из книги Ирен Мэнги, «Масонская символика третьего тысячелетия»
Дверь храма — это точка входа, которая отмечает границу между священным пространством храма и миром профанов. Она находится на западе, там, где исчезает Солнце, между двумя великими колоннами. Низкая дверь — это обязательный элемент перехода, который предстоит преодолеть должным образом подготовленному кандидату. У этого символа двери есть множество значений. Важно заметить, что все профаны пересекают дверь храма одним и тем же образом, вне зависимости от своего происхождения и достатка. Они оказываются в одной и той же ситуации, показывающей всеобщее равенство и простоту. Для некоторых кандидатов трудно пройти сквозь низкую дверь, оказавшись в ситуации совершенного смирения.
Дверь можно определить, как плоскую поверхности прямоугольной формы. Она является исключительно человеческим изобретением и в природе не существует её аналогов. Этот символ перехода богат различными сокрытыми значениями, он представляет переход из одного состояния в другое, он аналогичен символам моста и лестницы, которые также относятся к теме строений. Узкая или низкая дверь имеют другое значение, нежели дверь Солнцестояния, поскольку она обеспечивает проход лишь в одну сторону, без возврата, даруя каждому свой, уникальный переход. Дверь предполагает добровольное ограничение в различных местах или пространствах, как в обыденных, так и в священных. Она обладает функцией защиты, она открывает или запрещает доступ к чему-то другому, к другому месту, к другому знанию; также, закрытая дверь символизирует защиту священного места. Во всех инициатических обрядах в самом начале есть элемент изменения состояния, активного и сознательного, в виду самореализации человека. Довольно часто дверь охраняется «стражами порога» или часовыми, которые исполняют свои обязанности защитников. В масонстве это Привратник, Внешний Привратник (иногда называемый Кровельщиком) и Эксперт, которые исполняют свои функции стражей порога священного пространства.
В древние времена Внешний Привратник охранял Ложу вне Храма, а Привратник — изнутри, они общались между собой при помощи системы ударов с той или иной стороны двери. Количество и частота этих стуков зависели от практикуемых градусов. Этот обычай и по сей день соблюдается в различных Английских Уставах, например в Эмулейшене.
Низкая дверь также соотносится с узкой дверью Нового Завета.
Профана просят пересечь порог двери, которой он не видит. Пройти через эту дверь означает нагнуться, присесть, испытать свое смирение. Посвящаемого просят опустить голову, свернуться калачиком, словно плод в момент рождения, и пройти туда, где после принесения торжественной клятвы неофита он станет новым ростком. Это положение в момент перехода побуждает к сосредоточению на самом себе, необходимом для трудных свершений. Войти в Храм означает пройти через узкую дверь. Посвящаемый является свободным, хотя и кажется стесненным в действиях во время своего демарша.
Переход через порог двери Храма дает доступ и еще кое к чему. Дверь храма является низкой для того, чтобы указать на трудность перехода от мира профанов в мир посвященных. Чувство, которое преобладает в профанском мире, это надменность, жажда обладания и власти. Каждый считает себя центром мира, вскармливая только свое эго, оценивая события только в свете их отношения к его личной ситуации, стремясь втиснуть мир в свои узкие и эгоистические концепции, нисколько не заботясь о человечестве. Постучать в дверь Храма, пересечь порог низкой двери, означает начать осознавать состояние невежества, в котором находится посвящаемый, а также, в равной степени, начать осознавать необходимость в проводнике.
Вхождение в двери масонского Храма соотносится с переходом от профанского к сакральному, как мы уже говорили выше. Эта дверь, дающая доступ к изменениям состояния, позволяет вспомнить о вратах рождения и смерти, обязательных и неизбежных дверях перехода, в то время как вхождение в двери масонского Посвящения кандидат выбирает добровольно. Так или иначе, тот, кто посвящен испытанием смерти, кто оплатил вперед свой долг миру, обладает преимуществом благодаря этому знанию — он избавлен от любых страхов.
Тот факт, что человек пересек порог Храма, не делает его Посвященным, ему еще предстоит проделать работу над собой. Пересечь порог двери в обратном направлении означает вынести внутреннюю работу во вне, передать полученный свет внешнему миру.
Если мыслить шире, то Храм сам по себе является дверью. У него много имен: дверь богов, дверь людей. Через одну из них небо нисходит на землю, через другую люди поднимаются на небеса. Дверь богов — это зимнее солнцестояние, зимний Святой Иоанн, период Рождества, момент, когда солнце возвращается на свой путь восхождения и Евангелист Иоанн оборачивается к вышине, дабы восславить небеса.
Дверь людей соотносится с летним солнцестоянием, нисходящим солнцем, Иоанном Крестителем, днем в конце июня. Это самый длинный день и самая короткая ночь. Дверь Храма, входная дверь, это также дверь, ведущая к выходу, поскольку ее функция двойственна.