Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Варвара Юлия Крюденер

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Наткнулся на два неприметных, но весьма любопытных с точки зрения малоизвестных фактов о масонстве упоминания о г-же Крюденер. Первое. В рассказе Л. Н. Толстого «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» есть такое предложение: «Я обращался к богу, молился то православному богу с Фотием, то католическому, то протестантскому с Парротом, то иллюминатскому с Крюденер…». Второе. В конце книги (Л. Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», повести и рассказы) даны комментарии к вошедшим в сборник произведениям. В комментарии к «Федору Кузьмичу» сказано: «С. 281. Крюденер Варвара Юлия (1764-1825) мистическая проповедница масонского толка, имевшая большое влияние при дворе Александра 1». Статья в «Википедии» дает нам информацию о типичной шарлатанке, которая заскучала сидя в деревне и, чисто из эгоистических побуждений, ударилась в религиозный мистицизм… При этом, по официальным данным, первую женщину посвятили в масонство лишь в 1982 году! Значит, масонкой Крюденер точно быть не могла. Так что же имел в виду проницательнейший из людей граф Толстой, когда писал, что главный герой рассказа молился с ней «иллюминатскому богу»? Есть соображения или данные на этот счет?

0

2

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ef/KauffmannKruedener.jpg/200px-KauffmannKruedener.jpg
Варвара Юлия Крюденер (1764—1824)

Конечно, Крюденер (Beate Barbara Juliane von Krüdener) не была масонкой. Она создала свою собственную мистическую систему на основе различных направлений протестантского мистицизма. В числе источников ее системы были концепции Юнг-Штиллинга. Книги Юнг-Штиллинга любили читать русские масоны, но сам он масоном не был.

Отредактировано Бр.'.A.'. (Суббота, 15 мая, 2010г. 10:18:09)

0

3

Спасибо, Любезный Брат. Тогда я хотел бы поставить вопрос несколько в иную плоскость. Что мог подразумевать Толстой под странным сочетанием "иллюминатский бог"? Простой литературный мазок художника?

0

4

Конечно, "иллюминатский бог" - это поэтический образ, такой же как "католический бог" и "лютеранский бог". Вообще, Л.Н. Толстой не такой уж и специалист по масонству. Сам он масоном не был и за консультациями обращался к В.С. Соловьеву, который, кстати, тоже не был масоном. Впрочем, эзотеризм в "Войне и мире" есть, но он не масонский, а скорее буддийский: жизнь как сон без сновидящего, пустотность, иллюзорность всех вещей. И связан он больше с князем Андреем, чем с Пьером Безуховым.

0