Просто полезная работа для новых Досточтимых Мастеров.

http://s3.uploads.ru/t/zSLY0.jpg

Альберт Пайк

ПРИТВОР И СРЕДИННАЯ  ПАЛАТА. КНИГА  ЛОЖИ

Чарльстон, 1872

©Перевод с английского Е. Л. Кузьмишина, 2005

ВВЕДЕНИЕ

     Данный ритуал публикуется для ознакомления читателей с особенностями определен-ной системы масонских степеней.
     Поэтому он не может рассматриваться как некая матрица, отдельные положения кото-рой можно изменять по собственному усмотрению.
     Однако в самом ритуале существуют  положения различной степени важности. Наибо-лее важные его места носят характер нерушимой догмы, поскольку относятся к области священнодействия, а поэтому ни под каким видом не могут изменяться, но лишь стро-жайшим образом соблюдаться. Менее важные его части могут изменяться в том, что каса-ется формулировок и иных косметических исправлений.
     К частям ритуала, не могущим быть изменены, относятся полные ритуалы открытия и закрытия работ и непосредственно относящиеся к практической части ритуала аспекты приуготовления кандидата и его перемещений по залу собраний. Наставления и уроки могут во время посвящения произноситься в сокращенной форме, а затем выдаваться новопосвященному в письменном виде для самостоятельного ознакомления. Текст молитв также может изменяться в зависимости от целей и обстоятельств их произнесения. Тем не менее, данным разрешением не следует злоупотреблять, поскольку текст как молитв, так и наставлений уже обладает достаточной гибкостью для приспособления к тем или иным обстоятельствам. Тот, кто находит вдохновение в постоянном изменении формулировок и порождении новых, тем самым демонстрирует только предпочтение, отдаваемое им внешней форме перед внутренним  содержанием. Также всем братьям рекомендуется путем многократных и тщательных репетиций хорошо ознакомиться с основными понятиями, терминами и формулировками ритуала; единство ритуала и используемых в нем формулировок является тем крепким цементом, который скрепляет братьев во время совместной работы.
     Ритуалы этих степеней Древнего и Принятого Шотландского Устава до сих пор встре-чались только на французском языке, однако даже не специалисту очевидно, что многие формулировки в этих французских ритуалах являются с той или иной изящностью пере-веденными с английского языка еще в те времена, когда во Франции учреждались первые английские ложи. При обратном переводе поэтому формулировкам был придан их ста-ринный английский вид, что полностью соответствует духу документа, пусть и не всегда точно следуя французскому оригиналу слово в слово. В некоторых случаях, когда форму-лировки французского Современного Устава (Rit Moderne) отличаются от принятых в Шотландском Уставе, эти отличия поясняются в примечаниях.
     В ходе подготовки данного ритуала Верховный Великий Командор Верховного Совета в Чарльстоне руководствовался рукописями, имеющимися в библиотеке Верховного Совета, трудом «Guide des Maçons Ecossais», печатным руководством для Вольных Каменщиков Шотландского Устава, а также рукописями, ритуалами и книгами «Régulateur Symbolique» и «Régulateur des Maçons», относящимися к французскому Современному Уставу. Также он выражает благодарность автору рукописи «Tuileur Universel» д‘Ольне, достославному брату Рокуэллу, автору конституции «Ахиман Резон» для Джорджии, и брату В. А. де Кастро. Данное издание является расширенным и дополненным по отношению к первой версии за счет того, что некоторые уроки и наставления были дополнены или составлены автором.

1. МАСОНСТВО
     Масонство, или франкмасонство, по-французски, «Franc Maçonnerie», в разное время определялось по-разному.
     Регламент Великого Востока Франции приводит следующее определение масонства: «Орден Вольных и Принятых Каменщиков есть сообщество мудрых и добродетельных людей, чьей целью является жить в совершенном равенстве и быть связанными тесными узами взаимного уважения, доверия и дружества, при этом именуя друг друга братьями, а также побуждать друг друга к претворению в жизнь всех добродетелей».
     Английское определение гласит, что франкмасонство есть «нравственная система, со-крытая в аллегориях и явленная в символах».
     Оба эти определения, естественно, несовершенны. Орден Вольных и Принятых Ка-менщиков является, или, по крайней мере, должен являться сообществом разумных, обра-зованных, добродетельных, беспристрастных, великодушных и целеустремленных людей, почитающих друг друга свободными, равными и братьями, связанных братским торже-ственным обязательством оказывать друг другу всяческое вспомоществование. Также франкмасонство является системой, или школой, не только нравственности, но также и политической и религиозной философии, обычно содержащейся в его аллегориях и явленной в его символах. А также, поскольку оно содержит внутри своей системы, некоторые рыцарские степени, оно является еще и рыцарским орденом, что налагает на его членов обязательство исполнять высший долг и высшее предназначение человека, гражданина, патриота и воина.
     Таким образом, настоящее и полное определение Вольного Каменщичества Древнего и Принятого Шотландского Устава должно выглядеть так: это шаг на пути к Свету; посто-янное – на протяжении посвящения во все его степени – устремление к возвышению в себе то Божественное, что содержится в каждом человеке, духовной части составной его природы, его разума и нравственного чувства, дабы позволить им подчинить и преодо-леть земные, животные и низменные свойства этой составной природы, а именно страсти и чувственные порывы.
     Данный ритуал предназначен только для теоретического изучения братьями лож Юж-ной юрисдикции для США, где не работают символические ложи Шотландского Устава; он должен тщательно изучаться всеми кандидатами на посвящение в 4-й градус данного Устава, поскольку без этого ритуальная система Устава остается неполной и подобной материи без основы.

2. ЛОЖА

ОФИЦЕРСКИЕ ДОЛЖНОСТИ  И  УБРАНСТВО

http://s3.uploads.ru/t/Ag6Xo.jpg

Всего в ложе 12 основных офицерских должностей, следующих в нижеизложенном иерархическом порядке:
1. Досточтимый Мастер (le Vénérable Maitre)
2. Первый Страж  (le Premier Surveillant)
3. Второй Страж (le Second Surveillant)
4. Оратор (l’Orateur)
5. Казначей (le Trésorier)
6. Секретарь (le Sécrétaire)
7. Госпитальер, или Дародатель (le Hospitalier ou Aumonier)
8. Первый Диакон, или Эксперт (le Premier Diacre ou l’Expert)
9. Обрядоначальник (le Maitre des Cérémonies)
10. Второй Диакон, или Помощник Эксперта, или Кровельщик (le Second Diacre ou Couvrer)
11. Трапезоначальник, или Стюард, или Агапмейстер (le Maitre de Réfections)
12. Знаменосец (le Porte-étandard)

     Также в обязательном порядке назначается
13. Внешний Привратник (le Tuiller).

     Кроме того, может назначаться
14. Внутренний Привратник, или Сопроводитель, или Глашатай (le Pursuivant).

     В обязанности последнего входит отвечать на стук в двери Храма извне. Он располага-ется внутри Храма у его дверей.

     В плане ложа представляет собой прямоугольник или параллелограмм, причем, при-близительно одна четверть помещения в длину отделена от остальных его трех четвертей ограждением из позолоченных опор с горизонтальными перилами, с которых свисают до пола голубые занавеси, и ее пол приподнят над полом остального помещения на три не-высоких ступени. Высота ограждения должна быть не более 1,5 метра. В центре помеще-ния в ограждении сделан проход шириной около 3 метров. Возвышенная часть зала со-браний предположительно располагается на востоке, поэтому она и называется Востоком. Главный вход в зал собраний должен располагаться на западе напротив Востока.
     В центре пола зала собраний помещается мозаичный пол, составленный из чередую-щихся белых и черных ромбов и окруженный зубчатой каймой, дополняющей зубчатые края мозаичного пола. Вокруг зубчатой каймы помещается внешняя широкая кайма  голу-бого цвета.
     На востоке зала собраний, в центре возвышенной площадки, помещается плато, к кото-рому ведут еще три невысокие ступени. На плато устанавливается кресло Досточтимого Мастера и перед ним – треугольный стол, на котором лежат письменные принадлеж-ности, обнаженный меч и молоток (трамбовочная киянка) и стоят три светоча. По сторонам от стола Досточтимого Мастера устанавливаются две тонкие колонны Композитного ордера, соединенные аркой. С арки в ее середине свисает составленный из тонких полос желтого металла равносторонний треугольник (Лучезарная Дельта), в центре которого привешена золотая древнееврейская литера y (йод).
     Справа от платформы Досточтимого Мастера и перед ней в ограде помещается невысо-кая усеченная рифленая колонна – алтарь Воскурений. Такая же колонна помещается между входными дверями и южной стороной зала собраний и именуется алтарем Возлия-ний.
     Братья размещаются вдоль северной и южной сторон зала собраний и именуются, со-ответственно, братьями колонны Севера или колонны Юга. Первый Страж располагается на западе зала собраний, напротив Досточтимого Мастера. Второй Страж располагается на юге зала собраний у стены, в середине колонны Юга, или также на западе, к югу от Первого Стража. Стражи размещаются также на особых плато, приподнятых над полом зала собраний на одну невысокую ступень. Перед каждым из стражей стоит треугольный стол, на котором стоят три светоча и лежат обнаженный меч и молоток (трамбовочная ки-янка). Справа от плато Первого Стража устанавливается колонна Коринфского ордера; справа от плато Второго Стража – колонна Ионического ордера.
     Все столы, алтари, сиденья и молитвенная подставка перед алтарем Приношения клятв покрыты голубой материей; покровы столов трех старших офицеров свисают до пола, и с трех сторон на них вышиты пурпуром: у Досточтимого Мастера – наугольники, у Пер-вого Стража – уровни, у Второго Стража – отвесы. Перед плато Досточтимого Мастера и обоих Стражей должно оставаться место для прохода.
     В восточной части мозаичного пола во время открытия работ расстилается табель гра-дуса, в котором проводятся работы – прямоугольный ковер с изображением символов и эмблем соответствующего градуса.
     К западу от табеля градуса на мозаичном полу размещается алтарь Приношения клятв, квадратный в сечении, высотой 1 метр, сверху покрытый квадратной металлической позолоченной пластиной и имеющий по углам четыре металлических рога, или языка пламени. На этом алтаре помещаются иудейское Пятикнижие (или свиток пергамента, воплощающий его), Книга Конституций, наугольник и циркуль, всегда раскрытый на 60°. К востоку, западу и югу от этого алтаря устанавливаются три светоча, составляющие равносторонний треугольник: толстые и высокие свечи голубого воска в тонких подсвечниках высотой около 1 метра.
     Стены зала собраний, по крайней мере, на Востоке, должны быть затянуты голубыми занавесями от потолка до пола.

     По сторонам от главного входа располагаются колонны, сделанные в соответствии с размерами, приведенными в III Книге Царств и затем в Книге Иезекииля для колонн при-твора Первого Храма в Иерусалиме, соответственно, приземистые, высотой в 18 локтей, с капителями еще в 5 локтей, диаметром в 4 локтя. Капители колонн должны быть сделаны в виде семенных коробочек лотоса и украшены венками и цепями, а также сетчатым узором, и увенчаны гранатами. Южная колонна именуется «Яхайян», северная колонна именуется «Бааз». Они определенно позаимствованы строителями Первого Храма из интерьера храмов Древнего Египта.
     В центре мозаичного пола изображается Пламенеющая Звезда в окружении лучей све-та.
     Высокопоставленные братья-посетители после ввода в Храм размещаются на Востоке по сторонам от Досточтимого Мастера.
     На алтаре Воскурений размещаются треножник, кадильница и чаши с благовониями для воскурения.
     Вдоль северной стороны зала собраний помещаются четыре колонны такой же высоты, как колонны Стражей: две Тосканского ордера и две – Дорического ордера.
     Кроме светильников при алтаре Приношения клятв и на плато троих старших офице-ров, в Храме должны быть еще 12 зажженных свечей, приготовляемых для приема посе-тителей. Наугольник на алтаре располагается углом к западу, циркуль – углом к востоку. Если ложа владеет регулярным стальным молотком, он также помещается на алтаре При-ношения клятв.
     На протяжении всего времени работы ложи на мозаичном полу должен быть расстелен табель соответствующего градуса. Его расстилает Эксперт перед открытием работ, пока братья облачаются.
     На столе Казначея размещаются два светоча, письменные принадлежности, ящик для пожертвований и Кружка Вдовы, а также облачение для кандидата.
     На столе Секретаря размещаются два светоча, обычные книги и бумаги, а также Книга Посещения, ящик для голосования и бархатный или шелковый мешок для предложений на металлической раме с рукоятью.
     Потолок расписан под звездное небо. Над плато Досточтимого Мастера изображено сияющее Солнце; над плато Первого Стража – Луна в виде полумесяца; над плато Второго Стража – пятиконечная звезда. Также на потолке изображаются определенные созвездия и отдельные звезды и планеты: в центре – три звезды Пояса Ориона; между ними и немного к северо-востоку – Плеяды и Гиады, в частности, Альдебаран; к северо-западу от Ориона – Лев с Регулом; к северу – Большая Медведица; к северо-западу – Арктур; к западу от Регула – Повязка Девы; на западе – Антарес; на юге – Фомальгот; над Востоком – Юпитер; над западом – Венера; рядом с Солнцем – Меркурий; ближе к центру – Марс и Сатурн. Звезды Пояса Ориона воплощают число 3; Гиады – число 5; Плеяды и Большая Медведица – число 7; также здесь изображаются пять Царственных звезд – Альдебаран, Арктур, Регул, Антарес и Фомальгот.
     Во французских ложах по всему периметру зала собраний непосредственно под потол-ком изображается красками или протягивается витой канат (la houppe dentelée) приблизи-тельно 15 см в диаметре с кистями, свисающими в каждом углу помещения, с завязанны-ми на нем кафинскими узлами общим числом 81.

3. ЗВАНИЯ, ЗНАКИ  И  ОБЛАЧЕНИЕ

     В первых двух градусах председательствующий офицер именуется «Досточтимым Ма-стером» (Venerable Master), а остальные офицеры и братья – просто «братьями».
     В третьем градусе председательствующий офицер именуется «Высокочтимым Масте-ром» (Worshipful Master), Стражи – «Весьма Досточтимыми Мастерами» (Most Venerable Master), а остальные братья – «Досточтимыми Мастерами» (Venerable Master).
     При обращении к офицерам и прочим братьям их титулы и звания следует всегда про-износить в полной форме, включая обращение «любезный брат» и «весьма любезный брат» (при обращении к офицерам в двух первых градусах).
     Офицерским должностям соответствуют следующие эмблемы, изображаемые на под-весках на офицерских лентах:

Досточтимый Мастер – наугольник,
Первый Страж – уровень,
Второй Страж – отвес,
Оратор – открытая книга или свиток пергамента,
Казначей – два скрещенные ключа,
Секретарь – два скрещенные пера,
Дародатель – открытая ладонь,
Эксперт – молоток,
Обрядоначальник – циркуль с лапами, раскрытыми на 90° и покоящимися на мерной шка-ле,
Помощник Эксперта – 24-дюймовая линейка,
Агапмейстер – два скрещенные жезла,
Знаменосец – вымпел,
Внутренний Привратник – стрела,
Внешний Привратник – меч,
Хранитель Печатей – кольцо с печаткой,
Архивариус – два скрещенные пера.

     Все эмблемы на офицерских лентах заключены в треугольник, выполнены из серебра и не должны превышать 7 см в высоту.
     Все присутствующие облачены в черные костюмы с черными или белыми жилетами. Во время работ в любом градусе Мастера носят головные уборы.
     Облачение состоит из квадратного запона ягнячьей кожи (не шелкового и не льняного), со стороной 50 см, повязывающегося голубой поясной лентой с кистями, свисающими спереди. На запоне нет никаких изображений или символов, подкладка и кайма голубые, ширина каймы – 1  см. Клапан запона треугольный, кайма клапана такая же, как на основной части запона. Офицеры и почетные гости также носят перевязи голубого шелка. Все офицеры и братья носят мечи со стальными рукоятями в ножнах голубой кожи со стальной отделкой на голубых кожаных поясах. Также все братья носят белые нитяные или кожаные перчатки.

4. ПОСЕТИТЕЛИ  И  ПОЧЕСТИ

     В каждой ложе должна храниться Книга Регистрации посетителей. Перед открытием ложи эта книга выносится в преддверие Храма, и никакой посетитель не может быть до-пущен на собрание ложи, пока он не вписал в нее свое имя, отличительный титул ложи, к которой принадлежит, и свои звания и должности в ней. После того, как все посетители сделали это, Книгу уносят в зал собраний.
     Носители степеней и званий в иных уставах, кроме Древнего и Принятого Шотланд-ского Устава, при условии, что эти их степени и звания выше, нежели их степени и звания в самом Шотландском Уставе, а иные системы масонских степеней признаны как масонские и законные на территории штата, где проводится собрание данной ложи Шотландского Устава, могут быть приняты с почестями, соответствующими их более высоким званиям в иных уставах, но не по закону, а если только на это согласятся Мастер и братья данной ложи.

     Устанавливается следующая шкала соответствий:
- американские и английские степени Царственного Свода и Совета Царственных и Избранных Мастеров приравниваются к 14-му градусу ДПШУ, степеням Ложи Усовершенствования;
- тамплиерская степень приравнивается к степени Князя Розы и Креста;
- звания действующего Великого Мастера Великой Ложи штата, Великого Перво-священника штата, председателя Великого Совета Царственных и Избранных Ма-стеров штата, Великого Командора тамплиерского Стана штата приравниваются к званию Командора Великой Консистории (32°) штата не своей юрисдикции.

     Почести носителям званий Бывшего офицера любого ранга в иных уставах, нежели ДПШУ, не оказываются.
     Среди офицеров, перечисленных выше, первым следует Великий Мастер, затем – Ве-ликий Командор, затем – Великий Первосвященник, затем – председатель Великого Совета.
     Почести, соответствующие званию Князя Царственной Тайны, оказываются Великому Царю и Великому Летописцу Великого Капитула Царственного Свода штата, а также Ге-нералиссимусу и Генерал-капитану тамплиерского Стана штата.
     Почести, соответствующие званию Рыцаря Кадош, оказываются Первому и Второму Стражам Великой Ложи штата, а также второму и третьему руководящим офицерам Ве-ликого Совета штата. Другим офицерам всех иных Великих юрисдикций никакие почести не оказываются.
     Почести, соответствующие званию Генерального Инспектора (не члена, действительного или почетного, Верховного Совета), оказываются Великому Мастеру Рыцарей Храма США, или любой другой страны, а также Генеральному Великому Первосвященнику США, или любой другой страны.
     Почести, соответствующие званию Командора Великой Консистории (не своей юрис-дикции), оказываются Генералиссимусу и Генерал-капитану тамплиерского Великого Стана США, или любой другой страны, а также Великому Царю и Великому Летописцу Генерального Великого Капитула Царственного Свода США, или любой другой страны.
     Почести носителям степеней и званий в уставах Мисраима, Египетском, Мемфиса, Древнем и Изначальном и Храма Фарсиса не оказываются.
     При оказании почестей назначенные для этого братья берут в руки свечи, называющиеся «звездами». Перед оказанием почестей всех посетителей разделяют на соответствующие группы и принимают в зале собраний соответствующим образом.
     Братья первых трех степеней – все присутствующие стоят в зале собраний под знаком.
     Носители 14-го градуса – 2 звезды и 2 меча.
     Носители 16-го градуса – 3 звезды и 3 меча.
     Князья Розы и Креста, действующие Мастера отдельных символических лож, действу-ющие руководители Лож Усовершенствования и Советов Князей Иерусалимских – 4 звез-ды и 4 меча.
     Рыцари Кадош и действующие руководители Капитулов Розы и Креста – 5 звезд и 5 мечей.
     Князья Царственной Тайны и действующие руководители Советов Рыцарей Кадош – 6 звезд и 6 мечей, стальной свод.
     Командоры Великих Консисторий штата не своей юрисдикции – 7 звезд и 7 мечей, стальной свод.
     Командор Великой Консистории штата своей юрисдикции, все Генеральные Инспектора 33°, специальные представители Материнского Верховного Совета Генеральных Инспекторов – 8 звезд и 8 мечей, стальной свод.
     Действующие и почетные члены Материнского Верховного Совета, а также его специ-альные представители из числа действительных членов, действующие члены Верховных Советов, находящихся в состоянии взаимного признания с Материнским Верховным Со-ветом – 9 звезд и 9 мечей, стальной свод, лязг мечей и перестук молотков.
     Верховные Великие Командоры не своей юрисдикции и Бывшие Верховные Великие Командоры любой юрисдикции – 10 звезд и 10 мечей, стальной свод, лязг мечей и пере-стук молотков.
     Особые представители Верховного Великого Командора своей юрисдикции, Лейтенант Великого Командора своей юрисдикции – 11 звезд и 11 мечей, стальной свод, лязг мечей и перестук молотков.
     Верховный Великий Командор своей юрисдикции – 12 звезд и 12 мечей, стальной свод, лязг мечей и перестук молотков.
     Никакие почести не оказываются носителям никаких степеней и званий, если эти сте-пени и звания в ДПШУ ниже, чем у председательствующего офицера данной ложи, а так-же в том случае, если Командор Великой Консистории штата уже был предварительно принят и введен в зал собраний до ритуального открытия работ, за исключением всех слу-чаев, когда посетителем является действующий член Верховного Совета или действую-щий или бывший Верховный Великий Командор, или его специальный представитель лю-бого ранга.
     Во время представления посетителей все присутствующие, кроме Мастера ложи, стоят с непокрытыми головами. Мастер не снимает головного убора ни перед кем.

5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  КАНДИДАТОВ  И  ГОЛОСОВАНИЕ

     К приему в Орден допускаются только профаны, достигшие возраста в 21 год, свободные, свободнорожденные, уважаемого в обществе рода занятий, не атеисты, не слабоумные, полностью и совершенно отвечающие за все свои действия и состояние, обладающие определенной степенью образования, по крайней мере, умеющие читать и писать, а также обладающие доброй репутацией в обществе и дружелюбным характером.
     К приему не допускаются рабы и слуги любого рода, профессиональные игроки, лица без явных законных источников дохода, а также вообще занимающиеся каким-либо родом деятельности, считающимся в обществе низменным, незаконным или постыдным.
     К приему в Орден не допускаются монахи и члены Ордена иезуитов, а также приспеш-ники или сторонники любой незаконной тиранической светской власти.
     К приему в Орден допускаются только и исключительно лица, предварительно полно-стью уплатившие все необходимые вступительные взносы и сборы.
     Окончательное голосование по вопросу приема проводится только на третьем по вре-мени собрании после первого представления кандидатуры профана.
     Между первым представлением кандидата на собрании ложи и его посвящением долж-но пройти не менее трех месяцев, однако данный период может быть сокращен до 45 дней, в случае если в течение этого срока было проведено три собрания ложи, о каждом из которых было должным образом заранее сообщено всем братьям ложи.
     В любом случае, для приема в Орден профан составляет и представляет прошение по следующей форме:

     «Высокочтимому Мастеру, Весьма Досточтимым Стражам и Досточтимым Брать-ям Достопочтенной Ложи под номером… и отличительным титулом… при Востоке го-рода… штата… Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества
     Я…, свободнорожденный, достигший возраста в полных 21 год, сим подтверждаю, что свободно и по своей собственной доброй воле, не будучи в этом наставляем или убеждаем своими друзьями или кем-либо иным, не будучи влеком единым духом любопыт-ства, корыстью или какими-либо иными недостойными мотивами, предлагаю себя кан-дидатом для посвящения в таинства франкмасонства; но поступаю так в силу доброй славы, сопутствующей этому Братству, своей жажды знаний и чистосердечного стремления служить своим ближним; и при этом обязуюсь добровольно и с радостью повиноваться древним обычаям и установленным традициям, принятым в Ордене.
     Мой возраст… лет, я родился в…, работаю… и в настоящее время проживаю в…
_____________ (подпись)
Рекомендатор: __________________(подпись)»

     Заполненное таким образом прошение передается рекомендатором Мастеру ложи в частном порядке. Рекомендацию ни в коем случае не следует давать, если рекомендатор в достаточной степени не знаком с образом жизни, занятиями, характером и иными значи-мыми чертами и умственными и нравственными свойствами кандидата. К посвящению даже в Малые Мистерии не следует допускать никого, кто не обладал бы достаточными умственными способностями и силой, дабы осознать и по достоинству оценить сообщае-мые ему наставления и уроки, определенным уровнем образования и стремлением учиться далее, способностью к серьезным размышлениям, равно как и человека развращенного, меркантильного и самовлюбленного. Если же рекомендатор приводит в Орден пьяницу, игрока, соблазнителя, обманщика или нечестного дельца, он сам должен подвергнуться исключению из Ордена. Незнание компрометирующих обстоятельств не является для него в этом случае оправданием. Всякий рекомендатор подписывает прошение, исходя из своих знаний о кандидате, а поэтому должен принимать на себя и сопряженный с этим риск и брать на себя ответственность.
     После представления прошения кандидата Мастеру тот проводит его оглашение в должным образом открытой ложе Учеников, не называя при этом брата-рекомендатора по имени.

Мастер: Любезные братья, я представляю вам профана… (возраст, профессия, место рождения и место жительства), ищущего быть допущенным к посвящению в наши та-инства и стать членом нашей Достопочтенной Ложи. Братья Первый и Второй Стражи, возвестите это на ваших колоннах и предложите братьям к следующему собранию пред-ставить данные об этом профане, дабы нам тогда решить, назначать ли комитет для выне-сения решения по его кандидатуре.
Первый Страж: Брат Второй Страж и братья колонны Севера, Досточтимый Мастер представляет вам профана… (возраст, профессия, место рождения и место житель-ства), ищущего быть допущенным к посвящению в наши таинства и стать членом нашей Достопочтенной Ложи, и предлагает вам к следующему собранию представить данные об этом профане, дабы нам тогда решить, назначать ли комитет для вынесения решения по его кандидатуре.
Второй Страж: Братья колонны Юга, Досточтимый Мастер представляет вам профа-на… (возраст, профессия, место рождения и место жительства), ищущего быть допу-щенным к посвящению в наши таинства и стать членом нашей Достопочтенной Ложи, и  предлагает вам к следующему собранию представить данные об этом профане, дабы нам решить на следующем собрании, назначать ли комитет для вынесения решения по его кандидатуре. Брат Первый Страж, оповещение исполнено.

Первый Страж: Досточтимый Мастер, оповещение исполнено.

Перед следующим собранием должно пройти не менее 15 дней. На этом собрании Мастер оглашает данный вопрос порядка дня, после чего следует приведенная далее церемония.

Мастер: Братья Первый и Второй Стражи, возвестите братьям, что они вольны пред-ставить нам все, что им удалось узнать о профане, предложенном на предыдущем собра-нии кандидатом для посвящения в наши таинства.
Первый Страж: Брат Второй Страж и братья колонны Севера, Досточтимый Мастер призывает вас представить нам все, что им удалось узнать о профане, предложенном на предыдущем собрании кандидатом для посвящения в наши таинства..
Второй Страж: Братья колонны Юга, Досточтимый Мастер призывает вас предста-вить нам все, что им удалось узнать о профане, предложенном на предыдущем собрании кандидатом для посвящения в наши таинства. Брат Первый Страж, оповещение испол-нено.

Первый Страж: Досточтимый Мастер, оповещение исполнено.

Если кто-либо из братьев просит слова, он вытягивает прямую правую руку гори-зонтально вперед. Соответствующий Страж оглашает:
Страж: Досточтимый Мастер, брат… на колонне… просит слова.

Мастер: Даю ему слово.

Братья, пребывающие на Востоке, испрашивают разрешение говорить у Мастера. В любом случае данный порядок оповещения и обращения к Мастеру через посред-ство Стражей является обязательным и соблюдается в полной форме во всех слу-чаях. Это является нерушимым правилом всех регулярных работ. Обращение брата с колонны напрямую к Мастеру не допускается. Если одновременно просят слова несколько братьев, решение об очередности их выступлений принимает соответ-ствующий Страж. Любой брат имеет право потребовать назначение комитета, и в таком случае комитет назначается без последующего голосования. По окончании всех выступлений церемония продолжается.
Второй Страж: Брат Первый Страж, моя колонна безмолвна.
Первый Страж: Досточтимый Мастер, колонны безмолвны.
Мастер: Братья Первый и Второй Стражи, прошу вас провести голосование, дабы нам удостовериться, не требует ли кто-либо из братьев назначения комитета для проведения следствия по кандидатуре этого профана.
Первый Страж: Брат Второй Страж, Досточтимый Мастер поручает нам провести голосование, дабы удостовериться, не требует ли кто-либо из братьев назначения комитета для проведения следствия по кандидатуре этого профана.
Второй Страж: Брат Обрядоначальник, Досточтимый Мастер поручает нам провести голосование, дабы удостовериться, не требует ли кто-либо из братьев назначения комите-та для проведения следствия по кандидатуре этого профана.

Обрядоначальник идет к плато Секретаря и берет с него ящик для голосования, со-стоящий из двух отделений: для хранения шаров и собственно для голосования. Об-рядоначальник открывает второе отделение и показывает Первому Стражу, что оно пусто. Затем Мастер приказывает всем присутствующим встать, и происхо-дит их подсчет последовательно Обрядоначальником, Экспертом и Помощником Эксперта. Если все три результата совпадают, Обрядоначальник сообщает об этом Первому Стражу, а тот – Мастеру, с места. Затем Секретарь отсчитыва-ет белые и черные шары по числу участников голосования, укладывает их в первое отделение ящика для голосования, а остальные шары убирает. После этого Обря-доначальник обходит всех присутствующих и каждому выдает по 1 белому и 1 чер-ному шару.
Мастер: Братья Первый и Второй Стражи, возвестите братьям, что я объявляю голосо-вание, дабы нам удостовериться, не требует ли кто-либо из братьев назначения комитета для проведения следствия по кандидатуре этого профана. Брат, желающий назначения комитета, да проголосует черным шаром.
Первый Страж: Брат Второй Страж и братья колонны Севера, Досточтимый Мастер объявляет голосование, дабы нам удостовериться, не требует ли кто-либо из братьев назначения комитета для проведения следствия по кандидатуре этого профана. Брат, же-лающий назначения комитета, да проголосует черным шаром. 
Второй Страж: Братья колонны Юга, Досточтимый Мастер объявляет голосование, дабы нам удостовериться, не требует ли кто-либо из братьев назначения комитета для проведения следствия по кандидатуре этого профана. Брат, желающий назначения коми-тета, да проголосует черным шаром.

Обрядоначальник берет ящик для голосования, открывает его пустое отделение и идет к Мастеру, затем Первому, затем Второму Стражам, потом к остальным офицерам ложи в иерархическом порядке, потом к братьям, пребывающим на Во-стоке, и принимает у них шары. Затем он идет к алтарю и устанавливает ящик на нем. Все остальные братья по очереди подходят к алтарю, приветствуют Масте-ра знаком и голосуют. После этого Глашатай заменяет в преддверии Храма При-вратника, которого вводят в зал собраний, сообщают ему причину голосования и просят голосовать, после чего Привратник возвращается на свое место. По окон-чании голосования, Обрядоначальник берет ящик для голосования и поочередно по-казывает его Второму и Первому Стражам, каждый из которых подсчитывает голоса отдельно.
Мастер: Братья Первый и Второй Стражи, как проголосовали братья?

Если количество поданных голосов и число присутствующих не совпадают:

Первый Страж: Брат Второй Страж, как проголосовали братья на Юге?

Второй Страж: Неверно и несовершенно, брат Первый Страж.
Первый Страж: Досточтимый Мастер, неверно и несовершенно на Западе, юге и Се-вере.

Мастер: Признаю голосование неверным и несовершенным на Юге, Севере и Востоке. Братья Первый и Второй Стражи, прошу вас провести повторное голосование, дабы нам удостовериться, не требует ли кто-либо из братьев назначения комитета для проведения следствия по кандидатуре этого профана.

Следует повторение всей процедуры голосования. Если количество поданных голо-сов и число присутствующих совпадают, и голосование не приносит ни одного чер-ного шара:

Первый Страж: Брат Второй Страж, как проголосовали братья на Юге?
Второй Страж: Верно и совершенно и светло на Юге, брат Первый Страж.
Первый Страж: Досточтимый Мастер, братья проголосовали верно и совершенно, светло на Юге и ясно на Севере и Западе.
Мастер: Итак, братья проголосовали верно и совершенно, светло на Юге, ясно на Се-вере и Западе и незапятнанно на Востоке. Братья Первый и Второй Стражи, возвестите братьям на ваших колоннах, что никто из них не испросил назначения комитета для рас-следования по данной кандидатуре, а посему такой комитет не будет назначен и голосование по вопросу посвящения сего кандидата в наши таинства будет проведено на следующем регулярном собрании нашей Достопочтенной Ложи.
Первый Страж: Брат Второй Страж и братья колонны Севера, Досточтимый Мастер возвещает вам, что никто из вас не испросил назначения комитета для расследования по данной кандидатуре, а посему такой комитет не будет назначен и голосование по вопросу посвящения сего кандидата в наши таинства будет проведено на следующем регулярном собрании нашей Достопочтенной Ложи.
Второй Страж: Братья колонны Юга, Досточтимый Мастер возвещает вам, что никто из вас не испросил назначения комитета для расследования по данной кандидатуре, а по-сему такой комитет не будет назначен и голосование по вопросу посвящения сего канди-дата в наши таинства будет проведено на следующем регулярном собрании нашей Досто-почтенной Ложи.

Если голосование принесло черный шар:
Первый Страж: Брат Второй Страж, как проголосовали братья на Юге?
Второй Страж: Верно и совершенно и темно на Юге, брат Первый Страж.
Первый Страж: Досточтимый Мастер, братья проголосовали верно и совершенно и темно на Юге, Севере и Западе.
Мастер: Итак, братья проголосовали верно и совершенно и темно на Юге, Севере, За-паде и Востоке. Братья Первый и Второй Стражи, возвестите братьям на ваших колоннах, что, поскольку братья просят назначения комитета для расследования по данной кандида-туре, такой комитет будет назначен и сообщит о результатах своего расследования на сле-дующем регулярном собрании нашей Достопочтенной Ложи.
Первый Страж: Брат Второй Страж и братья колонны Севера, Досточтимый Мастер возвещает вам, что, поскольку вы просите назначения комитета для расследования по данной кандидатуре, такой комитет будет назначен и сообщит о результатах своего рас-следования на следующем регулярном собрании нашей Достопочтенной Ложи.
Второй Страж: Братья колонны Юга, Досточтимый Мастер возвещает вам, что, по-скольку вы просите назначения комитета для расследования по данной кандидатуре, такой комитет будет назначен и сообщит о результатах своего расследования на следующем регулярном собрании нашей Достопочтенной Ложи.

     Мастер назначает следственный комитет, состоящий всегда из троих братьев, чьих имен он не оглашает остальным членам ложи; любая полезная информация сообщается любым братом данному комитету через Мастера. Также Мастер назначает из числа этих троих председателя комитета.
     На следующем регулярном собрании ложи Обрядоначальник, по распоряжению Ма-стера, обносит всех присутствующих Кружкой Предложений, начиная с Востока, и каж-дый должен опустить туда руку. Таким образом члены комитета опускают в Кружку Предложений свои отчеты (написанные на маленьком листе бумаги, сложенном в не-сколько раз и помещающемся в сжатом кулаке), не будучи никем замечены. Отчеты не подписываются, а имя профана обозначается в них инициалами. Секретарь точно так же указывает в протоколе этого и предыдущего собрания только инициалы, профана, более не приводя никаких данных о нем; однако при этом он заводит отдельный лист бумаги, куда вносит все данные профана, а также все последующие даты и события, предшеству-ющие (при благоприятных обстоятельствах) его приему, как то: представление, назначе-ние следственного комитета, рассмотрение отчетов комитета и пр., вплоть до даты посвя-щения в Орден. Данный лист подписывается не менее чем троими офицерами ложи и за-печатывается после внесения в него каждого исправления. После и в случае посвящения профана в Орден Секретарь переписывает содержание этого листа в протокол собрания, на котором состоялось его посвящение.
     Комитет должен провести расследование не только образа жизни кандидата, но его ха-рактера, чтобы выяснить, каков он в быту: добр, великодушен, склонен к духовным раз-мышлениям, или наоборот, меркантилен, угрюм, склонен к ссорам и гневливости и т.д. Также необходимо выяснить его умственные способности, уровень образования и склон-ность к расширению кругозора. Все это члены комитета должны обстоятельно выяснить и отразить в своих отчетах, а не просто ограничиваться рекомендацией или отказом от таковой, поскольку опыт показывает, что в последнем случае отчеты превращаются в пустую формальность.
     В случае если двое из троих членов комитета, или все трое, аргументировано не реко-мендуют профана для вступления в Орден, Мастер объявляет об этом братьям, и далее эта кандидатура не рассматривается.
     В случае если все члены комитета рекомендуют профана для посвящения, или двое из них рекомендуют его, или комитет вообще не назначался, процедура представления про-должается.

Мастер: Любезные братья, на торжественном регулярном собрании нашей ложи от… числа… месяца… года нами было рассмотрено прошение профана… о вступлении в нашу ложу и посвящении в таинства нашего Ордена. После рассмотрения его прошения вы проголосовали за назначение по его кандидатуре следственного комитета. Во исполнение вашего решения я назначил такой комитет, состоявший из троих братьев. Комитет провел следствие, в его результате сообщив мне, что, приняв профана… в нашу ложу, мы обретем в его лице достойного и истинного брата. Его собственное решение остается неизменным. Брат Секретарь, прошу тебя зачитать отчет комитета (исполняется).
Братья Первый и Второй Стражи, вопросите братьев, на ваших колоннах пребываю-щих, имеют ли они какие-либо замечания относительно кандидатуры этого профана.
Первый Страж: Брат Второй Страж и братья колонны Севера, Досточтимый Мастер вопрошает вас, имеете ли вы какие-либо замечания относительно кандидатуры этого про-фана.
Второй Страж: Братья колонны Юга, Досточтимый Мастер вопрошает вас, имеете ли вы какие-либо замечания относительно кандидатуры этого профана.

Если кто-либо из братьев имеет замечания, процедура аналогична принятой при открытии работ. Если нет, Стражи оповещают об этом Мастера обычным по-рядком. После этого Мастер объявляет голосование, которое также проводится обычным и описанным ранее порядком, при условии соблюдения тех же норм по чер-ным шарам.
Мастер: Итак, братья проголосовали верно и совершенно, светло на Юге, ясно на Се-вере и Западе и незапятнанно на Востоке. Братья Первый и Второй Стражи, возвестите братьям на ваших колоннах, что профан… должным образом избран для посвящения в степень Ученика Вольного Каменщика, и попросите их присоединиться ко мне для брат-ского приветствия сего итога голосования.
Первый Страж: Брат Второй Страж и братья колонны Севера, возвещаю вам, что профан… должным образом избран для посвящения в степень Ученика Вольного Камен-щика, и Досточтимый Мастер просит вас присоединиться к нему для братского привет-ствия сего итога голосования.
Второй Страж: Братья колонны Юга, возвещаю вам, что профан… должным образом избран для посвящения в степень Ученика Вольного Каменщика, и Досточтимый Мастер просит вас присоединиться к нему для братского приветствия сего итога голосования.

Происходит обычное приветствие знаком, рукоплесканием и возгласом.

     Секретарь переносит в протокол собрания содержание кандидатского листа. В случае отрицательного голосования (3 или более черных шара) Секретарь немедленно сжигает кандидатские листы. В случае наличия 2 черных шаров принятие решения по кандидату-ре откладывается до следующего регулярного собрания. Если на следующем собрании после повторного голосования 2 черных шара остаются, кандидат отвергается.
     Если подан 1 черный шар, Мастер через Стражей призывает брата, опустившего его, сообщить ему причину такого своего решения вне стен ложи и под покровом масонской тайны. Если по изложении причин Мастер считает их незначительными, он может во вре-мя такого тайного совещания попробовать убедить брата на следующем собрании прого-лосовать «за», однако он ни под каким видом не может оказывать на брата давление. Если на следующем собрании при повторном голосовании все равно подан 1 черный шар, кан-дидат отвергается.
     В случае если возражение того или иного брата, подавшего черный шар, основывается на положениях Общего или Внутреннего регламента, он имеет право поднять руку, потребовать слова и изложить свои соображения. По результатам его выступления Мастер объявляет тайное или открытое голосование (с заключением Оратора по окончании), и решение этого голосования немедленно вступает в силу.
     В случае если брат, возражающий против принятия профана, опасается стать врагом для профана или просто не желает принимать на себя обязательство дружбы и братства по отношению к этому человеку, он имеет право не открываться перед Мастером ложи и просто ожидать решения последнего голосования, когда опущенный им черный шар за-кроет для профана двери ложи.
     Свобода волеизъявления в ходе тайного голосования носит абсолютный характер. Ни-кто не может быть лишен такого права, если считает, или предполагает, или думает, что представленный профан не обладает достаточными умственными способностями, или образованием, или нравственными свойствами, для посвящения в Орден. Всякие настойчивые расспросы брата о мотивации его выбора караются исключением из Братства; ложа в любом случае должна предпочесть сохранение проверенного и верного брата принятию в свои члены пока еще мало известного человека со стороны.
     В случае наличия в окрестностях других лож любого регулярного устава сообщение о прошении профана о принятии в данную ложу немедленно по его подаче передается в эти ложи, хотя в случае отклонения кандидатуры данной ложей она имеет право не сообщать в другие ложи о его причинах.
     Прошения об аффилиации принимаются ложей и рассматриваются в соответствии с точно такой же процедурой, как прошения о принятии в Орден.

6. ВНУТРЕННИЙ  РЕГЛАМЕНТ

     Каждая ложа должна принять и впоследствии строго соблюдать свой Внутренний ре-гламент. Он вступает в силу непосредственно после принятия. Однако сразу после приня-тия он должен быть представлен для утверждения в Великую Консисторию штата, или, в случае ее отсутствия, действующему или почетному Генеральному Инспектору для дан-ного штата, поскольку в случае, если в данном Внутреннем регламенте содержатся те или иные положения, противоречащие Общему регламенту или иным постановлениям, зако-нам, уложениям, статутам или распоряжениям Верховного Совета, или Великой Конси-стории штата, если таковая существует, то такой Внутренний регламент отклоняется, и братьям принявшей его ложи сообщается, что он не имеет силы вплоть до изменения со-ответствующих положений и его повторного представления на рассмотрение.
     Во Внутреннем регламенте в обязательном порядке должно содержаться положение о том, что ложа проводит орденские празднества в дни Летнего и Зимнего солнцестояний, т.е. 24 июня – День рождества Св. Иоанна Крестителя, а 27 декабря – День Св. Иоанна Богослова. В эти дни проводятся совместные братские застолья. Собрания по избранию офицеров на текущий год с последующей инсталляцией (в тот же день) проводится на со-брании, непосредственно предшествующем дню Зимнего солнцестояния.
     Офицеры ложи избираются на срок  не менее трех лет; иерархически первые семь офи-церских должностей – выборные, остальные назначаются Мастером ложи.
     В праве на погребение согласно масонскому ритуалу нельзя отказывать Подмастерьям и Ученикам, поскольку они являются полноправными членами масонского Ордена. Одна-ко в таком праве следует отказать любому члену Ордена, в течение продолжительного времени не являвшемуся действующим членом той или иной ложи или как-либо иначе пренебрегавшему исполнением своих обязанностей как Вольного Каменщика. К оказанию любого рода почестей всякая ложа должна подходить серьезно и осмотрительно.
     Открытие лож Учеников и Подмастерий проводится ритуально и в полной форме, но после открытия ложи Мастеров считается, что таким образом ложа открыта во всех трех степенях, а посему она может осуществлять перевод работ в степени Ученика или Подма-стерья и обратно по сокращенной процедуре.
     Все основные пункты порядка дня осуществляются в ложе Учеников, равно как и голосование по прошениям об аффилиации в ложу. Голосование по прошениям о по-священии в другие градусы проводится в ложах соответствующих градусов.
     При голосовании по прошению о посвящении право голоса дается также братьям посе-тителям, поскольку в данном случае их решение налагает на них такие же обязанности, как на братьев ложи, по отношению к кандидату, в случае его посвящения. По этой же причине им дается право голоса и при голосовании по прошению о переводе во второй и третий градус.
     Любой брат волен подать прошение о выходе из своей ложи, однако в случае, если против него выдвинуты те или иные претензии, ложа имеет право отказать ему в удовле-творении этого прошения вплоть до должного расследования, суда чести и вынесения им своего определения; если же брат имеет задолженность по взносам или иным сборам, ло-жа вправе отказать ему в выдаче димита (сертификата о выходе из ложе) вплоть до пога-шения задолженности.

7. ПОМЕЩЕНИЯ  МАСОНСКОГО  ХРАМА

     В масонском Храме должно быть обустроено удобное преддверие, или Зал потерянных шагов (sale des pas perdus) для первоначального приема в нем посетителей и для иных це-лей, согласно потребностям ложи. Это должна быть комната без окон, одна дверь которой открывается в помещение зала собраний, а другая, запирающаяся снаружи и изнутри, дверь – вовне.
     Также в Храме должна быть гардеробная, дверь из которой также ведет в зал собраний и находится слева от плато Первого Стража. Здесь осуществляется приуготовление кан-дидатов, а также ожидают введения в зал собраний посетители.
     В преддверии устанавливается стол с письменными принадлежностями и Книгой регистрации посетителей. Также в преддверии находятся платяные шкафы и Книга подписки на застольные собрания и празднества Ордена. В нем устанавливаются также еще один стол и достаточное количество стульев.
     В гардеробной не должно быть никакой мебели, кроме одного стола, нескольких стульев и шкафа (или шкафов), в которых хранится библиотека ложи. На стене начертаны или развешаны в виде отдельных лозунгов на лентах или картинах в рамах, следующие изречения:

- Ежели ты влеком сюда единым духом любопытства, вернись назад – уходи!
- Ежели ты страшишься узреть слабость и несовершенство человека во всей жалкой наготе, не обретешь ты средь нас радости и покоя!
- Ежели ты почитаешь лишь мирские блага и почести, ничего для себя не обретешь ты здесь!
- Ежели нет в душе твоей полного доверия нам – не следуй далее!
- Ежели сердце твое чисто и намерения благи – приветствуем тебя!
- Ежели желаешь ты следовать далее, тебе предстоит пройти очищение четырьмя стихиями, и вознесешься из обители мрака, и узришь Свет.

     Также в Храме должно быть еще одно помещение – Камера Размышлений, - которое располагается под залом собраний, этажом ниже, если возможно, ниже уровня земли, в подвале, без окон. Пол в Камере Размышлений в любом случае должен быть земляной. На стенах углем должны быть начертаны максимы нравственной философии, например, следующие:

- Все мы суть прах от праха, и во прах возвратимся.
- Во гробе все люди равны меж собой.
- Всяк в могилу сошедший более не восстанет.
- Пути беззаконного лежат во тьме, и не знает, обо что преткнется.
- Ходящий путями с мудрыми станет сам мудр, спутник же глупца погибнет.
- Отвращающий слух свой от плача страждущего сам восплачет, и не услышат его.
- Старой межи не разрушай и поля сироты не присваивай себе.
- Не имеющий власти над своим духом есть град разоренный, без стен.
- Ад и разруха не насытятся.
- Господу судить и праведников, и грешников.
- Слава Господня – облекать тайною Слово.

     На двери Камеры Размышлений изнутри изображена крышка гроба, а в самой двери прорезаны соответствующие отверстия, чтобы при поднесении к ней с внешней стороны лампы, изнутри на двери проявлялись алые надписи:

- на горе разрозненных костей: «От изменника останется лишь тлен и прах»;
- на скелете: «Смерть отмстит за измену и предательство»;
- на груди трупа во гробе: «Ученик-изменник – имя его стерто из списков».

     Дверь должна запираться на тяжелую чугунную щеколду. В центре камеры устанавли-вается маленький деревянный столик, а рядом с ним – большой камень или просто куча земли. Других сидений в камере нет. На столике устанавливается человеческий череп со вставленной в него зажженной свечой, а также там раскладываются и расставляются ко-локольчик, кусок хлеба (булка), чаша воды, сосуды с солью, серой и ртутью и письменные принадлежности.
     На полу рядом со столиком устанавливается гроб со сдвинутой крышкой, открываю-щей голову «трупа». В углу устанавливается человеческий скелет, в одной руке держащий стрелу, а в другой – кинжал. В другом углу лежит куча разрозненных человеческих костей и череп.

8. ПОРЯДОК  ДНЯ
     Обычный порядок дня в ложах Ордена состоит из следующих обязательных пунктов:

1. Зачтение и подписание протоколов предыдущего собрания и всех иных прошлых собраний, протоколы которых еще не были зачитаны и подписаны, а также внесе-ние всех подписанных протоколов в особую Книгу Архитектуры. Для того, чтобы исключить ошибки, поправки, помарки и исправления в чистовом варианте прото-кола, его черновик ведется на отдельных листах бумаги, называемых «чертежами», которые неизменно зачитываются перед закрытием работ собрания, во время кото-рого ведутся, чтобы все возможные исправления были внесены в них сразу, до со-ставления чистовика.
2. Отчет брата Дародателя о состоянии вверенных ему материальных средств и всех благотворительных нуждах.
3. Отчеты постоянных комитетов.
4. Отчеты временных комитетов.
5. Петиции о принятии или аффилиации.
6. Рассмотрение ранее поданных прошений о принятии или аффилиации.
7. Прием.
8. Прочие дела с обсуждением и решениями по ним.

     После заслушивания докладов комитетов, в случае если они вызывают у братьев воз-ражения или замечания, их обсуждение может быть перенесено на время после приема.
     Перед началом каждого собрания Секретарь кладет на плато Досточтимого Мастера список пунктов порядка дня на данное собрание.
     Ложа может отложить рассмотрение любого вопроса путем простого голосования по порядку дня.

9.  РАЗНОЕ

1. Все заседания масонского суда чести, посвященные разбору масонских правонаруше-ний, должны проводиться на регулярном и должным образом открытом собрании ложи в присутствии всех братьев, согласно обычной и общепринятой процедуре, и голосование по каждому из рассматриваемых дел проводится отдельно, путем устного оглашения сво-его мнения («да» или «нет») каждым из братьев, начиная с самого молодого не-офицера и до самого старшего, а затем – офицерами ложи, начиная с Привратника и заканчивая До-сточтимым Мастером. Назначаться могут следующие наказания: порицание, штраф, воз-мещение материального ущерба, временное приостановление членства на определенный или неопределенный срок и исключение из состава братьев ложи с объявлением наруши-теля недостойным членства, что означает лишение всех прав и преимуществ, даруемых членством в Ордене. Действие исключения на неопределенный срок может быть приоста-новлено только положительным голосованием посредством устного заявления, начиная с младшего не-офицера, не менее чем трех четвертей братьев ложи на должным образом открытом регулярном собрании ложи, при условии, что уведомление о предстоящем голосовании по данному вопросу было заранее сделано на предшествующем регулярном собрании. Перед подобным голосованием при наличии троих пожелавших этого братьев ложи назначается особый комитет для расследования поведения временно исключенного. Действие исключения на определенный срок приостанавливается по истечении этого назначенного срока, однако оно может быть продолжено путем соответствующего голо-сования посредством устного заявления, начиная с младшего не-офицера, не менее чем трех четвертей братьев ложи на должным образом открытом регулярном собрании ложи, при условии, что уведомление о предстоящем голосовании по данному вопросу было за-ранее сделано на предшествующем регулярном собрании. Перед подобным голосованием при наличии троих пожелавших этого братьев ложи также назначается особый комитет для расследования поведения временно исключенного, и в случае если временно исклю-ченный не исправился, по результатам отчета назначенного комитета, срок его исключе-ния может быть продлен или объявлен неопределенным. Для окончательного исключения из Ордена необходимо большинство в три четверти, для назначения временного приоста-новления членства достаточно простого большинства из числа присутствующих.

2. Собрание ложи не может быть закрыто, пока всех братьев не обошла Кружка Пожерт-вований и все присутствующие не положили в нее хотя бы что-то. Никто из братьев не может покинуть зал собраний, пока работы официально не закрылись и пока братьям не была предложена Кружка Пожертвований. Общая собранная сумма передается Дародате-лю для распределения на благотворительные нужды. Деньги могут быть переданы на кон-кретное дело вспомоществования при оглашении или без оглашения, куда именно, по просьбе любого брата. В любом случае, получающая эти деньги сторона никогда и ни в коем случае не извещается об источнике вспомоществования.

3. Ложа не может быть распущена до следующего вечера, и не закрытое должным образом собрание не может быть перенесено на другой день. Во время перерывов в работе все присутствующие остаются под руководством Второго Стража, на чьем плато в таком слу-чае устанавливается вертикально маленькая позолоченная колонна Красоты.

4. Собрание ложи всегда открывается и закрывается по полной ритуальной форме, без со-кращений церемонии и без возможности неформального открытия или закрытия по удару молотка.

5. Никто из братьев не может покинуть зал собрания ложи, кроме как по особому разре-шению Первого Стража, и при этом любой другой брат вправе потребовать от него остаться и, в случае несогласия, призвать братьев ложи проголосовать по этому вопросу. Разрешение оставить зал собраний во время работ дается только в силу важных, уважи-тельных причин, в противном случае решать в ложе важные и нужные вопросы останутся лишь немногие.

6. Братья призываются к порядку перед открытием работ точно в назначенное для откры-тия работ время. Братья, опаздывающие на собрания и не представляющие уважительных причин опоздания, подвергаются порицанию или даже штрафу.

7. Ложа должна иметь свой штандарт, полотнище белого шелка с голубыми каймой и ба-хромой. С одной стороны на нем изображаются голубым и золотым цветами циркуль и наугольник в окружении сияния; с другой стороны изображается пятиконечная Пламене-ющая Звезда с литерой «y» в центре. Над циркулем и наугольником вышит девиз «Maçon-nerie oblige» (Масонство обязывает) по-французски, а над Пламенеющей Звездой – девиз «Kyhl)  t)ry» (Ярат Элохим – Чтите Господа) по-древнееврейски. Штандарт должен быть квадратным, с длиной стороны 1 м. Штандарт крепится к легкому древку, увенчанному острием.

8. В Древнем и Принятом Шотландском Уставе не могут собираться неформальные со-брания Вольных Каменщиков, действующие на правах законной и должным образом от-крытой ложи. Посвящение в Орден может осуществляться только в законной и должным образом открытой регулярной ложе. В случае наличия в штате Великой Консистории дан-ного Устава патенты отдельным символическим ложам выдаются ею. Также в качестве патента на работы ложи может выступать рекомендательное письмо Великого Командора, нуждающееся в последующем одобрении (или опровержении) Великой Консистории штата. В случае одобрения Великая Консистория выдает ложе особый патент на работы или своей властью объявляет постоянным письмо с временным разрешением на проведение работ. В случае отсутствия в штате Великой Консистории письмо с разрешением выдается Генеральным Инспектором штата или его Заместителем, и в этом случае данные письма имеют силу без последующего подтверждения. В любом случае перед началом работы ложи в ней должны быть избраны и назначены офицеры, должным образом проведена их инсталляция, и офицеры будут исполнять свои обязанности вплоть до следующего Зимнего солнцестояния. 

9. В случае отсутствия Досточтимого Мастера председательствовать на собрании ложи может Бывший Досточтимый Мастер, Князь Царственной Тайны или Генеральный Ин-спектор. Первый Страж не имеет права автоматически занимать место Досточтимого Ма-стера в его отсутствие и делает так только в случае отсутствия также Бывших Досточти-мых Мастеров, Князей Царственной Тайны и Генеральных Инспекторов. В отсутствие также и Первого Стража председательствует на собрании Второй Страж. В случае отсут-ствия и его, место председателя имеет право занять Князь Розы и Креста, при условии, что он также был посвящен в 20-й градус. В отсутствие всех вышеперечисленных собрание ложи проводиться не может.

10. К приему в Орден не допускаются профаны из числа утративших любой член тела, парализованных и иными способами изуродованных, а также слепые (даже на один глаз) и глухие, хотя не являются препятствием для приема легкие повреждения, например, хро-мота или утрата пальца.

11. Обсуждение и оспаривание решений Досточтимого Мастера не допускается, кроме дисциплинарных вопросов, даже в том случае, когда дисциплинарный вопрос находится в прямой связи с вопросом действия той или иной ландмарки или того или иного закона или уложения.

12. Досточтимый Мастер обладает властью и правом в любой момент прервать любое об-суждение в ложе, встав и стукнув молотком один раз.

13. Вольные Каменщики Древнего и Принятого Шотландского Устава пользуются знаком «» вместо одинарной точки для написания аббревиатур: «ДМ– Досточтимый Ма-стер» и т.д.

14. Документы и официальные письма принято датировать следующим образом: «Вгорода__________, ______день иудейского месяца__________ АМ, что соответ-ствует ________дню ___________ VE».
«В» здесь означает «Восток»; название иудейского месяца можно писать как по-древнееврейски, так и на любом другом языке; «АМ» означает «Anno Mundi»; «VE» означает «Vulgar Era». В обязанности Секретаря входит представление в ложу ежегодно иудейского религиозного календаря на текущий год. Год, согласно этому кален-дарю, начинается с месяца Тишри (ירשת), и его начало соответствует середине сентября. Каждый месяц начинается в новолуние. Для определения порядкового номера года по иудейскому календарю следует прибавить к обычной дате 3760 лет (до сентябрьской даты начала года) или 3761 год (после сентября).

15. Все празднества Ордена проводятся в степени Ученика.

16. Входя в зал собраний после открытия работ каждый брат обязан приветствовать До-сточтимого Мастера, Первого Стража и Второго Стража знаком.

17. Обсуждение любого вопроса в ложе происходит только с разрешения и по распоряже-нию Досточтимого Мастера.

После того, как все желающие высказаться по любому вопросу, сделали это, кроме Оратора, Досточтимый Мастер говорит:

Мастер: Брат Оратор, прошу твоего заключения.

Оратор встает и высказывает свои соображения, после чего делает паузу, чтобы выслушать могущие возникнуть возражения или комментарии присутствующих, затем отвечает на них. После этого он выносит свое заключение, т.е. четко и ясно формулирует решение ложи для занесения его в протокол.

Мастер: Любезные братья, прошу вашего мнения, следует ли нам принять или отклонить заключение брата Оратора. Прошу тех, кто согласен с его заключением, дать мне знать об этом обычным порядком.

Голосование осуществляется поднятием руки над головой.

Мастер: Теперь прошу мнения тех, кто не согласен с заключением брата Оратора.

Голосование проводится так же. После этого Мастер оглашает результат голосо-вания, и Стражи оповещают о нем братьев своих колонн. В случае неопределенности результатов голосования оно повторяется с назначением особых счетчиков голосов. При наличии пятерых братьев, выступающих за это, проводится поименное голосование устным оглашением, начиная с младшего брата не офицера и заканчивая Досточтимым Мастером.