Зодческая работа Брата И.Г.
Взгляды человечества на такую категорию, как душа, чрезвычайно разнообразны. От полного отрицания ее существования – у материалистов атеистического толка, до абсолютной ее неуничтожимости, вечности, независимо от чьей бы то ни было воли, у идеалистов-агностиков.
Масонство, как сообщество людей терпимых к различным философским взглядам, отвергает крайние точки зрения и ограничивается лишь постулатом о бессмертии души. Мы не конкретизируем, о каком бессмертии идет речь. Имеется, однако, оговорка, что принимается то понятие бессмертия души, которое изложено в великих светочах человечества – священных писаниях.
Несмотря на это, нет единства в понимании природы человеческой души и у сторонников ее существования, и прежде всего, у существующих в настоящий момент религиозных направлений. Под человеческой душой при этом у всех понимается единство духа (нематериального понятия, характеризующего индивидуальные особенности человека, некоей высшей программы) и дыхания жизни (не внешней оболочки, в которой живет человек, называемой телом, а физического поля, заставляющего эту оболочку функционировать по закону духа). Именно это единство и понимается по-разному. От идентичности, неразличимости, слитности духа и дыхания жизни (например, понятие атмана у индуистов школы веданты) до независимого их существования (например, система сфирот в эзотерическом иудаизме). В зависимости от понятия единства души возникают понятия условного и безусловного бессмертия души. Сторонники безусловного бессмертия души обвиняют в материализме и безбожии сторонников условного бессмертия. В свою очередь сторонники условного бессмертия души обвиняют сторонников безусловного бессмертия в агностицизме и язычестве. Выяснение истинной картины природы души еще ни разу не приводило к нахождению общей точки зрения или даже примирению хоть каких-либо из этих воззрений. Нередко такие разногласия становятся идеологическим поводом для войн.
Можем ли мы, члены всемирного братства вольных каменщиков утверждать, что в рамках нашего мировоззрения описанный конфликт урегулирован? Формально – да, т.к. масонство снимает с повестки дня вопрос о теологических различиях и религиозных спорах. Фактически же это – тактичный уход от вопроса, бесспорно, волнующего любой пытливый ум. Такая позиция, безусловно, может считаться оправданной. Хотя бы потому, что одна из целей братства вольных каменщиков – единение рода человеческого. Но ответ на этот вопрос все же пролил бы свет на многие проблемы, стоящие не только перед братством, но и перед всей современной цивилизацией, в том числе и на проблему ее выживания.
Цель данной работы – попытаться, если не найти ответ на вопрос разрешения противоречий, то по крайней мере, обозначить путь, двигаясь по которому, можно прийти к решению задачи.
Прежде всего, необходимо определить метод исследования. Логика признает наиболее удачными методами: дедукцию – движение от общих умозаключений к частным, и диалектику – синтез противоположных суждений. Сочетание этих методов говорит о том, что если противоречия неразрешимы в конкретном частном случае, то следует двигаться от случая более общего к получению частных случаев без противоречий.
Что же может быть более общим случаем при рассмотрении религиозных воззрений на бессмертие души? Ответ прост, и он дается всеми известными на настоящий момент религиозными канонами. Это вопрос о смерти, т.е. о разрушении внешней оболочки, приводящим к потере плотью того самого поля, являющегося нашим истинным телом. Причем сам процесс смерти наиболее подробно описывается во всех священных текстах. Он всегда имеет три стадии – состояние клинической смерти (остановка сердца при работе мозга), смерть биологическая (смерть мозга и исчезновение сознания) и загробная жизнь (движение вне тела полей, сгенерированных или вошедших в человека при рождении). Интересно, что при воззрении на загробную жизни вновь возникают различия в вероучениях.
Но какой бы канон мы не открыли, какой религиозной системы не коснулись бы, мы всегда сталкиваемся с феноменом посмертного воздаяния или проще – Судом Б-жьим. Это та часть смерти, когда сознание еще работает, а дыхание жизни еще не покинуло тело. Это – последний итог наших дел на земле. Это состояние, войдя в которое, человек уже никогда не вернется в свой прежний облик, «долина тени смертной» – по выражению царя Давида. Здесь встречаются все религии откровения, отсюда следует начинать искать ответ о бессмертии души. Только здесь человек узнает о своем истинном и единственном предназначении. Великие пророки и основатели религий – те, кто первыми поведали миру об этом. Учения, отрицающие Суд Б-жий – ложны и опасны, т.к. не способны подготовить человека ко встрече смерти, как реальности. Быть может, неготовность человека к Суду Б-жию, как к событию, участником которого он становится и вселяет в сознание умирающего страх перед этой реальностью.
Возможно, такой страх и есть то, что называется в писаниях «муками вечными». Страх этот порождается незнанием и непониманием происходящего с его сознанием. Он становится следствием духовных заблуждений и ориентиров при жизни. Причиной же таких заблуждений является нарушение равновесия, гармонии между плотскими и духовными потребностями человека. А плотские потребности наши в своем естественном и изначальном смысле вполне оптимальны – любимое творческое занятие, книги, музыка, спокойный сон, набор полезной еды, не приводящий к перенасыщению или отравлению, радость общения (во всем ее многообразии) с семьей и друзьями. Если всему этому сопутствует еще и хороший климат в месте проживания, то, что еще нужно человеку из материальных благ – обилие золота, наркотики, погреба забитые виски, публичные дома? Самое печальное, что все самое необходимое и достаточное нам вполне доступно, но нам этого мало. То же, что нас убивает, делает бессердечными и жестокими – окружает нас в изобилии. И человек впитывает все это как губка, погружаясь в неестественное ему по смыслу жизни состояние. И вот человек уже забывает, что он – душа живая. Пропадает память о том, что род людской – есть венец природы. И человечество погружается в войны, преступления, нравственные пороки. Целью пребывания на Земле становится все больший объем поглощенного нами зла. Душа разрушается и ее покидает дыхание жизни.
Имеет ли смысл рассуждать, а тем более – спорить о состоянии человека после смерти физической? В любом случае, ни у кого из живущих, опыта пребывания в таком состоянии нет. Но я глубоко убежден, что в последние секунды земной жизни, человек, оставляющий нас, вспоминает, восстанавливает в сознании всю прожитую жизнь и как бы смотрит на нее со стороны.
Поэтому мои рассуждения посвящены теме именно Суда Б-жьего, т.е. итогу всех дел и мыслей человека на Земле.
Нужно ли приводить примеры того, когда этот Высший и последний Суд свершался еще над живым человеком? Да еще и при обстоятельствах, когда сам человек приводил в исполнение приговор!
А можно вспомнить и случаи, когда и благодатное воздаяние человек получал свыше также еще при жизни.
Много ли найдется смертных, кто сможет разглядеть такую написанную собственную картину без содрогания?
Нам, вольным каменщикам, повезло больше других. У нас есть, что вспомнить добром, представ перед ступенями святыми и чистыми, что приведут нас на Восток Вечный.
Теперь я уверен, что все наши работы в Храме будут в момент вхождения в Вечность одним из самых приятных воспоминаний. И прежде всего потому, что здесь, под покровом Ложи мы учимся любить: сначала – ближнего, а затем и всех людей, и как результат – Того, Кто нас сотворил. А чувство это созидает нашу душу, а значит – очищает нас от порока, т.е. вселяет в нас сначала надежду, а затем и уверенность в спокойном и красивом уходе на Восток Вечный.
Вот поэтому, наверно, нас влечет к братскому общению во славу Великого Архитектора Вселенной.