
Кратко о символизме 3-х Колонн, Света и решении "проблемы дуальности" в масонстве на примере табеля Эмулейшн (1-й градус)
Во-первых, и это важно, несмотря на то, что Свет ассоциируется с Благом или Знанием, бело-черный пол не есть отражение идеи контраста добро vs. зло, он вообще не имеет к Свету прямого отношения, и тем более не "противостоит" Ему никакой из своих составляющих - oн есть символическое изображение дуальности человеческого восприятия. Помимо этого, черно-белый пол есть единый символ сам по себе, а не изображение двух независимых, пусть и активно взаимодействующих принципов.
Однако, и во-вторых, изначальное положение Ученика, смотрящего на 3 колонны на табеле - на мозаичном полу, в мире дуальности.
Символические объяснения чисел в ДПШУ, например, восходящие, как полагаю, к пифагоризму, прямо говорят о двух вещах - о принципиальном Единстве Бытия и об онтологической необходимости "контрастного" различения, как об условии, присущем настоящему уровню существования человека.
Тем не менее, этот "контраст" (на табеле - мозаичный пол) требует своего разрешения и философски находит его в фигуре тернера (тезис-антитезис-синтез).
Свет, как таковой, находится как раз-таки за пределами этой дуальности - на это, меж прочих ритуальных оснований, указывает Звезда, находящаяся меж двух светил, также в определенном смысле указывающих на дуальность проявления, но об этом чуть ниже.
Ученик призван взойти к этой Звезде (в Храмах 1-го градуса символизируемой Дельтой-тернером и подразумевающей Великого Архитектора Вселенной - - Источник Света) по лестнице, называемой лестницей Иакова, следуя и опираясь на КСЗ - на некоторых табелях Эмулейшн на это указывает наличие алтаря с КСЗ и лестницей, ведущей от КСЗ наверх (говоря о наличии или отстутствии КСЗ на табелях); помимо того, в основании алтаря изображен круг с Центром - в моем понимании, достижение Центра являтся непременным условием успешного восхождения и, парадоксальным образом, его же результирующей.
Свет в первом градусе просится и дается, то есть дуальность по-видимости сохраняется, однако в последующих градусах эта позиция подвергается известной коррекции, и в результате обретения посвященным некоeй целостности, Свет, во всяком случае, в теории, становится неотъемлемой его, посвященного, частью.
Путь наверх и к Свету, помимо опоры на КСЗ, проходит по линии центральной колонны - Мудрости, соответствующей в древе каббалы, скажем, средней вертикали, т.о. колонны Сила и Красота соответствуют двум крайним осям древа сефирот - Силе и Милосердию, увенчанным соответственно на древе сфирот Биной и Хохмой и Солнцем и Луной на табеле (роль КСЗ здесь понимать можно по-разному, в данном случае интересно, что эта "опора" в традиционных дефинициях КСЗ указывает на принципиальную возможность Откровения, а значит - бого-со-общения). Иными словами, помимо коннотаций боковых колонн Силы и Красоты с сефиротическими вертикалями и с принципами проявления solve et coagula, проясняющих символизм центральной колонны, мы видим, что Путь к Свету - Средний Путь, он же Путь Мудрости. Сама центральнaя колонна также умеренно сильна и умеренно красива (в смысле - органично объединяет архитектурные особенности как одной, так и другой) - это выражение баланса на Пути к Свету.
Так, в первоградусной дуальности Свет дается, как "зароненное семя", виртуально, однако, при условии адекватного прогресса Ученика на Срединном Пути (Колонна Мудрости) этот Свет становится для него онтологической реальностью - путь к "ассимиляции" Светa в 1-м градусе лежит через укрощение страстей и оставление "металлов", где методами становятся Молчание, поиск и сохранение баланса и пр.