ВЕЛИКАЯ ЛОЖА РОССИИ (ВЛР)
Через познание себя к познанию Божественного в себе – Часть-1
V.I.T.R.I.O.L.V.I.T.R.I.O.L. - Visita Interiora Terrae, rectificandogue, invenies occultum
Зодческая работа брата А.Ч.

V.I.T.R.I.O.L.
(Visita Interiora Terrae, rectificandogue, invenies occultum)

Посети внутренность Земли, и очистившись,

ты найдешь сокровенный (философский) камень.

Это – приглашение к поискам глубокого собственного

Я (Ego), которое представляет собой не что иное,

как самоё человеческую душу.

Эти поиски проходят в тишине и размышлениях.

ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ СЕБЯ

К ПОЗНАНИЮ БОЖЕСТВЕННОГО В СЕБЕ

Часть-1: СОН НАЯВУ

Учение «Четвертого пути» Г.И. Гурджиева, его система духовного совершенствования, эволюции человека своими корнями уходит к восточным школам древности. Она вобрала в себя основные элементы Учения посвященческой цепи школ индийской, тибетской, египетской, пифагорейско-платонической и других традиций Востока и адаптировала их к современным условиям западной цивилизации.

Петр Демьянович Успенский считает, что учение Четвертого пути пришло с Востока, но оно использует европейскую терминологию, которая очевидно связана через русское масонство 19 века с некоторыми более ранними авторами, например, доктором Р. Флуддом.

Основная идея школы Четвертого пути в том, что мы не используем и малой толики находящихся в нас способностей и сил. Не осознаем своей божественной сущности и не прилагаем усилий для того, чтобы развить в себе потенциально заложенные возможности.

Образно говоря, внутри нас располагается обширный, прекрасно убранный большой дом с библиотекой и многими другими покоями, но мы, по невежеству своему, ютимся в подвальном помещении и на кухне и никак не можем выбраться из них.

Главная проблема человека – в том, что он не помнит себя. В этой простой формулировке лежит суть учения Четвертого пути. На Земле существует примерно пять миллиардов людей; фактически никто из них не помнит себя.

В учении о Четвертом пути, провозглашенном в начале 20 века Г.И. Гурджиевым и П.Д. Успенским, «душа» имеет точное значение: она создана накопившимися моментами сознания и определена как существо, которое живет отдельно от мыслей, чувств и физической формы человека, и, следовательно, человек может пережить смерть. Основной метод для намеренного создания такого сознания – это «самовспоминание».

Саму систему «Четвертого пути» можно разделить на две части: изучение мира на новых принципах и изучение человека. Изучение мира, вселенной основывается на исследовании некоторых основополагающих законов, которые, в общем-то, неизвестны науке или же не признаются ею.

Изучение человека тесно связано с идеей эволюции человека. Эволюция человека, если таковая происходит, может быть лишь следствием знаний и усилий. Пока человек знает только то, что он в состоянии узнать обычным путем, с ним не происходит и не происходило никакой эволюции.

Серьезное изучение в данной системе, как и в древних традициях, начинается с изучения психологии, иными словами, с изучения самого себя.

Человек не знает самого себя. Призыв «Познай самого себя!» пришел к нам из глубокой древности. Мы идем через жизнь, делаем то и это, добиваемся того и этого, но чувство «незнания себя» постоянно с нами.

Сократ постоянно повторял: «Познай себя!». Этот же призыв был начертан на Дельфийском храме в Греции.

Что же мешает нам в полной мере использовать гигантский божественный потенциал, заложенный в нормальном человеке? Что мешает подняться к вершинам Божественного Света, открыть свою душу для познания Истины вечной.

Для выяснения причин этого необходимо постараться взглянуть на себя с новой точки зрения.

Очарование Майи или сон наяву

Приступая к изучению самих себя, мы прежде всего сталкиваемся со словом, которое часто используем и это слово «я». Мы говорим: «я делаю», «я сижу», «я чувствую», «я обожаю», «я ненавижу» и т. д. И это наша главная иллюзия, ибо основная ошибка, которую мы совершаем в отношении себя, заключается в том, что мы рассматриваем себя как единое целое. Мы всегда говорим о себе в единственном числе «я», предполагая, что при этом говорим об одном и том же субъекте.

В действительности же мы разделены на сотни и тысячи различных «я». Мы не знаем, что у нас не одно «я», но многочисленные различные «я», связанные с нашими чувствами и желаниями, и нет одного, руководящего «Я». Все эти «я» постоянно меняются; одно подавляет другое, второе вытесняет третье, и вся эта борьба, этот хаос составляет существо нашей внутренней жизни.

Те «я», что мы наблюдаем в нас самих, составляют несколько групп. Некоторые из них законны, они соответствуют естеству человека (его бытию), а некоторые достаточно искусственны и вызваны неполнотой знания и некоторыми мнимыми представлениями человека о себе, представлениями его гипертрофированной (раздутой) личности.

Чтобы приступить к самоизучению, необходимо изучить методы самонаблюдения, которые должны основываться на определенном понимании разделения наших внутренних функций. Таких основных функции четыре: эмоциональная, интеллектуальная, двигательная (моторная) и инстинктивная.

Таким образом, при самонаблюдении необходимо в первую очередь разделить эти функции и классифицировать всё, что вы наблюдаете в себе, говоря: «Это интеллектуальная функция, а это эмоциональная и т. д.

Если вы начнете практиковать такое самонаблюдение, то начнете замечать за собой странные вещи. Например, вы обнаружите, что по-настоящему трудным в самонаблюдении является то, что вы забываете о самом наблюдении. Вы приступаете к наблюдению, но ваши эмоции вызывают определенный ход мыслей, и вы забываете о самонаблюдении.

Спустя некоторое время, если вы возобновите усилия по наблюдению за собой, вы заметите другую любопытную вещь – вы не помните себя. Если бы вы осознавали себя все время, то были бы в состоянии все время наблюдать за собой или в любом случае, сколько сами того пожелаете.

Но из-за неспособности помнить себя вы не в состоянии сконцентрироваться; поэтому вам придется признать отсутствие у себя воли.

Не правда ли, мало приятные открытия вы сделали в себе самом. Вы не в состоянии длительно помнить себя, не способны осознавать себя и, таким образом, вы убеждаетесь, что у вас нет воли. Возможно, порой, на короткое время у вас появляется воля, но она оборачивается чем-то еще, и вы забываете о ней.

При таких обстоятельствах, таком состоянии нашего существа (нашего бытия) мы приступаем к самоизучению. Если вы будете настойчиво продолжать познавать себя, то придете к заключению, что вам необходимо исправить, скорректировать некоторые вещи в самих себе.

Человек устроен таким образом, что способен жить в четырех состояниях сознания, но в своем обычном положении мы используем лишь два состояния: одно – когда мы спим, и второе, когда мы, по нашим представлениям, «бодрствуем», когда можем говорить, слушать, читать, писать и т. д. Но это всего лишь два состояния из четырех возможных.

Третье состояние можно обозначить как самосознание. Большинство людей, когда их спрашивают, говорят: «Разумеется, мы сознаем себя!». И необходимо потратить достаточно времени на самонаблюдение, прежде чем мы действительно признаем, что вовсе не осознаем себя; что осознание только имеется у нас в потенции. Мы живем либо во сне, либо в бодрственном состоянии, которое в этой системе именуется относительным сознанием (или гипнотическим сном, сном наяву).

Четвертое состояние, именуемое объективным сознанием (или сверхсознанием), недоступно нам, поскольку его можно обрести исключительно посредством самосознания, то есть, научившись вначале осознавать себя, чтобы затем, значительно позже, мы могли бы достичь объективного состояния сознания.
https://forumupload.ru/uploads/000a/c0/f0/377/t548996.jpg