Добро пожаловать на форум Вольных Каменщиков!

Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



История ритуала в России.

Сообщений 61 страница 90 из 121

61

doktor написал(а):

Великим мастером Лабзина называли во многих местах протоколов. Почему?

Тоже не понимаю. Возможно он и был Великим Мастером какой-то Великой Ложи, присутствовавшим на работах в Достопочтенной Ложе. В принципе, Великий Мастер обязан состоять в какой-то символической Ложе, не смотря на свой любой градус, и не смотря на то, что является членом какой-то Ложи "высших" градусов. А уж посещать-то может любую Ложу.
А возможно в той конкретной Ложе символически так называли в зависимости от градуса, в котором Ложа на данный момент работала.

Всё усложняется и тем, что все Братья в разных степенях имеют разное обращение. Так и сейчас из степени в степень Досточтимый мастер становится Высокочтимым Мастером и так далее. А уж в то время, время становления разных Уставов... совсем жуть!..

Ну если это не ошибка Пекарского, то два варианта:
- Он был Великим Мастером, и присутствовал на работе какой-то Ложи;
- Обращение "Великий Мастер" связано с обращением к Мастеру Стула в Ритуале конкретной степени, по которой Ложа работала в конкретный день. Ложи могут работать в день как по одной степени, так и по всем сразу, зависит от повестки дня и объёма намеченных работ. При этом обращение к Досточтимому Мастеру (ранее Мастеру Стула) различается в разных степенях (градусах).

0

62

По Лабзину я беру не у Пекарского, а прямо из протоколов ложи (ОР РНБ).
Вот еще такой нюанс по поводу работы Великой провинциальной (национальной) ложи "шведского" устава в России.
Оказывается, это был Капитул Феникса известный масонам как Провинциальная ложа.
Ст. 1-я.
Так, как достопочтенный Петербургский Капитул известен братьям каменщикам только под именем Великой Национальной Ложи, то Директория, которой принадлежит управление этим самым Капитулом будет носить имя Совета Великой Национальной Ложи.
Компетенции Директории были очень широки. «Каждая ложа каменщиков, как иоанновских, так, и Св.Андрея, называемая Шотландской, и каждый капитул, который существует, пли будет впредь существовать на всем пространстве империи всея России, обязаны во всем и без замедления повиноваться Директории, представлять ей точные донесения о своем состоянии, о способе своих работ, о своих экономических делах, о производимых им принятиях, и о том как они исполняют приказания Директории или Великого Мастера, которые будут им сообщаемы Директорией, и никому не позволяет делать какие-либо нововведений, приводить в исполнение какой-либо проект без ведома, и еще менее против мнения и без одобрения Директории»

0

63

doktor написал(а):

По Лабзину я беру не у Пекарского, а прямо из протоколов ложи (ОР РНБ).

Всё равно остаётся два варианта:
- Лабзин Великий Мастер, присутствовавший на Собраниях местных Лож;
- Лабзина именуют в протоколах Великим Мастером Ритуально, в зависимости от степени, по которой Ложа работает в данный конкретный день.
Обращение имеет всегда двойное значение:
1. Это административная должность - Досточтимый Мастер (в то время Мастер Стула). Он всегда административно Досточтимый Мастер;
2. Это Ритуальное обращение - такое обращение, которое относится к Досточтимому Мастеру (Мастеру Стула), которое зависит от степени, в которой работает в конкретный день Ложа. Вполне возможно в протоколе ритуальное обращение "Великий Мастер", как в работе Ложи в более высокой степени. При этом в каждой степени (градусе) ритуальное обращение своё, отличное от других степеней.
Административное наименование и Ритуальное обращение - обязательно есть в каждой ложе, между собой отличаются, и это может иногда запутать исследователей.
Вот только в этих двух вариантах возможно обращение к Лабзину, как к "Великому Мастеру". А как оно там у них было, я пока не понимаю. Но только в этих двух вариантах.

doktor написал(а):

Вот еще такой нюанс по поводу работы Великой провинциальной (национальной) ложи "шведского" устава в России.
Оказывается, это был Капитул Феникса известный масонам как Провинциальная ложа.
Ст. 1-я.
Так, как достопочтенный Петербургский Капитул известен братьям каменщикам только под именем Великой Национальной Ложи, то Директория, которой принадлежит управление этим самым Капитулом будет носить имя Совета Великой Национальной Ложи.
Компетенции Директории были очень широки. «Каждая ложа каменщиков, как иоанновских, так, и Св.Андрея, называемая Шотландской, и каждый капитул, который существует, пли будет впредь существовать на всем пространстве империи всея России, обязаны во всем и без замедления повиноваться Директории, представлять ей точные донесения о своем состоянии, о способе своих работ, о своих экономических делах, о производимых им принятиях, и о том как они исполняют приказания Директории или Великого Мастера, которые будут им сообщаемы Директорией, и никому не позволяет делать какие-либо нововведений, приводить в исполнение какой-либо проект без ведома, и еще менее против мнения и без одобрения Директории»

Вот теперь всё встаёт на свои места.
Теперь мы можем различать Независимую Национальную Великую Ложу, учреждённую (по Уайту) в 1782 году.
Вот ещё бы найти её структуру, Ложи под её юрисдикцией, масонов, составлявших эту независимую Великую Ложу.

А у А.И. Серкова есть разъяснения по этой независимой Ложе? У меня есть практически все его работы (и вообще практически все работы российских исследователей, в том числе новые), я поищу потом.

0

64

Все эти вопросы рассматриваются в работе Барскова Переписка московских масонов (она и в цифре есть и бумажный вариант купить можно). Даже вернее сказать сами масоны рассказывают в своих письмах об устройстве провинции:
Провинции Ордена после 1782 года: I. Нижняя Гермашя, которая прежде VII-ю почиталась. II. Овершя. III. Окситашя. IV. Ита.пя и къ пей префектура Шамбери. V. Бургошя. VI. Вышняя Гермаигя. VII. Австргя. — Къ ней: капители венская, вен¬герская, трансильванская префектура, прагская, учрежденная въ Галппдп, Лодомирш, Ломбард1я австршская и Фландр1я австр1Йская. VIII. Вся Росс1я. IX. Осталась вакантною, дабы дать Швецш средство раскаяться и присоединиться къ ордену.
Какъ теперь уже учредился здЪсь пропинщальный капитель и ди-peKTopifl, то и сообщаю вамъ имена членовъ оныхъ, а не членовъ на-цшнальнаго комитета.
1) Провинц1альнаго великаго мастера мЪсто еще вакантное. 2) Прюръ VIII провинцш въ орденЪ именуемый Петръ рыцарь a cygno *) triumphante, Петръ АлексЪевичъ Татищевъ. 3) Деканъ провинцш, Георпй рыцарь а fortitudine, кн. lOpifl Никитичъ Трубецкой. 4) Генеральной визитаторъ провинцш, кн. Николай рыцарь ab aquila boreali, кн. Николай Ники¬тичъ Трубецкой. 5) Казначей провинцш имЪю честь быть я; въ орденЪ мое имя Николай рыцарь ab ancora. 6) Канцлеръ провинцш, Георпй ры¬царь ab aquila crescente, Иванъ Егоровичъ Шварцъ. 7) Генеральный про-кураторъ, кн. АлексЪй рыцарь ab aequitate, князь АлексЪй Александровичъ Черкаск1й *). Члены провинщальнаго капителя: 1) Михайло МатвЪевичъ Херасковъ. 2) Петръ Петровичъ Татищевъ. 3) Всеволодъ АлексЪевичъ ВсеволожскЕй и друпе.
Директор1я VIII провинти. Въ ней присутствуютъ провивц!альныс чиновники всегда, когда имъ угодно, а сверхъ того, по введенному по¬рядку, назначены для исправлешя текущихъ дЪлъ въ директорш прези¬дентъ и члены. Первымъ имЪю честь быть я, а члены: 1) рыцарь Ва-cn.iiii a pila, ВасилШ Васильевичъ Чулковъ, 2) рыцарь Иванъ ab aurora boreali, Иванъ Петровичъ Тургеневъ, 3) Iacobus a concordia, господинъ профессоръ Шнейдеръ, 4) рыцарь Феодоръ ab olira tenebra, Федоръ Петровичъ Ключаревъ, 5) рыцарь ГригорШ a cuba, Григор.й Прохоро-вичъ Крупениковъ.
Префектъ ложи Коронованнаго Знамени Петръ АлексЪевичъ Та¬тищевъ.
Префектъ ложи Латоны князь Николай Никитичъ Трубецкой. Здесь я сообщилъ вамъ, высокопочтенный бр. ордена имяна всЪхъ брр., которые имЪютъ участ.е въ правленш УШ провинцш ордена.
Иначе говоря упраление осталось то же самое, что и при шведской системе.
Точно так же управляла не Провинциальная ложа, а скрывавшийся за ней Капитул и Директория:
"Что же касается до того, что петербургсше брр. судятъ, у кого имъ быть въ подчиненш и кого имъ имЪть префек., то также указы-ваетъ ясно ихъ невЪжество, ибо не брр., а законная власть назначаетъ ирефектовъ; законная же власть въ VIII пров. теперь въ рукахъ про-вннцдальнаго капителя, который назначилъ васъ, и который учрежденъ въ МосквЪ, то ихъ о семъ разсуждеше не стоитъ и внимашя, а точно только показуетъ невЪжество ихъ".
Зависимость от иностранных управлений сохранилась. Точно так же как и у шведов (Стокгольм) в ИШУ разрешение на открытие капитула давали из Берлина. Вот, что писал Трубецкой Ржевскому об открытии капитула в Петербурге в 1783 году (в рамках ИШУ):
"Необходимо нужно, чтобъ вы сами, яко префектъ петербургской, вошли въ переписку съ герц. Брауншвейгскимъ и съ секретаремъ ге¬неральнымъ ордена Шварцомъ, почему и посылаю вамъ, во первыхъ, для примеру, какъ къ нимъ писать, кош и съ писемъ, писанныхъ нами къ герцогу и принцу Карлу; да для васъ въ примЪръ написанные письма къ герц, и къ генеральному секретарю; почему, сообразуясь симъ пись-мамъ, совЪтуемъ вамъ, не мЪшкавъ, написать первые комплиментарный къ нимъ письма, а мы между тЪмъ напишемъ сами, чтобы генеральный секретарь поспЪшилъ доставить вамъ все то, что для вашего канителя нужно; вамъ же, кроме комплемента, въ первомъ письмЪ писать не о чемъ".
Так что независимость 1782 года это миф. Уже в 1784 году россияне от этих отношений отказались, перейдя на розенкрейцерский устав.

0

65

doktor написал(а):

Все эти вопросы рассматриваются в работе Барскова

У А.И. Серкова это тоже есть: "Российское масонство. Часть первая. Восемнадцатый век"
Я тоже не встречал больше нигде, кроме Уайта, о Независимой Великой Ложе в России, учреждённой в 1782 году. Возможны два варианта:
1. Уайт путает, и вместо независимости от шведской юрисдикции, пишет о Независимой Национальной Великой Ложе в России, учреждённой в 1782 году, которая на самом деле была VIII Провинцией;
2. Возможно, что кроме наиболее часто упоминающихся масонских организаций в исследованиях того периода была ещё масонская организация, мало исследованная, о которой пишет А.Э. Уайт.

0

66

У Серкова по 18 веку слабая работа, компиляция. В 1782 году на Вильгельмсбадском конвенте было решено, что Россия станет отдельной 8, независимой провинцией Ордена. Это и имеет в виду Уайт.
Совершенно не верно подходить к масонским реалиям 18 века с современных позиций. Надо на материале того времени выяснять как это у них работало. Насколько Великие ложи того времени были автономны? Хорошо бы сравнить учредительные акты России и других провинций и т.д. Например, шведы просили у русских братьев присылать по 99 червонцев в год, в то же время на учреждение капитула Феникса шведы выделили 500 червонцев. Может это они в долг дали и в рассрочку получить хотели обратно?
Вообще в рыцарских и розенкрейцерских уставах ни о какой автономности Великих лож речи идти не может. Все подчиняются орденскому центру и братьям высокого посвящение. Обставляется это по разному, часто символических лож такая подчиненность не затрагивает. Сегодня все иначе (видимо), а в 18 веке было так. Причем в России 19 века все изменилось. Ни братья работавшие по шведской системе ни розенкрейцеры никому не подчинялись (кроме своих российских начальников). По французской системе Жеребцова у меня пока данных нет.

0

67

doktor написал(а):

В 1782 году на Вильгельмсбадском конвенте было решено, что Россия станет отдельной 8, независимой провинцией Ордена.

Ну я тут понемногу начинаю разбираться в этих хитросплетениях XVIII века. Бардак полный.
Поскольку в 1772 году герцог Фердинанд Брауншвейгский принял руководство в Ордене «Строгого Послушания», и именно он поддерживал на Конвенте русских масонов, то Россия стала VIII провинцией не немецкого масонства или какого либо вообще, а именно VIII провинцией "Строгого Послушания" (в дальнейшем того, который сменил этот Устав). Поддержанная герцогом просьба русских масонов была удовлетворена. Конвент 1782 года признал недействительность подчинение русского масонства Шведскому, и положил считать голос русских масонов равным с прочими странами. Также было разрешено всем русским Ложам принимать те акты и статуты, которые посчитает лучшими. А поскольку общемасонские вопросы решались на Конвентах, где с 1782 года Россия отныне имела право голоса и право каждой Ложи выбирать себе самим любой масонский Устав, то фактически это и означало независимость. Это дало возможность принимать свои системы, которые посчитают наиболее привлекательными для себя. И не факт, что ими кто-то отныне руководил из-за границы. Что касается указания на подчинение в письмах и документах, то это касалось исключительно "сквозных" Уставов: тамплиеры своим подчинялись, розенкрейцеры своим. Но Сама Великая Ложа была полностью самостоятельной в решении любых вопросов, в том числе могла представлять свой голос на международных Конвентах, до этого не могла.

А деньги, полагаю, отправляли именно за сотрудничество Уставов. Видимо платили за передачу Уставов (Ритуалов и прочее), сдавали деньги на общемасонские цели (всеобщие масонские Ассамблеи, Конвенты и так далее), на Братскую помощь, на благотворительность. Масонский профсоюз такой образовался. Поэтому взносы российских масонов вполне могли оказаться значительно меньше, чем помощь им.

0

68

Фердинанд Брауншвейгский был обермейстер старых шотландских лож, надо понимать без учета уставов. На этом уровне и собирался Вильгельмсбадский конвент. А главой стрикт обсервант был Карл Зюйдерманландский (вскоре ставший шведским королем). Получается, что своей властью герцог Брауншвейгский просто вывел шотландские ложи (это в России ложи-матери) из под власти Швеции и предоставил им право выбирать уставы.
А устав строгого соблюдения в России сохранился и работал до 1822 года, а то и дольше. Этому посвящена книга Соколовской "Капитул Феникса". Сперва главой был купец Любер, затем Бебер. В 19 веке они открыли ряд лож и восстановили вертикаль степеней. Очень много по ним архивного материала, планирую его обработать.
Я считаю, что после 1782 года в России действовали три Провинциальные, независимые ложи: Шварц, Гагарин (затем Любер), Елагин. Как и сейчас ВЛР, ОВЛР.

0

69

Не совсем так. Фердинанд Брауншвейгский был главой всего Строго Послушания. Карл Зюдерманландский был, после вхождения шведского масонства в Стрикт-Обсервантскую систему, главой двух провинций Строгого Послушания. После Вильгельмсбадского конгресса Россия стала независимой провинцией Стрикт-Обсервантской системы. Но при этом сама система, фактически, приказала долго жить.

0

70

Komandor написал(а):

2. Это Ритуальное обращение - такое обращение, которое относится к Досточтимому Мастеру (Мастеру Стула), которое зависит от степени, в которой работает в конкретный день Ложа. Вполне возможно в протоколе ритуальное обращение "Великий Мастер", как в работе Ложи в более высокой степени.

Да, скорее всего, это ритуальное обращение к Мастеру Стула в Третьем градусе в Стрикт-Обсервантской системе..

0

71

Мне не удается найти точное указание на то, что Фердинанд Брайншвейский был гроссмейстером Ордена строгого наблюдения. Да, действительно, Карл Зюйдерманландский возглавил те провинции которые прежде возглавлял Гунд (Хунд), но Брауншвейгского указывают как магистра немецких провинций.
Я в немецком не силен, но вот отрывки, может там эта информация?
Bruder des Vorigen [ Karl I. von Braunschweig-Wolfenbüttel ], * 1721, † 1792. Schwager Friedrichs des Großen , unter dem er den Siebenjährigen Krieg mitmachte. Er wurde in dessen Loge 1740 aufgenommen, 1770 englischer Provinzial-Großmeister für das Herzogtum Braunschweig, 1771 trat er dem System der Strikten Observanz bei und wurde 1772 auf dem Konvent von Kohlo Großmeister aller schottischen Logen, Magnus Superior Ordinis per Germaniam inf. Er erkannte dann den Zerfall des v. HundschenTemplersystems und berief für 1782 den Konvent zu Wilhelmsbad ein, wo das System den Todesstoß erhielt.
Das System überlebte den Stifter nicht lange. Herzog Ferdinand von Braunschweig erklärte das Amt des Ordensgroßmeisters so lange verwalten zu wollen, bis der wirkliche Ordene Großmeister bekanatgemacht und sich legitimiert habe. Im Nachlaß Hs fanden sich keine Andeutungen darüber, ausgenommen, daß dieser tatsachlich an die Ordensmeisterschaft des Pratendenten Karl Eduard glaubte. Dieser aber erklärte v. Wächter (sd) in Florenz, er sei nicht der Ordensmeister, wisse von diesem nichts und gehöre dem Freimaurerbund überhaupt nicht an. Was ihn aber nicht hinderte, später dennoch als Großmeister des Hohen Ordens vom Logentempel aufzutreten, den Herzog von Ostgotland zu seinem Statthalter für die Ritter- und Freimaurerlogen des Nordens zu ernennen und 1783 König Gustav III. von Schweden (sd) zum Koadjutor und Nachfolger im Großmeistertum des Freimaurerordens für alle Logen im Norden zu nominieren.
Ну русском языке вразумительный рассказ я нашел только у В.Н.Перцева (масонство в его прошлом Т. 1. С. 82). Он пишет, что на конвенте в Коло герцог Брауншвейгский был избран гроссмейстером всех шотландских лож, Гунд потерял часть власти. А вот Зюйдерманландский как раз стал провинциальным гроссмейстером.

Отредактировано doktor (Пятница, 8 февраля, 2013г. 12:37:42)

0

72

doktor написал(а):

Мне не удается найти точное указание на то, что Фердинанд Брайншвейский был гроссмейстером Ордена строгого наблюдения.

Гулд в "Краткой истории" об этом пишет:

В 1772 году дядя принца герцог Фердинанд Брауншвейгский был назначен Великим Мастером «Строгих послушаний»

А.Э. Уайт в "Энциклопедии..." пишет:

...Председателем съезда был избран Фердинанд, герцог Брауншвейгский, Гроссмейстер обряда Строгого Послушания...

И другие авторы.

0

73

doktor написал(а):

В.Н.Перцева (масонство в его прошлом Т. 1. С. 82). Он пишет, что на конвенте в Коло герцог Брауншвейгский был избран гроссмейстером всех шотландских лож

Это неверно он пишет, даже логически. "Шотладские ложи" - это Ложи "высших" градусов, без уточнения Устава. То есть, ложи "высших" градусов любых Уставов. И уж где-где, но не на Вильгельмсбадском Конвенте могли избирать в руководителей "высших" градусов. Как раз с точностью до наоборот - Конвент 1782 года в категорической форме отказал всем Уставам "высших" градусов в каком-либо притязании на истинность масонства, хранение масонских тайн. Более того, признав все Уставы высших градусов "истинными", указал, что все Ложи трёх градусов вправе сами выбирать себе Устав, что и делают Мастера и по сей день. Именно с этого Конвента масонство в Европе (в Англии к тому времени уже был определённый организационный порядок) постепенно стало принимать какую-то упорядоченную форму вместо полного бардака.

Поэтому правильно будет не у В.Н. Перцева, а у А.И. Серкова:

Генеральным Мастером масонства был избран Фердинанд Брауншвейгский

Ну не знаю, на сколько это предложение корректно, возможно А.И. Серков сегодня выразился бы как-то по иному, но суть верна.
Иными словами, Фердинанд Брайншвейский, уже бывший к моменту Конвента 1782 года Гроссмейстером "Строгого Послушания", был избран Всеобщим Мастером для всех европейских Лож (в трёх градусах).

в Коло

Если речь не о Вильгельмсбадском Конвенте (год не указан), то В.Н. Перцев указал просто на "высшие" градусы, не указывая конкретного Устава. Но Фердинанд Брауншвейгский "командовал" именно Строгим Послушанием.

Скорее В.Н. Перцев подразумевал так же как и другие авторы, вот так в скобках:

http://s2.uploads.ru/t/X8Uty.png
Герцог Фердинанд Брауншвейгский, 1721 – 1792.
Прусский генерал-фельдмаршал, командующий в Семилетней войне,
с 1772 года Великий Мастер всех шотландских лож (Строгое Послушание).
Созвал реформаторский Вильгельмбадский масонский конвент в 1782 году.

0

74

doktor написал(а):

Я в немецком не силен, но вот отрывки, может там эта информация?
Bruder des Vorigen [ Karl I. von Braunschweig-Wolfenbüttel ], * 1721, † 1792. Schwager Friedrichs des Großen , unter dem er den Siebenjährigen Krieg mitmachte. Er wurde in dessen Loge 1740 aufgenommen, 1770 englischer Provinzial-Großmeister für das Herzogtum Braunschweig, 1771 trat er dem System der Strikten Observanz bei und wurde 1772 auf dem Konvent von Kohlo Großmeister aller schottischen Logen, Magnus Superior Ordinis per Germaniam inf. Er erkannte dann den Zerfall des v. HundschenTemplersystems und berief für 1782 den Konvent zu Wilhelmsbad ein, wo das System den Todesstoß erhielt.
Das System überlebte den Stifter nicht lange. Herzog Ferdinand von Braunschweig erklärte das Amt des Ordensgroßmeisters so lange verwalten zu wollen, bis der wirkliche Ordene Großmeister bekanatgemacht und sich legitimiert habe. Im Nachlaß Hs fanden sich keine Andeutungen darüber, ausgenommen, daß dieser tatsachlich an die Ordensmeisterschaft des Pratendenten Karl Eduard glaubte. Dieser aber erklärte v. Wächter (sd) in Florenz, er sei nicht der Ordensmeister, wisse von diesem nichts und gehöre dem Freimaurerbund überhaupt nicht an. Was ihn aber nicht hinderte, später dennoch als Großmeister des Hohen Ordens vom Logentempel aufzutreten, den Herzog von Ostgotland zu seinem Statthalter für die Ritter- und Freimaurerlogen des Nordens zu ernennen und 1783 König Gustav III. von Schweden (sd) zum Koadjutor und Nachfolger im Großmeistertum des Freimaurerordens für alle Logen im Norden zu nominieren.

Ну тут и идёт речь о том, что Браунгшвейский был Гроссмейстером всех шотландских Лож "Строгого Послушания":

Брат [Карла I Брауншвейга-Вольфенбюттеля], * (1721 - 1792) деверя Фридриха Великого, при котором он участвовал в Семилетней войне. Он был посвящён в его ложу в 1740, 1770 Гроссмейстер Лож герцогства Брауншвейг, в 1771 он присоединялся к системе "Строгого Послушания", и был избран в 1772 на конвенте Kohlo Гроссмейстером всех шотландских лож

Вот здесь речь только о Ложах "Строгого Послушания", поскольку другие Уставы его просто бы никуда не пустили. Там свои начальники.

0

75

Мне интересно откуда вы черпаете сведения о деятельности Вильгельмсбадского конвента? Мне среди опубликованного найти ничего не удалось (кроме призывных воззваний герцога и ответа на них Шварца).
Среди рукописей "Екстракт из правила префекства Лор… 18 нояб 1782" 227 л. Автор по дням описывал деятельность конвента и его рассказ на ваш не похож.
Сочинение о делах Вильгель. конвента решили напечатать и разослать по всем провинциям Ордена сличил с оригиналом ф. А. Флоре лотарингского префекства канцлер. Первое циркулярное письмо разослано 9 сент 1780 доходило до многих лож по два месяца, а ответ требовалось прислать до конца года, не успели обсудить. Вопросы к рассмотрению: 1. О происхождении Ордена – просит высказать вои мыли последователей всех систем. 2. О суприорах Ордена и их власти.
депутата подписали 14 июня акт открытия
Провозглашалось, что на конвент допускаются великие чиновники ордена. Великие провинциальные офицеры, великие приоры и законные посланники от великих шотландских лож и префектур.
Автор критиковал Конвент за то, что на нем не были представлены все системы масонства.
О каких тогда "общих" решениях можно говорить?
Общие условия: масон не являющийся членом внутреннего ордена не может быть допущен, его вопрос решает особый комитет; какое бы число чиновников от каждой провинции не было, каждая имеет только три голоса, один из них лично начальнику провинции.
Ход конвента: Первое заседание: 1) Дирекции российских лож может ли иметь доступ в собрание
2)речь одного брата о Италии входящей в Шведскую провинцию и желающую выделиться в 9-ю
третье заседание (где решился вопрос о Италии) склока по поводу полномочий и прав;
четвертое заседание: Основным предметом обсуждения стал система Тамплиеров;
восьмое заседание: четыре дня обсуждался вопрос законно ли усыновление тамплиеров нашей системой. Обращались к летописям и метрическим книгам городов чтобы выявить череду магистров Ордена Т.
К 15 му заседанию было решено уничтожить систему Т.
16 заседание о суприорах.
Принят акт отречения от восстановления Т. Шотл. ложа должна иметь инспекцию над первыми степ., символ каждого градуса должен быть охранен. Приняты первые три градуса но не ратифицированы, это запланировано сделать до конца 1783 г.
28 заседание: занималось 4-м градусом читали послание ложи Фридрих к золотому льву о том что им известны суприоры которые должны сообщить древний катехизис.
А где то о чем вы писали?
Пишут, что в ТАЙНЫЕ АРХИВЫ РУССКИХ МАСОНОВ. Т. СОКОЛОВСКАЯ, Д. ЛОТАРЕВА есть решения Вильгельмсбадского конвента, но я эту книгу не видел.

Отредактировано doktor (Пятница, 8 февраля, 2013г. 16:28:42)

0

76

doktor написал(а):

Мне интересно откуда вы черпаете сведения о деятельности Вильгельмсбадского конвента?

Понятно откуда, всё из того же, что и все читают. Так - на вскидку:

«Масонство. Символы, тайны, учения», У. Кирк Мак-Налти; М.: Издательство «АРТ-Родник», 2007.
«Новикóвъ и московскiе мартинисты», исследование М.Н. Лонги́нова; М.: типография Грачева и Компании «У Пречистенскихъ воротъ», 1867. Электронная библиотека на официальном сайте ВЛР или:
http://imwerden.de/cat/modules.php?name … p;pid=1937
«Русское масонство», Сборник под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова; М.: «Эксмо», 2007.
«Новая энциклопедия масонства (великого искусства каменщиков) и родственных таинств: их ритуалов, литературы и истории», Артур Эдвард Уайт; СПб.: Издательство «Лань», 2003.
«Краткая история масонства», Роберт Фрик Гулд; пер. С. В. Фёдоров. Электронная публикация:  http://lib.rus.ec/b/304609 
«Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии», Мэнли П. Холл; М.: «Эксмо», СПб.: «Мидгард», 2007.
«Тайны масонских орденов. Ритуалы «вольных каменщиков», С.П. Карпачёв; М.: «Яуза-Пресс», 2007.
«Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков», С.П. Карпачёв; М.: АСТ - Олимп, 2008.
«Мастер слова и дела. Странности судьбы книгоиздателя Николая Новикова», А.В.  Нефедов; М.: «Академия-XXI», 2010.
«Масонская коллекция Государственного музея истории религии». М.В.  Птиченко. Альбом; под ред. С.А. Кучинского, Л.Н. Перовой.
«Российское масонство. Восемнадцатый век», А. И. Серков; «Звезда» 2000, № 8.
"Высшие градусы в  18-м столетии", Бр. А Строгое послушание и RER
«Заметки о посвящении = Aperçus sur L’Jnitiation: смысл, цели, перспективы», Рене Генон; М.: «Беловодье», 2010.
«Розенкрейцеры – рыцари Розы и Креста», А.С. Варакин; М.: «Вече», 2007. (не научная) Официальный сайт масонской ложи Gründung der Großen National-Mutterloge “Zu den drei Weltkugeln” (Великая Материнская Ложа "К трём глобусам"): http://www.3wk.org/tag/aux-trois-globes/   
Официальный сайт ложи «К увенчанной Змее»: http://www.loge49.de/ 
       «Орден Розового Креста», Андре Ропер; историк, профессор Шербурского университета (Франция); электронное издание: http://his.1september.ru/view_article.php?ID=200801308 
Статья представляет собой текст доклада А. Ропера на конференции,  прошедшей в начале 2007 г. в Шербуре.
18. «Тайные фигуры розенкрейцеров». Издание  немецких масонов-розенкрейцеров: Geheime Figuren der Rosenkreuzer, aus dem 16ten und 17ten Jahrhundert: aus einem alten Mscpt. Zum erstenmal ans Licht gestellt: erstes -[drittes] Heft (1785-[1788]), электронные публикации: http://digicoll.library.wisc.edu/cgi-bin/HistSciTech/HistSciTech-idx?type=gallery&entity=HistSciTech001603290001&id=HistSciTech.GeheimeFiguren&po
sn=start&isize=M

«Братство Розового Креста», Артур Эдвард Уэйт.  Напечатано «Уильям Райдер и Сын», Limited, London, 1924. Электронная публикация: http://www.hermetics.org/rosicrucian-18.html
  «Religion und arkane Hierarchie: Der Orden der Gold- und Rosenkreuzer als geheime Kirche im 20. Jahrhundert», Renko D. Geffarth. Texts and Studies in Western Esotericism. Leiden: Brill, 2007. ISBN 978-90-04-15667-8 (Орден Злато-Розового Креста в XVIII веке. Тексты и Исследования).

Ну и понятно - Соколовская, Арсеньев, Киселёв, И.М. Херасков, Васютинский, Перцев, Семека, Тукалевский, Пиксанов, Е. Кузьмишин, А. Серков, С. Карпачёв, Ю. Кондаков... Всё у меня есть.

И многие другие. Честно говоря, и это понятно - нет такой необходимости, первоисточников не читаю, разве что они есть в работах, как у Лонгинова или Никитина (допросы), или у Е. Кузьмишина, где есть переводы конкретных документов.  Мне это надо постольку - поскольку, для общего образования. Я вообще не большой поклонник русского масонства, кто что хотел, тот то и воротил. Мне больше истоки нравятся, начиная с 1717 года в Лондоне, время учреждения первой Великой Ложи и раньше. Более романтичное масонство.

А из Уставов мне больше нравятся Йоркский Устав и Древний и Принятый Шотландский Устав. А все "розенкрейцеры", "тамплиеры", "иллюминаты" и прочее для меня скучны.

0

77

doktor написал(а):

Провозглашалось, что на конвент допускаются... законные посланники от великих шотландских лож и префектур.
Автор критиковал Конвент за то, что на нем не были представлены все системы масонства.
О каких тогда "общих" решениях можно говорить?

Абсолютно правильно! Поскольку между "шотландскими" ложами и были все недоразумения, потому их и собирали, чтобы каким-то образом прийти к общим решениям. И правильно Вы указываете на то, что не все присутствовали, и не все остались довольны. Кто-то вообще не признал решения конвента. Речь о том, что это была попытка хоть как-то упорядочить работу Лож.

doktor написал(а):

Вопросы к рассмотрению: 1. О происхождении Ордена – просит высказать вои мыли последователей всех систем. 2. О суприорах Ордена и их власти

Уайт вопросы описывает так:
1. Произошло ли масонство от какого-либо ордена?
2. Если да, то что это был за орден?
3. Находится ли масонство под незримой опекой "высших" (к Вашему вопросу о независимости от "высших" степеней)?
4. Если да, то кто эти "высшие"?
Очевидно, что все эти вопросы были обусловлены притязаниями "высших" степеней, и в первую очередь (главный вопрос) обряда Строгого Послушания. Но и "Розенкрейцеры" и "Иллюминаты" (фон Книгге) имели свои притязания на перенесение центра масонства в их Уставы.

0

78

При работе с источниками 18 века масса вопросов возникает. Например, что они имели в виду под "шотландскими степенями"?
Степени Андреевского масонства или все высшие степени? В актах относящихся к учреждению "Директории" шведского устава, ее иногда называют "шотландской". Понимай как хочешь. То ли отдельная Директория для управления 4-5 степенями, то ли всеми выше 3-й. Так и Фердинанд Брауншвейгский, то ли всем уставом управлял, то ли Андреевскими степенями. Я все же думаю, что к управлению рыцарскими капитулами тамплиеров он отношения не имел, а посему и Орден не возглавлял. Я нашел только список французских гроссмейстеров.
Не могу найти четкого описания происхождения "шотландской" степени. Пишут, что первой появилась степень Королевской арки, как собрание мастеров и бывших глав лож. А "шотландская" степень создана после речи Рамзая о приемстве масонов от рыцарей, как образец взята французская степень "рыцарь кадош". Основная идея шотландской степени в том, что масоны-тамплиеры перебрались в Шотландию и там получили поддержку и защиту Р.Брюса и т.д. Однако, в российских шотландский степенях такая составляющая не очень прочитывается. В 4-й степени шведского устава вообще рассказ о нахождении тела Адонирама. Правда, читается там рыцарская подоплека, да еще и тамплиерский крест в оформлении ложи фигурирует.

Отредактировано doktor (Пятница, 8 февраля, 2013г. 18:36:09)

0

79

doktor написал(а):

При работе с источниками 18 века масса вопросов возникает. Например, что они имели в виду под "шотландскими степенями"?
Степени Андреевского масонства или все высшие степени? В актах относящихся к учреждению "Директории" шведского устава, ее иногда называют "шотландской". Понимай как хочешь. То ли отдельная Директория для управления 4-5 степенями, то ли всеми выше 3-й.

На мой взгляд, речь идёт о всех "высших" степенях. Есть в некоторых Уставах степени, прямо указывающие на название степени: Шотландский Рыцарь св. Андрея, Шотландский Рыцарь Совершенства и так далее. Все их знать невозможно, и нет необходимости, их более тысячи. Как правило, степени исследуют одновременно с узким исследованием конкретного Устава. Видимо, название "шотландская" - это для отличия от символического масонства трёх степеней. "Шотландская" степень, "Шотландская" Ложа - это просто "быстрое" выражение для отличия "высших" Лож и градусов от Иоановских Лож и степеней.

Не могу найти четкого описания происхождения "шотландской" степени. Пишут, что первой появилась степень Королевской арки, как собрание мастеров и бывших глав лож. А "шотландская" степень создана после речи Рамзая о приемстве масонов от рыцарей, как образец взята французская степень "рыцарь кадош". Основная идея шотландской степени в том, что масоны-тамплиеры перебрались в Шотландию и там получили поддержку и защиту Р.Брюса и т.д. Однако, в российских шотландский степенях такая составляющая не очень прочитывается. В 4-й степени шведского устава вообще рассказ о нахождении тела Адонирама. Правда, читается там рыцарская подоплека, да еще и тамплиерский крест в оформлении ложи фигурирует.

У. Кирк Мак-Налти пишет о том, что "Королевская Арка", что можно с уверенностью утверждать, появилась около 1730 года. В Королевской Арке была лишь одна степень посвящения. И в отличие от континентального масонства, в Англии "высшие градусы", как ни странно, подчинялись Великой Ложе. А в континентальном масонстве "высшие" градусы наоборот, "поглощали" Иоановские Ложи, и не входили в состав Великих Лож, и уж тем более им не подчинялись.

Континентальные же "высшие" градусы начали образовываться примерно в 1740 году (он же). Поэтому можно сказать, что "высшие" градусы раньше появились в Англии.

0

80

По "Королевской Арке" из открытых источников вот могу поставить, возможно кого-то заинтересует:

Владимир Никитин

ОЧЕРК О МАСОНСКОЙ СТЕПЕНИ СВЯТОГО ЦАРСТВЕННОГО СВОДА

http://s3.uploads.ru/t/zcBvH.png

Из всех масонских посвятительных ритуалов,  не входящих в триаду Ученик-Подмастерье-Мастер,  к степени Святого Царственного Свода приковано в наших ложах возможно наибольшее внимание.
Конституция Объединенной Великой Ложи Англии –  юрисдикции,  материнской для всего мирового масонства,  указывает с 1853  года   в своей преамбуле,  что чистое и древнее масонство состоит из трех степеней ученика,  подмастерья и мастера, завершением которой является Святой Царственный Свод.
Такое положение вещей,  учитывая особую роль и авторитет Объединенной Великой Ложи Англии,  ставит степень Царственного Свода в совершенно особое
положение даже в глазах братьев,  не сильно вовлеченных в вопросы масонского администрирования.

В современной организации масонства Царственного Свода известны две основные системы: система, принятая в Англии, и система, принятая в США.
В английской системе степень Царственного Свода признается завершением третьей степени,  однако ее организационная реализация обладает всеми признаками отдельной степени.  В степень Царственного Свода в капитулах под юрисдикцией современного Верховного Великого Капитула Англии могут быть посвящены Мастера Масоны,  пребывающие в третьей степени не менее четырех недель.  Сейчас это единственное формальное требование.  Фактически же крайне приветствуется перед посвящением в Царственный Свод пребывание в степени мастера хотя бы в течение года. 

Посвящение или точнее,  возвышение (exaltation)  осуществляется в специальных административных образованиях –  капитулах.  Как правило,  каждый капитул
Царственного Свода прикреплен к определенной символической Достопочтенной Ложе. Однако такое прикрепление предусматривает только заботу символической Достопочтенной Ложи об организационно-материальном благополучии капитула.
Офицерские посты символической ложи и прикрепленного капитула никак не связаны между собой. Членство в определенном капитуле, не предполагает обязательного членства в символической ложе,  прикрепленной к капитулу,  а членство в символической ложе отнюдь не обязывает мастера обращаться с петицией о возвышении только в тот капитул, к которому прикреплена символическая ложа.

Царственный Свод объединяет наиболее активных,  заинтересованных, продвинутых масонов.  По статистике около трети мастеров символических лож продолжают свои масонские работы в степени Царственного Свода.  Исходя из этого, можно сделать выводы о количестве масонов,  посвященных в эту степень.  Это делает степень Царственного Свода самой многочисленной степенью из тех степеней,  что дополняют символическое масонство.  Численность Царственного Свода значительно больше,  чем численность степеней Шотландского Устава,  Мастера Клейма,  Шведской системы, не говоря уже о других менее многочисленных Уставах.

Допуск в капитулы Царственного Свода осуществляется по результатам рассмотрения петиций соискателей.  Этим Царственный Свод отличается от более
закрытых масонских организаций, к примеру, Верховного Совета для Англии и Уэльса. В последний принимают только по приглашению, и изъявление желания принимать участие в работах структур,  подвластных Верховному Совету считается нарушением правил приличия и масонского протокола. В степени Царственного Свода инициатива мастера с просьбой о возвышении - норма.

Капитул Царственного Свода работает в единственной степени,  одноименной. Сердце степени – возвышенный, продолжительный и сравнительно сложный ритуал. Его содержание,  уроки,  наставления и приносимые кандидатом в степень обязательства являются логическим завершением третьей степени символического масонства. В центр ритуала помещена легенда о трех странниках,  которым было суждено вновь обрести
утраченное в третьем символическом градусе слово,  а стержень исторических наставлений выстроен вокруг идеи о том,  что даже трагедия,  изложенная в мрачной легенде третьего градуса, не смогла прервать посвятительную традицию мастеров.

Масонство Царственного Свода,  строго говоря,  не братская организация. Обращение «брат»,  столь привычное для членов символических лож, не используется  в капитулах вовсе. Для обращения братьев друг к другу используется слово “companion”.
Слово это в английском языке многозначно, но в Царственном Своде используется лишь в одном совершенно определенном значении – «попутчик».  Этим обращением члены капитула подчеркивают то обстоятельство,  что в этой степени они могут и не быть привязаны друг к другу тесными узами и взаимными обязательствами как братья символических лож. Они могут даже не быть друзьями. Однако волей судьбы, жребия или Великого Строителя Вселенной они стали попутчиками в великом странствовании поиска истины, странствовании, которое в ритуале Царственного Свода приведет к возвращению утраченного слова. 

http://s2.uploads.ru/t/ZlOc0.jpg

Руководство капитула Царственного Свода состоит из трех принципалов – первого, второго и третьего.  В ритуале они соответственно воплощают трех ветхозаветных пророков – Зоровавеля, Аггея и Иисуса Навина. Каждый принципал занимает свой пост в течение года и в последующий год третий принципал становится вторым,  второй – первым.  Правило это соблюдается значительно строже,  чем в символических ложах правило продвижения Второго стража на пост Первого стража, а Первого стража на пост Досточтимого Мастера. 

Капитул Царственного Свода относится к ритуалам введения на посты руководителей-принципалов очень серьезно.  Для инсталляции каждого из трех
принципалов в масонстве Царственного Свода предусмотрен отдельный малый ритуал, хранящий свои собственные тайны.  Так,  только получив доступ к тайнам третьего принципала,  компаньон может претендовать через какое-то время на введение в должность второго принципала и далее. 

Современный регламент масонства Царственного Свода предполагает, что третий принципал может занять свое место,  только будучи Бывшим Досточтимым Мастером символической Достопочтенной Ложи.  Согласно ритуалу степени третий принципал может быть допущен к инсталляции только после того, как он сообщил   совету третьих принципалов проходное слово, совпадающее с секретным словом Досточтимого Мастера, Это слово сообщается Досточтимому Мастеру во время Таинственной церемонии в Символической Ложе.  Проходное слово для введения в палату вторых принципалов – тайное слово третьего принципала. Секретное слово второго принципала используется как проходное для введения в палату первых принципалов.

Английская система символического масонства предполагает,  что максимум посвящений в мастерство,  которые могут быть переданы соискателю братством -  это
Таинственная Церемония Досточтимого Мастера и инсталляция первого принципала.  Бывший Первый Принципал и одновременно Бывший Досточтимый Мастер не может получить более глубоких инициаций в символическом масонстве.  Иные степени,  такие как Мастер Клейма, степени Древнего и Принятого Шотландского Устава  не признаются как символическими.  А продвижения в Великой Ложе –  Ранги Великих Офицеров, действующие и бывшие -  хотя и влияют прямо на иерархию в символическом масонстве, но не несут в себе никакого посвятительного элемента, только признание иерархического места в Ордене, заслуг и наделение административными полномочиями. 
 
Помимо трех принципалов,   составляющих руководство капитула,  его устройство включает в себя офицерские должности Двух Писцев –  Писец Ездры и Писец Неемии, должности Казначея,  Принципала Странника,  Первого помощника Принципала, Странника, Второго помощника Принципала Странника и Сторожа. В дополнение может быть введено еще семь необязательных офицерских должностей. Для проведения ритуала возвышения дополнительные офицерские должности необязательны.

Регламенты Царственного Свода предполагают запрет на возвышение в степень Царственного Свода более чем двух человек за один день.
Административная структура, объединяющая капитулы в английской конституции называется Верховный Великий Капитул. Этот капитул возглавляют три первых Великих Принципала.  Первым Великим Принципалом является Великий Мастер символической Великой Ложи, однако для занятия руководящего поста в Верховном Великом Капитуле английская конституция требует от Великого Мастера соответствия квалификационному требованию,  обладания посвящением Первого Принципала.  Иначе другой человек, прошедший через совет первых принципалов,  должен быть избран Ассамблеей Верховного Великого Капитула Первым Великим Принципалом.  То же   самое касается всех других офицерских должностей,  для которых установлено совмещение.  К ним относятся посты Про Великого Мастера,  который становится,  если соответствует квалификационному требованию,  Про Первым Великим Принципалом,  Заместителя
Великого Мастера, который становится в Великом Верховном Капитуле Вторым Великим Принципалом,  Великого Секретаря,  который становится Великим Писцем Ездрой, Великого Казначея – Великим Казначеем и Великого Регистратора, который наделяется в Великом Капитуле аналогичным рангом. Излишне говорить, что должности в Верховном Великом Капитуле, для которых не установлено требование об обязательном совмещении может занимать только компаньон,  прошедший хотя бы однажды через кресло Первого принципала. 

Уже из совмещения ключевых должностей между Великой Ложей и Великим Капитулом, мы видим, как близко современная английская система Царственного Свода связана с символическим масонством. Такая связь подтверждается не только современными административными регламентами, но и историческими фактами. 

Большинство исследователей сходятся во мнении,  что все упоминания о степени Царственного Свода относятся не ранее, чем к XVIII веку. Одним из первых достоверных упоминаний о степени Царственного Свода является публикация в газете Dublin Journal в 1743 году о процессии в графстве Корк в Шотландии, проведенной Ложей Йукхале №21, в день Святого Иоанна зимнего членами степени Царственного Свода.

Традиционно степень считается связанной с одним из двух течений в английском масонстве,  с Великой Ложей «Древних»,  основанной в 1751  году. Достоверно то,  что с самого начала Великая Ложа «Древних»  провозглашала степень Царственного Свода одной из важнейших степеней масонства и претендовала на свое право,  работая в соответствии с древними традициями, быть Великой Ложей четырех степеней.

Известно,  что Великий секретарь Великой Ложи «Древних»,  автор Конституции Древних «Ахиман Резон» Лоренс Дермотт был посвящен в степень Королевской Арки не позднее 1746  года. Как пишет один из самых авторитетных масонов ОВЛА,  когда-либо касавшийся этой темы Ричард Сэндбах,  являющийся кстати,  в настоящий момент Великим Командором Верховного Совета для Англии и Уэльса,  с самого начала манифестации своей деятельности Великая Ложа «древних»  использовала степень Царственного Свода как важнейший аргумент пропаганды своих идей и это достаточно серьезно действовало на многих масонов того периода,  не удовлетворенных неясным окончанием третьей степени. Известно, что Лоренс Дермотт считал степень Царственного Свода важнейшей степенью, выражающей суть масонства.

Но вопреки традиционной точке зрения о постоянной связи степени Царственного Свода с «древними»  первые эффективные организационные меры по развитию Царственного Свода были предприняты под эгидой Великой Ложи Премьер. Современный Верховный Великий Капитул Англии официально объявляет,  что первым сохранившимся в его архивах протоколом заседаний в этой степени является документ от 22  марта 1765  года,  в котором упоминается о собрании независимого капитула Царственного Свода. Это протокол из архивов Великой Ложи Премьер. 

В период с 1764  года по 1766  год Великим Мастером Великой Ложи Премьер являлся лорд Блейни. Запомним это имя. В истории степени Царственного Свода это имя основателя,  положившего начало современной доказанной посвятительной традиции в Царственный Свод. 
Ричард Сэндбах рассказывает, что в 1764  году одна из лож Великой Ложи «древних» -  ложа «Каледония» -  отпадает от послушания «древних»  и переходит под эгиду Великой Ложи Премьер. В реестре Великой Ложи Премьер «Каледония» получает номер 325.  Сегодня ложа «Каледония»  продолжает существовать,  сохраняя в реестре ОВЛА номер 134.  В XVIII  веке как принадлежавшая послушанию «древних»  ложа «Каледония» работала в четырех степенях,  включая степень Царственного Свода. После перехода под юрисдикцию Великой Ложи Премьер,  в соответствии с Конституциями «Каледония»  продолжает работы только в трех символических степенях,  но 29  братьев «Каледонии»  основывают первый в истории Капитул Царственного Свода,  получивший
название «Превосходный Великий и Царственный Капитул».

Делая небольшое отступление надо отметить,  что к тому времени система Королевской Арки существовала не только под эгидой Великой Ложи «Древних»,  но
успела переместиться в Америку,  где в 1753  году документально зафиксировано первое посвящение в степень Царственного Свода в Вирджинии в ложе Фредрихсбург. Как мы знаем, нынешняя американская система Царственного Свода существенно отличается от английской тем,  что капитул Свода в США работает в четырех степенях,  из которых собственно Царственный Свод является последним. Сама же степень Царственного Свода в США встроена в иерархическую систему Йоркского Устава, где в нижней части четыре степени капитула Свода,  в середине так называемые Тайные масонские степени,  а на
верху пирамиды тамплиерские ордена.  Легитимность такого положения вещей для современного масонства объясняется тем фактом,  что посвящения в Америке в эту степень начались до конституционно-организационного оформления Королевской Арки в Англии.

В Англии же через год после создания первого капитула,  в 1766,  году Великий Мастер Великой Ложи Премьер лорд Блейни принимает посвящение в степень
Царственного Свода и немедленно возглавляет Капитул.  Руководство Великой Ложи Премьер продолжает придерживаться позиции о непризнании степеней Царственного Свода. Однако с этого момента фактическая тесная связь совершенно очевидна.
22  июля 1766  года лорд Блейни на собрании Капитула подписывает Хартию согласия, определяющую место степени Царственного Свода в масонстве. Согласительная хартия фактически учреждает Великий Капитул Царственного Свода.  Созданная организация получает название «Превосходный Великий и Царственный Капитул». Все эти события развивались стремительно.  От посвящения лорда Блейни до подписания Хартии согласия прошло всего около двух месяцев. Тогда и впоследствии лорд Блейни утверждал и даже настаивал, что действовал не как частное лицо, а именно как Великий Мастер Ложи Премьер. 
Такая последовательность действий похожа больше не на серию случайныхсобытий,  а на хорошо спланированную операцию по созданию легитимной
дополнительной масонской степени в системе послушания Великой Ложи Премьер. При всех оговорках о независимости Царственного Свода от степеней символического масонства,  обстоятельства создания капитулов этой степени у «современных»  дают основания полагать, что с самого начало шла речь о создании зависимой от руководства ВЛ Премьер дополнительной масонской структуры, предназначенной для ограниченного круга посвященных. Как в случае с любой масштабной инициативой, не все шло гладко.

Несколько позже будет предпринята попытка подделать дату на Хартии согласия, переправив 1766 год на 1767-й, когда лорд Блейни уже стал Бывшим Великим Мастером. В этой же Хартии к его титулу Великого Мастера будет дописана буква P., означающая «Бывший».  Официально Великая Ложа Премьер не признавала Степень Царственного Свода. Известно, что через год Великий секретарь ВЛ Премьер писал в частной переписке: «Мы не признаем общество Царственного Свода и считаем его нововведением,  призванным отвлекать и вводить в соблазн братьев». Правда, к тому времени Бывший Великий Мастер
Премьер был уже главой степени Царственного Свода.
 
Много лет спустя в 1774  году Джеймс Хезелтайн,  Великий Секретарь Великой Ложи Премьер того времени,  и при этом не только член Превосходного Великого и Царственного Капитула, но и один из авторов Согласительной Хартии 1766 года, писал:
«Действительно, многие члены братства посвящены в некую степень, которую полагают превыше других степеней и именуют степенью Царственного Свода. Я сам был удостоен чести посвящения в эту степень…  однако Великая Ложа ее не признает и запрещает носить в своих стенах все ее регалии и подвески… Вы увидите, что степень Царственного Свода есть общество скрытное и избранное. Это часть масонского Ордена, не связанная, однако, никоим образом с Великой Ложей». При всех оговорках Хезелтайна, данную им спустя восемь лет характеристику степени Царственного Свода трудно назвать критической.

В 70-х годах XVIII  века Великая Ложа «древних»  сделала несколько шагов, направленных на создание собственного капитула Царственного Свода. Однако с самого начала у «древних»  Царственный Свод практиковался в символических степенях,  в символических ложах.   Поэтому найти в такой системе место для дополнительного административного органа,  деятельность которого была бы посвящена развитию Царственного Свода, было непросто. В системе «Древних»  капитул Царственного Свода так и не стал активной ритуальной организацией и собирался только как комитет Великой Ложи.  Такое положение вещей сохранялось периода объединения двух английских Великих Лож. 

В 1813 г. герцог Суссекский, Великий Мастер Великой Ложи Премьер, и его брат герцог Кентский,  Великий Мастер Великой Ложи «древних»,  объединили две Великие Ложи.  Новая организация получила название «Объединенная Великая Ложа Древних Вольных Каменщиков Англии». К моменту объединения Великий Мастер «современных»  герцог Суссекский, занимавший одновременно пост Первого Великого Принципала в капитуле Царственного Свода, во время доклада в Великом Капитуле сказал, что после объединения необходимо установить четырехстепенную структуру Ордена.

Однако в 1813  году сделано этого не было.  Напротив,  немедленно после объединения возникло   множество споров относительно порядка управления степенью Царственного Свода. В Акте об Объединении 1813  года отдельно оговаривается,  что степень Царственного Свода является частью масонского Ордена, однако конкретный статус этой степени не указывался. Для членов Объединенной Великой Ложи Англии после 1813  года существовали
два Великих Капитула Королевской Арки.
 
Первый Великий Капитул –  тот самый,  который был создан лордом Блейни из числа членов, работавших под юрисдикцией Великой Ложи Премьер в 1766 году. Кроме того, существовал Великий Капитул «Древних», созданный на правах Комитета Великой Ложи Древних в 1771 году. Эти капитулы продолжали свою работу в период с 1813-1817 годов и исходили из понимания того, что положения Акта об Объединении 1813 года их не касаются. К марту 1813  года был разработан совместный ритуал открытия работ. Поэтому ритуалу члены Превосходного Великого и Царственного Капитула «современных»  и члены Великого Капитула «Древних»  собирались в разных комнатах,  раздельно открывали работы и направлялись в третью комнату,  где их ждал герцог Суссекский. В
присутствии и под руководством герцога они проводили единые работы.

Через полгода после этого было проведено слияние капитулов и был учрежден орган,  именуемый Верховым Великим Капитулом.  Слово «Верховный»  названии этого капитула подчеркивало его объединяющую роль по отношению к традиции степени Царственного Свода в юрисдикциях «современных» и «древних». 
В том же году Объединенная Великая Ложа постановила, что намерена оказывать Верховному Великому Капитулу всяческую поддержку «пока его действия не
противоречат регулирующим документам Великой Ложи и Акту об объединении. Такая формулировка,  с одной стороны,  легитимизировала деятельность Верховного Великого Капитула в символическом масонстве, но   с другой стороны подчеркивала, что Великие Капитулы Царственного Свода не являются сторонами Акта об Объединении 1813 года.

Начиная с 1834  года,  Верховный Великий Капитул приступил к проведению серьезной ритуальной реформы,  целью которой было создание унифицированного
ритуала Царственного Свода.  История ритуала степени Царственного Свода может и должна быть темой серьезных исследований,  однако конечно,  проводить такие исследования подобает лишь покрытом Храме.

Можно отметить,  что в настоящий момент в английской традиции существует более десяти редакций ритуалов степени Царственного Свода.  Большинство из них не имеет существенных содержательных отличий друг о друга.  Так,  наиболее распространенным ритуалом Царственного Свода в Англии является так называемый алдерсгейтский   ритуал (Aldersgate).  Подавляющее большинство нынешних членов степени Царственного Свода из числа граждан России были посвящены по доматическому (Domatic) ритуалу Царственного Свода. Пример различий между этими ритуалами весьма характерен и для пониманий отличий в иных случаях.  Церемонии возвышений в обоих ритуалах полностью идентичны,  однако порядок инсталляции принципалов на каждой новый масонский год отличается. В одном случае он происходит по восходящей (вводится в должность третий,  потом,  второй,  и далее первый).  В другом случае этот порядок
введения в должность обратный.

Нынешнее положение вещей –  следствие проводимой с 1834 года постоянной работы по совершенствованию ритуалов. Эта работа в некоторых случаях затрагивала достаточно существенные аспекты традиции.  Можно отметить,  не вдаваясь в детали,  что уже в XX  веке специальным решением Верховного Великого Капитула было заменено главное тайное слово, сообщаемое кандидату при возвышении в степень. Речь о том именно слове, которое было
утрачено в трех символических степенях и восстанавливается при посвящении в степень Царственного Свода.

Великие Капитулы Царственного Свода,  работающие по английской системе, созданы в большинстве европейских стран. Крупнейший Великий Капитул за пределами острова работает во Франции и связан в Великой Национальной Ложей Франции. Юрисдикции Шведской системы,  масонские ордена Швеции,  Дании,  Норвегии и Исладнии признают Верховный Великий Капитул Англии и в этих орденах ритуалу Царственного Свода соответствуют 5  и 6  степени.  В ряде европейских стран (Греция, Румыния)  существуют капитулы Царственного Свода,  входящие в Американский Йоркский Устав.
       
Для Верховного Великого Капитула Англии не существует отдельной системы признаний системы степеней Царственного Свода где бы то ни было в мире,  подобной той,  что поддерживается в мире символического масонства среди Великих Лож. Английский капитул поддерживает взаимные визиты и признает все те капитулы Царственного Свода,  которые связаны с Великими Ложами,  признаваемыми Объединенной Великой Ложей Англии.

Сегодня степень Царственного свода остается важнейшим звеном в системе масонских посвящений. Оставаясь степенью, наиболее тесно связанной с символическим масонством,  она позволяет прийти к законченному пониманию уроков символических градусов. Ее исторические и мистические наставления снимают множество противоречий и рассеивают недосказанности символических градусов.  Из палаты этой степени виднее то общее, что объединяет масонские наставления символических степеней самых разных уставов.  И несмотря на исторические споры о происхождении масонских степеней и о
приоритетах в этом вопросе,  не вызывает сомнений,  что содержание степени Царственного Свода отразилось практически во всех других дополняющих символические ложи посвятительных системах.

http://s3.uploads.ru/t/ypuzo.jpg

0

81

Существовали очень разные варианты Шотландских степеней. В ложе "Трёх глобусов" в градусе "Шотландского мастера" вообще была история некого Нотумы, самостоятельно вышедшего из могилы.

0

82

У меня есть в общих чертах схема трех ритуалов: розенкрейцеры, шведская система, ИШУ. Во всех трех содержание шотландской степени четко связано с конечной целью устава. У розенкрейцеров это начатки алхимии, в шведской системе - рыцарство, а ИШУ разрушение и воссоздание храма в высших степенях ведущее к идее реинтеграции. Иначе говоря шотландская степень в послушаниях "последовательного посвящения" это промежуточный, подготовительный этап.

0

83

Блин, у меня скоро мозг закипит от разбора организации масонства в то время!.. Пишу в теме, внучка смотрит мультик "Винкс". Тут внучка подходит и под руку говорит о сюжете мультика: "Блу теперь Фениксу служит..." Смотрю на неё и думаю: "Из какого Устава этот Капитул "Феникс"..."
[взломанный сайт]

0

84

Так и у меня то же самое с той разницей, что я лишь недавно вообще все эти термины услышал. Приходится делать выводы на основании крох информации. Большое спасибо за статью по Королевской арке. Очень интересно, они сразу перешли на систему капитулов или это позднее введение? У Елагина в капитуле работала четвертая или пятая степень (шотландская). В понедельник в архив пойду обрядники шотландской степени смотреть, но в Питере их мало, всего три.

0

85

Нашел я документ полностью подтверждающий мои прошлые утверждения:
1)В ИШУ (Россия) мастер стула любой ложи назывался великим.
"План или всеобщее учреждение ордена свободных каменщиков"
с. 26 О внутреннем устройстве лож.
1.Великий мастер и чиновники лож избираться должны не по высокому званию в общежитии, но по достоинству в Ордене и добродетелям.
Великий мастер ложи избирается из высокого Ордена.
2.Надзиратель и ритор из шотландской степени.
3.Прочие чиновники из мастеров... и т.д.
3. Великий мастер шотландской ложи не должен быть великим мастером Иоановской ложи, дабы предупредить престарстия, и могущие происходить из того беспорядки.
По-моему однозначно.
2)Шотландские мастера в шведской системе имели право самостоятельно (в одиночку) давать разрешение на открытие Иоановских лож.
Это подробно прописано в обряднике шотландского мастера, ему вручаются акты трех степеней.
Затем из то го же документа: "Преимущества шотландского брата были очень велики, ибо ему позволялось открывать ложи, где он заблагорассудит, но разные вышедшие из того злоупотребления заставили ограничить право сие, и без позволения начальников никакой шотланд. брат ложи открывать не должен…"
В литературе посвященной масонам, пока такие вопросы еще не затрагивались. Можно эти инструкции копировать, но дорого будет.

0

86

doktor написал(а):

Нашел я документ полностью подтверждающий мои прошлые утверждения...
Это подробно прописано в обряднике шотландского мастера, ему вручаются акты трех степеней.
Затем из то го же документа: "Преимущества шотландского брата были очень велики, ибо ему позволялось открывать ложи, где он заблагорассудит, но разные вышедшие из того злоупотребления заставили ограничить право сие, и без позволения начальников никакой шотланд. брат ложи открывать не должен…"

А чей это "Обрядник"? Из какой Ложи, и какого Устава? Интересно было бы узнать. А в каком году решили, что "Шотландский Мастер" уже не может учреждать Ложи?

0

87

Это не обрядник, а основные законы ИШУ. Они из фонда розенкрейцера. В начале 19 века по ИШУ работали символические ложи розенкрейцеров, поэтому они и законы до братьев доводили. А вот какие ложи работали, это разбираться надо (думаю, что единичные). Правило было введено после учреждения первых тайных лож 19 века, чтобы дальше не плодились.
Теперь понятно, как в начале 19 века открылись ложи Нептун, Умирающий сфинкс, Александра к благотворительности и т.д. Их учреждали шотландские мастера (а уже потом они искали материнскую ложу, чтобы усыновиться). Нептун и Умирающий сфинкс так и работали автономно, а ложи шведской системы создали свою материнскую ложу Петра к правде. Там только во французской системе могла быть "законная" ложа Жеребцова "Соединенных друзей". Остальные по современным понятиям само учрежденные.
Правило о том, что шотландские мастера учреждают символические ложи в тех местностях, где их нет (в соответствии с установленным порядком) введено в "шведской" системе. У них все шотландские мастера числились за определенной шотландской ложей, считавшейся материнской (таковой считалась символическая ложа, где есть шотландские степени). Таким образом мастер учредивший ложу, автоматически подчинял ее своей шотландской ложе (матери). Так, что беспорядка не было.

0

88

Сегодня смотрел "Учреждения, правила и законы Ордена свободных каменщиков" (170 ст) документ начала 19 века подробно описывающий работу лож, с расписанием обязанностей всех офицеров. Всюду мастер стула называется только Великим мастером.
Еще один интересный документ это ответ на призывной циркуляр Ф.Брауншвейгского (сам циркуляр то же приложен). Это ответ русского масона на вопросы которые предложено обсудить на конвенте 1782 года. Небольшие отрывки из документа опубликовал Ешевский. Он думал, что это официальный ответ написанный И.Е.Шварцем, это не так. В конце указывается, что это частное мнение масона, которое он просит приложить к ответу герцогу.
Текст очень интересный. Постоянно упоминается Орден тамплиеров. Пишут, что Орден может навлечь гнев властей и церкви на русских масонов, поэтому желание восстановить Орден необходимо скрывать. В связи с этим предлагается уничтожить все степени выше 4-й (так как они перед властью чисты). Шотландских мастеров (девяти) составить новемвират который будет играть роль материанских лож, провинциального мастера и совет провинции предлагается сохранить. Рекомендуется наладить связь с цинендорфской системой, клирикатом и принимать розенкрейцеров (проводя их через символические ложи).

0

89

doktor написал(а):

и принимать розенкрейцеров (проводя их через символические ложи).

Интересно - те к себе тянули через прохождение каких-то степеней, а эти к себе. Видимо и там, и там были разочаровавшиеся в своих Уставах.

0

90

Вот интересный отрывок из этого послания: "Отыскание различных таинств природы, потерянных купно с О.Т. (тамплиеры) для блага человечества, да будет целью вольных каменщиков и единой связью, совокупляющий нас с сим древним рыцарством. Крест, кольцо, панцирь, епанча и проч. суть излишние украшения, они не ведут нас дальше, не просвещают, препятствуют на пути исканий". Ищущие люди были. Еще автор цитирует известную книгу Крата репоа (сейчас издана и есть в цифре). Он приводит описания египетских мистерий и указывает, что они являются истинным основанием Ордена. Как раз в это время появился Орден африканских строителей.
Есть еще очень интересный документ, Пыпиным опубликованный, это инструкция Вибелю. Это немецкий масон, которого прислали войти в связь с русскими масонами "шведской" системы (1818 год). Ему дали определенный список вопросов на который отвечал М.Ю.Виельгорский. В это время он возглавлял Провинциальную ложу шведского устава и активно работал в Теоретическом градусе розенкрейцеров. Удивительно как в его ответах розенкрейцерство доминирует. Но, для того чтобы это понять познания иметь нужно.
Такая интересная вещь масонство и знаешь и не рассказать никому, так как понять могут только единицы (которым не факт, что история масонства нужна). Это в конце 20-х годов следователь допрашивавший Астромова все удивлялся, как он вообще что то понимает в шотландской степени. А Астромову смешно было, люди десятилетия на это кладут, а следователь с наскока хочет.

Отредактировано doktor (Четверг, 14 февраля, 2013г. 19:54:42)

0