"Масонство и перфекционизм"
Для наилучшего и наибольшего раскрытия темы, необходимо затронуть основные аспекты перфекционизма, затем поговорить о нем в контексте масонской философии, а потом уж сделать обобщающие выводы. Перфекционизм – это наиболее близкое к масонству понятие профанского мира. Любой искренний перфекционист является невольным сопричастником наивысших истин, он есть стучащий в храм собственной души. Один из мудрейших людей, когда-либо живших на земле, Альбер Пайк пишет в «Морали и Догме»: «Правда не только то, что мы способны постигнуть закон справедливости и праведности путем наблюдений и размышлений, но также и то, что Бог даровал нам нравственную способность, иначе говоря, совесть, воспринимающую этот закон интуитивно – непосредственно и моментально.»
Вот именно эта интуитивная нравственная способность, неосознаваемое внутреннее качество, данное нам Богом, именно оно ставит нас перед Храмом. Такой внутренний и изначальный перфекционизм я называю «предстепенью» духовного каменщичества. Чем больше внутренних перфекционистов будет стучаться в Храм, тем более перфекционизированным станет масонство в будущем. Они станут как две руки, слившиеся в крепком рукопожатии – бесконечно важные и нужные друг для друга элементы вселенной: развивающаяся, устремленная вверх, к Свету личность, и Орден Вольных Каменщиков, любезно и искренне дарующий золотую лестницу, которая ведет к этому заветному Свету.
Caeteris paribus, тот, кто родился с даром взращивать себя, работать над собой, постепенно возвышаться и восходить, тот находится в более устойчивом положении по отношению к знанию и истине, нежели человек, который пытается устремиться ввысь, глядя на другого, копируя ближнего. Первый, сколь сильно бы он ни падал, ударяется лицом при падении о начало восходящей ступени, тогда как второй, даже если он и поднялся, обезьянничая, на пару ступеней, скатывается с них и падает в бездну безрассудства.
Истинный перфекционизм, настоящее возвышение, возможно лишь тогда, когда человек награжден им при рождении, как талантом и даром.
Хотелось бы рассмотреть некоторые данные о перфекционизме в истории и мысли. Протестанты считают перфекционизм частью своего теологического учения. Посыл довольно простой, понятный. Возвышение возможно через христианскую веру, через полное принятие Иисуса Христа как Бога и Учителя. У них прекрасно выражена тема «взращивания в себе плодов Святого Духа». За основу протестанты берут девять «плодов» по Ап. Павлу: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание (Гал. 5:22—23). Искренне верующий, идущий этой дорогой не сворачивая, имеет все шансы стать перфекционистом очень высокого порядка.
Философский перфекционизм говорит нам о всецелом и всеобъемлющем развитии человеческой личности. Добродетели, таланты и дарования – вот философская триада, которая есть равносторонний треугольник перфекционизма. Философский перфекционизм совершенно резонно считает самосовершенствование и развитие главнейшим и первейшим смыслом всего исторического процесса, его краеугольным камнем.
Перфекционизм в психологии делится на две условности. С точки зрения здоровой психически личности, перфекционизм – это достижение все лучших результатов в определенном одном или нескольких видах деятельности. Только здесь упор больше на достижения в мире материи и физики. Психология также знает перфекционизм как психическое расстройство, при котором человеку все время кажется, что у него все идет из рук вон плохо, что можно было бы лучше (делать, действовать, жить) – это крайняя и патологическая форма, причины которой кроются в глубоком детстве, в недосмотре родителей.
Отдельно необходимо выделить феномен ложного перфекционизма, который выражается в идее «сверхчеловека», «сверхрасы». Идеология фашизма и некоторые философы прошлого утверждали такую форму становления личности и отдельных, «выбранных в избранные» народов. Время показало, что подобный перфекционизм есть обратный перфекционизм, антиперфекционизм. Необоснованная идея стать выше чего-то или кого-то суть пошлейшая ложь, которая низводит, в итоге, своих же служителей в адскую бездну смерти и разрушения.
Но, ни теологический, ни политический, ни психологический перфекционизм недостаточен и не является полным и законченным. Как и многое в этом мире, одно отрицает другое. Психолог не хочет слушать библейских истин, политик отвергает и одного, и второго, пытаясь утвердить все то, что только убивает развитие личности и мешает ей. Питер Брейгель прекрасно изобразил слепых поводырей и слепых же ведомых в своей картине «Притча о слепых», но еще прекраснее отразил этот момент Господь Иисус Христос в изречении: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».
Масонство же – это уникальная система возвышения над всякой слепотой, тьмою. Если перфекционизм есть понятие профанского мира, то в то же время он является прекрасным трамплином, прыжок с которого может приземлить ищущего в первый ученический градус масонства.
Масонство как раз и открывает врата Храма тому, кто начал свое возвышение и обучение в суете материального мира. Начал сам ли, с помощью ли мудрых людей – не так уж важно. Перфекционист, который еще не познал, что может дать ему Орден Вольных Каменщиков, еще может вступать в распри религиозные, в политические конфликты, может позволить себе быть «дипломатически невежественным». Но если масонство соединится в душе, сердце и уме с перфекционизмом, это станет огромным шагом, прыжком в свет истины. Настоящий перфекционист-масон шествует по проявлениям мирового дуализма так, как ступает он блестящим ботинком по лакированному полу из черно-белых клеток – собранно и невозмутимо. Внизу, в кишащем дуальном хаосе, появляются иногда протянутые руки. Задача перфекциониста-масона с радостью и желанием помочь миру, вытащить ищущих из бездны. Он ведь помнит, как сам когда-то тянул руку, тянул до тех пор, пока не нее не надели белую перчатку чистоты и открытости.
Символы и аллегории масонства делают перфекциониста более глубоким и вместительным, не удлиняют и не расширяют его, а углубляют в самого себя, показывая ему космические бездны внутри. «Царство Божие внутри вас есть» - сказал Великий Учитель. «Познай самого себя» - изрек древнегреческий мудрец Хилон. Масонство же есть ключ, который постепенно открывает искреннему перфекционисту дверь за дверью, врата за вратами, небеса за небесами. Вся мудрость, что существует от Сотворения Мира, в обобщенном и законченном виде содержится в масонском учении. Ищущий истинного возвышения должен отказаться от вредных предрассудков, от слепой и ущербной магии, он должен подняться выше всего, что разделяет, дробит и убивает людей. Масонство и есть та платформа, поезд с которой отправляется не по рельсам невежества, а по лестнице Иакова.
Братья мои! И все, кто таковыми когда-нибудь станет! Так соединим же внутри себя профанскую волю ко всему лучшему и высшему с инструментарием и символами Древнего Братства Вольных Каменщиков, чтобы достигнуть Света и сделать мир другим.