Беседы о посвящении. Папюс "Генезис и развитие масонских символов"
Беседа о масонском посвящении
для 1-й степени
Брат мой!
Сегодня вы вступили в новое общество. В других обществах, организованных ныне в ци-вилизованных странах, вас примут либо непос-редственно. либо по представлению поручителя и без каких-либо особых церемоний.
Среди нас вы присутствовали при обрядах, испытаниях и вопросах, которые должны пока-заться вам странными в наш столь положитель-ный век. Вместо пустой залы и людей, виденных вами в обыденной жизни, вы окружены симво-лами: люди, представляющиеся вам, одеты в символические одежды, а братья, окружающие вас, показывают вам предметы, относящиеся к ремеслу строителя. Все это имеет целью ука-зать вам, что начиная с этого дня вы призваны к славной, но подчас трудной роли социаль-ного устроителя. И пускай невежды, сектанты и люди полуобразованные занимаются кругом вас разрушением во всех его видах, Центр, в ко-торый вы вступили, научит вас различать то, что надо разрушить, от того, что надо, наобо-рот, построить.
Фактически вам представляют необтесан-ный камень, в котором вы должны округлить углы, чтобы выполнить личное дело. Вы, следова-тельно, обтесали камень, освободили его от угло-ватостей и шипов, окружающих его, и вы предъяв-ляете зодчему совершенно готовый элемент, год-ный войти в состав здания. Но это здание, равно как и все то, что вас окружает, — символическое; вы не будете строить на месте, открытом для всех ветров, а будете проявлять свою деятельность в мозгах и сердцах людей, которые не получают совета из наших учреждений. Но чтобы сделать личное дело, необходимо научиться последова-тельно владеть приборами, которые будут даны в ваши руки. Нивелир будет сектантским прибо-ром разрушения, если его действие не будет урав-новешено правилом; шпатель же будет принят тогда, когда он осуществит план архитектора. Вот причина, почёму существуют многие ступени в уставе членов великой масонской семьи.
Сегодня вы учащийся строитель. Одетый в символический фартук, вы будете слушать и пользоваться сведениями тех, кто предшествовал вам в вашей карьере.
Завтра, когда будете сознавать свою интеллектуальную силу и объявите свое желание пе-рейти от материальной работы к духовной, тра-диционная наука масонства откроет вам свои символы и свои книги, и это будет вторая сте-пень наших ступеней.
Сейчас открывается для вас великая семья известных и неизвестных вам братьев. Научи-тесь узнавать масонский дух, научитесь удалять от себя ложное учение и сектантство, поборите предрассудки, осветите в своем мозгу всякий уголок, запачканный обскурантизмом, и вы бу-дете достойны стать одним из тех невидимых светочей, которые озаряют человечество.
Беседа о масонском посвящении
для 2-й степени
Брат мой!
Будучи Учеником, вы совершили три путе-шествия. В первом кругом вас царил беспорядок, и вы преодолевали различные препятствия, во втором — тревожный лязг оружия поражал ваш слух, и только после третьего путешествия вас озарил свет: вы увидели своих братьев в сборе и вооруженных, готовых помочь вам и защитить вас на новом пути, по которому вы следуете.
После нескольких недель обучения ваш мозг мало-помалу освободился от предрассудков и от ошибок общества профанов. Вы научились само-стоятельно думать и выражать свою мысль, со-знавая свое интеллектуальное преобразование, и поэтому вы сегодня удостаиваетесь повышения в должности.
Чтобы понять обряды второй степени масонской науки, вы - подобно древним товарищам - совершили много путешествий.
Сначала, вооружившись приборами для раз-рушения — молотком и резцом, — вы нападали символически на ошибки везде, где только они тревожили вашу совесть; затем, с помощью цир-куля и линейки, вы начали чертить план своих будущих трудов; действуя затем рычагом и ли-нейкой, вы начали фактически постройку зда-ния; наконец, руководясь линейкой и науголь-ником, вы построили правильно ваше здание, пренебрегая временем. Итак, произведение ма-териальное было вами закончено.
В пятом путешествии у вас не было вещест-венных приборов и вы пришли спросить нас, со-гласно разумному преданию.
Некогда вольные люди, думающие свободно, были притесняемы тираническими организа-циями, властелинами или жрецами. Тогда не-сколько гордых душ основали эти общества обу-чения людей, и эти общества, подражая великим египетским братствам, установили тайную взаим-ную связь на всем земном шаре, соединившую ин-теллигентов независимо от их национальностей, культов и сект. Некоторые знаки, известные только братьям, дают им возможность таинственно сооб-щаться между собою и узнавать друг друга в об-ществе профанов. Благодаря существованию этих знаков Платон был освобожден от рабства встре-тившим его собратом. После завладения Египтом римлянами, ученики пифагорейцев, а после ессеи, благодаря этим тайным братствам, сохранили на земле эту невидимую цепь, связывающую между собою людей, свободных от рабства.
Объединяясь между собою, братья приоб-ретали новых братьев, как это происходило некогда в египетских храмах.
Независимо от света видимого, они узнавали о существовании света невидимого, ко-торый представляет собою источник неизвес-тных сил и энергий. Этот тайный свет, освеща-ющий каждого человека, приходящего в этот мир, изображался в виде пятиугольной звезды; он был символом человека, излучающего из себя таинственный свет, и устанавливал, таким образом, эту чудную эмблему — Пламенеющую Звезду.
Брат мой, изучите историю преданий этих древних братств. Для понимания масонской на-уки вам надо сознательно углубиться в эти древ-ние обряды, вам надо отыскать эту цепь, кото-рая, начиная с фиванских храмов, переходя за-тем через братства пифагорейские, ессейские, первые иоаннитские и братства, изгнанные из Константинополя при падении этого города, до-шли до нас через трубадуров, членов тайных су-дилищ, алхимиков, тамплиеров, иллюминатов и через новые масонские ритуалы.
Не пренебрегайте, брат мой, этим разумным учением; без этой работы, которая должна быть вашим личным делом, франкмасонство, подобно закрытой книге, останется для вас непонятным.
За исключением некоторых братьев, могу-щих предложить вам свои знания по вашему ус-мотрению, ложа окажет вам только очень малое содействие в этом направлении.
До сих пор вас сопровождали; начните подвигаться самостоятельно. учитесь основательно, и вы действительно можете стать Пламенеющей 3вездои, распространяющей приобретенный свет на своих братьев и на профанов, взываю-щих к вашему самопожертвованию и к вашим знаниям.
Беседа о масонском посвящении
для степени Мастера
1. Перед посвящением
Брат мой!
Когда вы хотели принять участие во франк-масонстве, вы пробыли некоторое время в ком-нате, в которой разнообразно вам заявлял о себе символ смерти. Это значило, что, умерши пред-варительно для предрассудков, обскурантизма, всяких предков и социальных ошибок, вы ста-новитесь вольным каменщиком.
Ваш благородный труд, ваше усердие для ордена, ваше самопожертвование для своих бра-тьев, дают нам сегодня возможность призвать вас к участию в более существенных обрядах и вступить на степень Мастера. Эта степень, ко-торая столь дивно изображает древние египет-ские таинства, пожалуй, единственная из всех степеней.
Некогда посвященный в таинства Осириса узнавал, что, кроме существования тайных сил, которые были вами открыты на ступени Товарища, человек может жить жизнью, отличной от физической. Его поучали, что вход и выход из земного существования охраняются страшной тайной смерти; и, чтобы указать символически эту тайну, посвящаемого спутывали повязками и укладывали в гроб, меж тем кругом него раз-давались траурные, печальные, но величествен-ные песни; затем он возрождался вновь. Ему от-крывался тогда новый свет, и мозг его, потря-сенный победою над страхом смерти, делался доступным к восприятию самых благородных идей и самых больших самопожертвований.
В настоящее время науки, благодаря самоот-верженности братьев, предшествовавших нам, преобразовали социальную жизнь. Управление физическими силами вышло из древних школ и закрытых храмов и появилось открыто в лабораториях — именно таков сей символический пеликан, кровью своею питающий потомство, таков и современный ученый, видящий истину в слепом человечестве и раздающий профанам свои знания и свое самоотречение.
Предание о символах — тоже живое знание. Оно дает возможность владеющему им приложить его к нуждам своих братьев, возвысить -обрушающееся общество, поддержать мужество и разлить свет там, где царствует тьма.
В прежние времена Ученику рассказывали историю Осириса и его раздвоение, его возрож-дение Исидою, а символические танцы устро-ителей поясняли в обрядах то, что слова были бессильны выразить.
Каждый обучающий центр имел непременно свою собственную историческую легенду — шу-точную, с точки зрения Учеников, — и она слу-жила основой всего таинственного учения.
Франкмасонство — прямой наследник этих древних братств — не пренебрегало этой обя-занностью. Мы расскажем вам, брат мой, преда-ние о Хираме; но если мы не предупредим этого рассказа размышлениями, которые мы вам ука-жем, то это предание покажется вам обыкновен-ным рассказом о древних и малоинтересных со-бытиях, и ваше впечатление не будет заинтересо-вано снятием оболочки с этого рассказа с целью найти внутри плода питательное зерно, удовлет-воряющее вашу любознательность.
Предание о Хираме содержит в себе раз-гадку самых великих применений, которые был в состоянии выполнить масонский орден. С об-щественной точки зрения там указывается при-менение сознательности к различным родам труда, разделение общественных сил, созидаю-щее всеобщую гармонию, и место, занимаемое Мастером благодаря его знанию.
С нравственной точки зрения это предание поучает, что существует ужасный закон, в силу которого тот, которого вы защищали, кого вы научили, кого вы спасли, обращается против вac и желает вас погубить, согласно формуле че-ловека-зверя: «посвященный в тайны убьет своего наставника». Наконец, уверенность, что всякая жертва есть залог будущего процветания, ветка акации, ведущая братьев к могиле того, кто пожертвовал собою для них, все это вечно живет для ума, понимающего и преподающего обучение, которое всегда может быть проведено в человечество. каково бы ни было развитие общества профанов.
То, что наши братья семнадцатого столетия видели в этом предании мифическoе представление движения Солнца, что другие нашли для него философское объяснение и применение, — мало касается дела, ибо всякое истинно-символическое предание вносит универсальную раз-гадку всяких явлений: физических, нравствен-ных и духовных.
Теперь, брат мой, вы поймете право сущес-твования обрядов, в которых вы примете учас-тие, и вы знаете, почему франкмасонство должно уважать предание и символы, которые ему вве-рены учителями и посвятителями.
2. После посвящения
Начинал с этого дня вы — действительное звено всемирной цепи, установленной на земле франкмасонством; начиная с этого дня вы учас-твуете в собраниях средней комнаты, в которой фактически или мистически собираются строители будущего общества с целью нести челове-честву свет, благосостояние и разум.
Участвуя в общем деле франкмасонства, вы имеете право на помощь во всем мире. Везде, где бы вы ни были, каковы бы ни были мнения народа, среди которого вы пребываете, каков бы ни был его язык, сделайте знак, и наши братья прибегут к вам.
Вы восторжествовали над смертью. Как но-вый Хирам социального благовещения, вы созна-тельно устроите план вашего внутреннего строе-ния, потому что больше вы уже не Ученик, утоми-тельно напрягающий свои силы, чтобы отделать плохо обтесанный камень; вы уже больше и не Товарищ, сильный сознательным обучением и масонскими традициями и установивший силу своего ума; вы — Мастер, сознающий свою лич-ность, призванный в орден исполнять все адми-нистративные функции, призванный руково-дить Учениками в их разумных поисках, и То-варищи ваши по составлению символических планов — тоже Мастера.
Ваша ответственность увеличивается в той же мере, что и объем исполняемых вами фун-кций. Если орден обеспечивает вам везде проход и оказывает вам свое покровительство, то он ожидает от вас постоянных усилий и неослабной работы над освобождением угнетенного разума, а также мужества при всяком испытании, если надо чем-либо рисковать, чтобы-спасти своего брата.
Распространяйте же везде свет, который вы приобрели; разыскивайте в обществе профа-нов — интеллигентных людей независимого ума с благородными сердцами, с предприимчивым духом, избегающих пути легкой жизни и предрассудков, ищущих новой жизни и могущих стать мощными элементами при распростране-нии масонских идей; научитесь управлять собою, избегайте сектантства, и если вы победите ошибки и суеверия, которые жрецы внушают человеческому роду еще в детстве, то будете всегда веротерпимы и не сделаетесь сами сектантом, обижающим человечество.
Будьте философом, т.е. другом истины, хра-ните свое умственное равновесие, всегда характеризующее человека со здравым умом; помните, что Хирам поставил две колонны и что ка-питель входа в храм расположена гармонично и поддерживается Иакином и Боазом, т.е. силой и красотой.
Не строят здания, опирающегося только на одну колонну; знайте же, что в интеллектуаль-ной постройке, предпринятой вами, надо урав-новешивать указания разума с сердечным само-отвержением. Вспомните, что франкмасонство идет помочь несчастным, какие бы ни были их мнения; что своею деятельностью в обществе профанов оно облегчает совесть и придает му-жество тем, кто уже отчаялся; и если изменники захотят уничтожить ваше дело, если, как но-вый Хирам, вы вдруг получите удар молотом со стороны бессознательных или обращенных, то вспомните, что все присутствующие здесь бра-тья явятся на защиту; вспомните, что предан-ные вам Мастера будут впоследствии искать сле-дов дел ваших и что ветка акации укажет ваши усилия для распространения нашего ордена и заявит о вашем интеллектуальном рвении.
Трудитесь, брат мой; примите ответствен-ность своих новых обязанностей, и когда разо-чарование смутит душу вашу, когда ум ваш потеряет силу, необходимую для борьбы, и даже когда будет 6лизок ваш смертный час, вспом-ните о настоящем торжественном дне, и вы ска-жете тогда: «Нет, я не ошибался в своей миссии, нет! Трусость не заковала моего духа, нет! Я не остановлюсь перед миссией прогресса, ибо акация мне известна».