Я ещё раз, и очень тщательно просмотрел некоторые источники по тамплиерам. Ну никак не получается преемственности масонов от тамплиеров. Честно скажу, очень хотелось найти хоть что-то. Самому интересно. Но пока всё говорит об обратном. Здесь размещу мои размышления после изучения вопроса.
Наиболее романтичной и завораживающей легендой масонства является преемственность масонства от ордена тамплиеров XII – XIV веков. Эта версия основана на секретности и философской связи масонства с Орденом тамплиеров. Основная версия предполагает, что после гонений на орден тамплиеров в начале XIV века, часть тамплиеров сумела избежать арестов и примкнула к масонам, привнеся собственное философское и эзотерическое учение.
Однако логика развития истории исключает преемственность современного масонства от тамплиеров. Прежде всего, потому, что тамплиерам совершенно не было необходимости скрываться от кого бы то ни было. Так ли уж всего лишь часть тамплиеров избежала арестов из пяти тысяч (у Алена Дезгри пятнадцать тысяч) членов ордена?
Самым жестоким преследование было только во Франции. Но могли совсем не арестовывать. Могли брать слово чести и оставлять в своих замках — как в Англии и на Кипре. Могли просто вызывать на суд. Так делали в Трире, Майнце, Ломбарде и даже в Папской области. Тамплиеры, бывало, являлись и сами.
Жгли тамплиеров на кострах не везде. Были сожжены:
Франция: 54 тамплиера в Санской епархии 12 апреля 1310 года; там же сожгли позднее ещё 4 тамплиеров; в апреле 1310 года 9 тамплиеров в Санлисе; 3 тамплиеров в Пон де Л’Арк; Жак де Моле (последний из магистров ордена) и Гийом де Шарне, командор Нормандии — в 1314 году.
В других странах: в Лотарингии жгли многих, но герцог Тибо Лотарингский был вассалом Филиппа IV Красивого; сожжены тамплиеры из 4 монастырей в Марбурге; возможно, сожжены 48 тамплиеров в Италии, хотя епископ Дени утверждал, что в Италии не было сожжено ни одного тамплиера. В Арагоне дело обстояло лучше: закон также не признавал пыток, и кортесы не дали разрешение на их применение. В Германии меры, применяемые к тамплиерам, целиком зависели от отношения к ним местных светских властей. На Майорке на процессе 1313 года тамплиеры признаны невиновными.
После окончания процесса имущество тамплиеров переходило к ордену св. Иоанна, но С. Г. Лозинский отмечает, что доминиканцы, картезианцы, августины и целестины тоже сумели поживиться.
Тамплиеров выпускали из тюрем даже во Франции, кроме руководства. Частью они влились в орден св. Иоанна. На Майорке тамплиеры жили в крепости Мас Дё, каждый из них получал от 30 до 100 ливров пенсии. Рамону Са Гвардии была назначена пенсия в 350 ливров и доходы от сада и виноградника. Последний из тамплиеров Майорки умер в 1350 году — звали его Беранжель де Коль.
В Португалии судьба тамплиеров была более чем благоприятна: в благодарность за услуги, оказанные ими в борьбе с сарацинами, король Денис основал орден Христа, который был утвержден в 1318 году папой Иоанном XXII. Новый орден был простым продолжением старого.
Обязанность содержать бывших тамплиеров возлагалась на тех, кому перешло их имущество. Суммы эти порой бывали настолько велики, что в 1318 году Иоанн XXII запретил выдавать тамплиерам Германии такую пенсию, которая позволяла им копить деньги и жить роскошно.
Каждый тамплиер, оставшийся в живых, а таких было подавляющее большинство, после запрета деятельности ордена легко нашёл своё место в жизни и мог неплохо существовать. Одни в монашеских орденах, другие на пенсии, на содержании тех, кому перешло имущество ордена.
Даже если предположить, что часть тамплиеров примкнула к масонам, то это были отдельные ложи каменщиков, так как у масонов не было единой организации, каждая ложа осуществляла свою деятельность независимо от других организаций, поддерживая лишь профессиональную связь. Трудно представить, что в таких условиях тамплиеры играли хоть какую-то влиятельную роль. Кроме того, совсем нереально представить, что тамплиеры не объединили бы масонский орден аж (!) до 1717 года, когда это сделали доктор Дезагюлье и его соратники. А ведь кое-что в организации структуры ордена тамплиеры понимали.
Схожая секретность и философия с тамплиерами у современного масонства связана с общим состоянием мировоззрения общества той эпохи, когда всё мировоззрение было пронизано эзотерикой и в обществе накопилось немало эзотерических учений, символики, ритуалов от Древнеегипетских, Древнегреческих мистерий до светских вольнодумских идей. Известно, что ещё первые христиане использовали секретный знак «Рыбку» для опознания и указания на места встреч. В обществе накопилась значительная усталость от тотального участия церкви во всех сферах деятельности, когда любое ремесло облекалось в религиозную оболочку. Масонство не было исключением. Масонство впитало в себя всё разнообразие общества – от религиозных и древних эзотерических учений до прогрессивного светского мировоззрения.
Кроме того, монашеский орден тамплиеров по своей сути являлся государственным органом, созданным органом власти, в то время как масонство по своей сути общественная организация. Трудно представить, что общественная организация стала бы преемником государственной структуры.
На мой взгляд, если и есть какая-то преемственность, то она духовная, а не историческая.
"Масонство. Символы, тайны, учения». У.Кирк Мак-Налти, М., Арт-Родник, 2007г.
«Тайны масонских орденов. Ритуалы вольных каменщиков». С.П. Карпачев, М., «Яуза-Пресс», 2007 г.
«100 неизвестных фактов о масонах». Барб Карг, Джон К. Янг. М., «Гелеос», 2008 г.
«Русское масонство». М., «Эксмо», 2007 г.
«Факты для вольного каменщика». Гарольд В.Б. Вурис. Ричмонд, 1977 г. http://www.freemasonry.ru/wp-content/up … emason.pdf
«Новая энциклопедия масонства (великого искусства вольных каменщиков) и родственных тайн». Артур Эдвард Уайт. СПб., М., Краснодар. Изд. «Лань», 2003 г.
«Орден тамплиеров и масонское тамплиерское рыцарство. Их эзотерическая и мистическая деятельность». Ален Дезгри. СПб., «Евразия», 2008 г.
«Храм и ложа. От тамплиеров до масонов». Бейджент М., Ли Р., Издательство: Эксмо, 2006 г.
И много, много другой литературы.