В последнем номере журнала История в подробностях (тематический номер Декабристы) вышла новая статья Ю.Е.Кондакова)))
Масонские ложи и декабристы в донесениях правительству о тайных обществах.
История участия российских масонов в заговоре декабристов уже давно стала достоянием конспирологической литературы (часто носящей псевдопатриотический характер). «Теория заговора» имела свои предпосылки и была сформирована после Великой французской революции и в начале XIX века попала в Россию. Авторы, работавшие в этом ключе, как правило, очень плохо разбирались в предмете масонства. При этом декабристам-масонам были посвящены и очень серьезные исследования (В.И.Семевский, А.И.Серков). На сегодняшний день накоплено достаточно информации, чтобы определить имели ли различные направления российского масонства XIX века политические цели. Любопытно, как политический потенциал масонов оценивала государственная власть России. Как она реагировала на возможность того, что масонские ложи могли стать очагами заговора.
Теория о том, что масонские ложи являлись «кузницей революции» сложилась в Европе после Великой французской революции. Уже в конце XVIII века появился феномен в XX веке названный «теорией заговора» или конспирологией. Книги этого направления были известны в России и переводились на русский язык. Вслед за возобновлением в стране масонского движения последовала и консервативная реакция на него. С 1810 года Александр I начинает получать доносы на масонов, в которых сообщаются, что они представляют опасность для «алтарей и престолов».
Наиболее распространенными в XVIII -XIX веках в России были «шведская» и «розенкрейцерская» системы масонства. Это строго христианские направления придерживались концепции «внутренних орденов». Согласно ей, масонское движение было основано (в разных интерпретациях) тамплиерами или розенкрейцерами. Масонские ложи организовывались с целью подготовить кандидатов для вступления во«внутренний орден», а также для того, чтобы замаскировать тайные работы. Исходя из концепции «внутренних орденов» «истинно посвященным» был лишь масон высших степеней. Этим «братьям» принадлежало право управления в ложах и капитулах (собраниях высших степеней). С позиций основных направлений российского масонства XVIII - XIX веков, подавляющая часть декабристов, вступивших в ложи, только начинала масонское обучение. Для исследователей деятельности декабристов-масонов так же важен не сам факт вступления в ложу (как А.С.Пушкин в 1821 году), а восприятие будущим декабристом масонского мировоззрения и применение его в общественной и политической жизни. Руководствуясь подобным тезисом декабристов-масонов можно назвать плохими масонами, так как в российских ложах их учили почитать государственную и церковную власть.
С запретом масонских лож последовательно выступали императоры Екатерина II, Павел, Александр I и Николай I. Только Александр I издал официальный указ, повторенный Николаем I. Екатерина II, как последовательница просветителей, покровительственно относилась к масонству в первое время его существования. Однако, когда в России в 1780 году пришла «шведская» (тамплиерская) система, отношение императрицы к масонству изменилось. На деятельность лож «шведской» системы был наложен негласный запрет. Тогда на первый план вышла «розенкрейцерская» система. Масоны этого направления, так же как и «шведы» старались наладить контакты с наследником престола Павлом. Итогом стал еще один негласный запрет 1785 года. В 1792 году на «розенкрейцеров», не подчинившихся запрету и проводивших собрания, обрушились репрессии.
«Розенкрейцерская» система масонства была одной из самых распространенных в России. Это было эзотерическое направлений масонства. Его последователи были чужды политике и пытались воплотить на практике идею Богоподобия. Во все системы российского масонства принимались только христиане, но «розенкрейцерство» полностью базировалось на христианской доктрине. Сам алхимический процесс был подчинен задаче очистить человеческую душу и подготовить ее к слиянию с Богом. Подготовка к вступлению в Орден розенкрейцеров («дополнительные» или «высшие» степени масонства - 9 степеней) начиналась уже на уровне «иоанновских» лож. Личную жизнь вновь посвященного контролировали, формировали его круг чтения, пытались пробудить интерес к эзотерику и алхимии. Лидерами российских розенкрейцеров были Н.И.Новиков, И.А.Поздеев, А.Ф.Лабзин, ко второму десятилетию XIX века на первый план выступают М.Ю.Виельгорский и С.С.Ланской. В ложах, курируемых этими людьми декабристов не было, не входили декабристы и во «внутренней орден» розенкрейцеров.
Другим направлением масонства, распространенным в России XVIII - XIX веков, была «шведская» система. «Братья», посвященные в ее высшие степени, верили, что Орден тамплиеров продолжает свое существование. Ключевой идеей масонских тамплиеров была борьба за восстановление справедливости и обретение потерянной тайны. Они клялись сокрушить власть неправедных королей и Римских Пап. Справедливым и законным королям власть, напротив, было необходимо возвратить. В XIX веке «шведская» система практиковалась в ложах союза Директориальной ложи «Владимир к порядку» и ее преемницы Великой провинциальной ложи. В 1810 году эта система была признана правительством и навязана остальным, желавшим получить признание правительства, ложам России. Морально-нравственное совершенствование в «иоанновских» ложах «шведской» системы служило для подготовки будущего «рыцаря».Дело в том, что декабристы, входившие в ложи «шведской» системы, не поднялись выше степени «шотландского» мастера, где о «рыцарях» еще разговор не шел. Более того, в России «шведская» система ограничивалась степенью «рыцаря востока» в которой тамплиерского посвящения не проходили.
Будущие декабристы-масоны, скоро стали тяготиться отсутствием политики в масонских ложах. Некоторые из них решили оставить братство и создать собственный союз. Другие пошли по пути формирования лож «декабристского» состава. Декабристам удалось создать большинство в ложах «Избранный Михаил» и «Трех добродетелей», последняя входила в союз Великой провинциальной ложи. А.И.Серков, подробно описывавший историю ложи «Трех добродетелей» в развитии движения декабристов, отмечал, что ее основатели П.П.Лопухин и С.Г.Воронцов имели свой план. Они хотели с помощью ложи замаскировать создание «Союза спасения» и пробраться на руководящие посты в масонском союзе [15, с. 145-146]. В действительности «декабристский» период в истории ложи «Трех добродетелей» был очень недолгий. По мнению А.И.Серкова это были три месяца (апрель - июнь) 1817 года. Тогда количество будущих декабристов в ложе увеличилось, и они заняли руководящие посты [15, с. 156]. Руководители Великой провинциальной ложи постарались принять меры, чтобы ограничить влияние в ложе «Трех добродетелей» одного из лидеров декабристов А.Н.Муравьева.
Другая ложа с большим количеством будущих декабристов «Избранный Михаил» входила в союз Великой ложи «Астрея». Она выделилась из Директориальной ложи «Владимир к порядку» в 1815 году. Изначально лозунгом «Астреи» был отказ от высших степеней и разделения управления высшими степенями и «иоанновскими» ложами. Однако, уже вскоре «братья» отошли от своих постановлений. Каждой ложе было разрешено создавать при себе собственное управление высших степеней и работать по любой системе. Великий мастер «Астреи» должен был быть посвящен во все высшие степени, по которым работают ложи союза. Посвятиться в разные степени он мог, но контролировать их управления возможности не имел. А.И.Серков считал, что ложа «Избранный Михаил» начала переходить под контроль декабристов в 1816 году (основана в конце 1815 года), после выхода из нее ряда умеренных лиц. Ключевые должности в ложе заняли члены «Союза спасения» Ф.П.Толстой, Н.Ф.Глинка, М.Н.Новиков. Посещают ложу Н.А.Бесстужев, П.А.Габбе, В.К. и М.К.Кюхельбекеры, Н.И.Тургенев [15, с. 175-176]. Но, превратить ложу в революционное общество декабристы так и не смогли.
Доносы на масонские ложи России и показания по этому поводу на следствии декабристов меркнут по сравнению с информацией получаемой правительством о ложах Польши. В.И.Семевский приводил материалы дела В.Вилькоржевского, расследовавшего в 1828 году. Это был полковник армии Герцогства Варшавского, уволенный со службы при вхождении Польши в состав России. Он исполнял обязанности секретаря «Департаментской» ложи. Расследовавший дело Н.Н.Новосильцев описывал в докладе Константину Павловичу масонские печати, изъятые у В.Вилькоржевского. На одной из них была опрокинутая корона, на другой корона пронзенная кинжалом. На печати пятой степени «шотландский мастер» были изображены четыре колонны, увенчанные коронами, две короны была наклонены, а две находились в состоянии падения. В докладе Новосильцева французское масонство «шотландского» обряда 33-х степеней описывалось, как крайняя форма тамплиерства. В 30-й степени этого обряды «рыцарь Кадош» масоны клялись мстить Папам и королям за разгром Ордена тамплиеров. Символически под этим подразумевалась месть тиранам и восстановление попранных человеческих прав и свобод. Выяснилось, что «Древний и принятый шотландский устав» был основан в Польше в 1816 году французскими эмиссарами А.А.Николаевым и П.Богурским. Они привезли в Польшу устав, полученный от Верховного совета этой системыв Париже и установили связь с великим командором Ордена Гаккэ [14, с. 356-359]. Любопытно, что этот один из самых радикальных для своего времени масонских уставов, современные лидеры Великой ложи России А.В.Богданов и В.С.Белявский пытаются представить как древнейший и самый распространенный в России.
Сохранившиеся масонские архивы дают достаточно данных для освещения основных направлений масонского движение в России в начале XIX века. Однако, современники не располагали таким широким кругом источников. Масонские работа не удалось оставить в тайне. Реакцией на информацию о масонском движении в России стали доносы, поступавшие в органы власти различного уровня. О масонах сообщали чиновники, консерваторы-радикалы и сами масоны, критиковавшие своих коллег других направлений. Сохранилось донесения И.И.Дибича, Н.Н.Новосильцова, Ф.О.Паулучи, М.К.Грибовского, Ф.В.Ростопчина, М.Л.Магницкого, архимандрита Фотия, С.И.Смирнова, масонов И.В.Бебера, А.Ф.Лабзина, Е.Е.Эллизена, Е.А.Кушелева, А.Б.Голицына. Любопытно последить какую информацию получали АлександрI и Николай I об участии масонов в антиправительственных заговорах.
Идею о всемирном масонском заговоре россияне получили из Европы. В 1805-1809 годах в Москве были изданы в переводе на русский язык книги французского историка Огюстена Баррюеля «Волтерианцы, или история о якобинцах, открывающая все противохристианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющие влияние на все европейские державы» в 12-ти томах и их сокращенный вариант - «Записки о якобинцах, открывающие все противохристианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющие влияние на все европейские державы» в 6-ти томах.Автор «Волтерианцев…» указывал, что с середины XVIII века в Европе существует тайное общество, поставившее своей целью уничтожение монархий и христианских церквей. Два первых тома сочинения были посвящены защите христианской церкви от козней масонов, в следующих трех томах разоблачались планы масонов по «ниспровержению престолов». Главы томов соответствовали главным задачам масонов: истребление иезуитов, истребление всех монастырей, размножение беззаконных книг, злоумышления под видом терпимости вер [9, с. 128]. В дельнейшем, содержание этого произведения наложило отпечаток на информацию о масонах, поступавшую в органы власти. В своих записках внимание Александра I к книге Баррюэля привлекали Жозеф де Местр и Г.Ф.Штейн [2, с. 150]. Лидер розенкрейцеров И.А.Поздеев 23 сентября 1810 года писал о книге Баррюэля министру народного просвещения А.К.Разумовскому. По словам Поздеева книга Баррюэля сразу по выходу имела неприятные последствия для масонов. Из нее черпали сведения И.В.Гудович (фельдмаршал, главнокомандующий в Москве, член Государственного совета) и Т.И.Тутолмин (губернатор Москвы). Поздеев рассказывал о том, что Гудович «зачал читать Баруеля или Вольтерианцы… и пересказывает целыми фразами». П.И.Голенищев-Кутузов был вызван к Тутолмину. Губернатор «упирая на Вольтерианцев» советовал Кутузову оставить ложу, говоря, что сам был в масонстве, но интересного ничего не нашел [3, с. 472-473].
Не исключено, что книга Огюстена Баррюеля привлекла внимание правительства к действующим в Петербурге масонским ложам. Александр I подошел к разрешению проблемы традиционным для него образом. Он постарался собрать информацию о масонах из различных источников. В Россию был вызван известный реформатор масонства И.А.Фесслер. При участии М.М.Сперанского он собрал и предоставил императору сведения по истории масонства. Кроме того, Александр I получал информацию от лиц игравших заметную роль в масонском движении Европы графа А.С.Строгонова и посланца сардинского короля Жозефа де Местра. Еще одним консультантом Александра Iв масонском вопросе стал Ф.В.Ростопчин. Он утверждал, что убедил императора Павла Петровича запретить деятельность масонских лож в России. Ростопчин подготовил «Записку о мартинистах». Ростопчин описывал историю деятельности масонов в России, негативно оценивая ее последствия. Ростопчин указывал, что при воцарении Александра I мартинисты не подверглись гонениям и «были в сборе». В 1806 году «секта подняла голову»: «Князья Трубецкие, Лопухин, Ключарев, князь Гагарин, Кутузов и сотни других собирались на сходках, для предварительного обсуждения важнейших дел» [12, с. 79]. «Мартинисты стали распространять дурные вести, рассылать по почте мистическую книгу под заглавием: «Тоска по отчизне» и забылись до того, что возбудили мысль о необходимости изменить образ правления и о праве наций избирать себе нового государя», - писал Ростопчин. Сообщалось о том, что «мартинисты возвысили и умножили свою секту присоединением значительных лиц, которым доставили важные должности; к числу их принадлежит в Петербурге гр. Разумовский, Мордвинов, Карнеев, Алексеев, Донауров; в Москве Лопухин, Ключарев, Кутузов, Рунич, князь Козловский и Поздеев. Они все более или менее преданы Сперанскому». Ростопчин писал, что секта собирается в Москве у Ключарева, главным руководителем является Поздеев, «начальник канцелярии фельдмаршала Чернышева, человек умный, даровитый, носящий личину нелюбостяжания и христианского смирения». Целями мартинистов указывались: «провести революцию, чтобы играть в ней видную роль, подобно негодяям, которые погубили Францию». О реакции на записку со стороны Александра I можно судить по тому, что в 1812 году Ростопчин был назначен губернатором Москвы. Император оставил без последствий его меру по аресту Ф.П.Ключарева (как представителя опасной секты) и ссылке его в Воронеж. Ключарев был реабилитирован императором лишь через четыре года.
В 1810 году по распоряжению Александра I была проведена реформа масонских лож. Ее основанием стала записка министра полиции А.Д.Балашова(1770-1837)«Опыт постановления о ложах». В ней предлагалось запретить все общества имеющие политические цели, в которых неизвестным начальникам приноситься клятва и требуется неограниченное послушание и соблюдение тайны, «употребляющие скрытые средства и иероглифические формы». Терпимыми признавались ложи входящие в союз Директориальной ложи «Владимир к порядку». Все остальные предписывалось закрыть. О своих работах масоны должны были ставить в известность министра полиции [11, с. 339]. В итоге все официально объявившие о себе ложи были вынуждены перейти на «шведскую» систему и встать под руководство Директориальной ложи. Таким образом, пристальное внимание на тайные общества правительство обратило еще до Отечественной войны и создания первых организаций декабристов.
Следующий раз внимание к деятельности тайных обществ привлекли сами масоны. Управляющий мастер ложи «Петра к правде» врач Е.Е.Эллизен разослал во все ложи союза письма. Он заявлял, что «так называемые высшие степени» не имеют отношения к истинному масонству и не только излишни, но и вредны. Они влекут развращение нравов и могут стать опасными для государства. Последователи высших степеней обвинялись в обмане и политических интригах. Эллизен заявлял, что действующая в Петербурге «шведская» система по-прежнему сохраняет церемонии и акты Ордена тамплиеров, хотя от них решено отказаться еще на Вильгельмсбадском конвенте. Местные капитул и шведская ложа являются незаконными, так как они не предъявляли свои акт правительству [11, с. 351-355]. После долгой борьбы в масонской среде новый великий мастер В.В.Мусин-Пушкин получил разрешение на создание двух независимых масонских союзов. Первый из них Великая ложа «Астрея», был основан в 1815 году и провозгласил отказ от высших степеней. Второй союз, Великая провинциальная ложа, был создан в 1817 году и продолжил работу по «шведской» системе.
Во время борьбы внутри масонского сообщества правительством был получен целый ряд доносов на тайные общества. В 1816 году полковник И.И.Дибич направил сообщение из Майсена генералу Барклаю де Толли. Дибич сообщал, что во Франции, Германии и Варшаве русских офицеров вербуют в тайные общества. В связи с этим в русской гвардии распространяются те же идеи, что и в прусской. Гвардейцы утверждают, что короли не нужны и республиканское управление лучшее. В приложении к донесению Дибич характеризовал работу в масонских ложах. По его словам, «мастера» стараются подорвать в «учениках» чувство патриотизма, религиозность, уважение к собственности, крепостному праву и праву наследства. Масоны уверяют, что настанет время, когда не будет государей и исчезнут границы между государствами [14, с. 330-331]. 28 мая 1816 года глава тайной ложи «Умирающий сфинкс» А.Ф.Лабзин писал министру народного просвещения князю А.Н.Голицыну, критикуя масонское движение. По его словам, в России развилось множество лож, которые ничего не делают, а только принимают новых членов. Лабзин порицал правительство за то, что оно позволяет собирать деньги с людей (масонские взносы). Он заявлял, что некоторые управляющие ложами люди вредные, не верующие в Бога и могут развратить находящихся под их управлением молодых людей. Лабзин просил передать его предостережения Александру I [4, с. 349-350].
В 1816-1819 годах на российскую политическую арену вышло движение русская православная оппозиция. Чиновники, писатели и представители духовенства, входившие в состав движения, критиковали духовно-религиозную политику правительства. Одним из явлений, находящихся в центре их внимания были масоны. Переводчик произведения О.Баррюэля писатель С.И.Смирнов написал целый ряд произведений, призванных разоблачить революционную деятельность масонов в России. Его книгу «Вопль жены, обличенной в солнце» оппозиционеры в 1816 году пытались передать Александру I [4, с. 140-143]. Критике масонов были посвящены и другие произведения Смирнова, сохранившиеся только в рукописях. В «Примечания на книгу Наставления ищущим премудрости» (1817 год) Смирнов писал, что масоны считают себя носителями древней мудрости перешедший к ним от самого Иисуса Христа. Он опровергал это заявление тем, что Иисус Христос передал человечеству все знания необходимые для спасения души. Христианину совершенно не нужно делаться еще и свободным каменщиком. Выводом было: масоны узурпируют права на христианские истины для того, чтобы занять место христианского духовенства и самим стать вождями и учителями. В сочинении «О книгопечатании» и «Беспристрастное мнение православного христианина о Сионском вестнике 1817 года» Смирнов критиковал масонскую литературу [4, с. 148-150].
К концу 20-х годов ситуация вокруг масонских лож России начинает меняться к худшему. 12 марта 1819 году по распоряжению губернатора Н.Г.Репнина в Полтаве была закрыта ложа «Любви к истине». Ее управляющим мастером был член «Союза благоденствия» М.Н.Новиков. В своем докладе императору Репнин сообщал, что больше в его губернии лож нет и он никогда не покровительствовал к масонам [13, с. 30]. Боролись с масонством губернаторы М.Л.Магницкий и Ф.О.Паулучи. 19 декабря 1820 года Паулучи писал императору о том, что есть опасность проникновения карбонариев в ложи Прибалтики [13, с. 31]. Реакцией на поведение губернаторов стало письмо великого мастера «Астреи» В.В.Мусина-Пушкина к министру полиции С.К.Вязьмитинову в январе 1819 года. Он сообщал, что губернаторы Симбирска и Риги притесняют масонство и оно уже не пользуется покровительством правительства. Великий мастер просил установить жесткий контроль над вновь открывающимися ложами или вообще запретить масонство в России [5, с. 282].
«Восстание» Семеновского полка осенью 1820 года привлекло внимание АлександраI к тайным обществам. А в мае 1821 года император черед А.Х.Бенкендорфа получил первое крупное донесение о деятельности «Союза благоденствия». Его составил член Союза М.К.Грибовский. Это был тайный агент правительства после «восстания» Семеновского полка начавший организацию тайной военной полиции. Грибовский рассказывал о создании организации, ее составе и планах. Записка начиналась сообщения о том, что в 1814 году «множество офицеров приняты были в масоны и свели связи с приверженцами разных тайных обществ» [17, с. 204]. В дальнейшем тексте записки масонство не упоминалось. Однако, в том же 1821 году император получил несколько записок нового великого мастера «Астреи» Е.А.Кушелева. Великий мастер критиковал порядке существовавшие в российских масонских ложах. Он предлагал провести коренную реформу или вообще ложи запретить [16, с. 645].
Поток доносов на деятельность масонских лож и тайных обществ в конце 20-х годов был подкреплен революциями в Европе. О существовании общего заговора тайных обществ с целью учреждения всемирной республики сообщал в 1819 году испанский посланник в Берлине Вальехо, писал в своем меморандуме Х.А.Гаугвиц в 1822 году. О том же предупреждал российского императора австрийский канцлер К.В.Меттерних. Сегодня сообщения о «всеобщем заговоре» получили свое подтверждение. В своем исследовании И.Р.Биберштайн описывал организацию «Великая твердь» созданную масоном-революционером Ф.М.Буонарроти. Это была наднациональная революционная организация, использовавшая масонские формы. Серьезных практических действий «Великая твердь» провести не успела, так как была разгромлена в 1823 году [2, с. 154-156]. 1 августа 1822 года был издан указ Александра I о запрещении деятельности масонских лож и тайных обществ. С чиновников была взята подписка о том, к каким обществам они принадлежали и обещание больше в их работе не участвовать. Только единицы сознались в своей принадлежности к организациям декабристов и практически никто не дал показаний о членстве в высших степенях масонства. Император не предпринял никаких попыток проверки истинности подписок, никто из масонов ответственности за них не понес. Единственным масоном, пострадавшем в результате запрета, стал А.Ф.Лабзин, отправленный в ссылку. Он слишком активно выражал свое негодование наложенными санкциями [10, с. 442].
«Последним ударом» по масонским ложам и тайным обществам в царствование Александра I стало выступление русской православной оппозиции в 1824 году. Главным действующим лицом выступления стал архимандрит Фотий (Спасский). Его консультантами были масоны М.Л.Магницкий и А.Б.Голицын, а также писатель-апологет С.И.Смирнов. Результатом выступления стало расформирование Министерства духовных дел и народного просвещения, приостановка работ Российского библейского общества и назначение ультраконсерваторов на руководящие посты в духовной сфере. Весной-летом 1824 года Фотий направил царю несколько посланий, в которых предостерегал его против готовящегося в России масонского заговора. По его мнению, главными масонами заговорщиками были: «Иностранные: Нилль, Патерсон, Венинг, Шуберт - директор Петропавловской школы, Генлет - директор Одесского лицея, Шмит, Гендерсон, Госнер. Русские: Поповы два брата, Ястребцов, переводчик «Воззвания» и правитель дел в Комиссии духовных училищ; Сторов и Прянишников, помощник секретаря Библейского общества» [1, с. 372]. Это было произвольное собрание лиц, имевших отношение к учреждениям, возглавляемым князем А.Н.Голицыным. Никаких сведений относящихся к заговору декабристов Фотий царю не передавал. Более того, уже после восстания декабристов 4 февраля 1826 года Фотий направил послание Николаю I. В этот раз архимандрит возлагал ответственность на «общество английских методистов» [7, с. 230]. Масоны в послании вообще не упоминались.
Реакцию Александра I на сообщения Фотия о масонском заговоре прекрасно характеризует тот факт, что император не только не отобрал Главное управление почт из ведения А.Н.Голицына (контроль над почтами был одной из первых задач масонов), но разрешил ему укомплектовать штат своими сотрудниками. На целые десятилетия Главное управление почт стало прибежищем масонов и розенкрейцеров. Все они пользовались полным доверием не только Александра I, но и его приемника Николая I. На следующий день после увольнения А.Н.Голицына с занимаемых им постов (кроме ведомства почт) он получил разрешение создать при себе Особую канцелярию. Туда были переведены директор Департамента народного просвещения В.М.Попов, чиновник для особых поручений Соединенного министерства А.И.Ковальков, чиновники П.Д.Маркелов, Ф.И.Прянишников. Двое последних были членами ложи «Умирающий сфинкс». Еще двое членов ложи А.Ф.Лабзина В.Н.Жадовский и Ю.Н.Бартенев перешли в почтовое ведомство позднее. К почтовому ведомству был прикомандирован и директор Департамента духовных дел А.И.Тургенев. Все эти люди и при Николае I получали чины и награды, половина закончила службу в чине тайного советника [8, с. 247].
Во время следствия над декабристами Николай I получил много сведений об их участии в масонских ложах. Результатом стал указ 1826 года, по которому всем чиновникам и дворянам предлагалась дать повторную подписку о своем участии в масонских ложах и тайных обществах. Сохранились подписки чиновников Главного управления почт во главе с А.Н.Голицыным. Часть из подписавшихся занимали высокое положение в различных масонских структурах. В подписке они скрыли свою роль в движении и сообщили лишь об участии в ложах первых степеней. Никакой ответственности они не понесли. Более того, подписки сотрудников Особой канцелярии А.Н.Голицына не обнаружены (хотя приказ об их сборе есть) [6, с. 50-51]. Видимо, Николай I полностью доверял А.Н.Голицыну и его сотрудникам, не смотря на их принадлежность к масонским ложам. Не поколебали положения А.Н.Голицына и его подчиненных масонов, и доносы А.Б.Голицына и М.Л.Магницкого в 1831 году. В них рисовался обширный заговор иллюминатов в России, одним из руководителей которого был А.Н.Голицын. Николай I сообщению не поверил, и доносчики были высланы из столицы [8, с. 236-237].
В 1829 году для Почтового ведомства был приобретен «Дворец А.А.Безбородко» (дело о покупке начато еще при жизни Александра I). До сегодняшнего дня в интерьерах дворца сохранились помещения двух масонских лож. Не исключено, что они продолжали действовать и при князе А.Н.Голицыне. Не смотря на повторный запрет на деятельность масонских лож и тайных обществ в России продолжали работу группы «тамплиеров» и «розенкрейцеров», последние просуществовали до начала XX века. Не смотря на поступавшие доносы, Николай I не предпринял серьезных мер для пресечения собраний [10, с. 518-521]. Надо полагать, что императора заботил только тот факт, чтобы тайные собрания не увеличивали число своих членов. Действительно, во второй половине XIX века масонская деятельность в России сосредоточилась в кругу членов нескольких семей.
Масонство вышло на широкую историческую арену в начале XVIII века. Это была организация, усвоившая обряды средневекового строительного цеха. Почти сразу же к трем «символическим» степеням масонства стали присоединяться различные надстройки: тамплиеры, розенкрейцеры, мартинисты и т.д. В дальнейшем масонские ложи стали прикрытием для революционных организаций. Одной из первых подобных стал баварский Орден иллюминатов в конце XVIII века. Устройство масонских лож копировали организации карбонариев и российских декабристов. Деятельность российского масонства имела и еще одно негативное последствие. Оно невольно стало прикрытием движения декабристов. Уже с 1810 года доносы на тайные общества стали поступать к Александру I. Информаторы сообщали о революционном заговоре, проводником которого в России являются масоны. В окружении императора было много масонов, и он имел возможность получить полную информацию о масонском движении. Поэтому в течение десятилетия никаких профилактических мер не предпринималось. Даже когда М.К.Грибовский прислал Александру I список участников Союза благоденствия, император расценил это, как очередной донос на масонский заговор. После официального запрета на работы масонских лож и тайных обществ 1826 года, революционные организации на десятилетия исчезли из России.
1.Архимандрит Фотий (Спасский) Борьба за веру. Против масонов. М., 2010.
2.Биберштайн Й.Р. Миф о заговоре. Философы, масоны, евреи, либералы и социалисты в роли заговорщиков. СПб., 2010.
3.Дубровин Н.Ф. Наши мистики-сектанты. СПб., 2009.
4.Записка о масонстве особой канцелярии министерства полиции //Сборник исторических материалов извлеченных из архива собственной его императорского величества канцелярии. 1902. Т. 1.
5.Кондаков Ю.Е. «Запрет» масонских лож Николаем I (на материалах Главного управления почт)// Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. СПб., 2012.
6.Кондаков Ю.Е. Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время. СПб., 2000.
Кондаков Ю.Е. Князь А.Н.Голицын: придворный, чиновник, христианин. СПб, 2014.
7.Кондаков Ю.Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб., 2005.
8.Кондаков Ю.Е. Орден золотого и розового креста в России. Теоретический градус соломоновых наук. СПб., 2012.
9.Пыпин А.Н. Масонство в России XVIII и первая четверть XIX в. М., 1997.
10.Ростопчин Ф.В. Записка о мартинистах// Русский архив. 1875. № 9.
11.Семевский В.И. Декабристы-масоны // Минувшие годы. 1908. № 3.
12.Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов., СПБ, 1909.
13.Серков А.И. История русского масонства XIX века. М., 2000.
14.Уничтожение масонства в России// Русская старина. 1877. Т. 18.
15.Шильдер Н.К. Император Александр I, его жизнь и царствование. Спб., 1897-1898. Т. 4.