По "Королевской Арке" из открытых источников вот могу поставить, возможно кого-то заинтересует:
Владимир Никитин
ОЧЕРК О МАСОНСКОЙ СТЕПЕНИ СВЯТОГО ЦАРСТВЕННОГО СВОДА
Из всех масонских посвятительных ритуалов, не входящих в триаду Ученик-Подмастерье-Мастер, к степени Святого Царственного Свода приковано в наших ложах возможно наибольшее внимание.
Конституция Объединенной Великой Ложи Англии – юрисдикции, материнской для всего мирового масонства, указывает с 1853 года в своей преамбуле, что чистое и древнее масонство состоит из трех степеней ученика, подмастерья и мастера, завершением которой является Святой Царственный Свод.
Такое положение вещей, учитывая особую роль и авторитет Объединенной Великой Ложи Англии, ставит степень Царственного Свода в совершенно особое
положение даже в глазах братьев, не сильно вовлеченных в вопросы масонского администрирования.
В современной организации масонства Царственного Свода известны две основные системы: система, принятая в Англии, и система, принятая в США.
В английской системе степень Царственного Свода признается завершением третьей степени, однако ее организационная реализация обладает всеми признаками отдельной степени. В степень Царственного Свода в капитулах под юрисдикцией современного Верховного Великого Капитула Англии могут быть посвящены Мастера Масоны, пребывающие в третьей степени не менее четырех недель. Сейчас это единственное формальное требование. Фактически же крайне приветствуется перед посвящением в Царственный Свод пребывание в степени мастера хотя бы в течение года.
Посвящение или точнее, возвышение (exaltation) осуществляется в специальных административных образованиях – капитулах. Как правило, каждый капитул
Царственного Свода прикреплен к определенной символической Достопочтенной Ложе. Однако такое прикрепление предусматривает только заботу символической Достопочтенной Ложи об организационно-материальном благополучии капитула.
Офицерские посты символической ложи и прикрепленного капитула никак не связаны между собой. Членство в определенном капитуле, не предполагает обязательного членства в символической ложе, прикрепленной к капитулу, а членство в символической ложе отнюдь не обязывает мастера обращаться с петицией о возвышении только в тот капитул, к которому прикреплена символическая ложа.
Царственный Свод объединяет наиболее активных, заинтересованных, продвинутых масонов. По статистике около трети мастеров символических лож продолжают свои масонские работы в степени Царственного Свода. Исходя из этого, можно сделать выводы о количестве масонов, посвященных в эту степень. Это делает степень Царственного Свода самой многочисленной степенью из тех степеней, что дополняют символическое масонство. Численность Царственного Свода значительно больше, чем численность степеней Шотландского Устава, Мастера Клейма, Шведской системы, не говоря уже о других менее многочисленных Уставах.
Допуск в капитулы Царственного Свода осуществляется по результатам рассмотрения петиций соискателей. Этим Царственный Свод отличается от более
закрытых масонских организаций, к примеру, Верховного Совета для Англии и Уэльса. В последний принимают только по приглашению, и изъявление желания принимать участие в работах структур, подвластных Верховному Совету считается нарушением правил приличия и масонского протокола. В степени Царственного Свода инициатива мастера с просьбой о возвышении - норма.
Капитул Царственного Свода работает в единственной степени, одноименной. Сердце степени – возвышенный, продолжительный и сравнительно сложный ритуал. Его содержание, уроки, наставления и приносимые кандидатом в степень обязательства являются логическим завершением третьей степени символического масонства. В центр ритуала помещена легенда о трех странниках, которым было суждено вновь обрести
утраченное в третьем символическом градусе слово, а стержень исторических наставлений выстроен вокруг идеи о том, что даже трагедия, изложенная в мрачной легенде третьего градуса, не смогла прервать посвятительную традицию мастеров.
Масонство Царственного Свода, строго говоря, не братская организация. Обращение «брат», столь привычное для членов символических лож, не используется в капитулах вовсе. Для обращения братьев друг к другу используется слово “companion”.
Слово это в английском языке многозначно, но в Царственном Своде используется лишь в одном совершенно определенном значении – «попутчик». Этим обращением члены капитула подчеркивают то обстоятельство, что в этой степени они могут и не быть привязаны друг к другу тесными узами и взаимными обязательствами как братья символических лож. Они могут даже не быть друзьями. Однако волей судьбы, жребия или Великого Строителя Вселенной они стали попутчиками в великом странствовании поиска истины, странствовании, которое в ритуале Царственного Свода приведет к возвращению утраченного слова.
Руководство капитула Царственного Свода состоит из трех принципалов – первого, второго и третьего. В ритуале они соответственно воплощают трех ветхозаветных пророков – Зоровавеля, Аггея и Иисуса Навина. Каждый принципал занимает свой пост в течение года и в последующий год третий принципал становится вторым, второй – первым. Правило это соблюдается значительно строже, чем в символических ложах правило продвижения Второго стража на пост Первого стража, а Первого стража на пост Досточтимого Мастера.
Капитул Царственного Свода относится к ритуалам введения на посты руководителей-принципалов очень серьезно. Для инсталляции каждого из трех
принципалов в масонстве Царственного Свода предусмотрен отдельный малый ритуал, хранящий свои собственные тайны. Так, только получив доступ к тайнам третьего принципала, компаньон может претендовать через какое-то время на введение в должность второго принципала и далее.
Современный регламент масонства Царственного Свода предполагает, что третий принципал может занять свое место, только будучи Бывшим Досточтимым Мастером символической Достопочтенной Ложи. Согласно ритуалу степени третий принципал может быть допущен к инсталляции только после того, как он сообщил совету третьих принципалов проходное слово, совпадающее с секретным словом Досточтимого Мастера, Это слово сообщается Досточтимому Мастеру во время Таинственной церемонии в Символической Ложе. Проходное слово для введения в палату вторых принципалов – тайное слово третьего принципала. Секретное слово второго принципала используется как проходное для введения в палату первых принципалов.
Английская система символического масонства предполагает, что максимум посвящений в мастерство, которые могут быть переданы соискателю братством - это
Таинственная Церемония Досточтимого Мастера и инсталляция первого принципала. Бывший Первый Принципал и одновременно Бывший Досточтимый Мастер не может получить более глубоких инициаций в символическом масонстве. Иные степени, такие как Мастер Клейма, степени Древнего и Принятого Шотландского Устава не признаются как символическими. А продвижения в Великой Ложе – Ранги Великих Офицеров, действующие и бывшие - хотя и влияют прямо на иерархию в символическом масонстве, но не несут в себе никакого посвятительного элемента, только признание иерархического места в Ордене, заслуг и наделение административными полномочиями.
Помимо трех принципалов, составляющих руководство капитула, его устройство включает в себя офицерские должности Двух Писцев – Писец Ездры и Писец Неемии, должности Казначея, Принципала Странника, Первого помощника Принципала, Странника, Второго помощника Принципала Странника и Сторожа. В дополнение может быть введено еще семь необязательных офицерских должностей. Для проведения ритуала возвышения дополнительные офицерские должности необязательны.
Регламенты Царственного Свода предполагают запрет на возвышение в степень Царственного Свода более чем двух человек за один день.
Административная структура, объединяющая капитулы в английской конституции называется Верховный Великий Капитул. Этот капитул возглавляют три первых Великих Принципала. Первым Великим Принципалом является Великий Мастер символической Великой Ложи, однако для занятия руководящего поста в Верховном Великом Капитуле английская конституция требует от Великого Мастера соответствия квалификационному требованию, обладания посвящением Первого Принципала. Иначе другой человек, прошедший через совет первых принципалов, должен быть избран Ассамблеей Верховного Великого Капитула Первым Великим Принципалом. То же самое касается всех других офицерских должностей, для которых установлено совмещение. К ним относятся посты Про Великого Мастера, который становится, если соответствует квалификационному требованию, Про Первым Великим Принципалом, Заместителя
Великого Мастера, который становится в Великом Верховном Капитуле Вторым Великим Принципалом, Великого Секретаря, который становится Великим Писцем Ездрой, Великого Казначея – Великим Казначеем и Великого Регистратора, который наделяется в Великом Капитуле аналогичным рангом. Излишне говорить, что должности в Верховном Великом Капитуле, для которых не установлено требование об обязательном совмещении может занимать только компаньон, прошедший хотя бы однажды через кресло Первого принципала.
Уже из совмещения ключевых должностей между Великой Ложей и Великим Капитулом, мы видим, как близко современная английская система Царственного Свода связана с символическим масонством. Такая связь подтверждается не только современными административными регламентами, но и историческими фактами.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что все упоминания о степени Царственного Свода относятся не ранее, чем к XVIII веку. Одним из первых достоверных упоминаний о степени Царственного Свода является публикация в газете Dublin Journal в 1743 году о процессии в графстве Корк в Шотландии, проведенной Ложей Йукхале №21, в день Святого Иоанна зимнего членами степени Царственного Свода.
Традиционно степень считается связанной с одним из двух течений в английском масонстве, с Великой Ложей «Древних», основанной в 1751 году. Достоверно то, что с самого начала Великая Ложа «Древних» провозглашала степень Царственного Свода одной из важнейших степеней масонства и претендовала на свое право, работая в соответствии с древними традициями, быть Великой Ложей четырех степеней.
Известно, что Великий секретарь Великой Ложи «Древних», автор Конституции Древних «Ахиман Резон» Лоренс Дермотт был посвящен в степень Королевской Арки не позднее 1746 года. Как пишет один из самых авторитетных масонов ОВЛА, когда-либо касавшийся этой темы Ричард Сэндбах, являющийся кстати, в настоящий момент Великим Командором Верховного Совета для Англии и Уэльса, с самого начала манифестации своей деятельности Великая Ложа «древних» использовала степень Царственного Свода как важнейший аргумент пропаганды своих идей и это достаточно серьезно действовало на многих масонов того периода, не удовлетворенных неясным окончанием третьей степени. Известно, что Лоренс Дермотт считал степень Царственного Свода важнейшей степенью, выражающей суть масонства.
Но вопреки традиционной точке зрения о постоянной связи степени Царственного Свода с «древними» первые эффективные организационные меры по развитию Царственного Свода были предприняты под эгидой Великой Ложи Премьер. Современный Верховный Великий Капитул Англии официально объявляет, что первым сохранившимся в его архивах протоколом заседаний в этой степени является документ от 22 марта 1765 года, в котором упоминается о собрании независимого капитула Царственного Свода. Это протокол из архивов Великой Ложи Премьер.
В период с 1764 года по 1766 год Великим Мастером Великой Ложи Премьер являлся лорд Блейни. Запомним это имя. В истории степени Царственного Свода это имя основателя, положившего начало современной доказанной посвятительной традиции в Царственный Свод.
Ричард Сэндбах рассказывает, что в 1764 году одна из лож Великой Ложи «древних» - ложа «Каледония» - отпадает от послушания «древних» и переходит под эгиду Великой Ложи Премьер. В реестре Великой Ложи Премьер «Каледония» получает номер 325. Сегодня ложа «Каледония» продолжает существовать, сохраняя в реестре ОВЛА номер 134. В XVIII веке как принадлежавшая послушанию «древних» ложа «Каледония» работала в четырех степенях, включая степень Царственного Свода. После перехода под юрисдикцию Великой Ложи Премьер, в соответствии с Конституциями «Каледония» продолжает работы только в трех символических степенях, но 29 братьев «Каледонии» основывают первый в истории Капитул Царственного Свода, получивший
название «Превосходный Великий и Царственный Капитул».
Делая небольшое отступление надо отметить, что к тому времени система Королевской Арки существовала не только под эгидой Великой Ложи «Древних», но
успела переместиться в Америку, где в 1753 году документально зафиксировано первое посвящение в степень Царственного Свода в Вирджинии в ложе Фредрихсбург. Как мы знаем, нынешняя американская система Царственного Свода существенно отличается от английской тем, что капитул Свода в США работает в четырех степенях, из которых собственно Царственный Свод является последним. Сама же степень Царственного Свода в США встроена в иерархическую систему Йоркского Устава, где в нижней части четыре степени капитула Свода, в середине так называемые Тайные масонские степени, а на
верху пирамиды тамплиерские ордена. Легитимность такого положения вещей для современного масонства объясняется тем фактом, что посвящения в Америке в эту степень начались до конституционно-организационного оформления Королевской Арки в Англии.
В Англии же через год после создания первого капитула, в 1766, году Великий Мастер Великой Ложи Премьер лорд Блейни принимает посвящение в степень
Царственного Свода и немедленно возглавляет Капитул. Руководство Великой Ложи Премьер продолжает придерживаться позиции о непризнании степеней Царственного Свода. Однако с этого момента фактическая тесная связь совершенно очевидна.
22 июля 1766 года лорд Блейни на собрании Капитула подписывает Хартию согласия, определяющую место степени Царственного Свода в масонстве. Согласительная хартия фактически учреждает Великий Капитул Царственного Свода. Созданная организация получает название «Превосходный Великий и Царственный Капитул». Все эти события развивались стремительно. От посвящения лорда Блейни до подписания Хартии согласия прошло всего около двух месяцев. Тогда и впоследствии лорд Блейни утверждал и даже настаивал, что действовал не как частное лицо, а именно как Великий Мастер Ложи Премьер.
Такая последовательность действий похожа больше не на серию случайныхсобытий, а на хорошо спланированную операцию по созданию легитимной
дополнительной масонской степени в системе послушания Великой Ложи Премьер. При всех оговорках о независимости Царственного Свода от степеней символического масонства, обстоятельства создания капитулов этой степени у «современных» дают основания полагать, что с самого начало шла речь о создании зависимой от руководства ВЛ Премьер дополнительной масонской структуры, предназначенной для ограниченного круга посвященных. Как в случае с любой масштабной инициативой, не все шло гладко.
Несколько позже будет предпринята попытка подделать дату на Хартии согласия, переправив 1766 год на 1767-й, когда лорд Блейни уже стал Бывшим Великим Мастером. В этой же Хартии к его титулу Великого Мастера будет дописана буква P., означающая «Бывший». Официально Великая Ложа Премьер не признавала Степень Царственного Свода. Известно, что через год Великий секретарь ВЛ Премьер писал в частной переписке: «Мы не признаем общество Царственного Свода и считаем его нововведением, призванным отвлекать и вводить в соблазн братьев». Правда, к тому времени Бывший Великий Мастер
Премьер был уже главой степени Царственного Свода.
Много лет спустя в 1774 году Джеймс Хезелтайн, Великий Секретарь Великой Ложи Премьер того времени, и при этом не только член Превосходного Великого и Царственного Капитула, но и один из авторов Согласительной Хартии 1766 года, писал:
«Действительно, многие члены братства посвящены в некую степень, которую полагают превыше других степеней и именуют степенью Царственного Свода. Я сам был удостоен чести посвящения в эту степень… однако Великая Ложа ее не признает и запрещает носить в своих стенах все ее регалии и подвески… Вы увидите, что степень Царственного Свода есть общество скрытное и избранное. Это часть масонского Ордена, не связанная, однако, никоим образом с Великой Ложей». При всех оговорках Хезелтайна, данную им спустя восемь лет характеристику степени Царственного Свода трудно назвать критической.
В 70-х годах XVIII века Великая Ложа «древних» сделала несколько шагов, направленных на создание собственного капитула Царственного Свода. Однако с самого начала у «древних» Царственный Свод практиковался в символических степенях, в символических ложах. Поэтому найти в такой системе место для дополнительного административного органа, деятельность которого была бы посвящена развитию Царственного Свода, было непросто. В системе «Древних» капитул Царственного Свода так и не стал активной ритуальной организацией и собирался только как комитет Великой Ложи. Такое положение вещей сохранялось периода объединения двух английских Великих Лож.
В 1813 г. герцог Суссекский, Великий Мастер Великой Ложи Премьер, и его брат герцог Кентский, Великий Мастер Великой Ложи «древних», объединили две Великие Ложи. Новая организация получила название «Объединенная Великая Ложа Древних Вольных Каменщиков Англии». К моменту объединения Великий Мастер «современных» герцог Суссекский, занимавший одновременно пост Первого Великого Принципала в капитуле Царственного Свода, во время доклада в Великом Капитуле сказал, что после объединения необходимо установить четырехстепенную структуру Ордена.
Однако в 1813 году сделано этого не было. Напротив, немедленно после объединения возникло множество споров относительно порядка управления степенью Царственного Свода. В Акте об Объединении 1813 года отдельно оговаривается, что степень Царственного Свода является частью масонского Ордена, однако конкретный статус этой степени не указывался. Для членов Объединенной Великой Ложи Англии после 1813 года существовали
два Великих Капитула Королевской Арки.
Первый Великий Капитул – тот самый, который был создан лордом Блейни из числа членов, работавших под юрисдикцией Великой Ложи Премьер в 1766 году. Кроме того, существовал Великий Капитул «Древних», созданный на правах Комитета Великой Ложи Древних в 1771 году. Эти капитулы продолжали свою работу в период с 1813-1817 годов и исходили из понимания того, что положения Акта об Объединении 1813 года их не касаются. К марту 1813 года был разработан совместный ритуал открытия работ. Поэтому ритуалу члены Превосходного Великого и Царственного Капитула «современных» и члены Великого Капитула «Древних» собирались в разных комнатах, раздельно открывали работы и направлялись в третью комнату, где их ждал герцог Суссекский. В
присутствии и под руководством герцога они проводили единые работы.
Через полгода после этого было проведено слияние капитулов и был учрежден орган, именуемый Верховым Великим Капитулом. Слово «Верховный» названии этого капитула подчеркивало его объединяющую роль по отношению к традиции степени Царственного Свода в юрисдикциях «современных» и «древних».
В том же году Объединенная Великая Ложа постановила, что намерена оказывать Верховному Великому Капитулу всяческую поддержку «пока его действия не
противоречат регулирующим документам Великой Ложи и Акту об объединении. Такая формулировка, с одной стороны, легитимизировала деятельность Верховного Великого Капитула в символическом масонстве, но с другой стороны подчеркивала, что Великие Капитулы Царственного Свода не являются сторонами Акта об Объединении 1813 года.
Начиная с 1834 года, Верховный Великий Капитул приступил к проведению серьезной ритуальной реформы, целью которой было создание унифицированного
ритуала Царственного Свода. История ритуала степени Царственного Свода может и должна быть темой серьезных исследований, однако конечно, проводить такие исследования подобает лишь покрытом Храме.
Можно отметить, что в настоящий момент в английской традиции существует более десяти редакций ритуалов степени Царственного Свода. Большинство из них не имеет существенных содержательных отличий друг о друга. Так, наиболее распространенным ритуалом Царственного Свода в Англии является так называемый алдерсгейтский ритуал (Aldersgate). Подавляющее большинство нынешних членов степени Царственного Свода из числа граждан России были посвящены по доматическому (Domatic) ритуалу Царственного Свода. Пример различий между этими ритуалами весьма характерен и для пониманий отличий в иных случаях. Церемонии возвышений в обоих ритуалах полностью идентичны, однако порядок инсталляции принципалов на каждой новый масонский год отличается. В одном случае он происходит по восходящей (вводится в должность третий, потом, второй, и далее первый). В другом случае этот порядок
введения в должность обратный.
Нынешнее положение вещей – следствие проводимой с 1834 года постоянной работы по совершенствованию ритуалов. Эта работа в некоторых случаях затрагивала достаточно существенные аспекты традиции. Можно отметить, не вдаваясь в детали, что уже в XX веке специальным решением Верховного Великого Капитула было заменено главное тайное слово, сообщаемое кандидату при возвышении в степень. Речь о том именно слове, которое было
утрачено в трех символических степенях и восстанавливается при посвящении в степень Царственного Свода.
Великие Капитулы Царственного Свода, работающие по английской системе, созданы в большинстве европейских стран. Крупнейший Великий Капитул за пределами острова работает во Франции и связан в Великой Национальной Ложей Франции. Юрисдикции Шведской системы, масонские ордена Швеции, Дании, Норвегии и Исладнии признают Верховный Великий Капитул Англии и в этих орденах ритуалу Царственного Свода соответствуют 5 и 6 степени. В ряде европейских стран (Греция, Румыния) существуют капитулы Царственного Свода, входящие в Американский Йоркский Устав.
Для Верховного Великого Капитула Англии не существует отдельной системы признаний системы степеней Царственного Свода где бы то ни было в мире, подобной той, что поддерживается в мире символического масонства среди Великих Лож. Английский капитул поддерживает взаимные визиты и признает все те капитулы Царственного Свода, которые связаны с Великими Ложами, признаваемыми Объединенной Великой Ложей Англии.
Сегодня степень Царственного свода остается важнейшим звеном в системе масонских посвящений. Оставаясь степенью, наиболее тесно связанной с символическим масонством, она позволяет прийти к законченному пониманию уроков символических градусов. Ее исторические и мистические наставления снимают множество противоречий и рассеивают недосказанности символических градусов. Из палаты этой степени виднее то общее, что объединяет масонские наставления символических степеней самых разных уставов. И несмотря на исторические споры о происхождении масонских степеней и о
приоритетах в этом вопросе, не вызывает сомнений, что содержание степени Царственного Свода отразилось практически во всех других дополняющих символические ложи посвятительных системах.