МАСОНЫ
ВЕЛИКАЯ ЛОЖА РОССИИ (ВЛР)
О ПОНИМАНИИ НЕВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАСОНСТВА
А.М.
Позвольте представить вам мою работу, в которой изложены мои размышления об одном из принципов, с которых, по моему мнению, начинается масонство, должно начинаться, в уме и сердце каждого неофита.

Масонство, как общественный институт, имеющий богатую как легендарную, так и реальную историю, несомненно, заинтересовано принимать в свои ряды исключительно достойных людей. Что значит достойных? Как мы все с вами знаем, кандидат – профан, приходящий к дверям масонского храма и просящий Света — должен быть человеком свободным и добрых нравов.

Свобода современного человека заключается не только и не столько в свободнорождении и отсутствии прецедентов привлечения к уголовной ответственности. В XXI веке под свободой подразумевается также устойчивость и независимость мнений и суждений, разумный либерализм во взглядах, умение держать себя и противостоять различного рода пагубным страстям, которые в изобилии в наше время привлекают внимание человека.

Однако, ни для кого не секрет, что свободный человек, имеющий достаточный уровень образования и хорошо воспитанный далеко не всегда является человеком добрых нравов. Добронравие, в отличие от свободы, обрести гораздо сложнее. Душевную организацию и отношение к жизни, в частности, к окружающим, человек определяет для себя преимущественно сам. Как правило, от данных аспектов мало зависит благосостояние человека и его положение в обществе. Следовательно, далеко не каждый человек, особенно индивидуалист по своей природе, считающий себя венцом творения и независимым существом, преуспевающий в личной и общественной жизни, станет задумываться о своих нравственных качествах и праведности поступков.

Трудно не согласиться с тем, что в наш век атомизация общества достигает невиданного доселе размаха. Ни один общественный институт, политический ли, религиозный, или какой бы то ни было другой, больше не в силах влиять на людей в такой же степени как еще каких-нибудь пятьдесят-сто лет назад. Злоупотребления благами технического прогресса и потрясающих научных открытий последних лет ставят под угрозу вопросы социализации, духовного и нравственного воспитания современных людей с самого раннего возраста.

Современное масонство в России по праву начинают считать чем-то вроде «инкубатора интеллигенции», который собирает под свое крыло, оберегает и дает возможность духовно развиваться людям не только свободным, но и добродетельным. Масонство привлекает современных людей добрых нравов в том числе своим либерализмом в религиозных взглядах, отсутствием строгой догматики и оставлением своим членам права на свободу совести.

Если рассматривать филантропию как одну из составляющих добронравия, то масон по определению не может быть ни эгоистом, ни индивидуалистом. Масоны принимают в свои ряды кандидатов по результатам тайного голосования, при котором наличие хотя бы одного голоса «против» может стать поводом к отказу от приема. Соблюдение гармонии в ложе является одним из самых важных аспектов ее продуктивного существования. Таким образом, логично будет предположить, что отношения между людьми в ложе, как в коллективе, имеют одно из первостепенных значений. Насколько мне известно, существует правило, согласно которому масоны, находящиеся в ссоре между собой, не могут облачиться и начать работы до тех пор, пока не придут к примирению.

Сама обстановка в ложе, ее энергетическое наполнение благотворно влияет на душевное состояние масона. Ведь само понятие ложа означает не только место, где проходят собрания, но и сам коллектив. В ритуале посвящения, о котором я уже могу самостоятельно судить, определяющее значение имеет взаимодействие масонов между собой и с аспирантом. В конце концов, работы не могут быть открыты, если в ложе присутствуют менее трех братьев.

Изучать духовную и оккультную литературу любой человек может самостоятельно, равно, как может это делать и масон. Вот только отделив себя от ложи и пройдя «самопосвящение» того или иного рода, человек, насколько бы он ни был высоконравственным и сведущим, масоном не станет. Осознание степеней посвящения, постижение аллегоричности и символизма масонства – это, прежде всего, следствие влияния коллективного опыта. Только регулярное пребывание в ложе, в том самом, сильном энергетическом поле, может настроить сознание масона на нужный лад и обеспечить возможность для последующей индивидуальной работы.

Не случайно «уснувших» масонов, которые по той или иной причине перестали посещать собрания, называют именно так. Пребывая «во сне» они перестали развиваться, они выбыли из коллектива, и духовная связь, «эгрегор масонства», принадлежность к которому через какое-то время, для каждого свое, начинает ощущать большинство новопосвященных, для них ослабевает. Ведь известна тенденция того, что «уснувшие» нередко обратно уже не возвращаются.

В процессе написания зодческих работ масоны пользуются всеми доступными трудами своих предшественников, изучая и сопоставляя их мнения с собственным видением принципов масонства, символов, нравственных аспектов. Однако известно, что зодческую по возможности не следует превращать в компилятивную работу, основная цель здесь — формирование собственных взглядов, суждений и составление на основе этого определенного нового мировоззрения, отличного от обыденного, которое было присуще человеку в прошлой, профанской жизни.

В процессе обсуждения зодческих ученик, который обязан хранить молчание, смиренно выслушивает мнения братьев и сестер, стараясь учесть и принять во внимание каждое из них, возможно, в дальнейшем последовать тем или иным советам. Масоны в степенях выше ученической, в ходе обсуждения учатся формулировать и задавать вопросы, отвечать на них, строить диалоги и вести дискуссии, ключевыми моментами в которых являются уважение к чужому мнению, максимально возможный объективизм, умение слушать, не перебивая собеседника и принимать к сведению представления более опытных братьев и сестёр об обсуждаемом предмете.

Что касается толкования символов, то здесь передаваемый опыт имеет одно из определяющих значений. Только изучив как можно больше различных интерпретаций, следует в дальнейшем самостоятельно развиваться в направлении создания собственных трактовок, избегая одновременно чрезмерного усложнения и упрощения, в результате которых символ в глазах работающего над ним и вовсе теряет всякий смысл.

Применительно к данной теме я хотела бы рассмотреть одно из моих собственных пониманий символа точки в центре круга. Точка, в данном случае, каждый отдельный масон, находится в окружении, прежде всего, членов своей ложи, а так же и всех ныне живущих масонов. Я, как ученица, могу описать следующее ощущение для себя этого символа. Находясь в центре круга себе подобных и осознавая всю ту радость, воодушевление и чувство ответственности, которое налагает на человека само звание масона, я могу с большой долей уверенности сказать, что в данном состоянии души сложно почувствовать себя одиноким, оно дает ощущение причастности, а «падение духом» в таком состоянии практически невозможно.

Как в масонском мире в общем, так и в отдельной ложе в частности, как в обществе, в котором принято доверять друг другу, как ни в каком другом коллективе раскрываются в полной мере характеры отдельных братьев. Простодушных оно старается оградить от насмешек, отчаявшихся поддержать, неуверенным в себе придать внутренних сил, нерешительных мягко подтолкнуть к дальнейшим действиям, а чрезмерно проявляющих энтузиазм вежливо призвать к умиротворению.

Среди масонов незыблемо правило «не поступай с другим так, как не хотел бы, чтобы поступили с тобой». Каждый ученик начинает свою масонскую работу с того, что старается по мере своих сил и возможностей обрабатывать грубый камень своей души. А где, иначе как в коллективе близких по духу людей, это получится лучше всего?

Наблюдая за братьями, за их взаимоотношениями, читая масонскую литературу, прислушиваясь к себе, ученик пытается с одной стороны — познать свою природу, увидеть себя со стороны, честно признаться себе во всех своих слабостях и недостатках, в равной степени однако и увидеть свои сильные стороны, которые с некоторых пор будет стремиться в себе развить. С другой стороны — он учится терпимости к слабостям и недостаткам других, любви к ближнему, милосердию и самоотдаче. Однако это не означает, что все эти новые навыки он должен применять только по отношению к братьям. К ним прежде всего, но так же и в семье, и ко всем остальным людям без исключения, не думая о том, будут ли его добросердечные начинания встречены с пониманием или с неприятием и отторжением. В данном случае он должен стараться прежде всего для самого себя, ради удовлетворения собственных душевных устремлений.

Если отвлечься от ритуальной работы, то можно обратить внимание на то, что ложа ко всему прочему еще и группа близких друзей. Масонство не обрывается за пределами ложи, а переходит в неформальное общение и взаимопомощь братьев и сестер. Более того, масоны трепетно относятся к проводам в последний путь братьев и сестер, которые отошли на «Восток Вечный».

Ложу, в которой сложились сплоченные теплые отношения между братьями и сестрами, можно, не принимая во внимание условности, назвать семьей. В которой, однако, отсутствуют причины и поводы для той конкуренции, которая может сложиться в обычной семье между родственниками. В ложе братьям и сестрам делить нечего и они абсолютно равны между собой, несмотря на различие званий и степеней.

В этом сама прелесть масонства. Оно универсально и всеобъемлюще. Его можно рассматривать в равной степени как в общем, так и в частности. Стоит лишь одно уяснить для себя. Индивидуального масонства не существует, оно попросту невозможно.
https://forumupload.ru/uploads/000a/c0/f0/377/t926205.jpg