Добро пожаловать на форум Вольных Каменщиков!

Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде » Разная литература. » О морали и нравственности в масонстве. Из различных источников.


О морали и нравственности в масонстве. Из различных источников.

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Как-то меня спросили... крепко задумался. Попробовал создать такую тему, всё будет легче ответиь в следующий раз.

После одной из бесед захотел найти источник, где же я читал такую мысль по поведению масона: "Нельзя упорствовать в своей правоте. Объясните собеседнику свою точку зрения. Если оппонент возражает, объясните свою точку зрения второй раз. Если же и после повторного разъяснения своей позиции собеседник продолжает упорствовать, оставьте его наедине со своей точкой зрения, и не возвращайтесь к этой теме, пока время не покажет Вашу правоту."
Систематизировал всё самое ценное по темам. Сегодня из различных источников я собрал цитаты о нравственном поведении масона. Прошу прощения, что много, я очень сократил всё. У меня получилось вот что:

Конституции Андерсона, 1723 год.
http://uploads.ru/t/j/c/x/jcxIC.jpg

· "Если ты держишься за человеческие отличия, уходи - здесь их нет" (Главные масонские символы, сайт ВЛР);
· У каждого масона есть своя профанская жизнь. И масонство ни в коем случае не преуменьшает её ценности и значимости (там же);
· Масонский закон должен быть един для всех людей, независимо от того является ли самым богатым человеком или самым бедным, белого или черного цвета его кожа, каково бы ни было его вероисповедание (там же);
· Масонство налагает на всех братьев обязательство уважать мнение и веру друг друга (Двенадцать принципов регулярности, сайт ВЛР);
· Масоны обязуются помогать друг другу и защищать друг друга, даже под угрозой своей собственной жизни (там же);
· Масоны при любых обстоятельствах сохраняют спокойствие и уравновешенность, необходимые для совершенного владения собой (там же);
· Масоны культивируют любовь к своей стране, почтение к её законам и законно избранным властям;
· Масоны считают труд во всех его формах наивысшей и почётнейшей обязанностью человека.
· Масоны смело и с достоинством хранят масонскую тайну во имя процветания Ордена (всё там же);
· Ты не должен делать другим то, что ты не желаешь, чтобы они делали тебе (А. Пайк, Десять заповедей масонства);
· Твоей религией должно быть – делать добро потому, что это приятно для тебя, а не только потому, что это твоя обязанность;
· Бог - это Вечная, Всемогущая, Неизменная Мудрость и Высшее Сознание и Всеобъемлющая Любовь;
· Ты должен почитать своих родителей;
· Ты должен отдавать дань уважения и признательности пожилым;
· Ты должен наставлять молодых;
· Ты должен защищать и оберегать детство и невинность;
· Ты должен заботиться о твоей жене и детях;
· Твой друг должен быть твоим вторым «я». Ты должен избегать притворной дружбы;
· Ты должен во всем воздерживаться от неумеренности;
· Ты не должен позволять страстям быть твоими хозяевами;
· Ты должен быть снисходительным к ошибке. Ты должен много слушать. Ты должен мало говорить. Ты должен действовать правильно;
· Ты должен забывать оскорбления. Ты должен воздавать добром за зло;
· Ты не должен неправильно использовать твою силу или твоё превосходство;
· Ты должен учиться, чтобы познать человека, следовательно, ты должен учиться, чтобы познать себя;
· Ты должен стремиться быть добродетельным. Ты должен быть справедливым;
· Ты должен избегать праздности (всё там же);
· Вольный Каменщик может, если пожелает предать гласности свою принадлежность к Ордену, но обязан хранить полное молчание относительно других Братьев, как членов своей ложи, так и тех, о ком ему было сообщено. Надо помнить, что каждый имеет право сказать о себе только то, что захочет сам, и безнравственно, когда за него это делают другие (Александр Савельев «Дорога, которая ведёт к Храму");
· Отношения между братьями носят исключительно доверительный характер;
· Орден Вольных Каменщиков - союз людей честных, искренне преданных идеям Добра и Справедливости, неустанно трудящихся над собой во благо всего человечества. Ибо только личным примером, а не навязыванием людям собственных жизненных установок, можно увлечь их за собой к Свету (всё там же);
· «Поклоняйся Великому Строителю Вселенной. Люби ближнего. Не делай зла. Твори добро. О людских речах не беспокойся. Истинное поклонение Великому Строителю заключается в добрых нравах. Твори добро из любви к добру. Сохраняй всегда душу твою в чистоте. Почитай добрых, жалей слабых, избегай злых, ненависти же ни к кому не питай. Не льсти брату твоему. Внимай непрестанно гласу совести. Избегай споров, отвращай оскорбление, будь осторожен в рассуждении. Будь доволен всегда, всюду, всем. Справедливости людей радуйся, неправде отвечай гневом, сам же свои страдания неси без жалобы. Не будь скор в суждении ближнего, не порицай, ещё реже восхваляй. Единому Великому Строителю Вселенной – сердцеведу принадлежит оценка работ». (Литография "Code Maзonnique" XIX в. входящей в собрание Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге);
· Каменщик не может распускать ложные слухи о других Каменщиках или публично осуждать их пороки (15 статей и 15 дополнительных пунктов масонского законодательства, составленные принцем Эдвином, сыном короля Ательстана, в изложении старейшего документа масонского права – "Поэмы о нравственном долге", сайт ВЛР);
· Ссорам и раздорам не место среди братьев-Каменщиков. Каменщик обязан относиться к своим братьям исходя из понятий равенства и братской любви. Каменщик обязан по-братски предупреждать других Каменщиков об ошибках, которые те могут совершить;
· Каменщик обязан покорно принимать любое законное наказание за любой свой проступок (всё там же);
· Бессмысленно проповедовать братскую любовь, если мы не принимаем никаких усилий по практическому применению этого постулата (Дж. С. М. Уорд. "Нравственное учение франкмасонства");
· Следует говорить о брате, отсутствующем или присутствующем, лишь хорошо, однако если, к несчастью, это не представляется возможным и благопристойным, следует воспринять великую добродетель, которая есть Молчание;
· Будь осторожен в раскрытии своего предназначения, пока не наступит нужный момент (всё там же);
· У этикета НЕТ особого места в масонстве. Он занимает в масонстве ВСЕ места. Его следует соблюдать всегда и повсюду, где бы и когда бы ни собирались Братья Ордена, где бы и что бы они ни говорили и ни делали во имя Ордена. Потому он и называется «масонским» (Concord Lodge №307 Vienna, Virginia, 1995 г., МАСОНСКИЙ ПРОТОКОЛ И ЭТИКЕТ);
· Франкмасонов учат милосердию, готовности прийти на помощь и заботе по отношению не только к своим родным и близким, но и ко всему обществу, посредством и благотворительности, и добровольной личной помощи и участия («Что такое масонство», Публикация Объединенной Великой Ложи Англии);
· Франкмасоны стремятся к Истине, для чего им необходимы высокие нравственные стандарты, которых они стараются достичь в обыденной жизни;
· Использование франкмасоном его членства в Братстве ради преуспевания в бизнесе, своём или чужом, успеха в профессиональной карьере или ради прочих личных интересов строго осуждается, и противоречит тем условиям, на которых он подавал прошение о вступлении в Братство;
· Гражданский долг масона всегда должен ставиться выше любых его обязательств по отношению к другим франкмасонам, и любая попытка укрыть от справедливого возмездия франкмасона, поступившего недостойно или незаконно, противоречит первейшему обету Братства;
· Франкмасонство – не политическая организация, и обсуждение вопросов политики не допускается на собраниях;
· Масонские контакты регулярных лож с нерегулярными не допускаются (всё там же);
· Никакой масон не может создавать нерегулярные ложи.
· Твори добро сегодня, ибо завтра может и не наступить (Дж. С. М. Уорд. "Нравственное учение франкмасонства");
· Никогда нельзя передавать в руки Правосудия, рассмотрение дел о масонских тяжбах, без абсолютной и очевидной для вех Братьев Ложи на то необходимости (Конституции Андерсона или «Древние обязательства Вольных и Принятых Каменщиков», 1722 г.);
· Вы не обязаны делать ничего превышающего ваши способности и возможности. Надо отдавать предпочтение бедному Брату перед прочими бедными людьми в тех же обстоятельствах;
· Надо быть осторожным в своих речах и поведении, дабы даже самый проницательный и любознательный из профанов не смог обнаружить или угадать то, что ему знать не должно. Иногда следует уводить разговор в сторону и вести его осмотрительно для блага нашего Достопочтенного Братства. (всё там же);
· "Твори другому то, что желал бы, чтобы творили тебе" (Конституция ВЛР);
· Масоны торжественно обязуются и клянутся никому не раскрывать никаких таинств Ордена;
· Братьям, должны утешать их в часы невзгод и приходить им на помощь в случае необходимости;
· Никакому Масону не разрешается публиковать, издавать или иным образом обнародовать - в Масонской или профанской прессе - какие-либо документы, публикуя которые, он нарушает Масонские законы или пункты его обязательств по отношению к Ордену или отдельным его членам, а также документы, противоречащие принципам Ордена или порочащие его честь или честь отдельных его членов (всё там же).

http://uploads.ru/t/R/4/D/R4D1t.png

+1

2

Komandor написал(а):

"Нельзя упорствовать в своей правоте. Объясните собеседнику свою точку зрения. Если оппонент возражает, объясните свою точку зрения второй раз. Если же и после повторного разъяснения своей позиции собеседник продолжает спорить, оставьте его наедине со своей точкой зрения, и не возвращайтесь к этой теме, пока время не покажет Вашу правоту."

Two brothers may vehemently disagree on a subject, but if each brother accepts the other’s right to that opinion and the brother’s right to believe differently, then we are closer to the Masonic ideal. (...)
The difference between mere toleration and acceptance of another’s right to his views is a simple matter of intent. If you go to a man and ask him his opinion on a subject, be it religion or politics or the shape of the clouds in the sky with the intent of sharing with him your own view then you are not being tolerant of his views.

ON TOLERANCE AND INTOLERANCE:
ONE MASON’S PERSPECTIVE
By: R. Theron Dunn (RIP)

Два брата могут серьезно расходиться во мнениях по какому-либо вопросу, но если каждый брат принимает право другого на это мнение и уважает его право считать по-другому - тогда мы уже ближе к масонскому идеалу. (...)
Разница между просто толерантностью и принятием права другого на обладание собственными взглядами заключается в самом простом намерении. Если ты идешь к человеку и спрашиваешь его мнение по любому поводу, будь то религия, политика или форма облаков, при этом намереваясь высказать ему свое собственное мнение - ты не толерантен по отношению к его взглядам.

ON TOLERANCE AND INTOLERANCE:
ONE MASON’S PERSPECTIVE
By: R. Theron Dunn (RIP)

0

3

То, что изложено выше — не только очень разумно, это достаточно лаконичное изложение всей морально-нравственной концепции человечества, вне зависимости от национальных и религиозных традиций. Мне очень понравился подход к спору при различии мнений, точнее, как обойтись без спора (как версии конфликта). Спасибо, тема очень интересная.

0

4

adelfos написал(а):

Мне очень понравился подход к спору при различии мнений, точнее, как обойтись без спора (как версии конфликта).

Ну, механизмы по улаживаниию конфликтов и манипулированию собеседником на сегодня разработаны и потоньше, и поэффективней - от Карнеги до НЛП и выше.
В масонстве же, ИМХО, просто делается акцент на укрощении собственных страстей (а мнение почти всегда, хотя бы отчасти - явление, связанное с Эго и эмоциями, его "сопровождающими"), на отсутствии "привязок" с собственной исключительности (правота итп) и открытости к всегда более "глобальному" синтезированию.

0

5

Ценно то, что это не психо-технология, каких сейчас много, а именно путь собственного рзвития, морально-нравственного совершенствования. Он постулируется и в религиозных учениях, но все мы знаем до какой остроты доходят религиозные конфликты, поэтому создание системы совершествования, свободной от религиозных и политических разногласий, — практически идеальный вариант для ищущей Истины душы. Мне это интересно и несколько неожиданно, потому что в нашем (русском и, по традиции, православном) обществе масонство приравнивается чуть ли ни к сатанизму, в чем и я в свое время был уверен, начитавшись "православной" литературы на эту тему, пока не стал проверять различные факты самостоятельно.

0

6

Мне думается, что тем, кто практикует "путь собственного развития" и "морально-нравственного совершенствования" внутри религии (и такие примеры, как я понимаю, есть во всех основных монотеистических религиях мира в виде компонентов инициатических образований) до известной степени индифферентны религиозные конфликты. Они абсолютно блокируют любой возможный прогресс в инициатической работе, если сознание практикующего серьезно вовлечено в подобный конфликт.
Мои наблюдения, во всяком случае, таковы.

Я больше сторонник масонства не "свободного от религии", перефразируя Вас, а действущего вместе с ней.
Кстати, это видение масонства четко очерчено в его, ИМХО, наиболее классическом, т.е. английском варианте, и подтверждается самим ритуалом.

Обретение более широких рамок, предлагаемых инициацией для разворачивания обновленного онтологического дискурса посвященного не происходит где-то "вне" зачастую жестко оформленной религиозной канвы, а включает ее и придает ей новый смысл и новое значение. Масонство дает посвященному уникальный, отличный от религиозного инсайт в свою собственную природу, который в идеале, ИМХО, должен бы быть поддержан и подтвержден полнотой его, посвященного,  религиозной реализации.

Это, конечно, в идеале. На деле же это не всегда возможно или не всегда происходит параллельно, в один и тот же момент; масонская инициатическая работа, ИМХО, зачастую подвигает посвященного пересмотреть критерии и практику, которые он полагал первостепенными в его религиозной жизни - процесс, зачастую длительный и даже болезненный..

В масонство же меня завлек своими штудиями широкоизвестный, по-своему уникально реализующий свое персональное православие Воробьевский.
Генон своими Заметками об инициации вбил последний гвоздь "в крышку гроба"...
:D

0

7

Теперь-то, из материалов этого форума и которые на нем предлагаются (спасибо ув. Командору — присоветовал, что почитать), я так и это представляю себе. Но, согласитесь, неожиданно увидеть масонство именно таким после Воробьевского, Платова, Нилуса и т.п. Почему я заговорил о религиозных конфликтах, потому что лично от меня, например, в свое время стали требовать нетерпимого отношения к иноверцам. Сами понимаете, что когда я вник в учения других религий, пообщался с их адептами, стало ясно, что эти принципиальные различия преувеличины, и там, и там — искреннее искание человеческой души святости (свойственной ей по ее природе) и смысла своего существования, а также поиск Творца и живого общения с Ним. Хорошо, что есть общество, где люди это понимают.

0

8

adelfos написал(а):

когда я вник в учения других религий, пообщался с их адептами, стало ясно, что эти принципиальные различия преувеличины

Здесь есть опасность восприятия масонства как альтернативы религии, где представители конфессий находят общие точки соприкосновения в разных религиях. Это не так. Масонство никоим образом не вмешивается в религиозные убеждения конкретного масона, ни в коем случае ни к чему не обязывает, а дискуссии по религиозным вопросам в масонстве запрещены, впрочем, как и по политическим вопросам, которые могли бы разъединить людей. Эти вопросы масонство оставляет на совести самого конкретного масона за пределами масонства.
В масонстве объединяются люди различных религиозных конфессий, но масонство не объединяет различные религиозные конфессии в масонстве.

0

9

Да, это важное уточнение, понимаю.

0

10

Komandor написал(а):

Здесь есть опасность восприятия масонства как альтернативы религии,

Komandor написал(а):

Это не так.

Я встречал посвященных, которые отвечали на вопрос "Во что ты веруешь ?" словами "я - масон".

На мой взгляд это грубое в своей неверности замещение и смешение ареалов Веры и инициатического опыта - иногда неверно ассимилированный инициатический опыт ведет включительно к некоей "духовной гордыне", когда проявления Веры в окружающих, пусть зачастую очень детской или даже атавической, определяются таким "псевдо-посвященным" как "невежество" и "тьма", сон разума.
Это не так редко встречается, как можно было бы ожидать, и ряд не очень удачно, ИМХО, переведенных двусмысленностей в известной мне версии ритуала только способствуют этому.

Из поколения в поколение передаются фривольные, на первый взгляд, фантасмагории, которые не должны отметаться мыслителем. Это они появляются в витраже окна на Западе, к которому Посвященный, отправляясь от утреннего света Востока, приближается к вечеру, изучив окружающий мир в ясном свете полудня.

С самого рассвета его пробудившееся сознание ожидало у восточного окна первые лучи света, которые должны были бы проникнуть в его дух. Это внезапное освещение должно было ослепить его и превратить его в гордеца. Интеллект, полный внезапно наполнившего его пыла, считает себя неуязвимым перед ошибками.

Он видит вокруг себя лишь предрассудки, с которыми нужно бороться и призраков, которых нужно повергнуть в бегство. Это возраст преждевременных суждений, отвергающих любой авторитет и безоговорочно осуждающих все то, что не совпадает с неуступчивым мнением, которое он слишком резко сформировал.

Эта детская горячечность успокаивается к середине жизни. Именно тогда неумолимый свет падает практически вертикально в окно Полудня. Тени у предметов практически отсутствуют и они видны во всей своей реальности. В это время надо скрупулезно изучать их, рассматривая все их грани. Суждение в этот период становится все более осторожным, и покоится в состоянии добровольно принятой неопределенности. Верное понимание отказывается осуждать, поскольку рассуждает с прощением, в соотсветствии с ролью, которую играют все факторы причины.

Любимый тобой О. Вирт, Бр:.Командор.
Книга Мастера
:)
Я, конечно, не вправе ставить диагнозы, но, ИМХО, появление такого "синдрома" на Пути говорит о возможной неустойчивости Веры (исходного реквизита к инициации) у самого посвященного.

0

11

По моим наблюдениям, это проблема даже не масонства или религии, а сложившегося в обществе стереотипа, будто нравственное совершенствование — принадлежность исключительно реглигии. При чем это не всегда было, например, в советском обществе моральные ценности проповедывались в отрыве от религии. Еще свою лепту внесла пропаганда, что масоны поклоняются какому-то другому Богу (например у Нилуса или Платонова, а сейчас и фильмов много появилось таких, как у нас, так и зарубежом). Но вместе с тем, сейчас все больше появляется учений, делающих акцент на том, что нравственность — это общее достояние человечества. Взять того же Кришнамурти.
Вторая проблема, которую очень метко заметил ув. Ivan, состоящая в неправильном понимании инициатического опыта, свойственна по-своему любой инициатической доктрине. Часто это перерастает в некий шовинизм, в крайних видах, но на Востоке обычно делается акцент на то, что посвящение в некие тайны не делает тебя лучше или хуже других, ты не вправе презирать других людей. Эта же идея изначально была и в христианстве.
Вопрос религиозности масонства по-моему не очень актуален, поскольку туда не допускаются атеисты, а стало быть какой-то религиозный опыт уже у каждого должен быть.
Тема сама по себе очень интересная и актуальная.

0

12

adelfos написал(а):

По моим наблюдениям, это проблема даже не масонства или религии, а сложившегося в обществе стереотипа, будто нравственное совершенствование — принадлежность исключительно реглигии. При чем это не всегда было, например, в советском обществе моральные ценности проповедывались в отрыве от религии.

Не очень уверен, что я понятно высказался, а может, я Вас не верно истолковываю, но не соглашусь категорически: регулярное масонство, как я его понимаю, не "проповедует в отрыве от религии" никакой нравственности. Вся нравственность, преподаваемая в реулярном масонстве, является прежде всего следствием Веры посвященного, а не неким оторванным от Высшей Реальности "идеалом к воплощению", как в случае коммунизма. Масонство пропагандирует и говорит о некоем высоком стандарте поведения масона, на деле, лично и интимно для посвященного, являющимся дериватом и приложением его религиозного кодекса. В этом смысле, естественно обязательна совместимость этой нравственности/стандарта с религиозными убеждениями масона.

0

13

P.D. Безусловно, можно говорить о том, что континентальные тенденции масонства начиная с середины 18-го века все больше уводили масонский метод в сторону нравственности и самосовершенствования как самоцели, без необходимости вектора Веры. Путь этот лежал через ритуальный универсализм, ставший результатом более поздних редакций ряда уставов - вещь, сама по себе довольно нейтральная, если сохранять в силе требования к кандидатам и их серьезное к этому отношение. Крайним воплощением этих идей самодостаточности порыва к самосовершенствованию в результате стало нерегулярное масонство Франции. Замечу только, что отцы-основатели полагали, что для атеиста, например, говоря о вашем примере коммунизма, при всем его стремлении и возможностях самосовершенствования (а совершенствоваться он, безусловно, может), Королевское Искусство будет попросту бесполезным.
С некоторой осторожностью я назвал бы такое "использование" Масонства, как метода, профанацией и не более.

0

14

Ув. Ivan, коммунизм я привел лишь для примера, причем крайнего, потому что это по времени близко к нам больше, чем эпоха Просвещения, например, и все общество понимало, что вера верой, но человеческой порядочности никто не отменял.  Если цепляться за отдельные слова, можно наплодить много недоразумений, чего не хотелось бы. Я ж не против личной веры или религии и религиозного опыта (в моей жизни религиозный опыт имел и имеет очень большое значение), но я против того, чтобы религиозные разногласия выводить на первый план в отношениях между людьми. Хотя я не всегда так думал, но в жизни мне пришлось лицом к лицу встретиться с тем, что религиозный опыт других традиций может быть не менее богатым, чем тот, к которой принадлежу я. В масонстве меня и привлекает то, что оно не отвергает значения опыта любой религиозной традиции, если они согласны использовать его совместно для достижения общечеловеческих целей. Это коренное отличие многих Великих Учителей Востока, которые говорили,что важно не то, что нас разделяет, а то что нас объединяет. В конце концов, чисто религиозная практика, как дело сокровенное, остается всегда глубоко личным, даже если действие происходит в Соборе, Делание — есть внутреннее делание, недаром союз души с Богом сравнивается с брачным (и не только в христианстве).

0

15

ОК, спасибо за комментарий.

0

16

Кое-что о морали и нравственности (в том числе) в ряде определений масонства "латинской закваски":

Масонство - универсальная, философско-прогрессистская организация; воспитывает в своих членах любовь к истине, к основам универсальной морали, к наукам и искусствам; пытается развить в сердце своих членов чувства самоотречения и милосердия, религиозной и идеологической терпимости, семейного долга; склоняется к устранению расовой ненависти, национальных антагонизмов, разделяющих мнений, вер и интересов, объединяя своих членов узами солидарности и нежным чувством взаимной связи."

Энциклопедический словарь по масонству (Мехико, 1975)

..это не позитивистская религия, ни философская школа, ни политическая партия. Отвергает любой эксклюзивизм, и ее доктрина и принципы универсальны, поскольку в основах своих оно совпадает с догмами, принципами и доктринами всех религий, всех школ, всех партий. Признает и провозглашает космическую гармонию, созданную и поддерживаемую ВАВ. ВАВ есть извечная причина, примордиальный закон и Высшее Право Вселенной. Он вечен и вечно действует../..(масонство) имеет целью дальнейшее развитие цивилизации, способствует очищению сердца, взращивая добродетель и борясь с пороком; культивирует честь и рассеивает заблуждение и невежество, пропагандируя просвещение для всех социальных классов.

Великий Национальный Восток Испании (Конституции 1890)

Франкмасонство - это духовное движение, в котором уместно присутствие всех тенденций и убеждений, способствующих моральному и материальному росту человечества. Франкмасонство не является представителем какой-либо определенной социальной или политической тенденции. Его миссия - изучать проблемы, с которыми сталкивается человечество, видя путь их решения в идеале братства. Франкмасонство объявляет основой своей работы высший и идеальный принцип, который известен как ВАВ. Масонство не пропагандирует и не борется с каким-кибо религиозным течением, и добавляет, что не может, не должна и не хочет посредством догматов установить границы для свободного поиска истины в определениях Высшей Причины.

Великий Восток Испании ( 1934)

Открытая ложа ...ищет разнородности. Она не позволяет установится какой-либо обязательной идеологии. Она работает над вечными вопросами и не принимает никакого ответа как окончательного. В ней состоят рационалисты, интеллектуалы и ремесленники, богатые и бедные, политически левые и правые../..Она живет тем основным призванием, которое определил Андерсон в своих Конституциях: Франкмасонство имеет целью объединение людей, которые без ее помощи все еще были бы разделены. Она ломает все социальные, идеологические и профессиональные условности. Она сплавляет, исполняя таким образом дело Гермеса: устранить все препятствия и понудить людей и богов к общению.

Даниэль Березняк

..без сомнения, Масонство есть все вышесказанное, и еще "нечто", трудноопределимое, этот дополнительный фактор, что живет сквозь века, в то время как множество других гуманистических и братских организации исчезли: масонство есть Инициатический Путь. Масонство есть Вселенская Цепь, основанная на братстве инициированных, которые практикуют масонский метод роста и самовоспитания, беря за основу символизм и ритуалы старинных братских орденов вольных каменщиков. Братство инициированных, потому как метод, которым работают масоны,позволяет трансформировать наше сознание, трансцендировать человеческие ограничения и войти в единство с Космическим Порядком, и, претерпев эти изменения, поменять наши мотивы и действия, дабы вызвать к жизни более глубокие уровни сознания. Масонская инициация не отличается от любой другой, так как существует только одна инициация; однако, ритуал инициации не вручает нам инициацию как таковую, во всей ее полноте - инициация есть путь длинный и тяжелый, и конец его , быть может, достижим лишь под конец жизни. Масонство есть школа формирования человека, с тем отличием, что в ней научаются, но сама она не учит; в ней человек превращается в инициированного, но не она его меняет; в ней выковывается мысль, но она не учит думать только так или иначе.

Франкмасонство есть духовное движение, в котором могут иметь место все тенденции и моральные убеждения , которые способствуют духовному и моральному росту человечества. Оно не есть представительство какого либо политического или социального движения, поскольку его задача изучить все их проявления, с тем, чтобы сделать жизнь людей более полной. Масонство не есть унитарная идеологическая ассоциация, оно не не предназначено к действию, и в силу этого, оно не предлагает какие-либо конкретные действия, направленные на общество, но является хранителем и пропагандистом определенных ценностей (терпимость, свобода, мир, братство, справедливость).

Масонство объявляет, что признает основой для своих работ высший и идеальный принцип, известный под именем ВАВ.
Это имя есть не более чем референт к Универсальному Сознанию, которое некоторые называют Бог или как-либо иначе, в зависимости от своих религиозных убеждений.

Масонство не определяет само себя как какой-нибудь "изм"; Масонство не есть масонизм. Масонство есть некое "непрекращающееся прояснение", которое производится путем сложного метода, который основан на: интроспекции, работе с символами, воспитанию определенных социальных и жизненных навыков, интериоризации основных общечеловеческих ценностей, поиске союза противоположных идеологических концепций, личном росте, способности действовать сообща итд. Фундаментом же масонства является инициация, т.е некое внутреннее восхождение, которое мы и подразумеваем под "самостроительством", как его описывали древние братства каменщиков: "То, что сотворяешь ты, сотворяет и тебя самого".

Juan Carlos Daza

0

17

Прошу прощения у ув. братьев Ордена, но поскольку мои знания о масонстве очень малы, а источники подчас недостоверны, то у меня возникает множество вопросов, может быть глупых с вашей точки зрения, но вполне типичны для профана. Поэтому прошу быть снисходительными к моим высказываниям и вопросам и проявить терпение, если в чем-то я стану проявлять непонимание.
Из вышеизложенного создается ощущение, что есть в масонстве свод правил под тем или иным названием, а еще книга Альберта Пайка "Мораль и догма" и т.д. Означает ли это, что в масонстве существует какая-то своя морально-нравственная система или кодекс поведения (речь не о религиозных заповедях)? Не хочется запутаться в противоречивых высказываниях. Вы, как ни как, — первоисточник.

Отредактировано adelfos (Вторник, 20 декабря, 2011г. 18:29:44)

0

18

adelfos написал(а):

Из вышеизложенного создается ощущение, что есть в масонстве свод правил под тем или иным названием, а еще книга Альберта Пайка "Мораль и догма" и т.д. Означает ли это, что в масонстве существует какая-то своя морально-нравственная система или кодекс поведения (речь не о религиозных заповедях)?

Источником любых нравственных или моральных стандартов в масонстве в целом является ритуал.
Что бы там не говорили всяческие древние и не очень Конституции (как андерсоновские, так и отдельных послушаний), на деле их мало и редко кто читает. Ритуал же так или иначе "проживают" все.
При этом, как, наверное, Вы знаете, уставов/видов ритуалов много, и не все они содержат одинаковую информацию - но вектор в целом выдержан один и тот же, и тут уже не важно, сказано ли в ритуале, по которому я работаю "Не делай другим того, что ты не хотел бы, чтобы сделали тебе", или не сказано - это и так ясно из общего контекста, изучения и посещения других лож с их ритуалами итп.

Тем не менее есть ряд установок, разделяемых всеми - например, все регулярные послушания так или иначе принимают как исходный документ Конституции Андерсона, тот или иной свод ландмарок или 12 принципов масонства. Какие-то моральные установки, или некий весьма абстрактный кодекс в них содержатся, конечно.

Уже от этой базы и от послушания к послушанию возникают новые, частные редакции Конституций (как в примерах выше, по странам), так же как они возникают у Верховных Советов и пр. Все эти формулировки, не будучи никакой догмой, зачастую удачно высветляют некие подсмыслы, неyвиденные посвященным ранее, а то и просто удачно задевают какую-то струну его души - и подвигают его на дальнейший прогресс.
Так что строго говоря, совсем уж фиксированного декалога заповедей в масонстве нет, а есть постоянно обновляемая возвращением к ней и обрастающая новыми смыслами и интерпретациями ось морально-нравственного совершенствования.

Пайк лично для меня не является интересным автором. Он, конечно, большой был масон, прежде всего для ДПШУ, но на мой вкус большой демагог, морализатор со склонностью к проповедничеству и несколько далеко (или даже лучше сказать "не туда") идущий мистик в своих обобщениях. Это мое мнение, конечно. В известной мне Европе его знают мало, а читают и того меньше. В Америке, конечно, он более известен и популярен - вон даже Николас Кэйдж его цитирует. В общем, это литература своего времени - подобную роль, но во многом более сдержанную и корректную в той же Англии выполняет Престон с его лекциями, например.

Я к тому, что книга, конечно, хорошая, труд в нее (и в ее перевод) вложен огромный, но никаким ориентиром для масонов мира в самом глобальном смысле она не является. В России ее выход совпал с интересом к масонству вообще и с вакуумом в области литературы о масонстве в частности. В общем, книга хорошая, ничего сказать не могу, но у меня стойкое впечатление что ее роль в масонстве в умах российских читателей несколько преувеличена.

0

19

Спасибо, Ivan, за подробный ответ. Теперь некоторые вещи стали понятнее.

0

20

Есть такой вот любопытный документ - Моральный Масонский Кодекс.

Он составлен рядом Верховных Советов ДПШУ и апробирован на Лаусанском съезде 22 сентября 1875. В его составлении участвовали ВС ДПШУ Швейцарии, Уэльса (Великобритания), Бельгии, Шотландии, Франции, Италии, Перу, Португалии, Греции, Венгрии и Кубы. В последний момент представители Греции и Шотландии покинули заседание, и окончательная версия документа подписана 9-ю ВС из упомянутых.

Язык текста несколько архаичный, в чем-то даже библейский - кое-где я вынужденно поставил дополняющие слова в скобках.
Если я верно помню, позже его несколько переработали и адаптировали - но незначительно.

Итак:

Моральный Масонский Кодекс (1875)

- Почитай Великого Архитектора Вселенной.
- Истинный культ, творимый (во имя - Ivan) Великого Архитектора состоит главным образом, в благих деяниях.
- Держи душу свою в чистоте, чтобы достойно она представиться могла перед твоей совестью.
- Люби ближнего своего как самого себя.
- Не сотворяй зла, ожидая добра.
- Твори благое из любви к самому благому.
- Уважай добрых, люби слабых, избегай злых, но не ненавидь никого.
- Не льсти чрезмерно твоему брату, но признавай его достижения. Принимай его признание (твоих успехов - Ivan) со скромностью, как стимул.
- Всегда слушай голоса твоей совести.
- Бедным будь отцом; каждый вздох, вызванный у них твоей суровостью это проклятия, которые упадут на твою голову.
- Практикуй благотворительность.
- Уважай путешественника, иностранца или сородича; помогай ему - его личность священна для тебя.
- Избегай тяжб, предотвращай окорбления, позволь разуму руководить тобой.
- Дели с голодным твой хлеб и бедных странников пусти в дом твой. Когда увидишь нагого, накрой его и не брезгуй при виде его плоти.
- Не позволяй себе гневаться понапрасну, ибо гнев живет в груди глупца.
- Отвергай алчность, но распоряжайся твоим добром с осторожностью, чтобы в старости оно поддержало тебя в твоих нуждах, защитило твою семью и помогло Братьям, находящимся в несчастье. Кто лишь собирает богатства, не соберет плодов с него, а впадет в тщеславие.
- Избегай нечестивых, ибо их дома будут снесены - жилища же справедливых будут процветать.
- Следуй пути чести и справедливости. На пути чести и справедливости - жизнь, уклонение же от пути ведет к смерти.
- Сердце мудрых там, где практикуют достоинства, сердце глупца - на праздниках тщеславия.
- Уважай женщин, не пользуйся никогда их слабостью и даже не думай очернять их.
- Если у тебя есть сын - возрадуйся, но и осознай тo, что тебе доверено. Пусть он подчиняется тебе до 10 лет, любит тебя до 20 и уважает тебя до самой смерти. До 10 лет будь его учителем, до 20 - отцом, и другом - до самой смерти. Старайся преподать ему благие принципы прежде манер; воспитай в нем ясную прямоту, a не фривольную элегантность. Сделай его честным прежде, чем умелым.
- Если ты стыдишься своей судьбы - это гордыня; пойми, что она ни делает тебе ни чести, ни унижает тебя - как ты ее исполнишь, таким она тебя и сделает.
- Читай и научайся, смотри и повторяй, размышляй и работай, озаботь себя благом твоих братьев и тогда ты будешь работать на самого себя.
- Будь доволен всем, что есть, (благодарен - Ivan) за все, что есть и (радуйся - Ivan) всему, что есть и что ты не можешь улучшить твоими усилиями. Но когда видишь, что ты в силах, приложи все свои умения к цели.
- Не суди походя действия людей; не упрекай ни расхваливай - старайся смотреть в сердца людей, чтобы мочь оценить их творения.
- Меж профанов быдь свободен, но без вседозволенности, возвышайся без гордыни, будь смиренным не унижаясь; а меж братьев будь твердым, но не упорствуй, будь строгим, но не теряй гибкости, будь послушным, но не впадай в лакейство.
- Говори умеренно с великими, осторожно с равными, искренне с друзьями, сладко - с детьми и вечно - с бедными.
- Отважно и по справедливости вступайся за обиженного, защищай невинного, не скупясь на средства.
- Будучи верным ценителем как людей, так и вещей, будешь чествовать лишь личные заслуги, несмотря на ранг, положение или богатство.

В день, когда эти максимы станут общими для людей, человеческая раса будет счастлива, Масонство достигнет своей цели и пропоет свою возрожденную славу.

0

21

Да, есть над чем подумать. Спасибо, Ivan! А это Ваш перевод? И еще один вопросик интересует: существуют ли масонские описания (т.е. описания в масонских источниках) действия на душу или дух человека добродетелей и грехов/страстей?

0

22

А это Ваш перевод?

Да, перевод мой, и сделан "на-гора", за что сразу прошу прощения.
В частности, не очень мне понятно самому, как это "говорить с бедными вечно"  :confused: - но это буквально так и звучит.
Может, раскопаю параллельный текст на английском, яснее станет.

И еще один вопросик интересует: существуют ли масонские описания (т.е. описания в масонских источниках) действия на душу или дух человека добродетелей и грехов/страстей?

Ммм...Ну, во-первых, боюсь, что слово "грех" в масонских ритуалах не встречается, хотя за все уставы не скажу.
Вся "механика Делания", к сожалению или к счастью, не излагается психологическим языком - отчасти ее выражают символы, а отчасти - о ней просто не говорится.
Видимо, предполагается, что поймешь в процессе.
:idea:
В этом смысле масонство мудро - оно прямо пытается указать на то, что надо делать, но не занимается при этом абстрактными схоластическими описаниями сложностей Космоса или взаимоотношений Бога и человека - на то у каждого своя религия со своим теологическим аппаратом. Хотя, безусловно, кое-какие метафизические Истины самого глобального порядка в масонстве звучат.
Думаю, что наиболее явно такие процессы-"действия", о которых Вы спрашиваете, "описываются" в ритуале в алхимических алллюзиях, хотя некоторые ритуальные элементы также дают "ключи" (знак "к порядку", например) - все это идет в некоей "связке"; а их еще надо понять, что не всегда легко, да еще и суметь спроецировать на себя самого, на свои внутренние конститутивные центры - тут не у всех получается быстро разобраться...
  :rolleyes:
А они, эти алхимические аллюзии, есть не во всех уставах, кстати.
Что, впрочем, скорее всего говорит об их определенной вторичности по отношению к тому, в чем все уставы совпадают.

Отредактировано Ivan (Среда, 21 декабря, 2011г. 23:20:52)

0

23

Спасибо Вам, ув. Ivan, ещё раз, Вы тут мужественно один за всё масонство "отдуваетесь" :-)

0


Вы здесь » Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде » Разная литература. » О морали и нравственности в масонстве. Из различных источников.