Добро пожаловать на форум Вольных Каменщиков!

Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Строгое послушание и RER

Сообщений 1 страница 30 из 35

1

Строгое послушание

Французский историк масонства Тори утверждает, что барон Карл Готтхельф фон Хунд (1722-1776),  получил свои тамплиерские градусы в Капитуле Клермонта, учрежденном Кавалером де Бонневиллем 24 ноября 1754 года. Но это очевидно не так. Фон Хунд покинул Францию в последний раз в 1743 году и организовал свой первый тамплиерский капитул в Унвюрде в 1751 г.
Когда и где именно фон Хунд получил посвящение остается дискуссионным вопросом. В частности Поль Надон поддерживает гипотезу, согласно которой он был посвящен претендентом на английский престол Карлом-Эдуардом Стюартом.
Предшественником Хунда в Германии  К.Г. Маршалл фон Биберштайн (C. G. Marschall von Bieberstein), который основал две ложи: ложу Трех Молотков в Наумберге в 1749 г. и ложу в Дрездене. К этому периоду относятся наиболее ранние записи о присвоении масонских рыцарских титулов. Хунд признавал приоритет Маршалла и не занимал должности Провинциального Великого мастера до его смерти.
Семилетняя война замедлила развитие послушания Хунда и к ее окончанию в 1763 году в нем насчитывалось не более 30 рыцарей.
В 1763 году некто Джонсон объявил на заседании Клермонтского капитула в Йене, что он представитель Ордена Тамплиеров, которому поручено организовать орден в Германии. Хунд был склонен верить ему, и он обнародовал свое признание руководящего положения Джонсона 3 января 1764 г. Однако вскоре ложь Джонсона была распознана Хундом и на конгрессе в Альтенберге 26 мая 1764 года он был низложен.  Джонсон был  арестован 24 февраля 1756 года и хотя против него не было выдвинуто официальных обвинений оставался в заключении до своей смерти 13 мая 1775 года.
Конвент признал Хунда Великим Провинциальным Мастером Ордена, в то время как высшими руководителями Ордена были Неизвестные Начальники.
Над символическими градусами в системе Строгого Послушания надстраивались три градуса: Шотландский Мастер, Новиций и Рыцарь. Сам термин «Строгое послушание» был введен, чтобы обозначить строгое следование правилам Ордена и подчеркнуть различие между ним и другими направлениями немецкого масонства.
Под руководством Хунда система получила широкое распространение как в Германии, так и в других странах. В момент рассвета этого ордена к нему принадлежали 12 немецких владетельных князей. В него входили  такие выдающиеся личности как Гете, Моцарт, Лессинг и Жозеф де Местр. Члены Ордена возлагали на него большие надежды. Однако Хунд не мог сообщить какого либо тайного знания, исходящего от Неизвестных Начальников, и даже не мог определенно сформулировать цель Ордена. 17 февраля 1767 года было объявлено о создании нового ордена Clerici Ordinis Templarii, который получил сокращенное наименование Клерикат, который и выступил в качестве претендента на роль хранителя тамплиерских тайн.  Его первая ложа под названием «Три льва» была учреждена в Висмаре. Создателем новой системы был Жан Август Штарк  (1741-1816). Согласно его концепции Рыцари Тамплиеры делились военных и духовных членов. Именно последние были носителями тайного мистического знания. Согласно Штарку он являлся эмиссаром именно Духовных Тамплиеров. Хунд признал эту концепцию и обе системы вступили в союз на Конвенте в Коло (Kohlo) 2 - 24 июня 1772 . Однако в течении последующих трех лет среди членов ордена распространились сомнения и в полномочиях Хунда и в наличии у Штарка тайного знания. Эти сомнения привели к созыву Конвента 23 мая - 6 июля 1775 в Брауншвейге. От Хунда потребовали предъявить доказательства своей связи с Неизвестными Начальниками и, вообще, их существования. Хунд не смог этого сделать. Конвент не принял каких-либо определенных решений по этому вопросу. Однако Хунд был глубоко огорчен недоверием к нему, что способствовало его кончине, которая произошла  28 октября 1776 г. Следующий Конвент состоялся в Висбадене 15 августа 1776 года. Примечательным моментом этого конгресса явилось выступление камер-юнкера фон Гугумоса, который так же претендовал на обладание тайными знаниями. Он провел ряд посвящений в новые градусы, однако сообщить каких-то реальных тайн не смог, был вскоре разоблачен и бежал в Голландию. Скончался он в 1818 году в Мюнхене.

Со смертью Хунда исчезло препятствие к объединению Стрикт Обсервантского ордена и Великой Ложи Швеции (герцог Карл Зюдерманландский испытывал неприязнь к Хунду). 28 апреля 1777 года представители Великой Ложи Швеции встретились с представителями Стрикт Обсервантской  Директории дабы обсудить выдвижение Карла, герцога Зюдерманландского, Великого Мастера Великой Ложи Швеции на должность Помощника Великого Мастера Стрикт Обсервантского ордена. Это избрание состоялось на Конвенте 28 июля- 27 августа 1778 года в Вольфенбюттеле и объединение двух юрисдикций было оформлено. Однако данное объединение вызвало протест некоторых лож и капитулов и на встрече 24 августа – 9 декабря в Брауншвейге оно было отменено и заменено договором о дружбе и взаимном признании.

На Вильгельмсбадском конгрессе 16 июля 1782 – 1 сентября 1783 года сторонники  Хунда были подвергнуты острой критике как проводники католического влияния.  Сама система Строго Послушания была заклеймлена как изобретение иезуитов.  В числе наиболее активных критиков Хунда были члены ордена Иллюминатов, которые в это время имели немалое влияние в Строгом Послушании.  В итоге конгресс принял решение, согласно которому  отрицалось существование Неизвестных Начальников и «Строгое Послушание» прекратило свое существование. Незадолго до Вильгельмсбадского Конгресса Великая Ложа Трех Глобусов вышла из Стрикт Обсервантской юрисдикции.  В этот период Орден Злато-Розового креста претендовал на то, что бы иметь в решающее влияние в этой Великой Ложе. Однако, в результате интриг иллюминатов установить контроль над Великой Ложей Трех Глобусов им не удалось.

RER

Ректифицированный Шотландский Устав был разработан в середине 1770-х годов Жаном-Баптистом Виллермозом (1730-1824). Виллермоз стал масоном в 1750 г. И шесть лет спустя основал ложу  Parfaite Amitie в юрисдикции Великой Ложи Франции. В 1767 г. он был посвящен в Орден Избранных Коэнов (L'Ordre des Elus Coens) Мартинеса Паскуаллиса и в 1773 году в Устав Строгого Послушания.  Общее собрание французской ветви Стрикт Обсервантского ордена под названием Конвент Галлов, собранное по инициативе Виллермоза, прошло с 25 ноября по 10 декабря в Лионе. На нем было принято решение реформировать Овернскую Провинцию Строгого Послушания и принять наименование Рыцари Бенефицианты Святого Града (Chevaliers Bienfaisants de la Cité Sainte), сокращенно C.B.C.S. и войти в новый орден.

В Шотландском Ректифицированном Уставе была принята следующая система градусов:
1 Ученик
2 Подмастерье
3 Мастер
4 Maître Ecossais /Шотландский Мастер
5  Ecuyer Novice/Рыцарь Новиций
6 C.B.C.S.
7 Chevalier-Profès/ Рыцарь Профес (т.е. давший рыцарские обеты)
8 Chevalier-Grand Profès/Великий Рыцарь Профес

Ритуалы Шотландского Ректифицированного Устава были разработаны Виллермозом на основе этих двух систем. Основная цель устава была заявлена как «последовательное раскрытие теософской доктрины и наставлений Мартинеса Паскуаллиса». Доктрина Избранных Коэнов излагалась в седьмом и восьмом градусах. Именно в учении Мартинеса Паскуаллиса , по мнению Виллермоза, содержится ключ к символизму и целям масонства.
Виллермоз планировал распространить эту реформу на всё Строгое Послушание и прибыл с этой идеей на Вильгельмсбадский конгресс 1782 года. Фердинанд Брауншвейгский и Карл Гессенский поддержали его идею, однако она встретила решительное сопротивление со стороны ряда членов конгресса, в особенности, иллюминатов. В результате предложенная им реформа не была принята. Орден Виллермоза продолжил свое существование независимо от остальных ветвей Строгого Послушания.

Из статьи "Высшие градусы в  18-м столетии" (черновой вариант).

Отредактировано Бр.'.A.'. (Воскресенье, 20 декабря, 2009г. 00:14:25)

0

2

Упор на рыцарство... Почему? Наследие храмовников?

0

3

Да. И СП и RER декларировали себя в качестве прямых наследников тамплиеров.

Отредактировано Бр.'.A.'. (Воскресенье, 27 ноября, 2011г. 23:56:38)

0

4

Бр.'.A.'. написал(а):

Да. И СП и RER декларировали себя в качестве прямымых наследников тамплиеров.

А какова история появления степени "Рыцарь Кадош - мститель за смерть Жака де Молэ" в масонстве?

0

5

Вообще тамплиерские мотивы в масонстве - отдельная обширная тема. Действительно ли спасшиеся Братья рассеялись по миру, а потом постепенно внедрились в цеховые строительные организации? На этот вопрос историки secret societies не дают точного ответа. Конечно первые спекулятивные каменщики могли перенять что-то от Рыцарей Храма, но почему именно от них? Ведь во время возникновения спекулятивного масонства на земле существовали уже и другие тайные общества. Некоторые предполагают, что общества эти имели принцип матрешки, т. е. объединились на основе "встроенности" одного в другое, поэтому и перенимать ничего не нужно было - попаданием в одно общество адепт обеспечивал себе попадание и в остальные (ну, при надлежащей дисциплине, активности, заинтересованности).  А храмовников уже чисто исторически не было, поэтому встроить и их в систему тайных обществ было нельзя, вот и приходилось что-то перенимать... Такие вот у меня мысли. Расскажите, господа, если кто-то что-то иное думает и знает.

Хотя о встроенности... Никто также пока не доказал, что сами Тамплиеры - это самостоятельное общество. Бытует же мнение, что это лишь военно-административная корпорация на службе настоящего тайного общества - "Ордена Богоматери Сионской горы". Или попросту "Приората Сиона".

Отредактировано S-Grail-Virgin (Понедельник, 21 декабря, 2009г. 10:15:47)

0

6

S-Grail-Virgin написал(а):

А какова история появления степени "Рыцарь Кадош - мститель за смерть Жака де Молэ" в масонстве?

Рене Генон полагает, что масонский градус "Рыцарь Кадош" является отпечатком инициатического Братства Кадошей, которое ставило целью сохранение масонской традиции, и к которому принадлежал Данте. По мнению известного историка масонства Гулда градус Рыцаря Кадош впервые стал практиковаться в Лионе в 1743 году.

Отредактировано Бр.'.A.'. (Понедельник, 21 декабря, 2009г. 21:02:55)

0

7

Первая документально подтвержденное свидетельство о существовании рыцарской  степени (а именно - ветхозаветной степени Рыцарь Востока) относится к 1749 году.  В 1737 году Кавалер Эндрю Майкл Рамзей произнес в Париже в ложе св. Фомы свою знаменитую речь, которая которая оказала значительное влияние на формирование рыцарских степеней масонства. В своей знаменитой речи он выдвинул идею связи масонства и рыцарства. Согласно его концепции масонство ведет свое начало от Госпитальеров. Эта концепция в дальнейшем нашла отражение в различных масонских градусах, однако по своему влиянию она значительно уступала теории тамплиерского происхождения масонства. Тамплиерская версия вошла в Циннендорфский, Шведский, Шотландский уставы, RER и ряд других.

Но надо отметить, что собственно масонская (т.е. восходящая к ремесленной инициации оперативных масонов) традиция - это три символические степени плюс Royal Arch плюс Mark Master. Великий Мастер ОВЛА как её хранитель принципиально не имеет высших градусов кроме Королевской Арки. Другие градусы - это уже синтез с иными традициями.

Отредактировано Бр.'.A.'. (Понедельник, 21 декабря, 2009г. 21:19:00)

0

8

Бр.'.A.'. написал(а):

плюс Royal Arch плюс Mark Master.

Странно... Никогда не видел чтобы эта степень была четвертой по счету. Королевская арка... это же где-то посередине Шотландского Устава.

0

9

S-Grail-Virgin написал(а):

Другие градусы - это уже синтез с иными традициями.

Другие градусы были созданы для того, чтобы люди вечно не сидели в мастерах, а развивались дальше, так ведь? Иначе зачем был бы нужен такой синтез?

0

10

S-Grail-Virgin написал(а):

Странно... Никогда не видел чтобы эта степень была четвертой по счету. Королевская арка... это же где-то посередине Шотландского Устава.

Речь идет о степенях Йоркского устава. В этом уставе градусы выше третьего не нумеруются и не образуют последовательной лестницы. Можно стать сначала Mark Master'ом, а потом Компаньоном Royal Arch, а можно - наоборот. В Шотландском уставе тоже есть степень Царственного Свода (13-я), но это другой градус.

0

11

S-Grail-Virgin написал(а):

Другие градусы были созданы для того, чтобы люди вечно не сидели в мастерах, а развивались дальше, так ведь? Иначе зачем был бы нужен такой синтез?

Они были созданы, чтобы сохранить в лоне масонства (хотя бы частично) каббалистические, розенкрейцерские, рыцарские и герметические традиции.

0

12

Бр.'.A.'. написал(а):

Они были созданы, чтобы сохранить в лоне масонства (хотя бы частично) каббалистические, розенкрейцерские, рыцарские и герметические традиции.

А масоны считают, что непосредственно в каббале, розенкрейцерстве, герметизме традиции утрачены? Т. е. ведь менеджер по продажам не старается сохранить традиции специалистов по рекламе в своей профессии? Именно потому, что это разные профессии.

0

13

S-Grail-Virgin написал(а):

А масоны считают

Какой-либо официальной позиции масонства по этому вопросу не существует. Поэтому могу только высказать свое мнение.

Они были созданы, чтобы сохранить в лоне масонства (хотя бы частично) каббалистические, розенкрейцерские, рыцарские и герметические традиции.

Из всех перечисленных традиций в настоящее время продолжается только каббалистическая (причем лурианская, не герметическая). От других остались только воспоминания и реконструкции.

Отредактировано Бр.'.A.'. (Вторник, 22 декабря, 2009г. 10:40:50)

0

14

S-Grail-Virgin написал(а):

Некоторые предполагают, что общества эти имели принцип матрешки, т. е. объединились на основе "встроенности" одного в другое ... Никто также пока не доказал, что сами Тамплиеры - это самостоятельное общество. Бытует же мнение, что это лишь военно-административная корпорация на службе настоящего тайного общества - "Ордена Богоматери Сионской горы". Или попросту "Приората Сиона".

Насчет принципа "матрёшки" как такового - вопрос отдельный. Что  касается конкретно "Приората Сиона", то эта организация, конечно, капитально "пропиарена"... но по отношению к масонству внутренней "матрёшкой" не является и никогда не являлась.

0

15

Бр.'.A.'. написал(а):

Насчет принципа "матрёшки" как такового - вопрос отдельный. Что  касается конкретно "Приората Сиона", то эта организация, конечно, капитально "пропиарена"... но по отношению к масонству внутренней "матрёшкой" не является и никогда не являлась.

Конечно нет. Приорат-то - если верить данным книги "Святая кровь, священный Грааль" - появился в 1099 году. А масонство через семьсот лет (официально, в "Гусе и протвине"). Кстати, бытует мнение, что Пьер Плантар создал "Приорат" в 70-х годах 20-го века. И просто придумал его длительную историю, Магдалину, Меровингов. Всякое может быть. Я встречал людей, которые мне исторически обрисовали момент появления на арене евро. И связали это путем долгих рассуждений именно с деятельностью Приората.

0

16

S-Grail-Virgin написал(а):

Некоторые предполагают, что общества эти имели принцип матрешки, т. е. объединились на основе "встроенности" одного в другое,

В этом плане я бы скорее на теорию Грассе д'Орсе обратил внимание.

0

17

Бр.'.A.'. написал(а):

В этом плане я бы скорее на теорию Грассе д'Орсе обратил внимание.

Ув Бр. А! Вы меня простите, конечно, я не знаю, как лично Вы относитесь к "теории" г-на д Орсе... Но, честно вам скажу - вся его тайная история Европы - бред, который можно сравнить с тем, что писала Марина Цвигун (Мария Деви Христос). Та самая тетка, которая Белое Братство создала. Какая-то нелепая смесь космизма, антиконспирологии, совершенно нелогичного дуализма - к примеру, пара мужское женское - это два различных начала мирового целого, а кварта и квинта, это четыре и пять, ну где тут логика?, - солярной религиии и, простите, шизофринии. Это, конечно, мое личное наблюдение и мнение, простите, если вдруг я обидел Ваши чувства чем-то. В общем, будучи грамотным и подкованным человеком, таких учений можно по пять в день создавать.

0

18

Грассе д'Орсе был безумен, но иной раз безумный может выболтать то, о чем разумный промолчит.
Другое дело - вся концепция Дэна Брауна, его предшественников и последователей - это сознательная дезинформация в определенных целях.

Отредактировано Бр.'.A.'. (Четверг, 24 декабря, 2009г. 11:09:09)

0

19

Бр.'.A.'. написал(а):

Грассе д'Орсе был безумен, но иной раз безумный может выболтать то, о чем разумный промолчит.

Безуслованя правда. Он даже Кроули переплюнул. Кроули тоже утверждал, что Телему ему "надиктовывали два существа, которые стояли за спиной". (Да простят меня ОТОвцы).

Бр.'.A.'. написал(а):

Другое дело - вся концепция Дэна Брауна, его предшественников и последователей - это сознательная дезинформация в определенных целях.

А вот тут все значительно сложнее! Понято, что Браун - это плохой американский писатель, попсовик и беллетрист. Три журналиста, которые создали "Святую кровь, священный Грааль" тоже ничего особенного не сделали. Но если проследить эту линию более пристально, если посмотреть незамыленным взглядом на первоисточники, которые впоследствии привели к созданию обоих вышеперечисленных произведений, то мы увидим совершенно поразительную картину. Гностические евангелия из Наг-Хаммади, гностические "еретические " общества, Храмовники и Приорат - все это тайная история подлинного сакрального христианства. Браун и компания сами не знали, с чем они играют... И какой глубокий этот "ящик Пандоры". По сути одна их самых сокровенных частей тайной истории человечества могла бы быть раскрыта. Но авторы и популяризаторы идеи снова просчитались. Большинство людей закрыто для знания. И максимум, что большинство получило от фильма и книги - это бесконечные погони, Лувр и сатанинские знаки на теле Соньера. Обожаю сказанное метром Геноном: "есть вещи, которые сами себя охраняют".

0

20

Бр.'.A.'. написал(а):

каббалистическая (причем лурианская, не герметическая)

Михаэль Лайтман поборник как раз такой каббалы?

0

21

Бр.'.A.'. написал(а):

это сознательная дезинформация в определенных целях.

Интересно узнать, как Вы можете определить эти цели? Дискредитация церкви и католицизма?

0

22

S-Grail-Virgin написал(а):

Гностические евангелия из Наг-Хаммади, гностические "еретические " общества, Храмовники и Приорат - все это тайная история подлинного сакрального христианства.

Гностические тексты из Наг-Хаммади изданы. Как Вы, конечно, знаете есть и неплохой перевод на русский язык. Однако их богословие весьмо далеко от концепций Дэна Брауна.

S-Grail-Virgin написал(а):

Михаэль Лайтман поборник как раз такой каббалы?

Да, Михаэйль Лайтман в своих книгах и лекциях излагает одну из версий лурианской каббалы.

S-Grail-Virgin написал(а):

Интересно узнать, как Вы можете определить эти цели?

Продвижение некоторой фигуры, которая персонально, возможно, ещё не определена.

0

23

Бр.'.A.'. написал(а):

Продвижение некоторой фигуры, которая персонально, возможно, ещё не определена.

Это, прошу прощения, о СШЕ? Или о чем-то ином?

0

24

S-Grail-Virgin написал(а):

Это, прошу прощения, о СШЕ? Или о чем-то ином?

Претендент не один.

В начале XX пали империи: Германская, которая "über alles in der Welt", Австрийская с девизом "Alles Erdreich ist Österreich untertan", Османская - Второй Рим и Российская - Третий Рим.

- Всё ли спокойно в народе?
- Нет. Император убит.
Кто-то о новой свободе
На площадях говорит.

- Все ли готовы подняться?
- Нет. Каменеют и ждут.
Кто-то велел дожидаться:
Бродят и песни поют.

Но вопрос о Мировом Императоре не снят с повестки дня.
Здесь можно ожидать столкновения различных духовных сил.

Отредактировано Бр.'.A.'. (Воскресенье, 27 декабря, 2009г. 20:29:45)

0

25

Бр.'.A.'. написал(а):

- Всё ли спокойно в народе?
- Нет. Император убит.
Кто-то о новой свободе
На площадях говорит.
- Все ли готовы подняться?
- Нет. Каменеют и ждут.
Кто-то велел дожидаться:
Бродят и песни поют.
Но вопрос о Мировом Императоре не снят с повестки дня.
Здесь можно ожидать столкновения различных духовных сил.

Откуда это?

0

26

Бр.'.A.'. написал(а):

- Всё ли спокойно в народе?
- Нет. Император убит.
Кто-то о новой свободе
На площадях говорит.
- Все ли готовы подняться?
- Нет. Каменеют и ждут.
Кто-то велел дожидаться:
Бродят и песни поют.

Это строки из стихотворения Александра Блока, написанного в 1903 году. Полностью его можно прочитать здесь http://www.litera.ru/stixiya/authors/bl … kojno.html

Отредактировано Бр.'.A.'. (Понедельник, 28 декабря, 2009г. 11:13:03)

0

27

Бр.'.A.'. написал(а):

Но вопрос о Мировом Императоре не снят с повестки дня.
Здесь можно ожидать столкновения различных духовных сил.

Кстати, не так давно же выбрали президента еврозоны? Некий бельгиец, по-моему. Может, это еще один шаг к реализации мондиалистских идей Аттали и Бжезинского?
А насчет Императора мира... видимо, действительно, в каком-то обозримом будущем император европы гораздо реальнее, чем император мира.

Отредактировано S-Grail-Virgin (Понедельник, 28 декабря, 2009г. 20:12:42)

0

28

Ув. Бр. А, Вы упомянули здесь теорию Грассе д Орсе.  А такую симпатичную штуку читали?))):

Теория тайных обществ, или Голгофская жертва Ацефала
Теория тайных обществ, существовавшая, как и сами тайные общества, многие тысячелетия, обогатилась в XX веке двумя моментами. Первым из них стала теория Томаса Куна, известная как теория "научных революций", но на самом деле бывшая всеобъемлющим описанием принципов тайного общества. Эта теория опиралась на понятие "нормальной науки", в пику которой возникают научные сообщества, создающие новую парадигму. Эти сообщества обладателей "иной парадигмы" Кун без стеснения именовал "эзотерическими", подразумевая, что каждое из них имело некую до определенного времени "тайную доктрину", от распространения которой зависели судьбы науки как таковой.
Чуждые эзотерике либералы и обычные ученые-позитивисты тотчас же (дело было в 1960-х) набросились на теорию Куна, объясняя всему миру и самим себе, что "наука чужда любому эзотеризму", "чистое знание аполитично", а научные революции происходят "путем накопления" и количественного перевеса "новых фактов" и т.д. и т.п.
Видимо, фактов, работающих против Куна, можно было бы насобирать немало (многие общества основательно законспирированы!), но сейчас мы поговорим о том факте, который не только разительно укладывается в куновскую модель, но в истории науки XX века был ярчайшим примером тайного общества научных революционеров, попытавшихся пересоздать саму парадигму науки о религии и основать всеобъемлющую теорию "братств, орденов, тайных обществ и церквей".
Мы говорим о Коллеже социологии – вольном философском лектории, собиравшемся каждую неделю на улице Реннс в центре Парижа с целью обсуждения оккультных организаций и человеческих жертвоприношений. Организаторами talk club’а были известный сюрреалист Жорж Батай (1897–1962), его друг-этнолог Мишель Лейрис (1901–1990) и свободный исследователь сакрального Роже Кайуа (1913–1978), ученик религиоведа Жоржа Дюмезиля.
Несмотря на то что в качестве исторического института коллеж просуществовал всего два года (с июня 1937 по июль 1939-го), в качестве теоретического проекта он существовал с 1933 по 1963-й, а в определенном смысле как показательный пример и "научная парадигма" существует и сейчас.
Задачей коллежа, скрыто или явно обозначенной во всех его теоретических заявлениях, было создание абсолютно новой, несуществующей науки – сакральной социологии. В отличие от обычной социологии сакральная социология исходила из того, что единственным, последним и серьезнейшим основанием для того, чтобы люди соединились в общество, является само священное. Без него происходит атомизация общества, примером которой для авторов коллежа были презираемые ими демократические режимы.
Как только из общества уходит сакральное – общество распадается и умирает, но при этом сакральное – это намного шире, чем все религиозные институты вместе взятые, и потому объект изучения у сакральной социологии может остаться даже при полной утрате церквами своего влияния и могущества. Даже при полном отсутствии церквей в обществе "Ацефала" с отрубленным верхом, в максимально светской, санированной от религии стране, может присутствовать некий жар, характерно напоминающий об обрядах и ритуалах – в светской, крипторелигиозной форме. "На самом деле сакральная социология для нас – это не просто часть социологии как таковой, например религиозной социологии, с которой есть риск ее перепутать. Сакральная социология может рассматриваться как исследование не только религиозных институтов, но и всей совокупности общественных движений, предполагающих феномен причастия" (Жорж Батай. "Сакральная социология").
Оставалось решить лишь вопрос о сакральном. Со времен Уильяма Робертсона Смита ("Лекции о религии семитов", 1889) в религиоведении закрепилась идея, что сакральное – это примерно то же самое, что и "чистое, кошерное, благословенное". Все, что в религии семитов относилось к разряду нечистого и запретного (осквернение могил, поедание зайчатины, медвежатины или свинины, хуление Бога и прочие формы святотатства), автоматически относилось к разряду профанного, а семитический взгляд на сакральное считался единым для всех религий. В русле такой теории (сакральное как чистое и профанное как нечистое) работало целое направление социологов религии под руководством Эмиля Дюркгейма и его родного племянника Марселя Мосса. Исторически известно, что отец Дюркгейма, как и многие поколения его предков, был раввином, и сам Дюркгейм в молодости готовился к карьере раввина. Хотя Дюркгейм никогда специально не затрагивал вопросов иудаизма, некоторые исследователи обнаруживают в его подходе к духовной культуре народов и к этическим аспектам социальных отношений определенное влияние традиции еврейского воспитания. Одним из таких влияний многие исследователи считают теорию религиозного дуализма, заставляющую видеть сакральное как чистое в противоположность профанному как нечистому.
Из любого правила бывают исключения, и чем строже правило, тем более очевидным становится наличие этих исключений. Вот характерный пример, бывший одним из любимых у авторов коллежа. В центре любого европейского города всегда располагалось нечто официальное – церковь или собор, дворец правосудия, ратуша и т.д. Это – торжественный и парадный лик сакрального, сфера чистого. "Вокруг этого официального, теплого, вселяющего уверенность ядра большие городские районы разворачивают пояс мрака и нищеты, где проходят узкие, плохо освещенные, малобезопасные улочки, где располагаются неуютные гостиницы, трущобы и различного рода нелегальные заведения" (Кайуа, Роже. "Двойственность сакрального").
Там находят приют все, кто неуместен в официальном городе, начиная от каких-нибудь ведьм, клошаров, безумцев, бандитов и проституток и заканчивая мертвецами, ибо кладбища также выносились за городскую черту. И нельзя сказать, чтобы первая, официальная и "стерильная" жизнь была более сакральной, нежели вторая. По мнению авторов коллежа, как чистое, так и нечистое одинаково может быть сакральным.
Более того, в определенные моменты чистое сакральное может превращаться в нечистое, и наоборот. Так, например, римское слово sacer обозначало "человека или вещь, к которым нельзя прикоснуться, не осквернив себя или не оскверняя их", а греческое agios – одновременно "святой" "загрязненный". Вслед за Рудольфом Отто, автором гениальной работы "Священное" (Das Heilige, 1917) религиоведами коллежа была отмечена внутренняя парадоксальность сакрального, имеющего как ужасающую (tremendum), так и притягивающую (fascinans) сторону. Поскольку "нормальная" социология в лице школы Дюркгейма последнюю сторону принципиально не видела, в коллеже акценты расставили иначе. Именно темная, стихийно-иррациональная и "ночная" сторона сакрального оказалась в самом центре внимания коллежа.
Типичным примером такого "сакрального иррационализма" было явление под названием "потлач". Само по себе понятие было заимствовано авторами коллежа из религий Меланезии и Северной Америки, но, по сути, это явление общерелигиозное, и потому Кайуа и Батай говорили про "потлач у древних кельтов и германцев", нисколько не понимая смысл происходившего. А что же, собственно, происходило?
Потлач – это особое уничтожение, причем, как правило, уничтожение массовое, всего, что материально высоко ценится – красивой одежды, вкусной еды и т.д. Если у вас много денег – то в потлач вы должны отнести их на площадь и прилюдно придать огню. Они к вам еще вернутся!
Сэкономите здесь – потеряете там, и потому, не скупясь, инвестируйте в Вечность самое ценное – жгите дома, жгите книги и разрушайте – можно же хотя бы раз в жизни почувствовать себя свободным от всего этого? Описывая потлач таким образом, Жорж Батай не думал скрывать своего неприятия капитализма и восторг перед полностью непродуктивным, но сакральным уничтожением.
Ритуалы древнейшей Месоамерики были известны и жертвоприношением людей, запечатленным в том числе на рисунках знаменитого "Дрезденского кодекса". Это не просто разнузданное сатурнальное вакханство с уничтожением люкса и клоунадой, но осознанное убиение конкретного человека, к примеру, царя, что прекрасно описано в любимой коллежем "Золотой ветви"…
Называя свой журнал "Ацефалом" ("Безголовым"), Жорж Батай имел в виду несколько смыслов. Кое-что обозначено в ацефаловской статье 1939 года, написанной по случаю "утраты Фридрихом Ницше его рассудка в Торино на Piazza Carlo-Alberto в 1889 году": философ совершил, по мнению Батая, "жертвоприношение головы", в контексте "смерти Бога" безумное как бы вдвойне и явившееся своего рода "жертвой себе самому".
Ницшевским сверхчеловеком для Батая был Ацефал, но таким же Ацефалом для него был и Христос, Голгофская жертва которого воспринималась в коллеже как потлач космического масштаба. С убиением Бога пробуждался сверхчеловек, с убиением человека возникал Ацефал, способный даже на такую нелепицу, как жертва себя себе самому.
(По материалам "Независимой газеты")

Отредактировано S-Grail-Virgin (Вторник, 29 декабря, 2009г. 13:02:05)

0

29

S-Grail-Virgin написал(а):

Ув. Бр. А, Вы упомянули здесь теорию Грассе д Орсе.  А такую симпатичную штуку читали?))):

Всё это в общем то даже не конспирология, а академическое религиоведение.

0

30

S-Grail-Virgin написал(а):

А насчет Императора мира... видимо, действительно, в каком-то обозримом будущем император европы гораздо реальнее, чем император мира.

Европейское единство сейчас мыслится не столько как имперское будущее, сколько в стиле ВВФ и гуманитарного масонства.
Впрочем, "Закат Европы", похоже, наступает уже "без поэтических затей".

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/Zonaro_GatesofConst.jpg/472px-Zonaro_GatesofConst.jpg
Воспоминание о будущем. Европа в 2050 г.

Отредактировано Бр.'.A.'. (Вторник, 29 декабря, 2009г. 20:59:27)

0