Добро пожаловать на форум Вольных Каменщиков!

Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде » Разная литература. » Автореферат "Философские взгляды русских масонов..."


Автореферат "Философские взгляды русских масонов..."

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Для всех, кто заинтересуется, предлагаю автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук Сергея Владимировича Аржанухина "Философские и общественно-политические взгляды русских масонов второй половины XVIII - первой четверти XIX вв." 1996 год.

http://s8.uploads.ru/t/y5pqB.jpg

Скачать автореферат можно ЗДЕСЬ.

По-русски это будет краткое описание большой работы. Заинтересовал анализ попыток исследования духовной составляющей масонства различными авторами и взгляд автора на исторические процессы развития масонской философии в России. Рассмотрены проблемы методов и форм исследования этой темы. В целом интересная работа.

0

2

Говоря о философии масонства, не важно в какой стране и в какое время, надо иметь в виду, что "духовно продвинутых" в масонстве всегда было подавляющее меньшинство. Большая часть масонов во всём мире, как в прошлом, так и сегодня, воспринимают масонство как вполне себе респектабельный джентльменский клуб с мистериями, с приятным времяпрепровождением, с дружескими философскими беседами о высоком, как отдых от повседневной насыщенной жизни, как хобби. И часто при зачтении философских работ скучают и зевают, но понимают неизбежность и необходимость наполнения масонства духовным содержанием, и оттого мужественно переносят все тяготы и лишения масонскиой жизни :yep:. Кто-то воспринимает масонские Ритуалы как нравственные уроки, способные совершенствовать свой внутренний мир, соответственно и мир вокруг себя.

Но и, действительно, были, есть и будут в масонстве и философы, и эзотерики, и исследователи, которые несут на себе весь груз масонской мысли. Поэтому, говоря о философии масонства, мы прежде всего подразумеваем под этим ту узкую группу людей, для которых духовный труд является преобладающим в содержании масонства. Но не всё масонство.

0

3

Ну что, поехали?  :yep:

с. 4: В настоящее время сложно указать такую теоретическую работу по отечественному масонству, в которой бы... раскрывалась система ценностных ориентаций отечественных каменщиков.

И действительно, во время написания работы таких трудов практически не было. Но работа была написана в 1996 году. На сегодняшний день такие работы есть. Например труд доктора исторических наук Юрия Евгеньевича Кондакова "Орден золотого и розового креста в России. Теоретический градус соломоновых наук: монография" / Предис. Е.Л. Кузьмишин. - СПб.: Астерион, 2012. - 616 с.; работы кандидата исторических наук Е.Л. Кузьмишина, и другие.

с. 7: В настоящее время у историков нет развёрнутой теории развития масонского мировоззрения...

Сложности на этом пути будут возникать, поскольку масонские Ложи действовали в основе своей тайно, многое не протоколировалось. Даже большая часть. Иначе оно не было бы масонством. Поэтому придётся восстанавливать события по тому, что дошло до наших дней. А это в основном официальные документы Лож: Ритуалы, краткие  протоколы Собраний, ведомости, Табели (Доски), протоколы допросов и неофициальные личные письма. А это, по своей Ложе знаю, не даёт полного представления о деятельности Ложи.

0

4

с. 7: Известен целый ряд переломных событий в отечественной истории, связанных с потрясениями и дестабилизацией общественных процессов, в которых непосредственное участие принимали члены масонских Лож... восстание декабристов... включая, конечно же и Великую французскую революцию...

Эти события, всё же, не связаны непосредственно с масонством. Скорее в рядах революционеров и восставших были масоны. Просто потому, что в то время мода была на масонство. Куда пальцем ни ткни, везде масон был. Моду на масонство в то время хорошо показывает Л.Н. Толстой, очень показательно.

Так например, масоны были с обеих сторон при событиях французской революции. В России же, со слов кандидата исторических наук А.И. Серкова, автора грандиозной Энциклопедии "Русское масонство. 1731 - 2000 гг. Энциклопедический словарь". - М.: "Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001 -1224 с., "Россия в XVIII веке не была исключением из числа европейских стран, распространение масонства в стране было довольно значительным. Известно о существовании в России в это время приблизительно 140 масонских мастерских. Если же учесть, что число действительных членов одной ложи составляло около 50 человек, то станет видно, что общее число вольных каменщиков в России достигало 7500 человек..."
И это при том, что в масонство могла быть посвящена только элита общества. Крепостные, например, не могли быть посвящены в масонство. Иными словами, тоже куда ни ткни, везде масон будет.

Масонство по своей сути внепартийные организации. В Ложах практически нет возможности вести активную политическую борьбу, там не обсуждаются политические вопросы. Там были посвящённые всех политических предпочтений. Само собой разумеется, они знакомились и могли создавать какие-то свои революционные кружки. Так порой и было. Но революцию они уже делали вне масонства.
Это подтверждают сами исторические события. Например якобинцы закрыли масонские Ложи как пережиток старых порядков. Как известно в 1822 году Александр I запретил уже всё масонство в России. То есть, самого масонства в России уже не было, за исключением отдельных кружков. Восстание же декабристов случилось только в 1825 году. Поэтому ни история, ни масоны не подтверждают деятельного участия масонства в политической жизни общества. Участие принимают, как в прошлом так и сегодня, отдельные масоны, как граждане своего государства, и их деятельность на этом поприще никак не связана с масонством.
Поэтому, на мой взгляд, активное участие масонства в революционных событиях в мире - это ближе к конспирологическим изыскам, нежели к истории. Можно лишь говорить о отдельных масонах, принимавших участие в этих событиях как гражданах своего государства.

0

5

с. 16: Масонство - это первая нравственная философия и выражение самостоятельной гражданской инициативы, а масонские братья - члены формирующегося гражданского общества...

Здесь и дальше в работе это очень верно отмечено. Масонство с момента своего возникновения стало прообразом современных гражданских инициатив и общественных организаций и объединений. Это инициатива граждансткого общества так сказать "снизу".

с. 16: Оно [масонство в России] возникает в результате секуляризации [изъятии у Церкви] отечественной культуры...

Скорее масонство в России возникает из любопытства к западным новинкам, к тайнам, как мода на Западные мистические "штучки", а уже потом ложится на почву, подготовленную умами ищущих, потом приходит и развитие философских взглядов.

с. 19: В том, что были масоны в Советской России, сомневаться не приходится...

Есть такое у А.Л. Никитина, опубликовавшего архивы допросов и прочего. Однако описание деятельности тех лож, их структура, состав участников, особенно присутствие женщин, говорит о том, что это были самодеятельные организации, никак не связанные с масонством, не получавшие ни от кого Патента, не признаваемые никем в масонстве, а без этого нельзя быть масоном. Можно лишь говорить о том, что это были любители масонства, чего-то мистического, интересненького, таинствененького, не более.

0

6

с. 23: С середины 10-х годов в масонском движении происходит раскол, который был связан с борьбой части братьев за отмену высших степеней посвящения. Дать достоверную и точную оценку характеру философского мировоззрения и тех идей, которые разрабатывались братьями, выступающими за ликвидацию высших степеней, в настоящее время не представляется возможным.

Это-то как раз не сложный вопрос. Эту тему нельзя рассматривать в отрыве от общей истории масонства в мире. Мы уже говорили о том, что исследователи масонства сразу погружаются в ту ступень развития масонства, которая диктуется рамками работы. И, как правило, представляют развитие масонства так:
http://s9.uploads.ru/t/KfaiU.jpg
В результате действительно непонятно, почему есть противники высших степеней, ведь масонство развивается. На самом деле развитие масонства в своей истории проходило так:
http://s9.uploads.ru/t/g6K1p.jpg
Здесь прямая линия и есть масонство трёх степеней. А ответвление и есть всякие разные "высшие" градусы, разные масонские Уставы, системы и прочее. На прямой линии традиционно масонство состоит из трёх степеней. Так оно и дошло до наших дней. И так по трём степеням работают практически все масонские Великие Ложи во всём мире и сегодня. А что же с высшими степенями?
Очень удачно и верно сказал об этом Е. Щукин в своей работе "Йоркский Устав. Лекция".

Ну зачем они нужны [высшие степени] в принципе, незачем, разве что для расширения кругозора тех, кто считает, что им не хватает символического масонства [трёх степеней]. Те, кто считает, что им необходимо двигаться куда-то дальше, должны осознавать, что двигаются они не вверх, а по горизонтали, просто заглядывая в различные классы одного длинного школьного коридора, изучая разные новые науки, которые либо принесут им пользу, либо просто забьют голову лишним материалом, который никогда больше не пригодится, как происходит в 90% случаев, и это известно нам всем...

Итак, если говорить о так сказать «масонской ситуации» (это культурологический термин, который мне ненавистен), то «масонская ситуация» в Европе 1750-х гг. была примечательна своей абсолютной децентрированностью и полным хаосом. Дополнительные [высшие] степени появлялись как грибы после дождя, росли фактически моментально, нарождались ежедневно и, в основном, причиной возникновения различных дополнительных степеней в 1731 — 1761 гг. была необходимость для каждой сформировавшейся внутри масонского братства группы чем-то отличаться от других. Естественно, внутри большого коллектива, каковым обязательно в то время была любая ложа (ведь они зачастую насчитывали сотни членов, во Франции, в Англии), формировались группы по интересам, которые брали себе какое-нибудь название, разрабатывали особый ритуал, либо его не разрабатывали, придумывали опознавательные слова, выбирали какую-нибудь легенду для обоснования своей деятельности и — главное — своего отличия от других.
Вообще главный принцип любой дополнительной степени — отличаться от всего остального масонского братства, а затем уже разрабатывается тематика, то есть чем именно отличаться...

...В частности, когда была разработана первая и единственная имеющая, на мой взгляд, значение дополнительная степень, собственно, не дополнительная, а высшая степень, степень Королевской Арки, — она и спровоцировала всеобщий бум высших степеней в мире...

Иными словами, масонство состоит из трёх степеней, а далее, можно сказать, если бы в своё время в масонстве возникли просто единые однообразные "высшие" степени, то и не было бы недовольных и дискуссий о нужности или ненужности дополнительных степеней. Все бы их приняли. Но их стало в какой-то момент так много, и они были такими разнообразными, что не могли не вызвать недовольство среди масонов. Например, в своей «Масонской энциклопедии» Генри Койл перечисляет более тысячи Высших Степеней. Нужно?
Поэтому и сегодня три степени остаются в масонстве главными. А далее по желанию Мастер-масон может вступить в одну из многочисленных организаций дополнительных степеней для Мастеров. Их много: и "тамплиеры", и "розенкрейцеры", и всякие разные. На любой вкус и цвет, даже самые изысканные.

0

7

с. 21: Иоанновское масонство было "массовой формой" мировоззрения русских братьев, и именно оно составляло основу системы ценностных ориентаций вольных каменщиков.

Говоря о "иоанновском масонстве", следует иметь в виду, что это не отдельное какое-то масонство, отличное от иного масонства. В масонстве нет такого официального наименования "иоанновское масонство", "голубое масонство", "синее масонство" и так далее. Есть просто масонство. "Обзывать" три степени "иоанновским масонством" стали с развитием систем "высших" градусов для выделения собственно "высших" градусов, иными словами - для отличия себя от других братьев. Типа для структурирования понятий во избежания путаницы. Поэтому, как раньше так и сегодня, в Великих Ложах в мире нет такого понятия как "иоанновское масонство". Есть просто масонство или Ложи древнего мастерства. И только тогда, когда Мастер-масон посвящается в одну из организаций "высших" градусов (дополнительных степеней), вот тогда он и начинает разделять степени по организациям, организации же разные, хотя бы для того, чтобы понимать, какое место в структуре степеней занимает его маленькая ступенька на данный момент. И в некоторых масонских Уставах в Наставлении прямо указывается, что иоанновские Ложи подчёркивают преемственность от древних каменщиков, например в Древнем и Принятом Шотландском Уставе. Но, во-первых, в каждой ложе древних каменщиков был свой святой-покровитель, и не обязательно это был Святой Иоанн. А во-вторых, эти Ритуалы разрабатывались специально под "высшие" градусы, например ДПШУ, и изначально там появился Иоанн.

В общем, это скорее образное и ритуальное выражение, чем официальное наименование в масонстве.

0

8

с. 27: Масонство движется в русле свободного секуляризованного прочтения библейских сюжетов. И в таком прочтении довольно часто выходит за пределы "канонического" понимания.

Хорошо подмечено. Но при этом сами масоны понимают, что это лишь легенды, а не строгое изложение исторических фактов или переписывание Библии. Легенда в масонстве такая же культурная составляющая, как и во всём обществе. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется вымысел, поэтизируются события. В масонстве легенды используются для лучшего усвоения нравственных уроков, не для обучения историческим фактам. Отсюда и легенды в масонстве о происхождении масонства, восходящего к Адаму, и прочим "древностям".
Что касается реальности, то официально масоны ведут дату отчёта своего появления в современном его виде от 24 июня 1717 года.

0

9

с. 38: К культурному наследию античности (и не только её) было почти такое же отношение, как и к Священному Писанию.

Возможно и нет. Масонство изначально создавалось как клуб людей, не подверженных влиянию из вне, людей самостоятельных, способных критически оценивать работы авторов. В идеях масонства просматривается мысль о том, что всякое учение - есть мнение конкретного человека. Скорее это была рекомендованная литература к обязательному прочтению со стороны отдельных братьев, ищущих духовный путь в масонстве. При этом критический взгляд масонов на предложенное никто не отменял.

Примерно со страницы 30 в работе идёт интересный анализ философии русских масонов, а фактически рассказ о духовной составляющей русского масонства. Очень интересно. Рассмотрены вопросы двойственности человеческой природы, вопросы самопознания. Особенно рекомендую для братьев, ищущих духовный путь в масонстве. Интересно посмотреть, чем дышали русские масоны, посмотреть отличие от сегодняшних масонов. В работе всё по делу, без фантазий. Рекомендую к прочтению.

0


Вы здесь » Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде » Разная литература. » Автореферат "Философские взгляды русских масонов..."