Переведено несколько наспех, хотя и язык оригинала может показаться несколько "куцым" - здесь скорее тезисные выводы, некий компендиум-résumé высказанного.
Хирамическая Легенда
Выступление на Д:. Исследовательской Ложе Quatuor Coronati núm. 18 ВЛИспании, 24 ноября 2011
Основное учение Масонства в своей сущности базируется на его инициатическом содержимом, но по прошествии веков это содержимое подвергалось изменениям, и, обыкновенно, все более упорщенным интерпретациям. Таким образом, мистерии возрождения "внутреннего" человека выродились в положения о моральном восстановлении человека "внешнего" и общества в целом.
Собственно, сами символы нашего Ордена также пострадали от этого упрощенческого подхода, от этого опустошения их инициатического содержания - все это с тем, чтобы окончательно укрепить доктрины масонства в этической, социальной и философской сферах его понимания, где все, что относится к инициации или герметике есть не более, чем еще один элемент, необязательно самый существенный.
Однако, в самом радикальном и, одновременно, исконном смысле, этот элемент есть самая основа масонского здания, поскольку без него этика и прочие, предположительно масонские, ценности, постулируемые Орденом как существенные, на деле оказываются абсолютно профанными.
То, о чем я говорю, ясно видно в мистериях третьей степени, а именно в Хирамической Легенде.
Мы видим, что последняя версия нашего ритуала ДПШУ, не особенно задерживаясь на других интерпретациях этого мифа, ставит особый акцент на астрономической версии его понимания, как будто в те времена, когда были написаны Книги Царств или Паралипоменон, где мы читаем о Хираме (прибл. IV век до н.э.), астрономия была какой-то секретной наукой, доступной лишь инициированным. Это не так - астрономия и астрология в те времена как науки уже обладали тысячeлетней историей, и к ним имела доступ интеллектуальная и духовная элита как на Востоке, так и на Западе.
Так откуда же такая важность, придаваемая этой версии, обладающей фактически нулевым инициатическим содержанием?
Все это потому, что наш "эскосизм" все еще тянет за собой французский позитивистский балласт, фактически принадлежащий к видению Великого Востока Франции, который во 2-й половине 19-го века дал особое, привилегированное положение этой интерпретации: так он мог минимализировать или вовсе опустить любые отсылки к библейскому тексту, и пуститься в исследования предполагаемых астрономических "секретов", недоступных не-инициированным - исторически неверное утверждение.
Эта версия, столь далекая от инициатического содержания Третьей Степени, есть лишь часть общей деградации смысла мистерий, которой подверглось современное масонство.
Источники мифа
Hiram ( חירם ) фигурирует в 1-й Книге Царств, 7,13 и далее, во 2-й Паралипоменон, 2, 13-14 y 4,11 y 4,16, иногда с добавлением abí ( אבי ), ‘мой отец’.
Рассмотрим для начала значение этого имени:
Hiram означает на иврите ‘жизнь (hi) возвышенная` (ram).
Здесь ясная аллюзия на божественное в его двух состояниях: "небесном" или "летучем", отделенном от человека, или же "воплощенном" - это последнее погребено и словно бы мертво в человеке, и соответствует Утерянному Слову.
Об этом втором аспекте мы будет говорить ниже.Hiram Abí, таким образом, означает `Возвышенная жизнь моего отца`.
Другим его именем, если опять обратиться к Библии, является Адам, наш отец Адам.
Таким образом, Hiram abí есть наш отец, который нам дает жизнь и поддерживает ее, который дает нам разум, речь итд. - в конечном счете, он делает нас людьми.
Это - "внутренний" Человек, ‘psyque’ на языке платоников и `душа` христиан.
У греков он соответствует Дионису, а у египтян - Озирису. Он есть божественное в нас, ожидающее своего "восстановления" (в тексте - реставрации - прим. Ivan).Библейский текст утверждает, что Хирам был сыном вдовы из колена Неффалим. Вспомним, что Илия воскрешает сына вдовы из Сарепты Сидонской (I Царств 17, 17-22), а Иисус воскрешает сына вдовы из Наина (Лука, 7, 11-12).
Этот сын вдовы (вдовы Изиды) должен воскреснуть и в нас, и у него, как мы видели, много имен.
Масонская Легенда, однако, добавляет к библейскому повествованию любопытный элемент:
Трое неблагочестивых Подмастерий убивают Мастера, желая нечестным путем получить секреты, ключом к которым является Священное Слово.Кто же эти трое бесчестных убийц?
Это мы сами, "внешний" человек, который, с момента падения человечества, хоронит в самом себе Бога Озириса, Хирама или же душу. Многие не считают, что Бог обитает в них, другие же хотят вероломным путем получить доступ к секрету, и собственными средствами обрести Силу и Мудрость, которые дает истинная инициация.
И те, и другие держат Хирама мертвым в его могиле, хотя фактически все мы, люди, хороним в себе Хирама и являемся его могилой. Он, тем не менее, есть наш истинный Мастер, который должен воскреснуть в нас, что и представлено самым величественным образом в Ритуале Третьей Степени.Напомню, что все инициатические мистерии относятся в первую очередь к "внутреннему" Человеку, и он есть цель и объект действия инициации.
Убийц трое, возможно, в силу тройной конституции "внешнего", плотского человека:
- человек страстный (epithymia);
- человек ментальный, разум разумеющий, (logistikón. ‘использовать разум’: logistomai);
- человек вожделеющий (epimeleia).Все трое сидят сиднем на сокровище Истинной Жизни, питаются Ей, но не признают Ее и не посвящают свое существование служению своему Мастеру с тем, чтобы заслужить истинного посвящения.
В египетской религии эти трое представлены одним песонажем - это Сет (греческий Тифон), брат Озириса, заточающий его в гроб и посылающий его в инфернальные миры. Он зачастую репрезентировался фигурой осла.
Так, Сет-Тифон это мы сами, могила нашего Мастера, хотя надо сказать, что без плотского человека Бог Высочайший не мог бы воплотиться или манифестироваться, поскольку небесное требует материального тела для построения Храма, нуждается в человеческом теле, жилище Озириса. Так нам говорит египетская традиция: когда Изида, его жена, ищет его в форме соколицы, - ведь "небесное" является "летучим", - она все же находит его в форме фаллоса.
В другой версии богиня плачет на его могиле и ее небесные слезы воскрешают его. Часть Ритуала также инспирирована этой историей.
Существует другой аспект этой мистерии возрождения человека, представленный борьбой Гора (сына Изиды и Озириса) с Сетом. Гор мстит за отца, побеждая этот принцип зла, существующий в каждом плотском человеке.
И что же он делает?
Победив его, он не убивает его, а кастрирует*.Пока этого не произойдет, Храм стоит разрушенный, Слово по-прежнему утеряно, и Озирис-Хирам лежит, как мертвец, в теле человека. Только лишь "как" мертвец, поскольку на деле только Oн и жив, поскольку бессмертен.
В сущности: мудрый Соломон, образец истинного Мастера-масона, строит Храм в человеке, то есть, в самом себе, с божественной помощью, с помощью "вышней жизни" или небесного Хирама, и это предполагает воскрешение Хирама, погребенного в человеке, восстановление этой "вышней жизни".
Храм должен построиться в нас - но что это значит на самом деле?
В традициональном символизме Храм соответствует женскому аспекту божества, чистому творению (в тексте - конструкции - прим. Ivan), и кто поселяется в этом Храме, это Он, Муж, Истинный Человек.
Союз этих двоих и есть найденное Слово, или YHVH, или же бессмертное тело Света.
Другие имена женского аспекта Бога - помимо Храма - Ковчег, Скиния, Трон или Царство.
Всему этому положено свершиться именно внутри масона, а не где-то там, снаружи, в противном случае мы не должны говорить ни об инициации, ни о каком-либо действительном ее эффекте.
Д:.М:. Quatuor Coronati Pere Sánchez Ferré
----------------------------------------------------
* Истинные евнухи, кастраты или скопцы - не те, которые совершили этот акт над собой, а те, которых Бог сделал такими посредством секретной операции - см. Евангелие от Матфея, 19:12: "ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит".