die Könige von Scheschian, eine wahre Geschichte [Золотое зеркало королей Шешиана, Истинная история] (1772) and Beiträge zur geheimen Geschichte des menschlichen Verstandes und Herzens [Вклад в тайную историю человеческого ума и сердца] (1770).
2 Иоанн Карл Везель (1747-1819): Lebensgeschichte Tobias Knauts, des Weisen, sonst der Stammler genannt [История жизни Тобиаса Кнаута Мудрого, известного также как Штуттерер] (1773-6).
3 Христиан Кай Лоренц Хиршфельд (1742-1792): Versuch über den grossen Mann? [Опыт о том, что делает великого человека] (1768-9), and Betrachtungen über die heroischen Tugenden [Размышления о героических добродетелях] (1770).
4 Теория нравственных чувств (1759); в более поздней переписке Вейсгаупт рекомендует Исследование о природе и причинах богатства народов (1776)
5 Practische Philosophie für alle Stände [практическая философия для всех состояний] (1758).
6 Томас Аббт (1738-1766): Vom Verdienste [О заслугах] (1765).
7 Jean de La Bruyère (1645-1696): Les “Caractères” de Thèophraste, traduits du grec, avec les caractères ou les mœurs de ce siècle [рус. Пер - Характеры, или Нравы нынешнего века ](1688). Современный исследователь Пегги Павловски идет столь далеко, что утверждает, что именно Лабрюйер дал толчок интересу Вейсгаупта к изучению человеческого знания. (Der Beitrag Johann Adam Weishaupts zur Pädagogik des Illuminatismus, докторская диссертация, p. 122).
8 Кл. Евстах ЛеНобль (1643-1711): L’école du monde ou instruction d’un père à un fils, touchant la manière dont il faut vivre dans le monde [Мирская школа или Наставление отца сыну, содержащее путь которым мы должны жить в мире] (1762).
Отредактировано Бр.'.A.'. (Пятница, 6 мая, 2011г. 18:24:37)