Жизнь человека происходит в нескольких мирах: животном, душевном и духовном
Бр. V
Урок 1° учит, что жизнь человека происходит в нескольких царствах, или мирах, или сферах: животном, душевном и духовном.
Животное царство соответствует Природе; это нижняя часть тела (живот, половые органы, ноги), это область инстинктов, желаний, это основа жизни (можно вспомнить выражение: «Твердо стоять на ногах»). Стихия, соответствующая этой области человеческого существа, — Земля.
Мир Души – это мир всего человеческого (невольная ассоциация с названием книги Ф. Ницше, «Человеческое, слишком человеческое»). Вот это самое «слишком человеческое» — это Душа человека. К этой области относятся чувства, привязанности, стремления, это то, благодаря чему человек любит жизнь и стремится жить. Стихия, относящаяся к сфере Души, — Вода, субстанция, которая отражает и принимает в себя всё и меняется соответственно форме сосуда. Она всегда изменчива и может быть постоянной только при условии, что сосуд герметичен. К сфере Человека относятся желания, идущие от сердца, подсознательные желания, т.к. подсознание, на мой взгляд, находится именно в сердце. Можно вспомнить известную фразу: «Положа руку на сердце», т.е. признаться самому себе в своих истинных стремлениях, мыслях и надеждах.
И, наконец, сфера Духа, я бы даже назвала её, сферой ментально Духа. К ней относится мыслительная деятельность, идеи, разум. Наши мысли – это непроявленный логос, когда мы говорим, мы уподобляемся Богу, но мысли наши не чисты и нечестны даже для самих себя, поэтому и понятие истины искажено, «мысль изреченная есть ложь». По анатомии духу соответствует голова, тут важно заметить, что 5 наших физических чувств сосредоточены именно здесь, исключительная роль у осязания, которое распределено по всему телу. Стихия головного центра – Воздух, т.к. как воздух наши мысли неуловимы, и сфера эта так же прозрачна и невидима, как воздух.
На 1° именно сфера головного центра играет главную роль. При ритуале посвящения задействуются все три сферы жизни: посвящаемый начинает свой путь из подземелья, склепа – со стихии Земли – и проходит символическое очищение от тела, затем очищается Водой, Воздухом и только потом Огнем. Огонь находится над всеми остальными стихиями и как бы пронизывает их. Огонь – это воля, это сила в её высшем значении.
Первый символ, который присутствует при ритуале посвящения 1°, это повязка на глазах. Повязка используется для усиления драматического эффекта, с завязанными глазами остальные органы чувств действуют более активно, т.к. зрение в нашей повседневной жизни играет главную роль по сравнению с остальными четырьмя. Если глаза были бы открыты, посвящаемый уделял внимание не словам, которые он слышит, а смотрел бы на убранство храма, возможно, пытался бы сразу трактовать увиденные символы.
Другое значение повязки: истина скрыта под покровом. Пока человек не подготовлен, не очищен стихиями и не дал священной клятвы, он не имеет права познать истину. И что же он видит, когда повязка спадает? То, что называют пылающей пентаграммой, в центре которой сияющая буква «G».
Ученику сообщается знак его градуса, который совершается по наугольнику, уровню и отвесу. Прикладывая руку к горлу, посвященный вспоминает данную перед Ложей клятву. Но этот знак имеет и другое значение – он означает, что работу Ученик будет проводить прежде всего в своей голове, в сфере ментального. При совершении знака кисть как бы перерезает горло, затем ладонь сжимается в кулак, будто собрала нечто, и рука опускается, отпуская это «нечто». Этот знак говорит о том, что наше дыхание не только тиканье часов, но и действо, которое поможет в самосовершенствовании. Необходимо помнить, что дыхание – крайне важная часть работы нашего организма для поддержания жизни, поэтому оттого, как мы дышим, зависит качество нашей жизни.
Валентин Томберг в своей книге «Медитации на Таро» урок духовного дыхания описывает в главе, посвященной Пятому Аркану Таро, Иерофанту: «Необходимо различать два вида дыхания: горизонтальное, которое осуществляется между «внешним» и «внутренним» пространствами, и вертикальное, между «верхом» и «низом». «Жало смерти», т. е. пик агонии, есть фиксированный переход от горизонтального дыхания к вертикальному. Однако тот, кто освоил вертикальное дыхание еще при жизни, избавлен от «жала смерти»».
Прикасаясь рукой к горлу, мы концентрируем свое внимание на области Духа, на дыхании, сжимая кулак, мы очищаем голову от всех праздных, лишних мыслей, опуская руку вниз, мы отказываемся от них и остается только чистое дыхание, чистый Воздух и чистые мысли. Это отказ от всех точек зрения, которые были навязаны, отказ от того мировоззрения, которое свойственно непосвященным. Это так же добровольная передача себя во власть высшего Духа, т.к. посвящаемый уподобляется «трупу, которого рука омывателя мертвых вертит, как ей заблагорассудится».
Значение посвящения в 1° сводится к трём урокам: послушанию, бедности и целомудрию. В. Томберг пишет: «Обет послушания есть подавление личных желаний, эмоций и воображения под воздействием рассудка и совести… Обет бедности есть достижение внутренней пустоты, которая образуется вследствие подавления личных желаний, эмоций и фантазий, так что душа обретает способность к восприятию приходящего свыше откровения слова, жизни и света… Обет целомудрия означает практическое осуществление решения жить по «солнечному закону», без алчности и равнодушия. Ибо добродетель скучна, а порок отвратителен. Но то, что живет в заветной глубине сердца, ни скучно, ни отвратительно. Основа сердца — любовь». Постигаются эти уроки через познание символов.