Добро пожаловать на форум Вольных Каменщиков!

Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде » История масонства » С.В. Аржанухин. "ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКОГО МАСОНСТВА"


С.В. Аржанухин. "ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКОГО МАСОНСТВА"

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

К сожалению в современной теме по истории русского масонства как-то не очень хорошо выпали несколько интересных авторов. А вот, например, столкнулся с работой, исследования для которой были закончены аж в 1995 году!
Ну я думаю, постепенно наверстаем, спрятавшимся от нас никто не окажется  :yep:

Представляю для меня новую работу уральского учёного:

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию
Уральский государственный университет им.А.М.Горького
Научно-исследовательский институт русской культуры при Уральском государственном университете
С.В.Аржанухин
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКОГО МАСОНСТВА.
ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА
"МАГАЗИН СВОБОДНОКАМЕНЩИЧЕСКИЙ
"

Екатеринбург 1995

http://s7.uploads.ru/t/2rhBI.jpg

Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства: По ма-териалам журнала «Магазин свободнокаменщический». Екатеринбург: УрГУ, 1995. 224 с.
Работа выполнена в рамках государственной научно-исследовательской программы «Народы России: возрождение и развитие».

В книге на основе изучения архивных печатных и рукописных материалов раскрываются особенности философского мировоззрения русских масонов последних двух десятилетий XVIII — первой четверти XIX в.
Предназначена для преподавателей и студентов высших учебных заведений, а также читателей, интересующихся историей русской фи-лософии и культуры.
Рецензенты:
отдел философии Института философии и права УрО РАН;
директор Всероссийского музея А.С.Пушкина, канд. ист. наук С.М.Некрасов.

Поскольку работа для меня новая, как всегда буду читать, потом напишу своё мнение. На первый взгляд - это научный труд, несколько скучноват для широкого круга читателей, однако это не конспирология, не Ворбьевский, не Емельянов, не Ren-TV. Это серьёзная работа. Стиль изложения как у доктора исторических наук Ю.Е. Кондакова, и отличный от стиля изложения кандидата исторических наук Е.Л. Кузьмишина (у него стиль изложения более приближен к народу  :yep:).  На мой субъективный взгляд по стилю изложения работы кандидата исторических наук А.И. Серкова и доктора исторических наук С.П. Карпачёва в этом ряду занимают как раз среднее место между научно-популярным стилем изложения Е.Л. Кузьмишина и научно-скучным стилем Ю.Е. Кондакова и С.В. Аржанухина (исключая, конечно, грандиозную "Энциклопедию", там сами рамки работы обязывают).

Итак, в добрый путь! Советую всем почитать. Мне пока нравится, дошёл до с. 65. Кто уже знаком с работой, пишите своё мнение, мне легче читать будет, потом обсудим.    :writing:

Отредактировано Komandor (Четверг, 28 ноября, 2013г. 21:16:23)

+1

2

Качать здесь: С.В. Аржанухин "Философские взгляды русского масонства".

0

3

Я уже почти до конца дочитал работу, а потому некоторые мысли сразу напишу, иначе собьюсь с ритма, забуду, что хотел сказать. Мнение исключительно моё, и не претендует на истину.

Работа серьёзная, я не заметил наличия "конспирологических" и ненаучно-популярных вставок. Работа предназначена не столько для широкого круга читателей, сколько для читателей, знакомых с масонством. Мысль понятна в основном тем, кто уже изучал масонство по серьёзной научной литературе.

В работе хорошо подмечены различные масонские Уставы, коими изобиловало масонство в XVIII веке:

с. 50: Эти три направления — розенкрейцерство, шведская и французская системы — выступали главными действующими лицами в масонской истории перед 1812 годом. Были и другие направления, но они не оказали существенного влияния на развитие масонского движения в России.

В этом я вижу отличие от иных авторов, которые как бы отделяют такие понятие, как "розенкрейцерство", "иллюминатство", "тамплиерство" и другие Уставы от масонства. И действительно, круг "розенкрейцеров", "иллюминатов", "тамплиеров" и был кругом масонства. Были и такие масоны, как например исследователь масонства Артур Эдвард Уайт, которые были посвящены во все возможные масонские Уставы. И сегодня многие масоны посвящены в несколько масонских Уставов, например, сегодня в России многие масоны посвящены одновременно в Древний и принятый Шотландский Устав, Французский Устав, Мемфис и Мицраим, Устав Циннендорфа, Королевскую Арку, в "древний" Исправленный Шотландский Устав и другие масонские Уставы. Так было и в прошлом. В описываемый автором период одни и те же масоны посвящались во все перечисленные масонские системы.

Начиная со с. 91 я бы поместил в начало работы, поскольку всё вышесказанное непосвящённый читатель не поймёт, пока не дойдёт до с. 91:

В исследовательской литературе вопрос о происхождении масонства решается зачастую достаточно просто и однозначно.

Все ключевые понятия работы вытекают из этой главы.

Буду добавлять постепенно, боюсь информация из-за какого-нибудь сбоя пропадёт, а повторить вдохновения не будет  :writing:.

0

4

с. 92: «Свое» — «масонское», а не «наше» предание о первых началах масонского движения определяло их строй мыслей и действий. И именно эта история, которая у ряда исследователей понимается как мифологическая, и надо сказать, по праву понимается, считается и объявляется второстепенной, несущественной, а если и приводятся какие-либо примеры, типа легенды о Адонираме, то, по существу, в качестве экзотического «довеска» и дополнительного осознания собственной полноценности по отношению к прошлому. «Мы-то понимаем, что все это глупости», — примерно такие слова подсознательно возникают при знакомстве с попытками масонов понять и определить свои исторические истоки и перспективы.

Здесь надо отметить, что, всё же, масонские авторы, как сегодня, так и в исследуемый в работе период, предлагали историю появления и развития масонства в качестве легенды, а также в качестве вероятного развития событий, не претендуя на истину. Это как бы духовная точка отсчёта, а не историческая. Это типа по аналогии с Библией - не все библейские легенды имеют историческое подтверждение. Это больше духовные понятия, чем исторические.
На самом деле большинство авторов, в том числе и в прошлом, сходятся на наиболее вероятном возникновении масонства, исходя из исторически подтверждённых фактов: корпоративный уклад жизни средневекового общества, когда нельзя было жить в мире, полном опасностей, самому по себе. Каждый человек имел свою, чётко очерченную «нишу», обязательно входил в ту или иную обособленную группу людей, а лучше, если человек был членом нескольких братств, что можно проследить по нашим "лихим и весёлым" 90-м годам, когда чтобы "развести лоха", требовалось узнать, что за "братки" стоят за ним; распространённость мистерий, которые разыгрывались прямо на городских площадях, а после под давлением "Контрреформации" ушедших "в подполье", переместившихся в тайные клубы; наличие обилия тайных обществ и братств, одним из которых стало масонство; мода на эзотеричекие науки того времени. Об этом, собственно, пишет и сам автор:

с. 100: Как известно из истории, «набор» древних мистических обществ достаточно разнообразен и широк.

И в этом смысле масонство не было эксклюзивным обществом. Масонство возникло как одно из многих таких тайных обществ и Братств, и не имело ни мистической, ни древней библейской составляющей в своём возникновении. Просто во времени масонство оказалось сильнейшим и самым долговечным из всех "древних" братств и обществ. Как я говорил когда-то:

Наличие в братстве тайных мистерий, высокий авторитет строителей из-за Величайшего искусства, гордость каменщиков за своё братство, показное подчёркивание легендарности братства и крепких братских взаимоотношений, возможность для отдельного человека поднять и идентифицировать свой статус, большая помощь братства в путешествиях; всё это делало заманчивым желание приблизиться к братству каменщиков для любого горожанина или приезжего, сеньора-рыцаря или представителя городской знати, преподавателя учебного заведения или судьи, для представителя власти или торговца.

А также развитая система закрытых джентльменских клубов того времени, в том числе и с практикой мистерий в таких клубах. В такой форме и существовало масонство до тех пор, пока организаторскими способностями Дезагюлье и его компании не обрело 24 июня 1717 года современную его форму.

0

5

с. 4: Первый том, вышедший из печати в 1784 году, создавался розенкрейцерами из круга известного просветителя Н.И.Новикова.

Здесь я бы "Розенкрейцерами" взял в кавычки. Дело в том, что кроме масонских организаций в мире существовали не относящиеся к масонским, мало известные, но чисто розенкрейцерские организации (впрочем, я и их взял бы в кавычки, поскольку прямой преемственности ни у кого не было). Н.И. Новиков и другие были масонами, практикующими масонский розенкрейцерский Устав, пришедший из «Ордена Злато-Розового Креста старой системы» под управлением Вёлльнера, Бишоффсвердера и Тедена (Der Orden vom Goldenen Rosenkreuz nach altem System). И сам Устав именно так и назывался. Это к тому, что между масонами и "розенкрейцерами" было различие. Сейчас тоже есть. В масонстве полностью "розенкрейцерского" Устава уже нет, но "розенкрейцерские" степени сохранились во многих масонских Уставах.
Иначе здесь обижается сам Н.И. Новиков и его Братья, которые по их словам искали "...истинного масонства..."  :yep:.
У современных авторов, в частности у доктора исторических наук Ю.Е Кондакова, уже появляется это разделение, которое больше соответствует структуре закрытых обществ того времени.

0

6

с. 26: В честь Св.Иоанна Крестителя первые три степени получили название иоанновских. Отличительным цветом этой системы был цвет лазури, цвет неба как символа возвышенности стремлений и жажды духовного самосовершенствования. Поэтому иоанновское масонство называли также голубым масонством.

Здесь, конечно же, требуется пояснение. Цвета в масонстве - это позднейшие включения, скорее всего французского происхождения. Поскольку масонство возникло, если исходить из 1717 года, из двух степеней - Ученик и Посвящённый в ремесло (Fellow Craft), и был один Мастер - руководитель Ложи, без всяких-разных "высших" степеней, то и цвет, приписываемый ложам, это следствие романтизма представителей "высших" степеней. Ложи называли просто - "Ложами Древнего Мастерства". Сейчас бывает называют просто Craft, по аналогии отличия их Обрядов от Обрядов "высших" степеней. Поэтому, когда мы говорим о цвете Лож, то подразумеваем позднейшее введение представителей "высших" степеней. Я думаю идея французов, поскольку Англия принципиально не признаёт никаких "высших" градусов, и считает это дополнительными степенями в посторонних организациях, куда волен вступать сам масон по своему усмотрению. А может и не вступать, как захочет. Считается, что три степени в масонстве самодостаточны. Ну ещё признают "Королевскую Арку", но как развитие степени Мастер. Говоря о "цвете", мы говорим о "высших" градусах, а не о масонстве в целом. Исследователи не из масонской среды говорят о "высших" градусах, масоны говорят о "дополнительных степенях" в масонстве. Но в целом имеют в виду одно и то же.

Исследуя масонство, многие исследователи исходят из того, что масонство в своём развитии прошло путь от первоначальной точки появления до такого многообразия "веточек" одного "ствола", и развилось в современную сложную конфигурацию различных масонских систем, примерно так:

http://s6.uploads.ru/t/8Q4RJ.jpg

Отсюда и все "цвета", и принятие за основу масонства, недоразумения, ошибки в понимании исторического развития масонства.
На самом деле развитие масонства происходило упрощённо так, так и дошло до наших дней:

http://s7.uploads.ru/t/nLJzX.jpg

Таким образом, основное "древо" масонства дошло до нас в неизменном виде, и сегодня его традиции сохраняются. А вот справа отросли многочисленные веточки из разных направлений, всевозможных "высших" градусов, как и отдельных Уставов и Систем. Там все "веточки" претендуют на древность, истинность, хранение всех тайн масонства и единственную правильность... (Слава КПСС!  :yep:) Вот где-то среди этих веточек и есть "Розенкрейцерские" Уставы и Степени, "Тамплиерские" Уставы и Степени, "Иллюминаты" с их "просветлённостью". И прочие, прочие "цвета" и "системы". Рассматривая также и данную работу, мы должны иметь в виду, что мы всё же где-то на одной из веточек, а не на "стволе", не на том "древе" родоначальников масонства.

Ну и исходя из вышесказанного, справедливо и совершенно соответствует истории указание автора в работе:

с. 27: Но как бы то ни было в исследовательской литературе закрепилось представление, что английская система — это прежде всего нравственное, символическое масонство, а три степени — ученика, товарища и мастера — являются коренными степенями масонства.

Это и есть фундамент масонства, эта традиция до наших дней неизменна, основное "древо", без которого масонство не существует, без которого бессмысленны все "высшие" степени и "цвета" в масонстве.

0

7

Иоганн-Вильгельм Элленбергер, известный в истории масон-ства под именем фон-Циннендорфа...

Здорово! Я не знал этого. Может быть и упустил где-то, но из массы литературы впервые встречаю подлинное имя фон Циннендорфа.

с. 28: В результате сложилась парадоксальная ситуация: русские братья шведско-берлинской системы зависели от английской великой ложи.

На самом деле парадоксальной ситуации нет. Как в то время, так и сегодня, масоны работают по разным системам в рамках одной юрисдикции. Тем более в то время, когда масонство ещё не приняло окончательную форму. Ложи выбирают подходящую "систему" самостоятельно.

с. 35: во главе вновь образованного союза стоял великий провинциальный мастер — для масонской толпы, а для избранных братьев указывалось, что звание великого провинциального мастера неразрывно со званием великого префекта капитула Феникса и должностью председателя Директории.

Скорее этим конспирологи вводят в заблуждение широкий круг читателей, которые потом говорят, что есть избранный круг в масонстве, а есть низший круг в масонстве. На самом деле ни один "высший" круг не мог существовать без братских взаимоотношений в масонстве. Отрыв от действительности рано или поздно приводил к угасанию таких узких кругов. Кроме того, самый "высокий" участник самого "высшего" круга мог быть вполне себе "масонской толпой" в Ложе Древнего Мастерства. Просто это разные организации, не оказывающие друг на друга влияние, сам автор об этом и пишет:

с. 31: деятели масонства в Петербурге были недовольны беспорядочным характером масонских исканий и теми системами, которые распространялись среди братьев

Иными словами, это не в масонстве был "высший" круг и "масонская толпа", а представители "высших" кругов такой гордый титул себе присвоили, теша самолюбие. Ну и за ними конспирологи, конечно.

0

8

с. 53: Пусты ложи, кои, нося имя масонства, суть не что иное, как клубы или трактиры, в коих пьют, едят, поют и повторяют, яко попугаи, слова никем не понимаемые и обряды без разумения их цели и значения.

Есть и сегодня такое увещевание, типа отошли от древнего масонства. Часто можно слышать. Однако, здесь я согласен с кандидатом исторических наук Е.Л. Кузьмишиным, масонство создавалось без конкретной цели развития, без конкретных и обязательных философских систем. Поэтому, на мой взгляд, вопрос нельзя так ставить.  Для большинства масонов как и сегодня, так и в старые добрые времена, масонство увлекательное хобби. И не существует единого "плана обязательных действий". Масонство скорее концентрированное воплощение духовных достижений в обществе, чем "руководящая и направляющая" сила общества. Масонство предлагает, а масон "располагает". Только сам масон может воспринять, или не воспринять нравственные и духовные вопросы, предлагающиеся масонством. По голове ж никто не бьёт, предлагая нравственные уроки. Это личное дело масона. Для кого-то это приобретение новых друзей и знакомых. Для других это возможность внести свой достойный вклад в добрые дела на пользу общества в виде благотворительной деятельности и милосердия. Для кого-то это собственная научная, образовательная деятельность, самообразование, познание истории и общественных процессов, самопознание, нравственное самосовершенствование, а то и просто научные труды по истории общества, философии. Кому-то нравится сама атмосфера собраний, торжественные Ритуалы, театральные действия. А для кого-то это как раз и есть "суть не что иное, как клубы или трактиры, в коих пьют, едят, поют и повторяют, яко попугаи, слова никем не понимаемые и обряды без разумения их цели и значения". Как бы там ни было, для большинства масонство - это приятное увлечение, увлекательное хобби. Поэтому надо понимать, что всё-таки здесь выражается личное мнение какого-то ищущего масона, или группы ищущих масонов, но не масонства.

с. 66: Если говорить о печатном варианте журнала, созданного розенкрейцерами, то их установка на «истинное» масонство вполне понятна. Каждая масонская система в России стремилась утвердить себя как истинная форма.

Прекрасно! Сто процентов. Прямое попадание! Очень удачно подмечено автором. Это надо было разместить в начале работы. И я бы ещё добавил - не просто в России, а в мире.

с. 83: Постановка вопросов, вынесенных в название речи: «Чем оной [орден] был и есть и чем он быть может?», отражает реальные противоречия, которые сложились в масонском движении в 10-х годах XIX столетия.

Вообще все перечисленные в этом месте работы, в том числе напечатанные в различных журналах, мне кажется, не более, чем рефераты, или "Зодческие работы", говоря сегодняшним языком. Во всех речах и статьях высказывается личное мнение масона по тому или иному вопросу. Это ни в коей мере не может служить обязательным руководством в масонстве. Сегодня также печатаются подобные работы в различных масонских журналах и книгах, например:

http://s6.uploads.ru/t/8yNno.jpg

И исходя из публикуемых работ нельзя делать вывод о философских взглядах российского масонства. Нельзя говорить и о духовных противоречиях, если сравнивать разные работы. Это всё личная точка зрения авторов, совершенно не обязательно отражающая философские и духовные взгляды всего масонства. В масонстве, как в "древние" времена, так и сегодня, главными нравственными уроками являются Ритуал, Наставление и Легенда того или иного масонского Устава или масонской Системы. Это самодостаточные средства нравственного и духовного воздействия. Всё остальное - личное мнение самого автора. Поэтому, думаю, никак нельзя определить настроения, взгляды, направление, философию, духовность по конкретным работам. Разве что, по работам можно определить "моду" в духовных настроениях масонов того или иного периода времени, не более.
И если, например, кто-то пишет о том, как положено вести себя, скажем, Ученикам, то это не есть руководство к действию. Всё это есть в Ритуале, Наставлении, Легенде. Это именно реферат конкретного человека на вопрос, зафиксированный в масонских документах. Просто автор раскрывает, дополняет, "офилософствует" собственный взгляд на то, что есть в масонских материалах. Даже если автор масон с "высокой" должностью и большим авторитетом. Или как указано в работе - не из "масонской толпы"  :yep:.

0

9

с.129: Вместе с тем рассчитывать на терминологическую строгость в формулировках целей и задач каменщичества не приходится.
Любые попытки простого сравнения целей и задач каменщиков, представленных в речах и рассуждениях журнала, и создание на этой основе некой универсальной системы главных устремлений братьев, а затем провозглашение полученных «среднестатистических показателей» в качестве программы деятельности русских масонов обречены на неудачу.

В точку!
Поскольку масонство изначально создавалось без конкретных целей и стратегических задач, то и "где два масона - там три мнения". Цели и задачи масонства всяк масон по разному озвучит.

с. 131: Уже во Вступлении указывается, что новопосвящённому в ордене откроется путь к счастливой жизни

Юношеский максимализм и задор у тамошних Братьев преобладал  :yep:.

с. 132: Орден не имеет каких-либо иных внешних принудительных средств к исправлению человека. Единственное, к чему он прибегает, — это к власти нравоучения.

Ну вот, пожалуй, ключевое описание возможностей воздействия масонства на человека.  Иными словами, если масонство человеку нравится, то оно и будет масонством. Нет цели "вдолбить" человеку что-то в голову. Цель - показать на аллегориях нравственные уроки. А что и как поймёт человек - его личное дело. Клонспирологам неуд  :yep:. Автор шанса на фантазии не даёт.

с. 139:Русское масонство было первым проявлением гражданской инициативы.

Да. Я бы добавил, что и во всём мире масонство было прообразом будущих общественных организаций. Если не первой, то по крайней мере одной из первых общественных организаций.

0

10

Всё.
Дочитал до конца. Дальше идёт разбор философских понятий каменщиков. Мне работа понравилась. На мой взгляд работа соответствует понятию "АИ" ("Авторитетный источник") для различных ссылок на конкретный источник, в том числе в Википедии в соответствующих статьях, в книгах и других печатных материалах. Работа серьёзная, без фантазий, без конспирологического бреда. Всё строго по науке.
У меня единственное замечание. Всё-таки, на мой взгляд, для масона главным нравственным, философским, духовным источником является Ритуал, Наставление и Легенда, полностью самодостаточные материалы. Все указанные в работе материалы являются личной точкой зрения конкретных масонов, лишь раскрывающие их собственное видение масонских материалов. А здесь, и в работе это указано, у каждого масона собственный взгляд на духовность.

Работа может быть использована и масонами в качестве источника для зодческих работ.
Все читайте обязательно. Меня особенно увлекли философские вопросы Каменщиков того времени. Мне показалось, что Братья того времени были солидными серьёзными людьми, и в то же время суеверными, и слишком наивными максималистами. Всему своё время.

0

11

Я по цветам в масонстве нашёл более чётко сформулированную точку зрения:

В масонстве нет общепризнанной схемы или науки о цветах, как в некоторых других тайных орденах, которые имеют свой Ритуал... Цех иногда называют Голубым масонством, по большей части на континенте и в Америке...

Уайт А.Э. "Новая энциклопедия масонства (великого искусства каменщиков) и родственных таинств: их ритуалов, литературы и истории. - СПб.: Издательство "Лань", 2003. С. 352.

Это подтверждает мою мысль о том, что цвета в масонстве - это французское влияние на масонство. В основном деление по цветам преобладает там, где сильнее развивались "высшие" степени в масонстве.

0


Вы здесь » Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде » История масонства » С.В. Аржанухин. "ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКОГО МАСОНСТВА"