Замечательные положения Устава тамплиеров, которые стали масонскими правилами
http://forumupload.ru/uploads/000a/c0/f0/332/t703353.jpg

Создание Ордена тамплиеров стало важным событием в развитии христианской цивилизации. Это была организация совершенно нового типа – главной её особенностью было то, что члены ордена сочетали в себе функции монахов и воинов – что раньше считалось невозможным и недопустимым.

Орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломона (официальное название тамплиеров) был основан в Иерусалиме в 1119 году группой французских воинов во главе с Гуго де Пейном. Вместе с ним в Ордене состояло всего девять рыцарей. Об их существовании вообще мало кто знал. Все изменилось после того, как через 9 лет, в 1128 году на Соборе в Труа Папа Римский Иннокентий Второй принял и одобрил создание Ордена. Произошло это под влиянием аббата Бернара из монастыря в Клерво, который создал Устав Ордена.

Основатель ордена тамплиеров и его первый Магистр, Гуго де Пейн. Даты, обозначенные на иллюстрации - годы, когда он руководил Орденом официально (после благословения Папы Римского).
Основатель ордена тамплиеров и его первый Магистр, Гуго де Пейн. Даты, обозначенные на иллюстрации - годы, когда он руководил Орденом официально (после благословения Папы Римского).
Бернар Клервосский, богослов, теолог и настоятель монастыря, был личностью необыкновенной. Достаточно сказать, что он один из немногих, кто был признан католической церковью святым еще при жизни. Талантливый автор и страстный общественный деятель, он был самой влиятельной политической фигурой в Европе первой половины XII века. Не секрет, что последнее и решающее слово в политике в эти времена оставалось за Папой Римским. Но почти все папы были воспитанниками аббата Бернара и выходцами из его монастыря в Клерво. В сложных политических ситуациях папы обращались за советом к своему наставнику и делали так, как он говорил.

В католической иконографии имеется множество портретов Бернара Клервосского. Есть даже портрет кисти Эль Греко. Изображения довольно сильно отличаются, но какие из них достоверны - неизвестно.
В католической иконографии имеется множество портретов Бернара Клервосского. Есть даже портрет кисти Эль Греко. Изображения довольно сильно отличаются, но какие из них достоверны - неизвестно.
Бернар увидел в Ордене тамплиеров ответ на некоторые свои идеи и устремления. В частности, он был убежден, что идеи христианства надо отстаивать с оружием в руках. Время было неспокойное. На юге активно развивалось мусульманство. На севере беспокоили варвары и язычники. В самой Европе процветало множество ересей, с которыми невозможно было мириться. Для того, чтобы найти на всё это управу, нужны были особые воины – не только профессионально владеющие оружием, но также искренне верующие и высоких моральных качеств. Не будем забывать, что в сражениях тогда участвовали в основном наёмники, а основной формой финансовых расчетов с ними был разрешенный грабеж. Профессиональный солдат мало чем отличался от разбойника.

Бернар Клервосский имел очень четкое представление, каким должен быть рыцарь Христа, какой образ жизни он должен вести и каким правилам подчиняться. Всё это он детально изложил в Уставе, который первоначально состоял из 76 пунктов. В дальнейшем, на протяжении 150-ти лет, Устав многократно уточнялся и дополнялся. Его последняя редакции содержит 686 пунктов!

Что же было в Уставе тамплиеров?

Многое внимания в Уставе уделено вере в Иисуса Христа – этому будет подчинена вся последующая жизнь рыцаря Ордена, который должен принести обет бедности и отдать всё своё имущество Ордену. Нас, однако, интересуют те разделы, которые почти без изменений сегодня находятся в ритуалах современных масонов. Как они туда попали, проследить невозможно. Остается лишь удивляться живучести определенных культурных традиций, которые, возможно, сохранились как раз именно благодаря масонам.

Прием в Орден

Прием в Орден тамплиеров происходил по рекомендации. Прежде чем получить посвящение в члены Ордена, рыцарь подвергался детальному расспросу. Он должен был убедить будущих братьев по Ордену, что вел мирскую жизнь достойно и богобоязненно.

Примерно по таким же принципам устроен прием в Орден вольных каменщиков: обязательные рекомендации, предварительный подробный опрос, который должен убедить в порядочности посвящаемого.

Те, кто желает отдать своего ребенка в Орден рыцарей, должен растить его до того времени пока он не сможет полноценно владеть оружием и избавлять землю от врагов Иисуса Христа. «Будет гораздо лучше, если он не будет давать клятвы в детстве, но даст их когда станет старше, чтобы не было потом сожалений», – говорится в Уставе.

Масоны рассматривают кандидатуры на прием только лиц старше 21-го года.

Внешний вид рыцаря

«Одежды рыцарей должны быть без всяких украшений. Никто из братьев не должен носить ни куска меха на одежде, ни даже одеяла, если оно сделано не из овечьей шерсти. Если кто из братьев из гордости или высокомерия пожелает иметь лучшее и более новое одеяние, да будет ему дано худшее».

Внешний вид масонов жестко унифицирован: простой черный костюм, белая рубашка черный галстук, никаких украшений. Никто из сообщества не должен выделяться, чтобы не нарушать принципа равенства.

«Рыцари не должны носить туфли с острыми носками и шнурками ни при каких обстоятельствах. Хорошо известно, что эти отвратительные вещи принадлежат язычникам».

К счастью, этот пункт масонами заимствован не был.

Трапеза

Принятие пищи должно проходить в тишине: «Удерживай свой язык, чтобы не сказать ничего дурного». У всех должно быть поровну вина в чашах. Устав признает, что вино во время трапезы необходимо (Франция, всё-таки, а там - глубокие традиции виноделия), но при этом указано, что его нужно разбавлять водой и напоминается мудрость Соломона: «Quia vinum facit apostatare sapientes», что означает: «Вино портит мудрых».

Во время ритуальной трапезы у масонов есть специальный ответственный, который следит за тем, что бы у всех вина было налито поровну. Ритуальных тостов много, но напиться невозможно, потому что напиток слабый и его следует пригублять лишь крошечным глоточком.

Молчание

Обета молчания у тамплиеров не было, но запрещалось многословие, пустословие и смех. После вечерней молитвы разговаривать было полностью запрещено, за исключением ситуации большой опасности.

Категорически были запрещены для разговоров некоторые темы. К примеру, нельзя рассказывать кому бы то ни было о своих смелых и благородных деяниях, совершенных в мирской жизни, равно как и рассказывать об удовольствиях плоти. Об этом было запрещено не только говорить, но и слушать. Тот, кто слышал подобные разговоры, должен был немедленно заставить говорящего замолчать, а если этого сделать не получалось – не медля покинуть место, чтобы «не отдавать ухо своего сердца разносчику грязи».

Молчание – очень важный элемент масонской жизни. Ученики и подмастерья во время ритуальных встреч вообще лишены права говорить, мастера могут разговаривать только с разрешения Досточтимого мастера. Не случайно на гербе Объединенной Великой ложи Англии начертан девиз: «Audi, vide, tace» – «Слышать, видеть, молчать».

Имущество

«Магистр Ордена может отдать любому рыцарю по своему усмотрению коня, оружие или что бы то ни было ещё, принадлежащее другому рыцарю. Брат, которому ранее принадлежала дареная вещь, не должен раздражаться или злиться, так как озлившись он пойдет против Бога».

«Никто из братьев не волен без разрешения Магистра иметь закрывающийся на замок кошелек или сумку».

«Запрещено на конской упряжи, принадлежащей рыцарю, иметь золото или серебро: ни на уздечках, ни на стременах, ни на шпорах. Такой упряжью можно пользоваться только в том случае, когда она настолько стара, что золото и серебро поблекли, а блестящая красота не видна и не вызывает зависти. Если рыцарю было подарено новое снаряжение, то как с ним поступить, решает Магистр Ордена».

Тамплиеры не брали за свои услуги денег, не имели права зарабатывать и жили исключительно за счет подаяния. Однако за свою воинскую доблесть они стали получать настолько щедрые пожертвования, что вскоре Орден начал серьезно богатеть. При этом у рыцарей по-прежнему не было никакого личного имущества – всё поступало в казну Ордена, которой распоряжался Магистр.

Масоны не лишали своих членов имущества, но организовали систему взносов и общую казну, которая стала прообразом благотворительного фонда. Деньги из неё тратились на поддержку братьев, попавших в сложную жизненную ситуацию, вдов и членов семей после смерти вольного каменщика, либо на благотворительные проекты. Решение принимал Досточтимый мастер, который чаще всего советовался с мастерами ложи.

Полномочия Магистра

Все оперативные решения в Ордене принимает Магистр и его решения не обсуждаются, сказано в Уставе: «Приказ Магистра должен быть выполнен без задержки так, как если бы Христос сам приказал это».

Этот важный пункт у тамплиеров имел особое значение во время военных действий. Поскольку Магистр, как правило, был наиболее опытным воином, на поле битвы, где он обычно находился в первых рядах, ему требовалось мгновенное и полное исполнение приказов.

Пункт Устава о подчинении попал не только в масонские правила, но также в уставы практически всех армий мира. Приказ командира не может обсуждаться и должен быть выполнен точно и незамедлительно. Во время боя часто цена невыполненного приказа – жизнь.

Провинности

Одним из самых суровых наказаний у тамплиеров при серьезном нарушении было принятие пищи в одиночестве. «Если проступок очень серьезный, пусть он будет оставлен отдельно от остальных братьев, так чтобы он ни ел, ни пил за одним столом с ними, но в одиночестве; и он должен отдать себя на суд и милость Магистра и братьев, чтобы быть спасенным в Судный День».

Как и из Ордена тамплиеров, из состава вольных каменщиков невозможно исключить или уволить. Серьезно провинившегося масона можно только условно «усыпить», что означает – лишить его права общаться с братьями. Это решение, особенно в спорных случаях, принимает специально собранный Суд чести, в состав которого входит Досточтимый или Великий мастер и наиболее опытные мастера.

Отношения с женщинами

Женатых рыцарей в Орден тамплиеров принимали. Устав детально регламентирует порядок наследования имущества в случае гибели рыцаря, а также обязывает его товарищей до скончания дней заботиться, прежде всего, финансово, о его вдове. Предполагалось, что женатый рыцарь, пребывая большую часть времени в дальних походах, возможности общаться с женой практически уже не имеет.

Что касается иных женщин, тут Устав абсолютно категоричен: «Опасно слишком долго смотреть на лицо женщины. По этой причине никто из вас не должен позволять себе целовать женщину, будь она вдовой, маленькой девочкой, сестрой, матерью, тетей или кем-то еще. Рыцари Иисуса Христа должны всеми силами избегать объятий женщины, благодаря которым мужчины погибали много раз – так, чтобы постоянно оставаться перед ликом Господа с чистым сердцем».

Эти положения рыцарского устава у масонов получили два отображения. Первое – в ортодоксальных ложах до сих пор не принимают женщин: второе – при кончине члена ложи братья при необходимости начинают заботиться о его детях и вдове.

Равенство и братство

Абсолютное равенство членов ордена перед Богом и перед Магистром – важнейшее положение образа жизни тамплиеров. Именно братское отношение друг к другу, взаимовыручка и взаимоподдержка сделали тамплиеров в свое время непобедимыми воинами. Устав гласит: «Каждый брат должен быть уверен, что он не побуждает другого брата к гневу или злости, законной милостью Господь делает и сильного, и слабого равными, во имя милосердия».

«Престарелые и слабые братья должны почитаться со старанием и уважением к их болезненности и хорошо содержаться».

«Свобода. Равенство. Братство. Милосердие» – замечательный девиз, революционный для 18-го века, был изложен автором Конституции масонов, пресвитерианским священником Андерсеном в 1725 году. Революционная идея всеобщего равенства вне зависимости от рождения, вскоре попала в Декларацию независимости Соединенных Штатов Америки и также стала девизом Французской революции. Еще позже девиз присвоили коммунисты, потеряв в пылу Красного террора и Гражданской войны «Милосердие».

Но первыми важную идею равенства всех перед Богом высказали и осуществили именно тамплиеры.