Добро пожаловать на форум Вольных Каменщиков! К 1 июня, Дню защиты детей:
ПОДАРИ ЧАСТИЧКУ ТЕПЛА – ПОМОГИ ТОМУ, КТО ТАК В ЭТОМ НУЖДАЕТСЯ!

Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде » Интересная литература и публикации о масонстве » Новая работа доктора исторических наук Юрия Кондакова.


Новая работа доктора исторических наук Юрия Кондакова.

Сообщений 1 страница 30 из 57

1

Представляю новую работу доктора исторических наук Юрия Евгеньевича Кондакова "Орден золотого и розового креста в России. Теоретический градус соломоновых наук: монография" / Предис. Е.Л. Кузьмишин. - СПб.: Астерион, 2012. - 616 с.
На мой взгляд, прогресс в его научной деятельности ощутимый. Рекомендую приобрести. Дороговато, конечно, около 1 000 рублей, но того стоит.

http://s3.uploads.ru/t/LXKiB.jpg

+1

2

Для примера поставлю некоторые статьи этого учёного.

http://s2.uploads.ru/t/2MhGf.jpg

Орден золотого и розового креста в России: ритуальная практика.

Орден золотого и розового креста начал активно распространяться в Европе с середины XVIII века. Эта организация действовала в русле масонского движения и воспринималась многими современниками, как высшие степени масонских лож. Особенностью розенкрейцерских организаций было углубленное занятие алхимией.
Отделение Ордена золотого и розового креста было учреждено в России в 1782 году И.Г.Шварцем (1751-1784). Эта организация хотя и действовала в русле масонского движения, но имела существенные отличия от практики масонских лож. В основной инструкции розенкрейцеров «Сильное увещевание» (действовала уже в 1767 году) указывалось, что именно члены Ордена золотого и розового креста учредили в Европе масонские ложи для того, чтобы готовить кандидатов в Орден. С 1780 года, чтобы стать розенкрейцером, кандидату было необходимо пройти посвящение в масонской ложе и дальше получить четыре последовательные степени (ученик, подмастерье, мастер, шотландский мастер). После этого его принимали в промежуточную пятую степень «Теоретический градус соломоновых наук», работавшую тайно от масонских лож. Только после этого кандидат мог пройти посвящение в Орден золотого и розового креста. Розенкрейцером кандидат становился лишь после того, как орденское начальство составляло для него орденское имя (из трех слов) и особый герб (по образцу рыцарских). Судя по всему, изначально в Ордене практиковался иной порядок посвящения.
Многие положения инструкции «Сильное увещевание» указывают на то, что она действовала в Ордене еще до его слияния с масонским движением. Сегодня очевидно, что одним из источников Ордена золотого и розового креста стали отдельные группы алхимиков, действовавшие в Европе уже в XVII веке (толчком к их организации могли послужить розенкрейцерские «Манифесты»). Например, в своем произведении «Похождения Симплициссимуса» Г.Я.Гриммельсгаузен (1622-1676) неоднократно упоминал алхимиков, бродивших по Германии и предлагавших всем за деньги изготовить золото. В уста одного из своих героев автор вкладывал предсказание о том, что после окончания Тридцатилетней войны алхимия в Германии будет так же распространена, как ремесло кожевенника.[1]У главного героя романа Симплициссимуса в Германии был прототип, сменивший ремесло солдата на профессию врача и алхимика (один из сюжетов романа), - Хенниг Бранд (1630-1669), открывший фосфор. Сведения о подобной алхимической группе, практиковавшей в XVIII - начале XIX веков (в том числе и в России), даются в соответствующей главе «Авиньонское общество».[2]
В «Сильном увещевании» указывается, что в Орден принимаются лишь шотландские мастера (положение действовавшие до 1780-го года), но можно предположить, что изначально кандидатов в Орден готовили в юниоратских степенях. Такое название носили первые три степени Ордена, в них занимались в основном теоретической работой. Обучение в первой степени «юниор» дублировало практику масонских лож в иоанновских степенях. Тут занимались самосовершенствованием и морально-этическим развитием. Во второй степени «практик» давалась теория алхимии (напоминала промежуточную степень «Теоретический градус соломоновых наук», введенную в 1780 году). В третьей степени «практик» адепт приступал к практической лабораторной работе, но только в роли лаборанта. Такой расклад обучения в юниоратских степенях заставляет предположить, что изначально розенкрейцерами считались лишь адепты, достигшие четвертой степени «философ» и получившие право самостоятельно заниматься алхимическими (оперативными) работами. В России (после 1782 года) розенкрейцером считался тот, кто посвящен в первую степень Ордена «юниор».
Розенкрейцеры, заимствовав масонскую структуру и дополнив ею Орден (в качестве подготовительных степеней), не изменили самой орденской структуры. Несмотря на то, что ритуальная практика в Ордене и напоминала масонские ложи, много в ней было и оригинального. Главным отличием орденских структур от масонских лож была жесткая централизация, дисциплина и обязательное подчинение младших старшим. Во главе Ордена стояли «маги» (люди, овладевшие практической магией). В «Генеральном плане» указывалось, что «магов» в мире всего семь и они проживают в разных странах.[3] Раз в 10 лет «маги» собирались на «Генеральную реформационную конвенцию» и намечали пути развития Ордена. От «магов» (девятая степень) и еще четырех высших степеней Ордена следов ритуальных работ практически не сохранилось. Также пока не обнаружено сведений и о высшем управлении Ордена - генералате («генералы», «вице-генералы» и «грант-приоры»). Сопоставить высшие должности Ордена с реальными людьми можно лишь на среднем уровне управления. Высшим должностным лицом здесь был обергауптдиректор. Известно, что такую должность занимал прусский министр И.Х.Вельнер (1732-1800), возглавлявший и российское отделение. «Братьями» в России непосредственно управляло следующее по уровню должностное лицо - гауптдиректор (князь Н.Н.Трубецкой). Внизу управленческой структуры находились директора «кругов» и главные надзиратели лож «Теоретического градуса».
Основное структурное подразделение Ордена золотого и розового креста - «круг» - по устройству напоминало масонскую ложу. В составе «круга» розенкрейцеры проводили теоретические и практические работы (алхимические эксперименты). «Круг» формировался из «братьев» различных степеней (низших или высших). Совместно работая, они получали навыки, нужные для перехода в следующие степени. «Круг» должен был начинать собрания, если в наличии было хотя бы три розенкрейцера. Максимальное число братьев могло быть не больше девяти (оптимальными были числа 3-5-7-9). На прием кандидатов в Орден и на столовые собрания (банкеты) члены «круга» собирались вместе. Работы в следующих степенях и посвящение в них проходили лишь в присутствии посвященных в данную степень. Исходя из этого, помещение «круга» имело несколько комнат. Как и в масонских ложах, члены «круга» занимали «офицерские» должности (в отличие от лож должности имели практически все члены «круга»): «Senior» мог замещать директора во время его отсутствия. «Actuarius» (архивариус) управлял делами, «Secretarius» (секретарь) вел протоколы собраний, «Cassirer» (кассир) управлял финансами «круга», «Redner» (оратор) произносил речи, «Introductor» руководил церемониями принятия. Все эти «офицерские» должности назначались директором «круга».[4]
Сохранилась всего одна роспись должностей российского «круга» 1788 года: «По кратком объявлении братьям, ставшим в порядок, о позволении иметь кон… следует – 1)прочтение извлечения из отпуска к о(круга) директору Фил(усу) (внести содержание), 2)назначение чиновников: 1.сеньер Вегетус, 2.актуариус Титанус, 3. ритор Пиус, которому в отсутствии сеньора занимать его место в собраниях и при оных наблюдать его должность, 4.казначей Вивакс».[5] Из приведенного протокола следует, что «офицерские» должности в «круге» И.В.Лопухина (Филуса) занимали И.П.Тургенев (Вегетус), Х.А.Чеботарев (Титанус), И.А.Поздеев (Пиус), А.И.Новиков (Вивакс).
В инструкции директору «круга» предписывалось: «Чаще собирать («братьев») и читать уставы, относящиеся к юниорату, ясно толковать ковры, молитвы внутренние о помощи свыше, наблюдать нравственное поведение и внутреннее положение руководимых...».[6] Как часто должны собираться «круги», не говорилось.
В «Сильном увещевании» указывалось, что «конвенцией» называется каждое собрание членов Ордена.[7] Собрания «кругов» были нескольких типов: 1)«Receptions» - принятие новых членов; 2) «Privat» - теоретические работы и повышение в степени; 3)«Operations» - практические работы (в лабораториях); 4)«Quartal» - ежеквартальные отчетные собрания.[8] Важнейшим типом собраний были «квартал конвенции», которые созывались 21 числа в марте, июне, сентябре, декабре поквартально. В отличие от других собраний они были строго обязательны для членов Ордена. Протокол таких собраний направлялся начальству для контроля.[9]
Четыре ежеквартальные «конвенции» (отчетные) не отличались друг от друга. Дополнительная пятая «конвенция» проводилась только для директоров и выполняла административные функции. Процедура проведения «конвенций» подробно регламентировалась в инструкции директору «круга». При этом ему предоставлялась определенная свобода действий. Он мог выбирать темы своих докладов и назначать столовое собрание. В «Сильном увещевании» перечислялись следующие виды работ: рецепции, исполнение братского порядка, наставления о теософии, морали, науке и натуре, практические операции, наружные оправления правосудия. [10] О том, что в России розенкрейцерские инструкции воплощались на практике, свидетельствует документ «Конвенция восьмая и десятая» (написанный на бумаге 1816 года). Это сборник отрывков из розенкрейцерских речей, произносившихся во время конвенций. Это были речи, посвященные пунктам розенкрейцерской присяги, Божественной благодати, сущности масонства, «духу собратства» и т.д.[11]
На собрания «кругов» каждый «градус» приходил в своем облачении, с регалиями своей степени (собрания проходили в отдельной комнате для каждой степени). Доступ на собрание открывался только по сообщении пароля. Затем следовало ритуальное закрытие двери. Заседание «конвенции» открывал директор и сообщал предмет работ. Братья рассаживались в строгом порядке со своим стажем пребывания в «круге» и должностями. Затем следовал «катехизис», состоявший из вопросов и ответов. Братья отвечали хором. Затем оглашался протокол прошлого заседания.[12] Сведения Renko D. Geffarth может дополнить инструкция «О конвенциях круга и наблюдении порядка во время их». Во время «конвенции» «офицерам» указывались определенные места. Синьор садился справа от директора «круга», а актуариус - слева, за ними садились братья оратор и казначей. Всем братьям в продолжении заседания предписывалось держать руки, скрещенными на груди. Актуариус вел протокол заседания, куда заносил все произносимое на собрании. Протокол помечался датой собрания, и туда вносились имена всех членов «круга». На «квартальной конвенции» рассматривались все поступившие с прошлой «конвенции» распоряжения высших начальников, их зачитывали полностью либо частично. Директор собирал с братьев деньги для кассы повседневных нужд и для благотворительной кассы. Деньги передавались кассиру «круга» и вносились в протокол. На квартальном собрании «круга» все протоколы за прошедший период зачитывались и передавались на тайное хранение директору.[13]
В «Сильном увещевании» подробно расписаны правила только «Privat» конвенции: 1)директор объясняет один из пунктов присяги; 2)читает пункт устава Ордена по градусу наименьшего из присутствующих братьев, читает главы Евангелия и другие книги Св.Писания; 3)в теоретических конвенциях следует читать книги Иоанна Масона и «Золотую цепь»; 4)каждый раз два брата должны делать доклады: один - о морали, другой - о теософии, о натуре или науке; 5)директор ставит задачи братьям на следующую конвенцию.[14] При приеме нового члена или повышении в степени читалась инструкция соответствующего градуса. Собрание заканчивалось общей молитвой или провозглашением 147-го Псалма.
На следовавших дальше столовых собраниях должны были обсуждаться различные предметы учения Ордена. В «Сильном увещевании» давалась инструкция проведения «столового собрания». В первом пункте значилось: «Когда бывает обед или ужин, то на столе должно находиться одно или два и не больше трех кушаний. Посреди стола стоит солонка, между трех в треугольник поставленных свечей. Во время застолья нет других церемоний кроме соблюдения тишины. Без разрешения мастера речи не произносить. Можно говорить лишь о том, что умножает науку и премудрость, в честь братьев и любви к ближнему». Во втором пункте: «Жалобы за столом не принимаются, а должны быть приносимы в особых собраниях или советах. Пить только те здравницы, которые начальники предлагают, и то не больше трех раз, а именно в начале, середине и конце стола, чтобы через обыкновенное choschuph через 3 раза 3 повторялось. При входе и выходе ударять двумя сильными ударами, в ответ от начальников один удар, потом опять два удара и один в ответ и так до 9 продолжать. Проходное же слово S.C.H.E.S.C.N». В особом наставлении указывалось, какой катехизис следует читать перед столом и после стола.[15] Эта практика отличалась от наставления «Теоретическому градусу соломоновых наук», где предписывалось столовыми собраниями отмечать только три дня в году: день Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и великий четверг.[16]
Описание поведения членов «круга» во время «конвенций» дается в «Сильном увещевании». В Главе № 5 «Как братья в собрание являются и при оном поступать должны» предписывалось: «По назначении дня и часа собрания призванные братья должны являться в точно положенное время, без шпаги и запона. Когда после назначенного часа 15 минут пройдет, дверь затворить и никого более не впускать. Исключа отсутствующие голоса, дело должно решаться по большинству присутствующих голосов. С пропустивших собрание взымается штраф в кассу для бедных». Во втором пункте инструкции предписывалось собрание начинать с чтения катехизиса. Каждый начальник должен был сам выбирать порядок подачи орденского учения. Братья должны были конспектировать его поучения. В конце заседания выслушивались жалобы братьев. В третьем пункте указывалось, что «удивительное действие» в собрании происходит от присутствия Св.Духа и сил благодати.
Кратко давалось описание устройства зала собрания: «на стол уже поставлены три светильника и положена книга Закона со всеми нужными бумагами и вещами». Что это за вещи, можно узнать из другого документа «Обрядника». На стол при принятии клались «книга конституций, на ней директорский жезл, тут же книги Василия Валентина Химические сочинения, Златая цепь Гомерова, Арнольд Де Вилла Нова, соль, хлеб, вино и вода».[17] Солонка была обязательным атрибутом столовых собраний «круга». Думается, что указанные вещи могли находиться и при обычных собраниях «круга».
Существенным отличием практики «кругов» от масонских лож была сохранность документации. В ложах обязательно хранились протоколы собраний. Их необходимо было предъявлять представителям материнской ложи в доказательство правильности работ. Протоколы подтверждали принятие и повышение в степенях. У розенкрейцеров дело обстояло иначе. Все принятия и повышения предварительно утверждались высшим начальством. В отличие от масонов автономность «кругов» была минимальной. Протоколы там велись, но в конце года сдавались директору и, видимо, уничтожались. По проверке уничтожало протоколы и высшее руководство. В России чудом сохранились документы конвенций «кругов». Они позволяют утверждать, что российские розенкрейцеры строили свою работу в соответствии с установочными инструкциями.
Собрания степени «практиков» описывались в третьей главе документа «О практической конвенции и операции». Собрание начиналось с «катехистического действа», в «Обряднике» не описанного (из других документов понятно, что под этим понимается серия вопросов и ответов). Затем начальник провозглашал: «к Операции», и все братья садились на свои места. Вслед за этим начальствующий предлагал братьям «содержащуюся в генеральной инструкции работу». Он должен был разъяснить ее смысл. Вслед за этим проходило общее обсуждение, «каждый мог рассуждать и подавать голос» (видимо, обсуждался вопрос, готовы ли братья к переходу к новой работе или им еще необходимо потренироваться на старом материале). Начальник должен был считаться с мнением братьев. В том случае, если они одобряли предложенную работу, он «делал исчисления и распределял ресурсы». Иначе говоря, работа делилась между членами «Практического градуса»: «Определялись дни работы, по которым все братья или попеременно являться имеют».[18]
Следы работы российских «братьев» остались в «Архиве Тургеневых». И.П.Тургенев не стал уничтожать находившиеся в его распоряжении документы. Первое указание на ежеквартальное заседание российского «круга» относится к 10 декабря 1784 года, когда И.П.Тургенев произнес речь в «квартальном собрании всех истинных Р<озен>К<рейцеров>» «по повелению достойнейшего О<тца> Директора». Предметом речи Тургенева было «начертание тех Благодеяний, которые получают все члены тела святаго Ордена от Главы своей, коим является сам Христос Спаситель, Сам Бог».[19] В документах «Архива братьев Тургеневых» сохранился единственный дошедший до нас протокол «круга». Документ датирован лишь числом и месяцем «5 декабря», следует за речью на конвенции 10 декабря 1784 года. Заседание начинается словами: «По кратком объяснении брр.о позволении иметь конвенцию слушали:1)Прочтение известий из отпуска к «О» (круга) директору ЕКЧ Фил. (Филус); 2)назначение чиновников... 3)Речь директора; 4)Говорить о том, что надлежит стараться о возрождении, в котором бесконечная жизнь. Подражание И.Х. Для сего читать богомудрого брата Фому Кемпийского книгу о подражании И.Х., книгу Иоанна Масона о самопознании. ГН для замечания об осторожности при рассмотрении своих чувствований и поступков прочел 1 раздел главы 54 книги 3 Фомы Кемпийского о подражании И.Х. и т.д. 5)Прочли 7 пунктов присяги (процитировано несколько предложений); 6)Прочли 1 главу входа в 1 класс. О познании истинного духа собратства и истинной цели Ордена, нужно читать рекомендованные книги и т.д.; 7) подтвердить о наипрекраснейшем упражнении в познании через Творение Творца. ГН для успеха в сем познании наиприлежнейше упражняться в чтении мудрого брата Гомеруса книги «Платоново кольцо» и инструкции «Градуса соломоновых наук». В заключение конвенции директор «круга» произносил: «Не имеет ли кто чего произнести к пользе Ордена?». Затем произносилось благодарение Богу по гласу писания 146-147. Закрытие.[20]
При переходе из степени в степень в масонских ложах традиционные масонские символы трактовались по-новому. Особенно заметны эти различия были при посвящении в степень мастера и шотландского мастера. В первом случае масону сообщалась история о гибели Адонирама (Хирама), во втором случае он слушал рассказ о том, как во время Крестовых походов масоны соединились с Орденом рыцарей храма и стали хранителями реликвий, обнаруженных в Иерусалимском храме. Розенкрейцеры не были исключением. Посвящаемому кандидату сообщали: «Два столба I и B представляют красоту и силу, изъявляют вечность и время, два неугасимые семени, действующие и страждующие, часть всей натры. Солнце, луна и звезды: изображают три философических начала, то есть соль, серу и меркурий. Там же семь ступеней изображают премудрость Соломонову в познании триединицы, явственно показуют семь планет и семь минералов. Три светильника свидетельствуют о всемогуществе, правосудии и милосердии всевышнего строителя неба и земли. Касательно других орудий – молотка, лопатки, циркуля, наугольника и т.д. можно сказать, что они необходимо нужны, но не для строительства храма, а для познания натуры и к изучению нужных печей и сосудов».[21]
Легко заметить, что розенкрейцерская интерпретация масонских символов имела алхимическую составляющую. Алхимия розенкрейцеров делилась на «внутреннюю» и «внешнюю». Первая из них проводилась внутри души и тела адепта. Имея основанием христианское вероучение, «внутренняя» алхимия предписывала очищать душу и тело, добираясь до божественного основания. Подспорьем «внутренней» алхимии служили пост, молитва, а также упражнения в юниоратской степени, собрания которой должны были посещать все розенкрейцеры. «Внешняя» алхимия практиковалась в лабораториях. Сохранилось множество инструкций алхимических розенкрейцерских работ. Удача на этом пути была возможна лишь при условии внутреннего очищения и установления связи с миром духов. Например, в алхимическом «Авиньонском обществе» сначала совершались обряды по связи кандидата с Ангелом Хранителем, и лишь затем, под его руководством он приступал к лабораторным работам. Члены «Авиньонского общества» прибегали к услугам «оракула», чтобы расшифровать или уточнить алхимические рецепты. Для этого использовались цифровые шифры. Параллельно с тем, как в печи плавились металлы, растворы очищались фильтрацией и выпариванием, розенкрейцеры очищали свою душу. Таким образом они проходили путь реинтеграции и слияния с Богом. В связи с этим сам Иисус Христос именовался у розенкрейцеров Великим Мастером. Директорам «кругов» предписывалось: «денно и нощно бдеть о вверенном ему стаде, молиться о нем, и своими действиями показывать в себе ученикам своим учителя истины и ревностного последователя, высочайшего распятого великого мастера, ему же честь и слава во веки веков аминь».[22]
В масонских ложах споры на религиозную и политическую тематику были запрещены. Чаще всего религиозные взгляды кандидата не играли роли, требовалось лишь верить в Великого Творца и бессмертие души (в некоторых системах к посвящению допускались и атеисты, в других только христиане). В России в Орден золотого и розового креста принимали только христиан. В системе розенкрейцеров религиозная составляющая присутствовала и в иоанновских ложах. При этом розенкрейцеры были деистами. Хотя существование Бога для них было бесспорно, но постоянная связь с ним людей находилась под большим вопросом. Для связи с миром духов, ангелом хранителем и самим Иисусом Христом розенкрейцеру надо было приложить серьезные усилия и выполнить целый ряд предписаний. В России XIX века эта часть розенкрейцерской доктрины воплотилась в тезисе «Обретения в сердце Иисуса Христа». Подразумевалось, что человеческая душа изначально находится во власти греха и обрести Бога человек может, лишь приложив очень серьезные усилия. Все это входило в диссонанс с русским православием, декларирующим непрерывную связь человека и Бога.

[1] Гриммельсгаузен Г.Я. Симплициссимус. М., 1976. С. 195.
[2] Кондаков Ю.Е. Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII–первой четверти XIX веков. СПб., 2011. С. 104-143.
[3] Генеральный план// Bernhard Beyer Das Lehrsystem des Ordens der Gold- und Rosenkreuzer.Graz, 2008. S. 302.
[4] Извлечение из статута (Сильное увещевание)// РГБ. ОР. Ф. 14. Д. 294. Л. 29.
[5]Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVIII века. Пг., 1915. С. 319.
[6] Сильное увещевание, извлеченное из истинных писаний ОЗРК// Архив ГМИР (Коллекция материалов по истории масонства в России). Кол. II. Оп 1. Д. 14. Б/с.
[7]О происхождении, целях и обрядах розенкрейцеров (Сильное увещевание)// РГБ. ОР. Ф. 14. Д. 177. Глава 4.
[8] Там же. Л. 56.
[9]RenkoD. Geffarth Religion und arcane Hierarchie. Der Geheimbund der Gold- und Rosenkreuzerals Geheime Kircheim 18. Jahrhundert. Brill Academic Publishers, 2007. S. 235-236
[10] Извлечение из статута (Сильное увещевание)// РГБ. ОР. Ф. 14. Д. 294. Л. 47.
[11] Конвенция восьмая и десятая// РГБ. ОР. Ф. 14. Д. 49
[12]Renko D. Geffarth Religion und arcane Hierarchie. Der Geheimbund der Gold- und Rosenkreuzerals Geheime Kircheim 18. Jahrhundert. Brill Academic Publishers, 2007. S. 232-233.
[13]Dr. Bernhard Beyer Das Lehrsystem des Ordens der Gold- und Rosenkreuzer.Graz, 2008. S. 110-113.
[14] Извлечение из статута (Сильное увещевание)// РГБ. ОР. Ф. 14. Д. 294. Л. 64.
[15] Сильное увещевание, извлеченное из истинных писаний ОЗРК// Архив ГМИР (Коллекция материалов по истории масонства в России). Кол. II. Оп 1. Д. 14. Б/с. Глава 4.
[16] Теоретический градус соломоновых наук// // Архив ГМИР (Коллекция материалов по истории масонства в России). Кол. II. Оп 1. Д. 19. С. 13.
[17]Обрядник// РГБ. ОР. Ф. 147. Д. 2173. Л. 2.
[18]Там же. Л. 8.
[19]Беспалова Е.К. Симбирский род Тургеневых. Ульяновск, 2011. С. 101.
[20] Разные бумаги// ИРЛИ. Ф. 309. Архив Тургеневых. Д. 99. Л. 39.
[21] Сильное увещевание, извлеченное из истинных писаний ОЗРК// Архив ГМИР (Коллекция материалов по истории масонства в России). Кол. II. Оп 1. Д. 14. Б/с. Глава 3.
[22] Там же.

0

3

Komandor написал(а):

Работа доктора исторических наук Юрия Евгеньевича Кондакова "Орден золотого и розового креста в России. Теоретический градус соломоновых наук: монография" / Предис. Е.Л. Кузьмишин. - СПб.: Астерион, 2012. - 616 с.
На мой взгляд, прогресс в его научной деятельности ощутимый. Рекомендую приобрести. Дороговато, конечно, около 1 000 рублей, но того стоит.

http://s2.uploads.ru/t/Ff1gm.jpg

Читаю. Уже далеко залез.
Завораживающе. Читается легко, с интересом. Да-а... довольно большой объём работы, в смысле самого исследования. Чувствуется напряжение физических, духовных и интеллектуальных сил. Работа того стоила.
Узнаю кое-что для себя новенького. Кажется придётся пересмотреть выводы некоторых прежних авторов, на которых базируются нынешние знания. В частности М.Н. Лонгинова и других. Смело!..

Книга написана, ничего не исправишь, тем не менее поверхностные замечания просто для сведения, и просто вопросы для себя:

С. 14 - В XXI веке розенкрейцеры вновь действуют в России...

Какие? Насколько мне известно, существующие в России организации "розенкрейцеров" к указанным в работе отношения не имеют вообще.

С. 16 - ...проводится пропаганда и вербовка...

Говоря в строгом смысле, вербовка в масонстве запрещена по определению. Хотя бы для того, чтобы разочарования потом не наступило от завышенных ожиданий. Человек должен сам изъявить желание посвятиться. И только после того, как будет знать, куда посвящается. При этом не каждого ещё и посвятят. С пропагандой, конечно, можно согласиться, иначе откуда вообще человек узнает о масонстве?

С. 16 - Брейвик входил в Орден тамплиеров

Брейвик был масоном, где-то здесь в официальных списках масонов я его видел: "Официальные списки масонов". Однако на суде установлено, что "Орден тамплиеров" - это мифическая организация, выдуманная самим Брейвиком. Да и вообще, о масонстве Брейвика трудно говорить, поскольку он состоял ещё в десятке организаций, такой ищущий "товарищ". Разгильдяй.

С. 16 - Российские масоны практикуют максимальную закрытость. Это представляет разительный контраст с Европой и Америкой

Это не российские масоны "практикуют максимальную закрытость". Как раз масоны в России максимально открыты. Впечатление от закрытости создаётся из-за "бедности" российского масонства в связи с малочисленностью масонов. Если многотысячные ложи в Европе и Америке позволяют собирать взносы в размере, достаточном для содержания собственных помещений, вести активную благотворительную деятельность, то взносы в России позволяют лишь провести Ассамблею раз в году. Помещения арендованные, привести человека просто некуда. Взносов зачастую не хватает на аренду помещений. А сами помещения принадлежат либо конкретным масонам, либо просто арендуются. Для библиотеки места как правило нет.

0

4

Вот тут у меня существенный вопрос:

С. 146 - 11 ноября 1783 года ложа "Трёх глобусов" разослала всем ложам, находящимся с ней в связи, следующую информацию: ложа объявляет себя свободной от всякой масонской зависимости...

Откуда такая ссылка?
Насколько мне известно, в 1783 году была лишь Декларация Ложи «Трёх Глобусов»: «Deklaration der Mutterloge vom 11. November 1783, betreffend ihre Trennung von der strikten Observanz». То есть речь шла о полном отказе практиковать Устав «Строгого Послушания» фон Хунда, но не "от всякой масонской зависимости". В то время в Ложе «Трёх Глобусов» этот Устав заменяли на Исправленный Шотландский Обряд (Régime Écossais Rectifié) и на Устав Ордена «Злато-Розового Креста старой системы» (именно так назывался розенкрейцерский Устав в "Трёх глобусах"). В Ложе и сейчас есть этот документ. Эта масонская ложа осуществляет деятельность и по сей день под названием Großen National-Mutterloge “Zu den drei Weltkugeln” (Великая Материнская Ложа «К Трём Глобусам»).

В связи с этим такой вот существенный вопрос: кто об этом пишет?

Вот современный офис Ложи "К трём глобусам":

http://s3.uploads.ru/t/oONGf.jpg

0

5

С. 149 - ...датируется 5 784 годом. Это традиционная масонская датировка, когда первая цифра (единица) заменяется на пятёрку. Таких примеров много...

Не совсем так. В различных масонских Уставах и степенях внутри Уставов (градусах) существуют свои системы летоисчисления. Даты в документах соответствующих лож указываются обычно по этим летоисчислениям. Для примера покажу.

Масонское летоисчисление.
Символическая ложа.
ANNO LUCIS (A.L.) - "год Света ". В русской масонской традиции - "год Истинного Света" или "год Света Истины". Исходное событие - произнесение Творцом слов "Да будет свет" (Быт.1:3).
К году христианской эры прибавляется 4000 лет. Например, 1930 г. н.э. будет 5930 г. Истинного Света.

Древний и Принятый Шотландский Устав.
ANNO MUNDI (A.M) - "год Мира". Исходное событие - сотворение мира. Прибавить 3760 лет к христианской эре. Например, 1930 г.н.э.  будет 5690 A.M. Исходное событие - сотворение мира.

Йоркский Устав.
Королевская Арка.

В капитулах Королевской Арки используются две системы летоисчисления:
ANNO INVENTIONIS (A.I) - "год Открытия". Исходное событие - начало строительства Зоровавелем Второго Храма (Ездр.3). Прибавить 530 лет к христианской эре. Например, 1930 г. н.э. будет 2460  A.I.
ANNO BENEFACIO (A.B.) - "год Благословения". Исходное событие благословение Мельхиседеком Авраама (Быт.14:17-20). Прибавить 1913 лет к христианской эре. Например, 1930 г. н.э. будет 3843  A.B.

Королевские и Избранные Мастера.
ANNO DEPOSITIONIS (A.Dep.) - "год Помещения".  Исходное событие - завершение Соломоном строительства Храма (3 Цар.8). Прибавить 1000  лет к христианской эре. Например, 1930 г. н.э. будет 2930  A.Dep.

Рыцари Тамплиеры.
ANNO ORDINIS  (A.O.) - "год Ордена". Исходное событие  - основание ордена Тамплиеров. Отнять 1118 лет от года  христианской эры. Например, 1930 г. н.э. будет 812  A.O.

Ну и так далее. поэтому, это не "традиционная масонская датировка", а датировка конкретного Устава или степени в масонстве.

0

6

С. 170 - ...гроб Адонирама... "слово М.В.", "латинская буква М - начало слова MAKIENAK".

Предполагаю, что это общемасонский символ, вот в ДПШУ (д.и.н. С.П. Карпачёв):

http://s2.uploads.ru/t/L4QlK.jpg

Это древнееврейский язык в латинской транскрипции: "Мах Бенах" (у разных авторов пишется по разному, так у доктора исторических наук С.П. Карпачёва).
То есть, "Плоть отделяется от кости". Это замена утерянного при смерти Хирама (в Вашем варианте Адонирама - Святого Хирама, Божественного Хирама, или по другим источникам "Господина Хирама") Слова.

0

7

Спасибо за ценные замечания. По существу эта первая рецензия на рассматриваемый труд.
По поводу декларации ложи "Трех глобусов" этот материал взят у Ешевского С.В. Московские масоны восьмидесятых годов прошлого столетия// Сочинения С.В.Ешевского. М., 1870. Т. 3. С. 504-505). То же и у Пекарский П.П. Дополнения к истории масонства в России  XVIIIстолетия. СПб., 1869 (в хронологическом списке).
11 ноября 1783 года ложа «Трех глобусов» разослала всем ложам, находящимся с ней в связи, следующую информацию: ложа объявляет себя свободной от всякой масонской зависимости; предлагает всем масонским ложам свою дружбу. В дополнительных пунктах разъяснялось, что к герцогу Ф.Брауншвейгскому ложа сохраняет «повиновение и подобострастие». Причинами такого решения указывались постановления Вильгельмсбадского конвента «которые снаружи хотя и кажутся хорошими, сии ни под каким видом ни с нами, ни с положениями нашими не сообразны».
Было бы интересно посмотреть этот текст в оригинале. Дореволюционные исследователи часто допускали ошибки в переводах. Однако о том, что хотела ложа "Трех знамен" можно понять по посланию шотландской ложи "Фридрих к золотому льву" (великий мастер в обоих ложах Вельнер) приславшей свои замечания на Вильгельмсбадский конвент. Эти требования в книге цитируются. Они хотели независимости.

0

8

doktor написал(а):

Спасибо за ценные замечания. По существу эта первая рецензия на рассматриваемый труд.

Это ещё не всё, ещё не дочитал. К тому же книги есть в библиотеке, возможно будут ещё отзывы.

По поводу декларации ложи "Трех глобусов" этот материал взят у Ешевского С.В. Московские масоны восьмидесятых годов прошлого столетия// Сочинения С.В.Ешевского. М., 1870. Т. 3. С. 504-505). То же и у Пекарский П.П. Дополнения к истории масонства в России  XVIIIстолетия. СПб., 1869 (в хронологическом списке).
11 ноября 1783 года ложа «Трех глобусов» разослала всем ложам, находящимся с ней в связи, следующую информацию: ложа объявляет себя свободной от всякой масонской зависимости; предлагает всем масонским ложам свою дружбу. В дополнительных пунктах разъяснялось, что к герцогу Ф.Брауншвейгскому ложа сохраняет «повиновение и подобострастие». Причинами такого решения указывались постановления Вильгельмсбадского конвента «которые снаружи хотя и кажутся хорошими, сии ни под каким видом ни с нами, ни с положениями нашими не сообразны».
Было бы интересно посмотреть этот текст в оригинале. Дореволюционные исследователи часто допускали ошибки в переводах. Однако о том, что хотела ложа "Трех знамен" можно понять по посланию шотландской ложи "Фридрих к золотому льву" (великий мастер в обоих ложах Вельнер) приславшей свои замечания на Вильгельмсбадский конвент. Эти требования в книге цитируются. Они хотели независимости.

Ну да, я нашёл это и у Лонгинова. Думаю это неправильно, поскольку эта Ложа и до сего дня не считает себя "свободной от всякой масонской зависимости", а вполне себе регулярная признанная Ложа, входящая в союз Объединённых Великих Лож Германии (ОВЛГ). Я где-то у них на сайте читал эту декларацию. Чтобы найти декларацию, лучше спросить у немецких масонов, на форуме ВЛР есть Ramzaj, Reinhard, Alibax и другие. Если написать им в личку, они со своим свободным немецким быстрее найдут.

0

9

Вот отрывок из циркуляра 11 ноября 1783 года опубликованный Ешевским, тут всего 2 пункта из 8-ми. Судя по ним речь идет об отказе работать по уставу предложенному Вильгельмсбадским конвентом. Жалко, что не найти немецкий вариант этой директивы (мне пока не удалось).
Объявляем себя совершенно свободными и независя¬щими от всякой масонской зависимости, какого бы звания ни была оная, напротив же сего, предлагаем всм масонским ложам внутри и вне Германии находящимся, какой бы они системы ни были, ма¬сонское дружество наше и сердце искреннйших братьев и просим их о равномерном воздаянии.
«Отрекаясь, как выше сказано, от всякой масон¬ской зависимости, отнюдь не намерены мы отрекаться от того повиновения и подобострастия, которым обязаны мы вы¬сокодостойнейшему, светлейшему гросмейстеру всех доселе в союзе находившихся германских лож, касательно до его высокой особы. Напротив того, с чувством благоговения объявляем мы перед лицом целаго масонскаго света, что святейшим долгом почитаем повиноваться грос-мейстерскому молоту его до тех пор, пока сей кроткий го¬сударь захочет удостоить нас таковой его милости и снисхождения. Кто может позабыть эту благодарность, которою германское масонство обязано великому Фердинанду? Он, ведая ложенное учреждение ристалища нашего, ни под ка-ким видом и ни в каких обстоятельствах не может служить нам препоною в достижении предмета нашего.
Но совсем другое дело с решениями генеральнаго конвента Вильгельмсбадскаго, которыя снаружи хотя и ка¬жутся хорошими. Сии ни под каким видом ни с нами, ни с положениями нашими несообразны, и сего-то ради мы через сие совершенно от оных отказываемся и оставляем их тем ложам, которыя из оных могут учинить луч¬шее употребление, нежели мы.»

0

10

Ну я понял суть игры слов. Здесь получается так, что само название Декларации говорит о том, что они отказываются от Строго Послушания:
"Deklaration der Mutterloge vom 11. November 1783, betreffend ihre Trennung von der strikten Observanz".
Если дословно, то это так: Декларация материнской ложи от 11 ноября 1783, соответственно её отделения от определенного обычая. Это значит от какого-то Устава. Это с сайта их Ложи.
А внутри текста возможно они так написали, как у авторов, но смысл, как я понимаю, в том, что они не принимают главную систему из трёх степеней, как принял Конвент, а решили избрать собственный Устав, со сквозным подчинением. На Конвенте было принято решение о том, что масонство состоит из трёх степеней, и они не подчиняются высшим градусам. А после третьей степени Мастер-масон может сам выбирать в высших градусах любой Устав.
Вот многие с этим не согласились. Вот, видимо, об этом и речь в их Декларации.
Шведы тоже не согласились, у них осталось сквозное подчинение от первого до последнего градуса по сей день.

0

11

На мой взгляд речь идет о том, что ложа Трех глобусов, как было решено на конвенте, отказалась от устава стрикт обсервант, при этом она не приняла и Исправленный шотландский устав. Они перешли на розенкрейцерские акты. Получив эти "декларацию" в 1784 году масоны круга Новикова и Шварца отказались от ИШУ и стали работать по розенкрецерским актам.

0

12

doktor написал(а):

На мой взгляд речь идет о том, что ложа Трех глобусов, как было решено на конвенте, отказалась от устава стрикт обсервант, при этом она не приняла и Исправленный шотландский устав.

Ну да, согласен. Скорее всего так и есть, и авторы неправильно переводят, как отказ от всякой масонской зависимости. Я как раз похожее нашёл на сайте Ложи:

1765 geriet die Große Königliche Mutterloge unter den Einfluss der sogenannten “Strikten Observanz” (= unbedingter Gehorsam), die von einem Freiherrn von Hund gegründet worden war. Als Hochgradsystem entwickelt, wurde dieses System auf das Templertum zurückgeführt und von sogenannten “Geheimen Oberen” geleitet.
Alles in Allem gereichte diese Strikte Observanz der Freimaurerei zum Nachteil, da sie insbesondere in der nationalsozialistischen Ära die Grundlage für den Kampf der NS-Machthaber gegen den Freimaurerbund darstellte. Dabei ist es Tatsache, dass die Große Königliche Mutterloge zu den drei Weltkugeln sich bereits 1780 von diesem Irrweg löste, was 1782 auf dem Konvent der Strikten Observanz in Wilhelmsbad nochmals “offiziell” geschah.

Seit dieser Zeit arbeitet die Große National-Mutterloge “Zu den drei Weltkugeln” auch nicht mehr in Hochgraden, sondern in rituell festgelegten Erkenntnisstufen, die das freimaurerische Geschehen vertiefen sollen.
1796 wurde die Großloge mit ihren Tochterlogen unter königliches Protektorat gestellt.

Я конечно плохо переведу, но примерно это выглядит так:

В 1765 году Великая Королевская Материнская Ложа попала под влияние так называемого Устава “Strikten Observanz” (безусловное послушание), который был основан бароном Хундом. Когда эта система высших градусов разрабатывалась, этой системе  приписывались Templertum (тамплиеры) и руководилась так называемыми “Тайными Неизвестными руководителями”.
В общем и целом этот Устав Freimaurerei служил негативным целям, так как он представлял основу для борьбы властителей NS против союза масонов, в частности, в национал-социалистской эре. При этом это факт, что Великая Королевская Материнская Ложа "к 3 глобусам" отделилась уже в 1780 от этого ложного пути, что произошло ещё раз "официально" в 1782 на Конвенте.

С этого времени Великая Материнская Ложа “К 3 глобусам” больше не работает в высших градусах, а в ритуально символических степенях познания, которые должны углублять масонское самосовершенствование.
В 1796 году Великая Ложа с её дочерними ложами стала под королевским покровительством.

Вообще розенкрейцерский период мало упоминается, видимо потому, что тот период недолго просуществовал.

В любом случае, контакты есть, можно у них спросить через письмо:
Официальный сайт Ложи "К Трём Глобусам".

0

13

Тут сложность ещё вот в чём. Великая Ложа "К Трём Глобусам" имела под своей юрисдикцией много Лож. И эти Ложи работали по разным системам. Где-то работали по Уставу «Злато-Розового Креста старой системы», а в каких-то Ложах работали по иным Уставам. Ну как сейчас, например, в ВЛР разные Ложи работают по разным Уставам. Бывает даже в одном городе. Например в Воронеже одна Ложа работает по ДПШУ, а другая по Новому Французскому Уставу. Но обе они под юрисдикцией ВЛР.
Так в Ложе "К Трём Глобусам", когда вводили розенкрейцерский Устав, то часть Лож приняла этот Устав, а часть работала по ИШУ, и по другим Уставам. Иными словами в одной Великой Ложе разные Ложи могут работать по разным Уставам.
И вот я думаю, что возможно весь архив может быть не в самой Великой Ложе "К Трём Глобусам", а в каких-то Ложах под её юрисдикцией. Там на сайте есть ссылки на сайты их Лож.

0

14

Написал я в архив Трех глобусов (по русски) может ответят. Раньше я считал, что ложа Трех глобусов вообще не имела отношения к этой "гонке" систем. На Вильгельмсбадский конвент приглашались представители шотландских лож, такой была Фридриха к золотому льву, там был тот же глава, что и в Трех глобусах И.Х.Вельнер.
Очень важно помнить, что на разных уровнях масонских работ рассылалась различная информация. Ложа Трех знамен в своей декларации обращалась только к символическим ложам. Как обстояло дело на уровне шотландской степени неизвестно. В отношении высших степеней уже в 1780 году в Берлине действовала палата Теоретический градус соломоновых наук, где Шварц получил акты этой степени.
Любопытно упоминание о том, что работы в тамплиерских степенях вызывали нарекание властей и критику масонов при фашистах. Это вполне оправдано. Я уверен, что Новиков и его друзья хотели отказаться от тамплиерских систем именно из-за их наполнения. Топтать в высших степенях тиары и короны при Екатерине II было опасно. Не говоря уже о том, что немецкое руководство тамплиеров реально готовило восстановление Ордена с земельными владениями в Латинской Америке. А Новиков и его друзья стремились к традиционным масонским ценностям - самосовершенствованию, возрождению.
Любопытно, что еще до Вильгельмсбадского конвента (в 1781 года) и до введения ИШУ Шварц получил от герцога Брауншвейгского разрешение на введение в России двух рыцарских капитулов (этим их выводили из шведского подчинения). Сведений о том, что эти немецкие капитулы были устроены нет. В связи с этим понятно почему масоны 18 века особо выделяли ложу Трех знамен. Она получила от герцога Брауншвейгского и материнской ложи Трех глобусов патент на работу в четырех степенях. Затем приехал Шварц (с 1782 года великий мастер Трех знамен) с сыном другого великого мастера татищева и вверительными грамотами от него и получил право работать в следующих степенях стрикт обсервант, для них и создавались капитулы. Тут ложа Гармония была вообще не нужна. Сразу видны две линии поисков, по двум уставам - рыцарскому и розенкрейцерскому. Все это очень хорошо на следствии Новиков рассказывал, только читать его показания надо уметь.

0

15

Очень рекомендую всем после прочтения моей книги прочитать Т.О.Соколовскую «Капитул Феникса» (если ее нет в библиотеке вашей ложи, могу скинуть в электронном виде, только для личного пользования братьев). Сейчас я прочитал эту книгу уже раз в пятый. Только теперь смог оценить этот материал (хотя с позиций современной науки он слабоват). В комплексе с моим исследованием работа Соколовской как прожектором высвечивает все нюансы масонского движения в России в 19 веке. Становятся понятны причины расколов в шведской системе. Видны и многие ошибки в классической работе А.И.Серкова. Например, его заявление о лидирующем положении Поздеева в шведской системе в 19 веке. Ничего такого быть не могло, так как Поздеев поменял устав вместе с его главой Гагариным (примкнули к ИШУ). «Шведами» руководили купец Людер и Бебер. Понятно обращение Ланского и Виельгорского к розенкрейцерам. И во французском и в шведском уставе есть степени розового креста, но учение розенкрейцеров там раскрыто слабо. Понятно почему они не оставили шведский устав, рыцарские степени являются прекрасным дополнением к символическим степеням (особенно они актуальны для современного общества у Пайка про это хорошо написано).
Полностью сложилась у меня концепция следующей книги о шведском уставе в России. Черновое название «Тамплиеры в России 18-19 веков». Архивных материалов по этому вопросу даже больше чем по розенкрейцерам. В Москве есть и акты рыцарский степеней различных уставов на немецком языке. Дело лишь в средствах на командировки, будем изыскивать.

+1

16

С. 220 - Митавские ложи... подчинялись ложе"матери" "Трёх глобусов". "Материнской" и по отношению к московской ложе "Трёх знамён".

Если строго следовать духу масонской терминологии, то подчинение и "материнская" ложа - это не совсем одно и то же. Новая Ложа должна быть учреждена законной признанной Великой Ложей. Это и будет "материнская" Ложа для вновь учреждённой Ложи. В дальнейшем Великая Ложа становится суверенной, и никакого подчинения у неё нет. Поэтому будет точнее сказать, Ложи находились под юрисдикцией "Трёх Глобусов". Это может быть подчинением, но не обязательно"материнской" ложей.

Для примера. Для воронежской Ложи "Гамаюн" материнской была Великая Национальная Ложа Франции (ВНЛФ). В дальнейшем Ложа "Гамаюн" выступила одним из учредителей ВЛР, и впоследствии стала под юрисдикцией ВЛР, при этом ВЛР для Ложи "Гамаюн" не стала "материнской". А для ВЛР, кроме Лож учредителей, "материнской" Великой Ложей стала ВНЛФ. После же учреждения ВЛР не стала под юрисдикцией ВНЛФ, а стала суверенной Великой Ложей, самостоятельной, никому не подчиняющейся.

Вот такая коллизия.

0

17

С. 251 - Удивляет, что в данном списке "теоретических братьев" фигурируют трое уже посвящённых в Орден... Этот факт может свидетельствовать о том, что уже посвящённые розенкрейцеры продолжали посещать собрания лож "Теоретического градуса". Возможно, такая практика  была обязательной для розенкрейцеров, не входящих в "круги".

Посвящённый в любую степень уже остаётся посвящённым в неё навсегда. Посещать можно, а в некоторых случаях обязательно, работы по любой степени, не выше своей. То есть, посвящённый может посещать работы любой "нижестоящей" степени, а из "нижних" степеней нельзя посещать работы "вышестоящих" степеней. Поэтому П.А. Татищев, П.П. Татищев и И.С. Гагарин присутствовали на работах "Теоретического градуса". На сегодняшний день схема та же. Посвящённые в Ложи "высших" градусов не просто должны, а обязаны присутствовать на работах символических Лож. А взносы платят отдельно, как в символической Ложе, так и по "высшим" градусам. А, например, посвящённые в "Ареопаг" должны посещать работы "Капитула", как и "Ложи Усовершенствования", как и "Символические Ложи".

Komandor написал(а):

Устав Ордена «Злато-Розового Креста старой системы» (именно так назывался розенкрейцерский Устав в "Трёх глобусах").

Ага, в работе нашёл такое наименование Устава:

С. 253 -  ...хранится под наванием "Должности злато и розового креста древней системы"...

0

18

В 18 веке в России не было автономных великих лож, все они находились за рубежом. Были материнские ложи, но как они становились таковыми понять сложно. Никакого запроса на их открытие в Великие ложи не посылалось. Ложа Трех знамен по патенту работала в четырех степенях и почти сразу начала открывать ложи-дочери (хотя в патенте на этот счет ничего не говорилось). На непонятных основаниях в России в 19 веке были открыты ложи Нептун, Умирающей сфинкс, Петр к правде, Александр к благотворительности, Владимир к порядку. По поводу последних трех лож осталась записка, где сообщалось, что их открыли самостоятельно высокопосвященные братья шведской системы 18 века. Почему такое могло быть?
В актах шотландского мастера шведской системы при посвящении сообщалось, что шотландский мастер имеет право открывать символические ложи. В следующей степени рыцарь Иерусалима объявлялось, что посвященный в нее имеет право открывать шотландские ложи. Вот и ответ.
Открывать новые ложи и становиться ложей матерью могла та ложа в составе которой находились посвященные пятой-шестой степени (в рыцарских уставах). Так что не ложи Латоны и Озириса давали возможность Новикову и Поздееву открывать ложи, а их посвящение. А.И.Серков серьезно ошибся примеряя к 18 веку современные мерки ДПШУ. Кстати и управление у них было вертикальное, капитулы управляли иоановскими ложами. По поводу зависимости российской Провинциальной ложи от Швеции можно посмотреть ее акты опубликованные Пыпиным и Соколовской. Эта зависимость полная, ничего не имеющая общего с положением современной ВЛР.

+1

19

doktor написал(а):

В 18 веке в России не было автономных великих лож, все они находились за рубежом. Были материнские ложи

ВЛР я для примера привёл, чтобы понятней была разница между юрисдикцией и "материнской Ложей". В XVIII веке всё было точно также. Между "материнской Ложей" и юрисдикцией была порой существенная разница. Ложу могла учредить одна "материнская" Ложа или люди по Патенту, а под юрисдикцию Ложа могла попасть совсем под другую. Речь лишь о том, что "материнская" Ложа и юрисдикция (в Вашем случае "подчинение") не синонимы.

0

20

Дочитал работу до конца! Всё понравилось. Узнал много нового. Много технического брака наборщиков. Впрочем, на качестве самого исследования это никак не отразилось. Всё равно понятно, что имел в виду автор.
Теперь ещё более подробно буду изучать "Теоретический градус Соломоновых наук" из приложения. Его как раз надо изучать после прочтения всей работы, тогда более понятен. Этот документ не для одного чтения.
Большое спасибо автору за тяжёлый, но необходимый труд!
Советую читать всем.

0

21

Спасибо за теплый отзыв. Сейчас практически закончил большую статью "Архитектура "шведского" устава", интереснейший материал. Это в русле работы над монографией "Рыцарские уставы в России в 18-19 веках". Если работа пойдет как задумано и оговорено, то монография будет готова к концу года (там будет второй, очень известный автор). В комплексе с книгой про розенкрейцеров это будет прекрасный обзор русского масонства 18-19 веков. Все там ясно, понятно и логично.
За прошедший год получил очень много нового, разнопланового материала по розенкрейцерам. Есть желание переработать прошлую книгу и выпустить ее с приложением центрального нормативного документа российских розенкрейцеров "Сильное увещевание" (основные части, так как там лирики много). К сожалению, это все на голом энтузиазме, а он исчерпаем.

0

22

doktor написал(а):

Сейчас практически закончил большую статью "Архитектура "шведского" устава"

Конечно, исследования очень важны. К сожалению, для современного масонства в России это не так актуально. Имеет смысл только для изучения истории. А как раз для современного масонства в России больше актуальны Устав ДПШУ, Новый Французский Устав, Эмулейшн, Йоркский Устав, возможно ММ итальянский, поскольку по ММ французскому есть автор, больше которого вряд ли можно сказать что-то нового, чем он. Как раз по этим актуальным Уставам работ мало, а эти Уставы реально работают в России, либо планируются к работам. Остальные - лишь историческая экзотика.
Самый распространённый ДПШУ, который в разных странах различается, и по которому идут наиболее активные дискуссии. В России даже и не знают, откуда пришёл к нам Устав ДПШУ, переданный нам Котляровым из Франции, и где его истоки.
Остальные Уставы представляют лишь историческую ценность, в России их нет. Из всей России в Воронеже только есть Устав Циннендорфа (В основе его Шведский Устав), да и тот только в трёх градусах.

0

23

Вот тут не согласен. Шотландский устав это сборная солянка из всех систем. Чтобы понять его отдельные разделы надо изучить и рыцарство и розенкрейцерство. Дошли до 3 степени Циненндорфского устава и оставили из-за технических трудностей. Так если бы хорошо знали его наполнение так и не оставили бы? Наполнение чисто рыцарское и на мой взгляд очень подходит для тех, кто чтит в масонстве его традиции. Каждый блок степеней символизирует этап из истории масонства. Символические ложи посвящены цеховым традициям и символизируют Ветхий завет. В шотландских степенях рассказывают о разрушении и восстановлении Храма. В высших степенях - масонство в его рыцарской ипостаси и Новый завет. Таким путем идет самосовершенствование и моральное восхождение. По своему логическому развитию эта система напоминает Йоркский устав.
А книга С.Кайе по ММ далеко не идеальна. Там речь идет о внешней истории устава. Такой "галоп по Европам" для понимания и осмысления слабо доступен. В то же время следы ММ в России очень даже встречаются. В посланиях московских масонов герцогу Ф.Брауншвейгскому говорится о египетском масонстве и даже цитируется наполнение его степеней. Просто это в России было мало распространено.

+1

24

doktor написал(а):

Вот тут не согласен. Шотландский устав это сборная солянка из всех систем.

Это как раз то, что соответствует ожиданиям всех систем, поскольку степени - это "номер аудитории", и вполне себе отвечает потребностям в самосовершенствовании. Узкие Уставы не дают полной картины всех направлений в масонстве, и масон замыкается на узком понимании масонства. Отсюда потребность в посвящении в массе Уставов. Были масоны, посвящённые во все возможные Уставы.  Как раз ДПШУ - "всем сёстрам по серьгам", чтобы обидно никому не было. А в каждой степени можно самостоятельно углубиться и в "Оперативные Каменщики", и в "розенкрейцеры", и в "тамплиеры", и в алхимию, и в каббалистику, и ещё в разные направления эзотерической мысли. Было бы желание. ДПШУ даёт такую возможность. Масонство вообще не угнетает мировоззрение человека. Масонство даёт основу, фундамент для самостоятельной работы в дальнейшем, не имеет, и не должно, собственного окончательного учения, готовых идеологических штампов на всю жизнь. Масонство даёт возможность раскрыть собственный духовный потенциал. А выбирать свой духовный путь масон должен лишь сам, и только сам.

Поэтому основная часть Уставов ушла в небытие, как непрактичные. Осталось несколько. В настоящее время используются только жизнеспособные Уставы. И потом, XXI век на дворе. У людей больше знаний, больше научных достижений, изменилось мировоззрение, лучше стали знать и понимать историю. Ушедшие Уставы больше не соответствуют современной цивилизации.

Другой стороной работы Ложи по конкретному Уставу является возможность получения того или иного Устава. Таким образом складываются традиции применения того или иного Устава. В современной России, в частности, исторически так сложилось, что практикуются ДПШУ, НФУ, Эмулейшн (ВЛР как Великая Ложа), ММ французский (в непризнанных ложах), ММ итальянский (в признанных ложах), Устав Циннендорфа в символических степенях, надеюсь, что появится Йорк в не скором будущем. Больше никаких масонских Уставов нет. И каждый Устав самодостаточен. В них есть всё, что нужно масону.

А книга С.Кайе по ММ далеко не идеальна.

Я не про Кайе. Есть переводчик и исследователь по египетскому масонству Е. Кузьмишин. К его исследованиям в этом направлении трудно будет что-то добавить.

Каждый блок степеней символизирует этап из истории масонства.

С этим трудно не согласиться. Историю знать полезно и необходимо.

+1

25

"Розенкрейцерство".
"Шведский Устав".
"Строгое Послушание".

+1

26

Спасибо за ссылки. В этих не очень информационных статьях пишется о том, что после Хунда великим магистром строгого наблюдения стал Карл Зюйдерманландский, но уже через два года (1780) он оставил этот пост. Следующим магистром, видимо, стал Фердинанд Брауншвейгский. Вот и ответ на полемику о том, кто был магистром у тамплиеров.

0

27

Да, по русскому масонству материалов и публикаций мало, но и по европейскому не густо (при огромном количестве изданных книг). Зубами крупицы информации приходится выгрызать, да еще она и противоречива.
В уставе строгого послушания были различные уровни управления, да еще и деление на провинции, где были свои вертикали. Хаоса добавило то, что в 1778 году шведская система и строгое послушание объединились.
Такое впечатление, что и европейские исследователи в этом разобраться не могут.
Например, Гулд в "Краткой истории масонства" пишет в 1772 году Фердинанд Брауншвейгский был назначен Великим мастером строгих послушаний... в 1779 году герцог Карл Зюйденманландский встал во главе 7-й провинции, в 1780-м он учредил 9-ю провинцию. В 1781 году Карл оставил пост главы строгого послушания???
Другие данные дает голландская масонская энциклопедия: 1772 года. Герцога Фердинанда Брауншвейгского был назначен Великим Магистром строгое соблюдение; 1778-9  слияния строгое соблюдение тамплиеров и шведской системы герцога Брауншвейгского. 1779 года. Герцог Карл был поставлен во главе строгого соблюдения в Германии, будучи седьмой провинцией. I781. Герцог Карл ушел со своего поста в качестве главы строгое соблюдение в Германии.
Другие источники рисуют следующую картину: главой строгого подчинения был Гунд, в 1772 году его власть была ограниченна Фердинанд Браунвейгский стал Великим мастером символических и шотландских лож строгого подчинения. Надо понимать, что Брауншвейгский принял власть у Гунда в 1776, но после объединения со шведской ситемой (перехода ее на строгое подчинение) его заместителем стал Зюйдерманландский (или занял первое место), в 1780-1781 году Карл сдал свою должность и сразу был созван Вильгельмсбадский конвент.
Такая хронология многое объясняет. В том числе почему Россия приняла шведскую систему, почему так долго проходила организация провинции и почему от нее отказались.

0

28

А какие параметры позволяют определять человека как масона? Например, пишут, что А.С.Пушкин не был масоном потому, что ложа куда он вступил (Овидий) еще не получила утверждения от союза Астрея. А до какой границы доходит "не регулярность"? Наша кафедра специализируется на изучении интеллигенции. Дается очень интересное определение: "Интеллигентом является человек себя считающий таковым". С масонством дело гораздо сложнее. Тут неизбежно встает вопрос, а когда и как человек может перестать быть масоном? Или масонов как и десантников бывших не бывает?

0

29

doktor написал(а):

А до какой границы доходит "не регулярность"? Наша кафедра специализируется на изучении интеллигенции. Дается очень интересное определение: "Интеллигентом является человек себя считающий таковым". С масонством дело гораздо сложнее. Тут неизбежно встает вопрос, а когда и как человек может перестать быть масоном? Или масонов как и десантников бывших не бывает?

"Нерегулярность" - такого официального термина нет. Есть лишь термин "Регулярная" - правильная, законная. Это, типа, как воюют все, но есть регулярная армия, а есть ополченцы. Некорректно, конечно, но так понятнее. Самой по себе "регулярности" не может существовать в пустоте. "Регулярность" должна к чему-то привязываться. Например, "Регулярность" - основа для взаимного признания масонских Лож в мире. Или "Регулярность" имеет значение для признания ОВЛА. Прежде, чем обратиться в ОВЛА за признанием, Великая Ложа должна соответствовать признакам регулярности, а потом уже обращаться за признанием. Поэтому "Регулярность" - самодостаточный термин. Несмотря на то, что "регулярность" была всегда, в ОВЛА в 1929 году, из-за путаницы в мире, указала на ограниченный перечень "регулярности" для тех Лож, которые претендуют на признание ОВЛА. Других Лож это никаким образом не касалось, но эти же признаки "регулярности" приняли для себя все Ложи в мире.

"Нерегулярность" - просто авторский термин, поскольку нигде официального такого термина нет, а как-то обозначать нерегулярные Ложи надо было. В обиходе появился термин "нерегулярная" Ложа.
Официально о нерегулярных Ложах никак не говорят. Официально всегда это звучит так, ну просто для примера:

Есть женщины масоны?
Да. Несмотря на то, что UGLE, по примеру средневековых каменщиков, есть и всегда была, ограничена мужчинами, женщины масоны имеют две самостоятельные Великие Ложи, использующие регулярные масонские практики, которые ограничены женщинами

Ну примерно так. В таком духе о всех нерегулярных Ложах.
А почему не принять официального термина "Нерегулярная Ложа"? А за отсутствием необходимости. ОВЛА, как родоначальник масонства, поддерживает свои масонские традиции, и они считают, что у них, и в признанной цепи Великих Лож, и есть масонство, которому следует соответствовать. До остальных течений им просто нет дела. Вот пока такой термин в официальном порядке не появился. Это просто общепринятое обозначение, а не официальный термин. По типу: раз есть "Регулярная Ложа", по логике должна быть "Нерегулярная Ложа".

0

30

Так кто может масоном считаться? Даже женщина из само организованной женской ложи? Иначе говоря, любой имеющий на руках пакет документов может открыть ложу и штамповать новым масонов?

0


Вы здесь » Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде » Интересная литература и публикации о масонстве » Новая работа доктора исторических наук Юрия Кондакова.