Традиции театра и истоки масонства.

Брат В:., Д:.Л:.Феникс

История масонства начинается в XVII веке в Англии на рубеже двух эпох - Средних веков и Нового времени. В масонстве отразились некоторые черты уходящей эпохи: интерес к тайному знанию, цеховые традиции, дух братства, символика алхимиков и строителей. С другой стороны, несомненно воздействие новой культуры, заметным явлением которой был театр. Именно театр стал неотъемлемой частью городской жизни Лондона в начале XVII века.
http://s3.uploads.ru/t/Z2rW5.jpg

1. История театра.

На протяжении Средних веков на улицах и площадях европейских городов разыгрывались мистерии - пьесы на библейские сюжеты. Местом действия средневековых мистерий была городская площадь, на которой располагались несколько повозок или беседок на специальном помосте. В постановке мистерий использовался принцип симультанности, т.е. каждая повозка или беседка представляла одну из сцен спектакля. Повозки располагались по кругу или по сторонам прямоугольника, причем, что любопытно, их ориентация по сторонам света зависела от содержания представляемых сцен. Определенным образом на такой сценической площадке располагались аллегорические фигуры или библейские герои, каждый в своей беседке, сориентированной по сторонам света. Такой принцип был использован позже в масонских ложах, где офицерские места символизирующие мудрость, красоту, силу или библейских персонажей, привязаны к определенным сторонам масонского храма.

Мистерии (миракли) как составная часть празднеств основывались на библейских сюжетах, причем каждая гильдия несла ответственность за изображение определенного эпизода из Библии. Так, каменщики инсценировали историю возведения храма Соломона. Это дает основание полагать, что миракли являлись важным источником ритуалов, впоследствии привившихся в масонстве, придавая историческому сюжету драматическую структуру и форму.

В XVI веке на смену мистериям приходят моралите и театр масок (комедия дель арте). Моралите - назидательная драма, которая через аллегорию пытается преподать нравственный урок. В моралите персонажами являются различные персонифицированные герои: Мудрость и Глупость, Богатство и Бедность, Милосердие, Справедливость и т.п. Темы театра масок также были абстрактными: добродетели и пороки в изысканных костюмах соперничали между собой. Аллегорические фигуры и маски сохранились в пьесах Шекспира (Буря, Зимняя сказка).

Театральные представления вначале носили любительский характер. Постановкой мистических пьес до конца XVI века занимались корпорации и гильдии ремесленников. Они организовывали празднества, где на передвижных сценах давались спектакли на библейские темы, а в качестве исполнителей выступали сами ремесленники. Представления устраивались один раз в году, летом, в день праздника Тела Господня.

Первые профессиональные труппы появляются в Лондоне в конце XVI века. Их представления можно было увидеть чаще всего во дворах гостиниц, окруженных галереями. Прямоугольный помост для сцены устанавливался напротив ворот. Именно внутренний двор гостиниц послужил прообразом первых театральных зданий.

Далекие отзвуки той эпохи можно найти в масонстве. Вольные каменщики получили в наследство от Средних веков не только строительную символику, но и театральные традиции цеховых братств, корпораций и гильдий ремесленников: организация летнего празднества, постановка мистерий на библейские сюжеты, участие ремесленников в качестве исполнителей. Следует упомянуть и принцип симультанности, который сохранился в обрядах посвящения, когда кандидат странствует по масонскому храму, переходя из одного места действия к другому.

2. Лондонский театр в начале XVII века.

Театральная жизнь Лондона в первые десятилетия XVII века была весьма насыщенной. В это время давали представления от 10 до 20 театральных групп, ставили до ста новых пьес в год. Самыми известными театрами были Глобус, Фортуна, Роза, Лебедь. В каждой труппе было 10-15 человек, причем актерами были только мужчины.

Первым значительным поэтом и драматургом был Кристофор Марло. Его перу принадлежат пьесы «Тамерлан Великий» и «Трагическая история доктора Фауста». Обращение к прошлому, к истокам характерно и для Шекспира, который написал 10 исторических хроник и драм из истории Англии и Римской империи. Во всех пьесах Шекспира превозносится разум, обуздывающий страсти, показывается высвобождение человеческих сил, мечта о гармоничном, прекрасном человеке, который станет управлять миром. В Лондоне XVII века имели успех и произведения Бена Джонсона, среди которых «Алхимик», «Вольпоне», «Падение Сеяна».

Английские драматурги исходили из того, что миссия театра - воспитывать публику, прививать ей этические идеалы, преподносить высокую истину. В театральной жизни той эпохи мы видим два процесса. С одной стороны - театрализация жизни, с другой - персонификация идей. В чистом виде актеры- функции встречаются только в театре масок, который существовал при дворе Джеймса I. Но и в обычном театре актер священнодействует на сцене; для него зритель - ученик, неофит, которого надо посвятить в таинство сцены.

Театральная жизнь Лондона косвенным образом отразилась в деятельности первых масонов. Между театральным действием и обрядами вольных каменщиков видно определенное сходство. Каждый офицер масонской ложи персонифицирует какое-то понятие или функцию: Мудрость, Красота, Любовь, Закон, Память... Заседания масонской ложи происходят в форме диалога Досточтимого Мастера с офицерами ложи, у каждого из которых есть своя роль. Последовательность обрядовых действий определяется сценарием, который в свою очередь отражает философские идеи, темы нравственности, сюжеты Священного Писания и др. Есть и свои зрители и слушатели - ученики и подмастерья.

3. Пространство сцены и масонский храм.

Сцена театра эпохи Шекспира (Глобус, Лебедь) и более позднего времени (Друри-Лейн, 1663 г.) представляла собой прямоугольный помост, который делился колоннами на две сцены - главную и среднюю. Две колонны поддерживают навес, на котором изображены знаки Зодиака. Средняя сцена ограничена боковыми крыльями с местами, которые предназначались для актеров или их друзей. Задняя часть сцены имеет три яруса; на втором ярусе располагалась галерея (верхняя сцена). Вертикальное деление сцены соответствует трехчастной модели мироздания, причем верхний ярус – небесный мир – скрыт от зрителя навесом. Место действия на сцене обозначалось условными декорациями или даже табличками. Причем декорации не менялись, а просто располагались в разных частях сцены.

Реконструкция сцены театра Глобус, где игрались пьесы Шекспира, выполнена Робертом Фладдом в Ars memoriae и приведена в книге Френсис Йейтс «Искусство памяти». На эскизе (см. рисунок) заметно выделяются две колонны – столбы, поддерживающие «небеса», служившие навесом над сценой. На «небесах» изображены 12 знаков зодиакального круга и семь сфер планет внутри них. По обе стороны от сцены располагаются комнаты джентльменов, которые потом превратились в театральные ложи. На сцену ведут пять выходов – три на нижнем уровне и два на верхнем. Таким образом, в сцене театра Глобус уже просматриваются контуры современного масонского храма: две колонны, звездное небо и три входа на сцену, которые соответствуют трем офицерским местам на Востоке – Секретаря, Досточтимого Мастера и Оратора. Трехъярусной внутренней сцене соответствует восточная часть масонского храма, которая несет основную символическую нагрузку: Дельта обозначает небесный мир, а Солнце и Луна - поднебесный мир.

Сходство масонского храма и театральной сцены свидетельствует о заимствовании сценической формы и некоторых театральных элементов, что не случайно. Общим для этих явлений - было то, что они имели мнемонический характер и служили целям усвоения и запоминания каких-то истин. Свою форму масонский храм приобрел под влиянием первых масонов, среди которых упоминается и Роберт Фладд, автор книги «История микро- и макрокосмоса», в которой приводится изображение театра памяти. Интерьер масонского храма имеет сложную символику, но внешне напоминает как сцену лондонских театров XVII века, так и комнату памяти Роберта Фладда. В отличие от сцены комната памяти - это замкнутое пространство, где более четко обозначены низ (мозаичный пол), середина (две колонны) и верх (Зодиак). В дополнение к двум боковым колоннам в центре комнаты памяти располагаются еще три колонны - шестиугольная и две квадратных. Аналогичную структуру с тремя колоннами в центре мы видим и в масонском храме. Кроме того в театре памяти слева и справа располагаются еще два выхода, чему в масонском храме соответствуют места Первого и Второго Стражей.

4. Театральность обрядов вольных каменщиков.

Расцвет театрального искусства в XVII веке не мог не отразиться на театральном характере масонских обрядов. Подобно тому, как действие пьесы ограничено одним днем, заседания масонской ложи длится от полудня до полуночи. Заседания масонской ложи делятся на три части - открытие, посвящение и закрытие работ, что аналогично трем действиям пьесы. Каждое место в масонском храме обозначено соответствующими символами, а офицеры имеют соответствующее облачение. Во время обряда посвящения масонский храм превращается в некое подобие первых сценических площадок, на которых располагались беседки, а действия происходили в разных частях сцены. В масонском храме система офицерских мест коррелирует со сторонами света. В таком структурно маркированном пространстве странствует кандидат, проходя через стихии: на западе он подвергается испытанию водой, на юге - воздухом, на севере - грохотом земли, на востоке - огнем. (В XVI веке в Лондоне игралась пьеса Растелла под названием «Четыре стихии».)

Сходство масонского храма с театром видно прежде всего в оформлении, музыкальном сопровождении, движениях и сюжетах. Заседания масонской ложи являются в каком-то смысле театрализованной игрой с сакральной музыкой, жреческими одеждами, священными текстами, пышной обрядностью. Однако обряды вольных каменщиков не сводятся к театральным эффектам; заседания масонской ложи приобретают сакральный характер, напоминая мистерии древности. То же самое относится к обрядовым предметам - шпаге, молотку, посоху, линейке, циркулю, угольнику, за бутафорской условностью которых скрывается символическая реальность.

С другой стороны, масоны привносят в свою работу элементы рациональности, выстраивая единую систему знаков, символов и идей, т.е. за внешней декоративностью скрывается глубокое внутреннее содержание, освященное традицией. Хотя, несомненно и то, что театральные принципы оказали влияние на формирование облика масонского храма и характера заседаний масонской ложи.