
Масонство— масонский союз имеет целью нравственно облагораживать людей на началах правды, братской любви, равенства и взаимопомощи. Масонство получило такой характер в начале 17 века; с этого момента и начинается история современного масонства, связанного общностью символов и обрядностей с более ранним периодом. Масонский союз развился из братства "вольных каменщиков" или "строительных товариществ", а так как корни этих учреждений теряются в веках минувших, то многие писатели доводят историю масонства даже до самой глубокой древности, связывая ее то с именем Адама, то с построением Соломонова храма, с появлением христианства и прочее. Строительные товарищества возникли в Германии в 12 или 13 веках. При возведении громадных церковных построек рабочие и художники, живя вблизи построек (инструменты хранились в бараках — англ. Lodge, немецк. — Bauhütte), учреждали товарищества, принявшие со временем однообразную организацию. Эти строительные ложи централизовались впоследствии в главных ложах. В ложах хранились в тайне правила архитектуры, числовая мистика, орнаментная символика; в конспиративных целях члены товариществ прибегали к символическому языку, к тайным знакам. В Англии в товарищества вступали также лица, не принадлежавшие (Free-mason) к строительному цеху, и когда в начале 18 в. строительные товарищества пришли в полный упадок, именно эти "сторонние каменщики", люди образованные и богатые, задумали воспользоваться организацией этих лож, носивших, между прочим, также филантропический характер, чтобы союз действительных строителей превратить в союз "символических строителей", заменив прежнее техническое строительство — духовным. В 1717 г. четыре лондонские ложи, соединившись в Великую английскую ложу, поручили брату Андерсену составить свод узаконений. Этот свод, напечатанный в 1723 г. под названием "Книга Уставов", стал основой союза. Главным условием развития союза должно было явиться уничтожение перегородок, разбивающих людей на обособленные группы, главным образом, религиозные. И поэтому первый из основных законов "Книги Уставов" посвящен отношению масона к религии. Хотя в старые времена каменщики обязаны были придерживаться в каждой стране религии данной страны или данного народа, но впоследствии признано более соответственным обязывать их иметь ту общую религию, в которой все люди согласны, т. е, чтобы они были хорошими, совестливыми людьми, людьми честных правил и чистосердечности; причем они всегда могут различаться между собой своими наименованиями и религиозными убеждениями. Таким путем М. становится "средоточием единения и средством поселять верную дружбу между людьми, которые иначе оставались бы в постоянном отчуждении друг от друга". Необходимо отметить, что согласно Уставу масон "есть мирный подданный гражданских властей, где бы он ни жил и ни работал; он не должен быть замешан в крамолы и заговоры против мира и благоденствия народа и никогда не должен переступать обязанностей относительно высших властей"; однако "возмутителя против государства" не следует исключать из ложи — надо иметь к нему сострадание, как к несчастному человеку. 

, и сформировался Французский устав.