Добро пожаловать на форум Вольных Каменщиков!

Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



История ритуала в России.

Сообщений 1 страница 30 из 121

1

К сожалению истории ритуала в России остается практически не изученной. Не смотря на десятки работ по истории масонства изданных с 90-х годов эта тема так и не нашла своего исследователя. Главное внимание в исторических трудах обращается на культурно-личностную составляющую масонства. Все это ведет к тому, что из работы в работу перекочевывает целый ряд ошибок.
Можно встретить два подхода к истории ритуала в России. Чаще всего авторы масоны берут за основу современную ситуацию и с этими мерками подходят к 18-19 векам. Хочется заметить, что такое понятие как ландмарки, а так же основные уставы, например ДПШУ, исправленный шотландский обряд и т.д., были окончательно сформированы лишь в начале 19 века. Ситуация с ритуалом в России в 18- начале 19 веков требует самого пристального внимания. По сохранившимся инструкциям и протоколам можно проследить чем практика того времени отличалась от современной. Сейчас под руководством ВЛР в Москве проводится копирование инструкций 18 века, но этот труд еще далек от завершения.
Второго подхода придерживается крупнейший историк масонства А.И.Серков. По его мнению российские масоны 18 века не придерживались твердых правил и поступали по ситуации (из личной беседы). С таким утверждением можно поспорить. Со второй половины 18 века в распоряжении российских масонов был целый ряд инструкций, подробно расписывавших деятельность лож. Необходимо сопоставить эти инструкции с реальной жизнью российских масонов и уже на этом строить свои выводы.
Ярким примером не совпадения реальности и нашего представления о ней является история с ложей "Гармония" (Москва, 1780-1783).

0

2

Проблема учреждения ложи «Гармония» в Москве в 1779-1780 годах требует отдельного исследования. Во всяком случае важность «Гармонии» для российского масонского движения подтверждает то, что такое же название носила ложа учрежденная в 20-х годах XX века и одна из первых лож появившихся в России в 1992 году. При этом до сих пор с высоких трибун и страниц книг эту ложу называют «тайная и сиентифическая» без всяких комментариев. Так, например, поступил на конференции в Москве посвященной Н.И.Новикову (2012) Г.Б.Дергачев.
Впервые это наименование применил к «Гармонии» Н.И.Новиков в 1782 году в своем письме к А.А.Ржевскому (руководителю «Исправленного шотландского устава» в СПб.). Затем это наименование повторялось в работах С.В.Ешевского и М.Н.Лонгинова.
Что следует понимать под названием «сиентифическая»? В современных интернет ресурсах «Гармонию» приводят как пример исследовательской ложи. М.Н.Лонгинов считал, что «Гармония» должна была объединить представителей разных направлений масонства. Сам Новиков на следствии заявлял, что братья собрались для поиска новых систем масонства, собраний имели мало и без обрядов. Все эти утверждения не верны.
Термин «сиентифическая» мы встречает в лекциях другого лидера московских масонов И.Г.Шварца. Он употребляет это слово в смысле «собирательно». Кажется прав Лонгинов, утверждавший, что «Гармония» объединила представителей разных систем: строгого наблюдения (Шварц), шведская (Трубецкой), рейхелева (Новиков). Однако, в это время гроссмейстером строгого наблюдения вместо барона Гунда стал герцог Карл Зюйдермнландский. Вслед за этим он реформировал шведскую систему по образцу Строгого наблюдения. В шведской системе Новиков уже в конце 70-х годов получил 7-ю степень. Следовательно в «Гармонию» объединились члены одной системы строгого наблюдения.
Как следует из множества опубликованных документов, цель у «Гармонии» была одна выйти из подчинения Швеции. Братья возлагали надежды на Вильгельмсбадский конвент системы строгого наблюдения. Главой шотландских лож собиравшихся на этот конвент был герцог Ф.Брауншвейгский. Сохранилось письмо ему от братьев ложи «Гармония». Они сообщают, что вошли в братскую связь со шведской ложей в Митаве, работавшей по системе строгого наблюдения и просят герцога принять их под свое покровительство.
Как возможно регулярным масонам самовольно учредить совершенно непонятную «тайную и сиентифическую» ложу и на основании ее регламентов и протоколов пытаться войти в регулярную структуру?
Это полный бред. Однако современных мастеров подобные парадоксы видимо не смущают.     
В дальнейшем документы ложи «Гармония» были предъявлены герцогу и на их основании он представлял московских братьев на конвенте (где была и другая российская делегация). Однако именно москвичам было поручено формировать новые управленческие структуры Исправленного шотландского устава.
Конечно «Гармония» была обычной шотландской ложей устава строгого наблюдения. Об этом свидетельствует ее протокол за 1783 год (один из последних).
Протокол заседания ложи «Гармония»// РГБ. НИОР. Ф. 13. К. 26. Д. 7.
Первым вопросом заседания было принятие в мастерскую степень И.В.Лопухина и А.М.Лунина. Затем в собрание был введен А.А.Ржевский. И.Г.Шварц зачитал ему историю Ордена, «особенно касательно к российской истории масонства». (О том, что этот известный масон и розенкрейцер в 1783 году стал членом «Гармонии», А.И.Серков почему-то не упоминал). Следующим вопросом было «для ясного представления о нынешнем состоянии масонского воспитания, чтено приуготовление вступающего в екосы» (акт степени шотландского мастера). Затем следовал доклад брата «З» (возможно, Е.Ф.Зверака) «Показать, как, искоренив  всякое зло, способны познавать истину, и что Бог есть истина». Первый лист протокола занимал конспект речи Ф.П.Ключарева «Целое масонство есть учение о мрачности и свете». Надо предполагать, что Ключарев был членом ложи так же, как и Ржевский, не включенный А.И.Серковым в указатель. Прочтение на заседании «Гармонии» актов шотландской степени (без удаления ниже посвященных братьев) говорит о том, что именно в «четвертом градусе» ложа и работала.

0

3

doktor написал(а):

Следовательно в «Гармонию» объединились члены одной системы строгого наблюдения.

Они могли быть посвящёнными одновременно в несколько масонских Уставов. Поэтому все реформы и новые посвящения ещё не показатель того, что все члены Ложи были членами одного Устава.

Как возможно регулярным масонам самовольно учредить совершенно непонятную «тайную и сиентифическую» ложу и на основании ее регламентов и протоколов пытаться войти в регулярную структуру?

Как раз возможно. Масонскую Ложу как вновь образованную должны составлять не менее семи масонов в степени Мастер, которые обращаются с ходатайством об учреждении новой Ложи, либо о признании её под своей юрисдикцией. Никакая Великая Ложа не может просто так взять, и учредить новую Ложу на пустом месте. Сначала должны появиться заинтересованные в этом Мастера, ранее посвящённые в одной из законно учреждённых  масонских Лож.

К этому надо заметить, что чёткие правила были установлены лишь в 1929 году. До этого таких конкретных правил не было. В Англии существовал "Гравированный список", кто не попадал в этот список, не могли посещать собрания Лож, внесённых в список. Такие Ложи считались "нерегулярными" (неофициальными) и не признанными.

Собственно, вот эти правила (принципы) для учреждения новых масонских Лож:

1. Новая Великая Ложа должна быть учреждена одной из действующих Великих Лож (соответственно Достопочтенная Ложа Великой Ложей под своей юрисдикцией);
2. Для членства в ложе необходима вера в Высшую Сущность, зависящая от личного выбора каждого члена Ложи;
3. Посвящаемые приносят обязательство на открытой Книге Священного Закона, которую считают для себя священной;
4. Членами Братства могут являться только мужчины;
5. Великая Ложа обладает полной властью над подчинёнными ей Ложами;
6. Три Великих Светочей масонства (Книга Священного Закона, Циркуль, Наугольник) должны присутствовать на Собрании масонских Лож;
7. Обсуждение религиозных и политических вопросов на собраниях в Ложе строго запрещено;
8. Древние Ландмарки (Правила), обряды и традиции Мастерства должны строго соблюдаться;
9. Если великая Ложа придерживается этих принципов, она считается законной, или регулярной.

В общем-то простые правила, не так уж и много условий, поэтому в "Гармонии" могли быть соблюдены все эти правила. Они хоть и оформились окончательно в 1929 году, действовали на практике всё время и раньше. Поэтому, всё в порядке там с регулярностью. Иными словами, они были на этапе прошения.

0

4

Понятие регулярности в 18 веке не было еще окончательно сформулировано.
Похоже, что ложа "Гармония" получила разрешение на работы от прусской ложи "Трех глобусов", которой была учреждена и ложа "Трех знамен" П.А.Татищева, работавшая в четырех степенях.
С.В.Ешевский приводил послание братьев ложи "Гармония" герцогу Брауншвейгскому 22 октября 1781 года: "Как московские братья высокого ордена, вступившие в тесную связь с так называемою ложей Гармония... возложили на меня изустно довести до вашей светлости обстоятельно о положении в России и узнать ваши мысли о том...
скоро усомнившись о законности Бенниаксова основания, посредством ложи Трех глобусов, взяли свое прибежище к вашей светлости, яко к видимому великому мастеру всех шотландских лож с просьбой о милостивом признании состоящих уже в высоком ордене братий... они вступили в союз с митавской старой шотландской ложей, яко состоящею равным образом под вашим управлением, который союз намерены они продолжить и дальше, потому что, по положению Курляндии, много способствует ко всеобщей связи и корреспонденции". Дальше они просили герцога представлять их на конвенте.
А то, что с еще официально не открытой ложей вступает в союз митавская шотландская ложа это то же обычное дело?

0

5

doktor написал(а):

А то, что с ещё официально не открытой ложей вступает в союз митавская шотландская ложа это то же обычное дело?

Ну они как бы вступают в переговоры не с Ложей, а с братьями-учредителями Они все уже масоны, причём Мастера. Ведь все из них, кроме "Гармонии", посвящены каждый в своей законной масонской Ложе. Это как бы внутримасонские переговоры, а не переговоры со сторонней организацией. Тем более век XVIII, тогда "порядка" было меньше в масонских делах, век возникновения массы масонских Уставов. Вот и метались в поисках своего духовного пути. Но в любом случае это были переговоры в рамках масонства.
При этом не следует забывать, что в так называемых "высших" градусах вообще нет понятия "регулярности". "Регулярность" касается лишь Великих Лож, под юрисдикцией которых находятся три степени - Ученик, Подмастерье, Мастер. В высших градусах там всё по своему - они там вообще никого и ничего не признают. У них ни то чтобы "регулярности" не было, они и друг друга не признают. "Высшие" градусы нерегулярны по своей сути (принципы регулярности выше).

Понятие регулярности в 18 веке не было еще окончательно сформулировано.

Не совсем так. Понятие "регулярности" в XVIII веке окончательно не сформировалось лишь в Европе. Однако, и там все самостоятельные Ложи сформировались из английских Лож, то есть из законных "регулярных" английских масонских Лож, где понятие "регулярности" имело место быть. "Регулярность" возникла в Англии практически с самого учреждения первой Великой Ложи. По мере распространения масонства в мире, английские правила "регулярности" стали распространяться по всему миру, и окончательно сформировались в Англии в 1929 году. И все Великие Ложи других стран, претендующих на признание основоположников масонства, должны соответствовать этим принципам "регулярности" (законности). Но и те Великие Ложи, которые не претендуют на признание регулярного масонства в мире, стараются придерживаться этих правил "регулярности". Хотя бы для того, чтобы всякий желающий не мог объявить себя масоном. Иначе мы с вами соберёмся, разопьём бутылочку коньяка, и под хмельком объявим себя масонской Ложей. То есть, и в непризнанных Ложах своя сложная процедура "регуляризации".

Так вот, уже в XVIII веке в связи с тем, что масонство широко распространилось в мире только после избрания Гроссмейстером герцога Монтагю в 1721 году, моды на масонство не избежали и иные, в то время малочисленные, масонские организации, которые стали расти, как "грибы после дождя". Ведь масонство решительно входило в моду. Поэтому родоначальникам современного масонства просто необходимо было сделать чёткое разграничение между своей Великой Ложей и иными организациями. Таким образом, в 1723 году был изготовлен "Гравированный список Лож". В гравированный список не так-то просто было попасть. Всякий раз гравировку надо было переделывать. Каждая новообразованная Ложа должна была отправить свой Сертификат Великому Секретарю заранее, чтобы её успели включить в следующий гравированный список Лож. Вопрос этот был очень серьёзным. Ложи, не успевшие или не сделавшие это, считались "нерегулярными" или "не истинными", "не подлинными", незаконными. Членам таких Лож не разрешалось посещать собрания "регулярных" Лож. Понятно, что у многих это вызывало недовольство. Именно с тех пор и ведутся споры о "регулярности" и "нерегулярности". Но не с 1929 года. В 1929 году лишь были публикации Объединенной Великой Ложей Англии свода принципов регулярности. А само понятие "регулярности" существует со времени учреждения первой Великой Ложи. Вот настоящий первый гравированный список:

Гравированный список Лож, 1723 год
http://s2.uploads.ru/t/K5jad.jpg

Оно и всё масонство надо начинать с исследования с периода учреждения первой Великой Ложи. Тогда проще ориентироваться во всех масонских Уставах, процессах в масонстве, рост численности Лож, Уставов, и разных "розенкрейцерских", "тамплиерских", "иллюминатских" и прочих организаций. Это же всё следствие. А первопричина в Дезагюлье и его соратниках, которые и предположить не могли, что стоят на пороге такого уникального мирового явления - масонства.

0

6

Да, из письма герцогу действительно можно заключить, что московские масоны высоких степеней были относительно свободны в своей ориентации. Тогда не понятно зачем вообще "Гармония" понадобилась. Обратились бы в герцогу от лица шотландской секции ложи "Трех знамен". И.П.Елагин писал, что Шварц учредил в Москве ложу у него разрешения не спросив. А зачем Шварцу нужна была новая ложа? Вот об этом и пишет Кондаков в своем труде "Розенкрейцеры, мартинисты и т.д. Шварц учредил Гармонию, чтобы начать в ней работы по розенкрейцерскому уставу. То же подтверждает и крупнейший специалист по розенкрейцерам Ренко Граф. В своей сводной таблице он указывает, что розенкрейцеры начали работать в России в 1781 году
"Entstehung zahlreicher Zirkel in Brandenburg-Preußen; Ausbreitung nach Russland;Erscheinen erster Verräterschriften;Du Bosc geht nach Dresden". А Шварц привез Теоретический градус из Берлина только в 1782.

0

7

doktor написал(а):

Тогда не понятно зачем вообще "Гармония" понадобилась. Обратились бы в герцогу от лица шотландской секции ложи "Трех знамен".

Причины две. Это получение "высших" степеней нового розенкрейцерского Устава. И мечты о независимости, суверенности собственной организации, распространяющей свою юрисдикцию на всю территорию России.

Попробуйте почитать «Religion und arkane Hierarchie: Der Orden der Gold- und Rosenkreuzer als geheime Kirche im 18. Jahrhundert», Renko D. Geffarth. Texts and Studies in Western Esotericism. Leiden: Brill, 2007. ISBN 978-90-04-15667-8 (Орден Злато-Розового Креста в XVIII веке. Тексты и Исследования). Работа для научной диссертации.

К сожалению ссылка, видимо, устаревшая, по которой я читал, не открывается. Но возможно по названию автора и работы поисковик найдёт. Автор неплохо пишет именно о том немецком Ордене Розы и Креста, который был причастен с "розенкрейцерству" в России.

http://s3.uploads.ru/t/ZYFR1.jpg

0

8

Уже год назад прочитал, перевел и давно думаю с автором списаться. Это тот Ренко Граф о котором я упоминал. Это центральный труд по розенкрейцерам, хотя далеко не исчерпывающий.

0

9

Первой масонской инструкцией обнаруженной на русском языке является документ оставшийся от Апполона Ушакова (1764 год). Это был соучастник поручика Мировича в попытке освободить "русскую железную маску" Иоанна Антоновича (родственника герцога Брауншвейгского).
Судя по тексту это вопросы задаваемые масону присоединяемому к ложе или гостю допущенному на заседание:
«Вопросъ. Масонъ-ли вы? ОТВЕТЬ. Братья и товарищи при-зиаютъ меня за такова. В. Для чего вы сделались масономъ? О. Для того, что я былъ во тме и ХОТБЛЪ вид*ть светъ. В. Когда вамъ показали светъ, что вы тогда видели? О. Солнце, луну и великаго мастера. В. Почему можно узнать масона? О. По зна¬ку, слову и прикосновенью. В. Скажите мне слово масонское? О. Скажите мне первую литеру, а я вамъ вторую I. А. К.—В. Что значить с1е слово? Оно значить имя одного столба, стоящаго при входе въ храмъ Соломоновъ (пробелъ въ рукописи) северной сто-роне, где ученики получали заплату. В. Где вы приняты? О. Въ ложе справедливой и совершенной. В. Какъ она называется? О. Ложа святаго 1оапна. В. Для чего она называется ложею св. Ьан¬на? О. Для того, что когда братья шли длязавоевашя обетован¬ной земли, то они св. Ьанна избрали своимъ защнтникомъ. В. Где ложа находится? О. Въ обетованной землЬ, въ долине Ьаса-ФОВОЙ. В. На чемъ она основана? О. На трехъ великихъ подпо-рахъ. В. На какихъ? О. На силе, красоте и разуме. В. Что оне значать? О. Разумъ — для предпр1ягля; сила — для произведенья въ ДЕЙСТВО, а красота для украшенья. В. Кто васъ представилъ ложе? О. Одинъ изъ моихъ друзей, котораго я после узналъ бра-томъ. В. Когда васъ ввели въ ложу, какъ вы были одеты? О. Ни-какъ не одеть, но въ пристойномъ платье. В. Кого вы нашли у дверей? О. Последнего принятаго брата съ обнаженною шпагою. В. для чего онъ тутъ стоялъ? О. Для отогнанш непросвещен -ныхъ. В. Какъ вы вошли въ храыъ Соломоновъ? О. Семью вели¬кими ступеньми. В. Что оныя значатъ? О. Семь смертныхъ гре-ховъ. В. Для чего вы лишены бьии всвхъ металловъ при вход* въ храмъ? О. Для того, что отъ тирскаго царя присланы были для строенья храма Соломонова кедры ливансюе совеЬмъ уже приготовленные* и такимъ образомъ не слышно было никакого стука отъ инструментовъ, когда ихъ клали на место. В. Чрезъ что вы были представлены въ ложу? О. Чрезъ три велите удара, которые произвелъ второй надзиратель. В. Что они значатъ? О. Три евангельсшя слова: просите и дается вамъ; ищите и обрящи-те; толцыте и отверзится вамъ. В. Потомъ, что съ вами сд!малъ? О. Онъ, мне поставя шпагу противъ левой моей груди, путеше-ствовалъ отъ Востока до Запада. В. Когда вы введены были въ ложу, что вы видели? О. Все уму человеческому непонятное. В. Какую Фигуру имеетъ ложа? О. Четвероугольную, но продолго¬ватую. В. Какая длина? О. Отъ Востока до Запада. В. Какъ широка? О. Отъ Севера до Юга. В. Какъ высока? О. Отъ по¬верхности земли до центра оной. В. Для чего такъ отвечаете? О. Для того, что Франмасоны, будучи разевяны по всему свету, составляютъ одну ложу Франмасонскую. В. Ч*мъ лояса покрыта? О. Балдахиномъ небеснаго цвета, испещреннымъ блистающими звездами. В. Сколько въ ложе вашей окошекъ? О. Три — одно на Востоке, другое на Западе, а третье—на Полдне. В. Для чего нетъ на Севере? О. Для того, что солнце туда не заходить. В. Сколько дедаютъ персонъ ложу? О. Семь созидаютъ, а семь со-вершають. В. Кашя тЬ персоны? О. Великш мастеръ, два надзи¬рателя, два товарища и два ученика. В. Где стоить великш ма¬стеръ? О. На Востоке. В. Для чего? О. Для того, что солнце, восходя на Востоке, начинаеть день, а великой мастеръ, стоя на ономъ, открываетъ ложу, начинаеть съ братьями работу. В. Где стоять надзиратели? О. На Западе. В. Для чего? О. Для того, что солнце въ той стране оканчеваетъ своимъ путешествьемъ день, а надзиратели, стоя на оной, оканчевають братскую работу и закрываютъ ложу. В. Гд* стоять мастера? О. На ПолднЬ. В. Для чего? О. Для того, что солнце, будучи на семъ м*стЬ, нахо¬дится въ полномъ своемъ жару, а мастера стоять на ономъ, укра-шаютъ ложу. В. Гд* стоять товарищи? О. На Полночи. В. Для чего? О. Для того, что работа должна отправляться во всей лож*. В. Гд* стоять учевики? О. На С*вер*. В. Для чего? О. Для того что они, будучи во тм*, должны прим*чать работу. В. Сколько украшешевъ въ лож*? О. Три: мозаичесюй полъ, сплетеный поясъ и блистающая зв*зда. В. Сколько сокровищъ въ лож*? О. Три подвижныхъ и три неподвижныхъ. В. Каюя подвижный? О. 1) Треугольникъ, который носить великш мастеръ; 2) отв*съ но¬сить первый надзиратель и 3) перпендикуляръ носить второй над¬зиратель. В. Какш неподвижный? О. 1) Камень отесаный для подмастерьевъ; 2) неотесаный для учениковъ, и 3) доска для ма-стеровъ. В. Сколько вамъ л*тъ. О. Три года и больше. В. Ка¬кое проходное слово? О. Тубалкенъ. (На этомъ м*ст* рукопись, прерывается).

Любопытно к какой системе этот документ относится. Тубалкин фигурировал в шотландской степени розенкрейцеров, больше я этого персонажа нигде не встречал (кроме википедии).

0

10

Интересный документ.
К самой работе в Ложе документ отношения не имеет. Это вопросы и не гостю, и не масону "присоединяемому" к Ложе. Это Наставление (Катехизис) для самостоятельного заучивания. Какой Устав не знаю. Поскольку здесь есть элементы как Первой степени, так и Второй и Третьей степени, то это не ДПШУ - точно. Различия есть, но незначительные, они примерно одинаковы во всех Уставах. Суть та же.
Думаю, что это Наставление для Первой степени.

0

11

В 1764 году ДПШУ еще не было. Я уже понял, что в современных ложах "катехизис" не читается. В 18 веке открытие, закрытие ложи и столовое собрание обязательно включало схожий такой блок вопросов. Полный комплект у меня есть только по розенкрейцерской системе. 
Вот некоторые очень похожие вопросы конвенции розенкрейцерского "круга" Брат ли вы? – все – Начальники мои и родники признают меня за такового. Через кого сделаны вы братом? – все – Через Бога и доброго друга.
На что сделались вы братом? – все – Дабы стяжать искусство, премудрость и добродетель, Богу угодить и ближнему служить.
Чем докажите что вы брат? – все – Прикосновением. Словом и моей присягой.
Мне кажется, что я встречал такой "катехизис" в степени ученика симоволической ложи.

0

12

doktor написал(а):

Я уже понял, что в современных ложах "катехизис" не читается. В 18 веке открытие, закрытие ложи и столовое собрание обязательно включало схожий такой блок вопросов

А откуда это видно? Если уделять столько внимания Катехизису, то на Ритуал времени не останется. Открытие, закрытие Ложи, столовое собрание имееют свои Ритуалы, по иному не могло быть и в те времена. Масонство дошло до нас в неизменном виде. Уставы только остались самые практичные, остальные забыты за "неудобством" и изменением уровня образования, цивилизации, и прогресса. Стало меньше суеверия, доверчивости к эзотерическим учениям, на дворе XXI век.
Сомнительно, что Катехизисы зачитывались при открытии, закрытии, столовых собраниях. Катехизис действительно зачитывается в Ритуале посвящения, как часть Ритуала, но не при открытии, закрытии, и тем более не на столовых Ложах, а просто в том месте, в котором это предусматривает Ритуал. При открытии, закрытии работ, на столовой Ложе применяется церемониальная часть работ в виде Ритуала. Катехизис - часть работ, а не сама работа. Зачитывается в процессе Ритуала, в том месте, где его место. И не зачитывается, когда в Ритуале ему места нет.

0

13

В 18 веке существовали уставы в которых ритуал передавался устно (сейчас это эмулейшин), однако, подавляющая масса уставов 18 века в своих обрядниках полностью прописывала ВСЕ ритуальные работы. Это делалось по одной простой причине: тамплиеры, розенкрейцеры, мартинисты считали (тогда), что все тайны хранятся в высших градусах, а символические степени служат для само совершенствования (для этого они и служат). Поэтому высшие степени были "закрыты", а символические акты "открыты". Их неоднократно публиковали в том же 18 веке. Надеюсь вы понимаете, что публиковалось все (особенно ренегатами)? Никто не будет отрицать, что ритуал имеет воздействие только при его проведении, но представление о нем можно получить и из описания. Таких обрядников в нашем распоряжении множество и хорошо бы было их описать и опубликовать, проследив преемственность и изменение. 
Вот обряд столовой ложи "Теоретического градуса":
О столовом собрании.
Все таковые столовые собрания какие употребляются при принятии масонов и кои величаются многими блюдами через что опоражнивается касса, должны быть совсем уничтожены, а соединенные брр. Будут довольствоваться одним вином и хлебом. Три только праздника, а именно, день Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, и великий четверг должны торжественно быть празднуемы собранием с надлежащею скромностью, дабы наши столовые собрания не уподоблялись бахусовым праздникам, как то во многих вел. кам ложах (знак) злоупотреблением вкралось.
Понеже любовь наша к ближним не должна бесплодна быть; того ради каждый бр. да благоволит при сумме принятия своего ежемесячно давать что-нибудь по своему имуществу дабы со временем можно было оказать нужную помощь бедным брр. В болезнях и несчастных приключениях, но здесь надобно припомнить, чтоб сия касса учрежденная из любви к подкреплению брр. Не прежде открываема была как по истечению целого года или более, потому что сумма слишком была бы мала к вспоможению и следовательно разделением оной не можно было бы получить истинного назначенного конца. Таковое действие есть сообразно с исполнением должностей наших и служит верным средством Благоугождать Богу и снискать себе благословение его. Сумма за принятие положена 7 талеров, но бедные мужи принимаются даром.
Наконец более всего должно стараться брр. о снискании мира, единства, смирения и терпения, как главных оснований всех предприятий, так и единственного средства к достижению истинной цели. И сего тем более ожидать от достойных брр. Когда здравый разум ежедневно доказывает нам, что раздор властолюбие и самолюбие, не верность и не терпеливость есть причина всех разорений.
Все теор. брр. обязаны наистрожайше подвергать себя всем предписанным законам, кои часто должны читаны быть бр. сек. Заключим сие нашим известным изречением Б.Д.Д.Н.Б. М.И.Е.
Обряды при столовой ложе.
Обр.нач. приготовляет все потребное к сему собранию, стол должен состоять из трех кушаний, как скоро будет время идти к столу, то все брр. Занимают свои места стоя и ожидают ДГН который явиться немногими минутами позже и приносит с собой соль, открывая же дверь говорит: «Бог здесь с нами! Все брр. Отвечают: «Мы на него уповаем». ГН занимает место, спрашивает у брр. секр: «Достойный бр. для чего мы здесь собрались?» Брат секр. отвечает: «Тело насытить пищей и питием, а душу усладить полезным наставлением и оказать друг другу знаки бр. любви. ДН говорит: «исполним же сие похвальное намерение». Все брр. целуются с ДГН говорят следующую молитву:     
Молитва.
Боже милостивый! Не создавший не единой твари без того, чтобы не даровать ей пищи, и израильтян манною питавший! Даруй нам ныне хлеб наш насущный, да сохраниться тело наше в силах. Все смиренно молим тебя, даруй нам и пищу души нашей, она есть святое твое слово и дух, да насытимся телесно и духовно. Мы восхвалим тебя вечно и тебе единому воздадим честь: ибо ты един вечен, ты един всемогущ Аминь.
По молитве брр. еще стоят, а бр. обр. приносит им хлеб и чаши с вином и после отходит на свое место.
ДГН отламывает кусок хлеба, ожидает пока каждый брр отломит себе кусок хлеба и говорит: «Боже благослови нам хлеб сей» выпив немного вина говорит: «Боже благослови нам вино сие» и посылает чашу в круг говоря: «Сие да будет нам воспоминанием союза нерушимой верности и любви ко брр нашим!
После сего брр садятся и едят, наблюдая тишину, а после кушания ГН ударяет однажды молотком по столу и говорит: «д. брр. готовы ли вы отвечать на мои вопросы». О бр. Говорят: «ДГН мы сие желаем удовлетворить вас правильными ответами». Тогда предлагаются следующие вопросы.
Разные вопросы к наставлению теоретических братьев
1.Из чего произошли все вещи? – из хаоса
2.Что было хаос? – безобразная мрачная масса, сотоящая из воды и огня, которая означается еврейским словом Shamaym, из сей массы сотворены все могучим словом Божьим все вещи мира сего. Сие было материя, в коей содержались все формы и все виды в силе и после открыты были волею творца.
3.Как сие происходило? – Дух господен носился над водою, был единицей и животворящей силой – одушевил хаос, отделил свет от тьмы, праздное наполнил, мрачное просветил, смешанное друг от друга отделил, не зрелое привел в зрелость Божественною теплотой своей, бесплодное очреватил, беспорядочное привел в порядок.
4.Что произошло от отделения хаоса? – Ангельский небесный и стихийный мир.
5.Что есть Ангельский мир? - Иерархии Ангелов разделенных на легионы, яко то: херувимы, серафимы, престолы, господства, княжества, власти и силы, кои все суть чистые духи из света сотворенные и наслаждающиеся счастьем созерцать Бога во славе его и исполнять веления его Быт: III. 24.
6.Что есть небесный мир? - Планеты и звезды на тверди.
7.Что есть солнце? – Величайшее и совершеннейшее тело, из света извлеченное и потому способное принимать через средства сотворенный свет, так как он истекает из центра своего, и сообщает его прочим созвездиям и нижним существам.
8.Что есть Луна? – Луна есть планета, получившая тело свое из все чистейшаго Бездны, приемлющая свет от Солнца, отелесняющая его собственною своею сущностью и паки мало по малу сообщающее его нижним существам.
9.Откуда получают свой свет другие планеты? – Все прочие планеты и созвездия получают свет свой от солнца яко главного принимателя сотворенного света. Другие звезды напротив сообщают непрестанно солнцу оный свет от сущности телесности своей по своему порядку, через что сохраняется оно в мощи и блеске своем, распространяет в круге себя лучи и наполняет ими воздух, и через него ниспосылает оные подлунным телам.
10.Что есть стихии мира? – Твердое тело творец при разделении хаоса, отделил от чистого яко грубую часть.
11.Вдруг ли мироздание приведено в совершенное положение? – Нет, но Бог сотворил во первых духа из сильного слова своего.   
12. Для чего во первых сотворил он духа?-  Для того что дух, как в Божестве так и в тварях, есть коренное существо и первоначальная материя всех существ.
13.Что учинил Бог с сим духом при основании мира сего? – Всемогущий повелел сему, из недр его исходящему духу, искать центра мироздания, в нем сесть, концентрироваться, да бы в сем центре мог он породить из себя еще множественные существа, и потом из центра господствования своего растянуться в надлежайшую периферийную широту.
14. Нужно ли было сие центральное концентрирование? – Нужно, ибо мы глазами видим, что без стягивания еще и ныне не может быть никакое существо, ни зверь, ни трава, ни металл, и следовательно не могло бы произойти на свет и сие мироздание.
15.Были ли нужны к сему мирозданию еще и другие существа? – конечно, ибо простой тонкий дух не мог бы произвесть многости и много различности сего мироздания, сверх сего, все общий дух должен был, по средствам центрального стягивания, произвесть еще множество существ, для много различности мира сего.
16.Какое другое существо произвел дух через стягивание? – Второй род существа своего, кое мы называем душой.
17.Как называют сию душу соломонские мудрецы? – Нефеш, т.е. отнятая ветвь, ибо душа ветвь всеобщего духа мира.
18.Каким образом была она отнята? – Дух в стягивающем движении зажав существо свое, отнял у себя часть самого существа своего, и стянул оную несколько теснее нежели каково было его существо, следовательно сие от духа отнятое существо получило уже другую силу и движение.
19.Была ли достойна душа представить великое мирозданий стягивающею силою своей? – нет, хотя она получила плотнейшую существенность, нежели каков есть дух, однако ж она была еще весьма духовна, не видима и одинока, и следовательно еще недостаточна ко многоразличности сего великого мироздания, а потому, нужно было еще третье существо.
20.Какое было сие третье существо? – Тело, то есть земля, яко грубейшая часть, отделенная от чистого света, в которой бы дух и душа могли жить, действовать и размножаться, как то ежедневно доказывают три царства натуры. Следовательно, душа есть только измененное существо духа, а тело есть измененное и плотнейшее существо души.
Заключение столового собрания.
Достойнейшие Брр. Мы смертное наше тело насытили, а дух наш заняли полезным наставлением что еще осталось нам сделать: бр. сек. отвечает: «Ближним нашим оказать дел милосердие, и возблагодарить Вечного Всемогущего Творца за не исчетные Благодеяния Его.
ГН: Исполним же и то и другое.
Тогда ДГН посылает кругом шляпу, покрытую салфеткою, каждый Бр. дает по своему произволению, сие вручается бр. казначею. А ДГН начинает произносить следующую молитву:
Молитва.
О Боже! Отче света! Источник всякого милосердия! Насытивший пятью хлебами 4000 мужей, по твоему всемогуществу! Сы и мы насыщенные ныне Благословлением твоим, приносим тебе бесконечное благодарение за щедрые дары, полученные нами от твоей не заслуженной нами щедроты дух твой сильный да насытит тело и душу нашу, да будем укреплены временно и вечно о беспредельный творец! Сердце наше прославит тебя, уста возблагодарят и восхвалят  тебя бесконечно! Аминь.
Тогда все брр. говорят: «Хвалите Господа все народы: ибо небеса и земля исполнены славы его Аминь!».
Питие за здоровье.
За три только здоровья пьют церемониально: за первое ДГН по первом кушанье, за второе Бр секр, а за третье Бр. обр. по третьем кушанье следующим образом. ДГН говорит: «Достойные Брр. Выпьем за дрожайшее здоровье высокодостойных каменщиков наших с желанием им всякого счастья и благополучия. Здесь обр. подает ДГН чашу с вином все брр. встают и до Гл. На. Далее говорят: «Бог да просветит их духом своим и да даст им премудрость, разумения и совет». Когда выпьет ДГН то прочие брр. берут свои стаканы и пьют по обыкновению св.кам. за второе здоровье, пьют при другом кушанье и тогда бр. сек. Говорит: «Достойные брр. Выпьем за дрожайшее здоровье нашего ДГН Бог да защитит его! Правда его да укрепит его! Премудрость его да управляет им!» Когда брр. выпьют таким образом то ДГН говорит: «Достойные любезные брр. Благодарю вас за благонамеренное желания ваши, Бог да исполнит оные, и да даст всем нам дары святого своего духа».
Все брр. говорят: «Мы ревностно молим его о сем».
За третье здравие пьет обр. с желанием счастья всем теоретическим брр. и говорит: «Достойные брр. с позволения ДГН выпью я за здравие и благополучие всех теор. брр. Бог да дарует нам благословение, мир и единство».
БДДНБМИЕ
Разве это не ритуальное работы?

0

14

doktor написал(а):

Разве это не ритуальное работы?

Ага, вот Вы уже согласились с тем, что диалоги читаются в процессе Ритуала в предусмотренном для этого месте, а не сами по себе. Но так бывает не всегда. В других Уставах Катехизис читается не всегда, а только при посвящении, опять же, в процессе церемониального исполнения Ритуала, а не подменяя его.

И вот, кстати, благодаря Вашей работе лишний раз убеждаюсь, что "вымершие" Уставы были скучны и не "практичны". Поэтому остались самые "сильные" Уставы. Ваше это сообщение - яркий тому пример: довольно скучная не романтичная Агапа (Застольная Ложа). ДПШУ в этом смысле наиболее динамичен, Ритуал Агапы интересней, романтичней, наиболее соответствует духу Братства. Это касается не только Агапы, но и всех Ритуалов ДПШУ: открытие, закрытие, посвящение, инсталляция и прочие Ритуалы.

тамплиеры, розенкрейцеры, мартинисты

А ещё были "Тайные неизвестные", Иллюминаты и прочие Уставы. Не сбрасывайте и их со счетов. В XVIII веке много кого было. Каждый Устав претендовал на единственно верный, владеющий тайнами масонства, претендовавший на первенство в создании масонства. Соперничество шло исключительно между создателями Уставов, а масоны не соперничили, а посвящались, как правило, в несколько Уставов сразу. Известны случаи, когда масоны были посвящены во все Уставы одновременно. "Дурное" дело - не хитрое. Были бы лишние деньги на взносы, да куча свободного времени.

В 18 веке существовали уставы в которых ритуал передавался устно (сейчас это Эмулейшн)

Не совсем так. Вообще-то, как в те времена, так и сегодня, Ритуалы, Катехизисы, Легенды, Символы и прочее, должны заучиваться наизусть, передаваться традиция должна устно, Работы в Храме должны проводиться наизусть абсолютно во всех Уставах. Вопрос другой, что в некоторых Уставах смотрят сквозь пальцы на "шпаргалки", особенно в тех Ложах, где средний возраст масонов молодой. Там, где Офицеры Ложи в возрасте, отбывшие большой масонский стаж, работы проводятся наизусть. Такие масоны уже заучили Ритуалы наизусть. И работы такие интереснее.

0

15

doktor написал(а):

Любопытно к какой системе этот документ относится. Тубалкин фигурировал в шотландской степени розенкрейцеров, больше я этого персонажа нигде не встречал (кроме википедии).

Это однозначно катехизис Первого градуса Нового устава. По этому уставу, в частности, у Елагина работали.

0

16

«Вулкан и Тубалкин означает стихийный всеобщий огонь, который разлит во всей натуре, египтяне и другие мудрые различали и разделяли натуру и ее стихии, проникали в таинства оной. Солнце есть действующая сила луна страждущая».  Упоминания Тубал-Каина в тексте инструкции весьма любопытно. Этот персонаж из книги «Бытия» был кузнецом и творцом всех орудий из меди и железа. Его прототипом считался бог Вулкан. Но была и масонская традиция, указывающая на Тубал-Каина как на мастера, посвятившего Адонирама. А где еще такое встречается?

0

17

doktor написал(а):

Но была и масонская традиция, указывающая на Тубал-Каина как на мастера, посвятившего Адонирама. А где еще такое встречается?

Да наверно во всех Уставах встречается. Немного разное толклвание, но суть та же.
Насколько можно судить из открытых источников, в ДПШУ "Тубал-Каин" - первый Мастер, сын Лемеха и Циллы. Ковал орудия из меди и железа. В масонстве существует такая легенда, где Тубал-Каин спас другого "догматического" персонажа масонских легенд "Хирама Абифа" (Адонирам - это еврейское произношение, что означает "Божественный Хирам") во время покушения на него, когда Хирам едва не утонул в расплавленной меди (в Библии Хирам указывается как медник), и посвятил Хирама в тайны масонства.
В Наставлении также упоминается это слово как "Тубалкайн", и означает имя кустаря, который изобрёл способ обработки металлов, вернее первым начал обрабатывать металлы. Но в Наставлении "Тубалкайн" означает "Мировые блага". Просто разъясняется откуда пошло это слово - от имени, но означает в масонстве "Мировые блага".

Но тут главное не увлечься - конспирологи на свой лад интерпретируют масонские легенды. А в масонстве это просто и именно легенды, а не исторические события. Это всё нравственные уроки.

0

18

doktor написал(а):

Следующим вопросом было «для ясного представления о нынешнем состоянии масонского воспитания, чтено приуготовление вступающего в екосы» (акт степени шотландского мастера).

Это говорит, кстати, в пользу "сциентифического", исследовательского характера ложи. Акты читались не как часть фактического посвящения в Шотландские мастера, а лишь для "представления о нынешнем состоянии масонского воспитания".
В этом случае ложа могла работать в третьем градусе.

0

19

(Прошу прощения случайно удалил Ваш постинг, можете его восстановить)

0

20

Ну как же в пятой, если сами пишите, что на этом заседании было посвящение в третью (мастерскую степень)?
Если считать степень Шотландского мастера пятой, то в ложе пятой степени приготовление к посвящению в эту степень и так всем должно быть известно, зачем его зачитывать "для ознакомления"?

0

21

Думаю, что речь идет о системе строгого наблюдения. Там шотландская степень состоит из двух степеней 1)шотландский ученик-подмастерье, 2)шотландский мастер. Вот в эту степень и посвящали Лопухина и Лунина. В 1782 году Лопухин был уже членом Директории, а в 1783 году Лунин стал членом Капитула. Все это свидетельствует о высоких степенях.
В "Гармонию" не было принято не одного профана. Все посвященные были уже мастерами.
Перед тем как исследовать какой либо вопрос составляют план:
1)рисуется схема процесса, 2)собирается материал, 3)вписывается в схему, 4)схема корректируется.
В данном случае: группа мастеров решила начать работы по новой системе: 1)обращаются в капитул (верховный совет) этой системы, 2)получают название ложи и уставные документы, 3)начинают работы
В "Гармонии" мы видим лишь первый пункт этой схемы: 1)собрались мастера. Все остальное во мраке. По словам Новикова они сами придумали имя ложи и сами написали установочные документы, затем с ними обратились к курляндской ложе, в Директорию Теоретического градуса и к герцогу Брауншвейгскому и всеми были признаны.
По моему здесь последовательность сбита?

0

22

doktor написал(а):

В данном случае: группа мастеров решила начать работы по новой системе: 1)обращаются в капитул (верховный совет) этой системы, 2)получают название ложи и уставные документы, 3)начинают работы

Важнейший пункт: те кто просят об открытии ложи высших градусов (выше третьего), должны или уже иметь соответствующие градусы или просить о посвящении в них. Те, кто имеют только третий градус, могут
образовать только  Иоанновскую ложу.

0

23

Учитывая ваше замечание все "бьется". Все собравшиеся имели шотландскую степень. Их желание, по словам Новикова, было получить "правильные" (христианские) высшие степени. Дальше они обратились в Берлин в ложу Теоретического градуса. После этого в 1782-1783 году члены ложи "Гармония" были посвящены в Теоретический градус, открыли соответствующие ложи и начали работы. Создается впечатление, что в Курляндии уже работала ложа Теоретической степени, где некоторые русские прошли посвящение. Иначе как бы еще не посвященного Новикова в Берлине сразу назначили заместителем Шварца по Теоретическому градусу?
Иначе говоря, уже посвященным в шотландскую степень мастерам, для открытия ложи шотландской степени разрешения не требуется (часть из них имела 6-7 степени строгого наблюдения)? Символические ложи они точно открывать могли, это в тексте степени прописано (дают обещание открывать правильные ложи).

0

24

doktor написал(а):

Иначе говоря, уже посвященным в шотландскую степень мастерам, для открытия ложи шотландской степени разрешения не требуется (часть из них имела 6-7 степени строгого наблюдения)? Символические ложи они точно открывать могли, это в тексте степени прописано (дают обещание открывать правильные ложи).

Всё же требуется, причем не только разрешение, а и патент от Великого Мастера. Это касается и Иоанновской и Андреевской ложи. "Могут открывать"  - это значит, могут выступать учредителями. Учредители собираются и просят Великого Мастера выдать патент. Великий Мастер ( в случае положительного решения) выдает патент. Затем проводятся ритуалы учреждения и освящения ложи и инсталляции её офицеров. Теперь ложа может работать. Если нет патента,  никакие работы невозможны.

0

25

Значит точно Гармонию учредила Курляндская ложа зависимая от герцога Брауншвейгского.  А.Ф.Лабзин вспоминал: «Я читал в бумагах покойного И.П.Елагина о покойном нашем б. Шварце следующие слова: «Пришелец, чужеземец от меня М.С. получивший и на учреждение в Москве (ложи) изволения не спросивший…». Кроме Гармонии Шварц в Москве больше ничего не учреждал.

0

26

Выдать патент может только Великий Мастер (Великой Ложи или Ордена) или Великий Провинциальный Мастер.

0

27

В Митаве И.Г.Шварц вступил в ложу "Красного орла" ее мастер Э.И.Фиркс был старошотландский обер-мейстер, глава шотландских ложу Курляндии. Кроме того Фиркс был префектом префектуры Темпельбург учрежденной в Митаве в 1764 году К.Хундом (Гундом). Думаю, что по обоим этим своим должностям он мог выдавать патенты на открытие шотландских лож. Так что надо искать патент выданный Гармонии в Прибалтике.
Сразу возникает вопрос зачем московским масонам понадобилась новая шотландская ложа работавшая по системе строгого наблюдения, когда была ложа "Трех знамен" П.А.Татищева, учрежденная тем же герцогом Ф.Брауншвейгским?
Ответа может быть два: 1)ложа "Трех знамен" (как следует из ее патента) работала только в четырех степенях и, видимо, не могла присваивать степени шотландского мастера, 2)москвичи хотели ложу состоявшую только из русских братьев (как следует из письма Трубецкого к Ржевскому Шварц был принят в виде исключения).
Москвичи были страшно возмущены тем, что герцог Зюдерманландский назначал в Россию нового "начальника" (судя по документам опубликованным Пыпиным это был Георг Розенберг).

Отредактировано doktor (Среда, 26 декабря, 2012г. 17:35:21)

0

28

doktor написал(а):

Так что надо искать патент выданный Гармонии в Прибалтике.

Возможно Патента и не существует вовсе.
Если судить по тому,что Братья были недовольны Шварцем из-за того, что он привёз всё то же "Строгое послушание", возможно сразу ему Патент никто не давал. Дали часть каких-то степеней. У Шварца с Новиковым отношения испортились на этой почве, ждали они от Шварца всех "розенкрейцерских" степеней. Позже помирились.
Возможно Ложу "Гармония" создали именно для того, чтобы позже получить Патент. Такое возможно. Мастера, посвящённые в "высшие" градусы создали Ложу с целью поиска "истинного масонства". Командировали Шварца за Патентом. Возможно кто-то уже был посвящён в Германии, Новиков узнал о "розенкрейцерском" Уставе от российских масонов ещё до поездки Шварца.
Помимо этих целей у Шварца была и иная задача - получить суверенитет. До этого Ложи были под юрисдикцией иностранных Великих Лож. У немцев были свои задачи - получить под свою юрисдикцию Ложи в России. "Теоретический градус", возможно, был не розенкрейцерским, а всё того же Строгого Послушания. Вы, типа, берите пока это, а позже мы вас посвятим. Дальнейшее развитие розенкрейцерства по всей видимости шло уже позже без Шварца, в 1784 году он умер, перед этим болел.
Я посмотрю позже, на лету пишу, у меня где-то были источники.

0

29

Источников два: показания Новикова и их пересказ у Лонгинова. Все это не достоверно.
Теоретический градус чисто розенкрейцерское изобретение, там мощнейшая алхимическая наполненность. Круги розенкрейцеров образовались в России уже при Шварце в 1783 году.
Получается ушли от немцев строгого наблюдения и пришли к немцам только розенкрейцерам. Хрен редьки не слаще.
Патент у Гармонии должен быть на 100%. Они ее документы привезли к герцогу Брауншвейгскому, чтобы доказать правильность работ и претендовать на участие в конвенте. Документы признали. Ложа работала еще летом 1783 года, так что эти рассказы про исследовательский характер - враньё. В 1783 году давно они все нашли и исправленный шотландский устав и розенкрейцерство. А вот шотландская ложа им как раз и нужна была, чтобы кандидатов в Теоретический градус готовить. Все они ее и прошли Ключарев, Зверака, Ржевский и т.д.
Кстати братьев Розенбергов из масонов в 1781 году исключили. Свели с ними москвичи счеты. Так что "личная кухня" и в 18 веке большую роль играла.
Читаю сейчас замечательную книгу "Храм и ложа" М.Бейджента. Очень всем рекомендую, как раз о связях тамплиеров и масонах. Очень интересный материал про якобитов, очень кстати она мне попалась.

Отредактировано doktor (Среда, 26 декабря, 2012г. 18:21:52)

0

30

doktor написал(а):

Получается ушли от немцев строгого наблюдения и пришли к немцам только розенкрейцерам.

А остальных степеней до самого высшего нет? Должны же где-то быть, наверное кто-то был посвящён выше, значит где-то должны быть и более высокие степени.

Я вот этот момент не улавливаю: в розенкрейцерском Уставе до "теоретического градуса" можно было в любом Уставе работать? Или по определённому? Опять же - если в "теоретический градус" посвящали не ниже четвёртой степени, то какого Устава? Или принципиальной разницы не было, лишь бы в одной из степеней "высших" градусов?

0