Варфоломеевская ночь.

http://s1.uploads.ru/t/7wSUt.jpg
Резня в Варфоломеевскую ночь в Париже. XVI век. Художник Фр. Дюбуа Амьенский (Музей Луи Арло. Лозанна)

[франц. la nuit de la Saint Barthélemy], название, которое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 августа (то есть перед днём памяти ап. Варфоломея) 1572 года, «избиение» гугенотов, собравшихся на свадьбу французской принцессы Маргариты Валуа и Генриха Бурбона, короля Наварры (будущего французского короля Генриха IV). Один из самых кровавых эпизодов религиозных войн между католиками и гугенотами во Франции; до настоящего времени Варфоломеевская ночь воспринимается как символ религиозного фанатизма.

Правительство короля Карла IX и его матери Екатерины Медичи, не сумев предотвратить гражданские войны, начавшиеся в 1562 году, старалось лавировать между «партиями» гугенотов и католиков. Неоднократно предпринимались попытки замирить страну путем установления сосуществования этих конфессий. В 1570 году был подписан Сен-Жерменский мир, которым правительство, опасавшееся чрезмерного усиления ультракатолической партии, возглавляемой лотарингскими герцогами Гизами, предоставило гугенотам уступки. Представители гугенотов были включены в Королевский совет, где особое влияние приобрел адмирал Гаспар де Колиньи, фактический руководитель французских гугенотов. Мир должен был скрепить брак сестры короля Маргариты Валуа и вождя гугенотов Генриха Бурбона.

18 августа 1572 года состоялась свадьба. На церемонию съехались наиболее видные представители гугенотского дворянства. В Париже, большинство населения которого оставалось католическим, широко распространились слухи о гугенотском заговоре, целью которого называли в том числе и убийство короля. 22 августа Колиньи был ранен выстрелом из аркебуза в руку. Стрелявший успел скрыться, но, как выяснило следствие, стреляли из дома человека, связанного с семейством Гизов. Гугеноты потребовали от короля наказать герцога Генриха Гиза, виновного, по их мнению, в покушении. В пятницу и в субботу заседал своеобразный «кризисный комитет»: король, Екатерина Медичи, брат короля герцог Анжуйский, маршал Таван, канцлер Бираг и еще несколько вельмож,- был принят план нанесения превентивного удара гугенотам, уничтожения собравшихся в Париже представителей кальвинистской аристократии. Примерно в 02:00 часа ночи к дому Колиньи явились люди Гиза, к которым примкнули солдаты из королевской охраны. Они убили адмирала и выкинули тело на улицу. Ворота города были закрыты, и началось массовое избиение гугенотов.

Утром разнеслась весть, что расцвёл сухой боярышник на кладбище Невинноубиенных, это было интерпретировано как чудо: якобы Бог показывал, что католики начали «святое дело». Резня продолжалась ещё неделю, перекинувшись из Парижа в некоторые провинциальные города (Бордо, Тулузу, Орлеан, Лион). Полагают, что в Париже погибли около 2 тысяч человек - гугенотская знать и члены их семей, парижане, подозреваемые в кальвинизме. Общее число погибших по всей Франции в погромах конца августа - начала сентября составляло не менее 5 тысяч человек. Жизнь Генриху Бурбону и его кузену, младшему принцу Конде, сохранили, заставив их под угрозой смерти принять католичество.

Утром 24 августа 1572 года король отдал приказ о немедленном прекращении беспорядков, выступив с заявлением, что всё случилось по его воле. Но он не аннулировал прежний Сен-Жерменский мир, а, напротив, подтвердил его статьи о религиозной свободе на специальном заседании Парижского парламента, отменив лишь право гугенотов иметь собственные крепости и войска. В письмах, разосланных протестантским государям, правительство и близкие к нему публицисты утверждали, что король не покушался на религиозную свободу подданных. Речь якобы шла о ликвидации гугенотского заговора против короля, но вмешательство парижской черни привело к излишнему кровопролитию. Папе Римскому Григорию XIII и испанскому королю Филиппу II Екатерина Медичи писала, что случившееся есть осуществление давнего её плана восстановить католическое единоверие в стране. Известия о Варфоломеевской ночи были с радостью встречены в Риме и Мадриде, и вызвали озабоченность в Англии, Германии и Польше. Царь Иоанн IV Грозный осудил избиение мирных подданных (Лурье Я. Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV // Послания Ивана Грозного / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1951).

Существует несколько концепций о событиях Варфоломеевской ночи. Первая, «классическая», возлагает ответственность на правительство, главным образом на Екатерину Медичи. В своём крайнем виде эта версия была высказана ещё в гугенотских памфлетах. В той или иной степени она воспроизведена в романах О. де Бальзака, А. Дюма, П. Мериме, Г. Манна, в исторических экранизациях и популярных изданиях. В настоящее время эта точка зрения существует в более смягченной форме, снимающей вину с Екатерины Медичи, поскольку разжигание религиозного фанатизма никак не вяжется с предшествующей политикой королевы, и до и после Варфоломеевской ночи делавшей всё возможное, чтобы установить мир в стране (И. В. Лучицкий, Ж. Гарриссон). «Ревизионистская» концепция была предложена французским исследователем Ж. Л. Буржоном, который возлагает ответственность не на короля и правительство, а на заинтересованных в устранении Колиньи Гизов, короля Испании Филиппа II и папу Римского. По мнению Буржона, 23-24 августа 1572 года в Париже вспыхнул городской мятеж, где оголтелая жестокость толпы соседствовала с продуманным планом действий его закулисных руководителей, использовавших недовольство парижан растущими налогами и наступлением короля на старые городские вольности. Представители 3-го направления стремятся объяснить события, рассматривая их глазами участников. По мнению Б. Дифендорф, антигугенотская спонтанная реакция была вызвана не происками иностранной агентуры и не случайным стечением обстоятельств, но вытекала из стремления католиков предотвратить распад общества в результате религиозного раскола. Для Р. Десимона события 1572 года, как и вся история религиозных войн, укоренены в глобальных социальных изменениях. Варфоломеевская ночь была вызвана сопротивлением традиционной городской системы новой логике абсолютизма, менявшей само существо связи индивида и общества. Для Д. Крузе, чьи исследования основаны на анализе большого числа различного рода памфлетов, «летучих листков», дневников и мемуаров, политических трактатов, памятников художественной литературы и живописи, Варфоломеевская ночь была порождена конфликтом трёх идей: 1) ренессансной гуманистической монархии, основанной на неоплатонической идее всеобщей любви и единения; мистический акт свадьбы призван был покончить с распрями и войнами и установить «золотой век»; 2) тираноборческой традиции, согласно которой король только тогда король, когда он справедлив и правит по воле народа, а если он становится тираном или руководим тиранами, то бороться с ним можно любыми средствами, на первых порах такие настроения были в большей степени свойственны гугенотам; 3) представления о государе как главе «общины верных», ответственного перед Церковью и Богом за спасение душ своих подданных. Гугеноты были страшны католикам не только сами по себе, но ещё и тем, что вызывают неминуемый гнев Божий и приближают конец света. «Христианнейший король» должен выполнить волю Божию и дать приказ истребить еретиков; в противном случае он сам может быть заподозрен в пособничестве диаволу.

Варфоломеевская ночь не принесла выгод королевской власти: война вспыхнула с новой силой, кальвинистское дворянство и города оказали ожесточённое сопротивление католикам. В ходе последующих войн правительство вынуждено было идти им на уступки. Но гугеноты взяли курс на создание практически независимого государства на юге и юго-западе Франции. Однако, безусловно, Варфоломеевская ночь явилась своеобразным шоком для французов. Гугеноты ждали её повторения, католики боялись реванша - «Варфоломеевской ночи для католиков». Но несмотря на то что ожесточненные сражения религиозных войн продолжались ещё четверть века, ничего подобного во Франции больше не повторилось. Варфоломеевская ночь явилась своеобразной точкой отсчёта в начавшемся процессе эволюции французского католицизма в сторону большего внимания к внутренней религиозности человека.

Лит.: Лучицкий И. В. Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи (до Булонского мира). СПб., 1870; Garrisson J. La S. Barthélemy. Brux., 1987; idem. Le massacre de la S. Barthélemy: Qui est responsable? // L'histoire. 1989. Vol. 126. P. 50-55; Bourgeon J.-L. Charles IX et la S. Barthélemy. Gen., 1995; idem. L'assassinat de Coligny. Gen., 1992; Diefendorf B. Beneath the Cross: Catholics and Huguenots in 16th Century. P.; N. Y.; Oxf., 1991; Crouzet D. La nuit de la S. Barthélemy: Un rêve perdu de la Renaissance. P., 1995; Варфоломеевская ночь: Событие и споры: (Мат-лы «круглого стола», май 1997 г.) / Под ред. П. Ю. Уварова. М., 2001; Десимон Р. Варфоломеевская ночь и парижская «ритуальная революция» // Там же. С. 138-189; Эрланже Ф. Резня в ночь на св. Варфоломея: Пер. с франц. СПб., 2002.
Варфоломеевская ночь.

К чему это я всё?
Общая политическая обстановка того времени, религиозные взгляды того времени, мировоззрение общества дают нам ещё один маленький ключик к разгадке появления спекулятивного масонства, поиска в Ритуалах ответов на вопросы, возникающие в обществе того времени.