Зодческая работа ученика Д:.Л:. «Астрея» №6032 Великого Востока Франции брата А.Х., декабрь 6013 г.
СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО
Франк-масонство ставит своею целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципа солидарности. Оно работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы: взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести. Его девиз: свобода, равенство и братство».
(Конституция Великого Востока Франции,
1884 г.)
Любезные братья! Человеку, как живому существу необходимы: Солнце — дающее свет и тепло, Земля — вскармливающая его, Вода и Воздух — неотъемлемые части окружающего мира. Но тем и отличается человек от другого организма, что кроме сугубо материальных, физиологических условий существования, у него есть потребности нематериальные, неосязаемые, обусловленные наличием у него Души. Не будь ее, трудно было бы увидеть его отличие от мха-лишайника или примата, которым для жизни необходимы лишь благоприятные характеристики внешней среды.
Человек должен быть сыт, согрет, не испытывать физических лишений. Это минимум, обусловленный особенностями его организма, и справедлив для каждого индивидуума. Что касается сферы духовной, то здесь все сложнее. Для одного, предел мечтаний — беззаботное существование, лишенное любого труда и малейшего напряжения сил, постоянная праздность и бескрайний гедонизм. Другой, напротив, хочет применить свой труд, талант на пользу себе или людям, ищет пути приложения своей неуемной внутренней энергии, желает увидеть результаты своей деятельности, достичь максимально большего, не считаясь со временем, здоровьем, а подчас и собственной жизнью. Поменяв их местами, они будут одинаково страдать и чувствовать себя несчастными.
Каждого человека окружает социум из ему подобных, с которым он постоянно взаимодействует, общается, совместно трудится и проводит свой досуг, из которого он находит себе друзей и врагов, черпает знания и вдохновение, который влияет на него, участвуя в формировании его внутреннего мира, а иногда служа побудительным мотивом для значимых поступков. Человеку присущ коллективизм, а не отшельничество. Он может рассматриваться, как своеобразный “социальный атом”, не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то группы, коллектива, общности, народа.
Рано или поздно каждый разумный человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам. Ее разгадка скрыта и непознаваема. Зачастую она не только “держит” личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. Человек не может существовать вне общества, он его часть. Поэтому закономерным является его стремление объединяться с себе подобными по духу, разделяющими аналогичные убеждения, идущими тем же путем к единой цели. Масонство дает ему возможность пройти путь к свету, знаниям, и не в одиночку, а плечом к плечу с другими пилигримами.
Что же необходимо Человеку, для реализации себя как личности, для нормального течения его духовной жизни? Что же необходимо группе людей и обществу в целом для постоянного развития, движения вперед, прогресса? Масонство дает однозначный ответ — Свобода, Равенство, Братство. В этой сжатой формуле есть все необходимое для человека-индивидуума, для человека-частицы общества и для человеческого общества в целом.
Рассмотрим более подробно каждую составляющую этого масонского девиза. «Свобода есть власть сделать или не сделать согласно решению своей воли, делать все, что не совершается вопреки добрым нравам и свободе другого». В первой части этого масонского определения свободы заключен ее индивидуальный вектор, во второй — общественный. Человек несет обязательство перед самим собой быть свободным.
Свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя свобода, “свобода для”, свобода в выборе истины, добра и красоты. Свобода управления, свобода мысли, свобода совести, свобода слова, а в общем смысле — возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности, возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения — эволюцией человеческого общества признаны неотъемлемыми составляющими такого объемного понятия, как права человека.
Умаление хотя бы одной из этих свобод приведет к ограничению нормального хода жизни человека, а для общественной группы или общества в целом — к неизбежной стагнации, к созданию питательной среды для возникновения и развития таких пороков развития, как деспотизм, догматизм, нетерпимость и ксенофобия. Еще Гегель писал, что для того, кто сам не свободен, не свободны и другие. Наибольшая свобода достигается при наименьшем рабстве. Свобода — проклятие для невежественных и грубых. Орден вольных каменщиков — это, прежде всего, объединение свободных людей, широко пользующихся свободой, высоко ценящих ее и дающим другим возможность осознать преимущества обладания свободой.
Брат Альберт Пайк сделал такой вывод: «Свобода — это вершина, Равенство — основа. Равенство — это не попытка уравнять, например, все типы растительности, чтобы на одном уровне произрастали и однолетние травы, и вековые дубы, в атмосфере всеобщей ревности и борьбы за существование. Это, применительно к человеческому обществу, равные возможности для всех».
Изначально люди не равны. При рождении они не равны по своим генетически предопределенным физическим и интеллектуальным способностям, далее по течению своей жизни возникает неравенство в обеспечении стартовых условий дальнейшего развития, таких как, воспитание, уровень образования, доходы, качество жизни. Апостол идеи духовного неравенства людей Ницше устами Заратустры вещал: «Люди не равны». Но из всего сказанного не следует вывод о неизбежности разделения людей на своих и чужих, на слои и касты, на человека и сверхчеловека. Напротив, своим трудом и упорством каждый в состоянии повернуть вспять течение своей жизни, изменить ход истории. Силы человека, как и его разум, безграничны. Важно обеспечить ему право приблизится к этой безграничности. Масонство дает каждому брату равное право на участие в строительстве Храма.
Единообразие доли, которую каждый отдает всем во имя всеобщего блага и получает взамен в виде Знаний и Света, составляет Равенство.
В масонстве бедность и слабость имеют те же самые права, что и богатство и власть; дороги к высоким постам в Ордене и чести открыты для всех достойных без исключения. Но как соотнести индивидуальные свободу и равенство, не приводя к казалось бы неизбежному подавлению личности и уравниловке, сопутствующие внутренней жизни каждого коллектива или общественной структуры? Ответ на это в третьей составляющей масонского девиза — Братстве. Если Свободу и
Равенство, правда с большим трудом, но можно объективно или количественно оценить, то Братство — величина эфемерная, сродни мнимой части действительного числа в высшей математике. Невозможно измерить, например, силу Любви, воздействие Красоты или величину Разума. Братство — понятие сугубо духовное, характеризующее отношения между людьми, приводящее к тесной духовной связи, как между родственниками. Но в отличие от кровных родственных связей, которые легко уничтожаются в угоду выгоде, тщеславию или зависти, что неоднократно находило место в истории человечества или в нашей повседневной жизни, духовное братство предполагает, трудно разрываемую временем, расстоянием или жизненными катаклизмами, невидимую глазом, прочную нить, тесно связывающую между собой абсолютно разных людей в единый организм, каждая часть которого пульсирует, подпитываемая единым сердцем, боль одной из частей которого неминуемо отдается и в других органах. Подлинные братские отношения могут и должны регулировать свободу и равенство!
Христианство веками учило Братству, но постоянно отделяло его от политического Равенства, проповедуя подчинение власти. Масонство стало первым апостолом Равенства. Защита каждого всеми есть Братство. В монастыре, например, существует братство и равенство, но нет свободы. Масонство потребовало для себя тройственного наследия: Свободы, Равенства и Братства. Снова обратимся к брату Альберту Пайку: «Сила народов, или народная воля в действии или упражнении, символизируемая Молотком, регулируемая и управляемая, удерживаемая в допустимых рамках Законом и Порядком, символизируемыми двадцатичетырехдюймовой линейкой, имеют своими плодами Свободу, Равенство и Братство: свободу, регулируемую законом, равенство прав в глазах закона, братство в единстве налагаемых законом обязанностей и привилегий». Указанное определение дает расшифровку этих понятий применительно к идеальному обществу, но абсолютно справедливо и для масонства, как морально-этической системы, как течения в духовной жизни общества, как исторического явления.
Великая идея — принципы масонской демократии, в основе которых братские отношения, братская любовь вольных людей, обладающих равными правами, прошла испытания временем через толщу веков!
Наше главное достояние – символическая мировая братская цепь. Свободные от догм и предрассудков братья всего мира взялись за руки для создания величайшего из всех зданий мира — здания человеческого Братства, выполненного по чертежу Великого Архитектора.
Свобода, Равенство, Братство — не могут существовать друг без друга.
Исключение одного составляющего этой формулы неминуемо приведет к нарушению Единства и Гармонии. Более того, именно в этой последовательности они должны и применяться. Проповедуя Свободу, Равенство и Братство и всегда следуя этому, масонство учит тому, что человек обретет их, лишь доказав, что достоин. Доказательством будут являться духовная сила, разум, просвещение, высокие нравственно-этические нормы жизни.
Принципы Свободы, Равенства и Братства, впервые озвученные масонами Франции еще в 18 веке, служат человечеству и по сей день. Воистину нет ничего проще этих трех слов, объединенных между собой, но одновременно нет ничего более глубокого и ценного, чем Свет, заключенный в этом девизе, освещающий путь каждого и всех вместе!