Зодческая работа ученика Д:.Л:. «Астрея» №6032 Великого Востока Франции брата А.Х., ноябрь 6013 г.
Зачастую людям присуще придавать особое значение неодушевленным предметам. Много лет спустя, зайдя в класс родной школы и сев за свою парту, череда нахлынувших воспоминаний из прошлого делает эту ранее обычную, повседневную мебель частицей жизни, свидетелем и активным соучастником пережитого. Вновь садясь за руль своего старого автомобиля, сменившего до этого нескольких хозяев, можно снова, на мгновение ощутить прошлое — поездки, разные ситуации, в которые ты попал будучи водителем, ощутить чувство встречи со своим старым знакомым после многих лет разлуки. Тем самым неодушевленному предмету мысленно, в душе присваиваются некоторые свойства живого существа.
Мы заходим в музеи, в храмы с древней и богатой историей, события или давно ушедшие в мир иной известные люди, которые много лет назад находились в этих стенах или пользовались музейными экспонатами, незримо присутствуют здесь. Именно поэтому, зачастую нас в эти моменты охватывает чувство тесной сопричастности с прошлым. Не случайно Копье Лонгина оказывало и продолжает оказывать мистически завораживающее действие на многих, кому посчастливилось его увидеть.
(Копьё Лонги́на (Копьё Судьбы́, Копьё Христа́) — согласно Евангелию от Иоанна, одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства.)
Современного человека в повседневной жизни окружают тысячи предметов, ежедневно на него обрушивается огромный поток новой информации, на экране телевизора или компьютера он видит воочию, в режиме реального времени исторические события настоящего, он может в одно мгновение, не отрываясь от стула, перенестись в другую часть света, не существует вопросов, на которые бы он не мог, почти мгновенно, получить исчерпывающий ответ. И тем не менее особо бережное и трепетное отношение к некоторым вещам, подчас очень простым и не дорогим в смысле их стоимости, имеет место быть. Это одно их свойств души человека.
Что же тогда можно говорить о людях, живших много сотен лет назад? Их жизнь кардинально отличалась от современной, была более скупа на события, на новости, их быт был более прост и ограничен. В силу этого они более внимательно относились к предметам, окружавшим их. Их впечатления от дворцов и храмов, которые потрясают наше воображение и сегодня, наверняка были более ярки и оставляли еще больший след в памяти.
Любой процесс творчества, когда человек-творец реализует свои мысли в чем то осязаемом — картине, скульптуре, книге, — всегда носит тайный, почти сакральный характер, особенно для других, особенно для ограниченных в этих способностях. Архитекторы прошлого, воплотившие свои замыслы в великолепных сооружениях, которые стали свидетелями вечности для многих поколений людей, несомненно для окружающих были представителями особой категории творцов. Они строили здания, которым предназначено стоять века, а может и тысячелетия, сопровождать своим присутствием многие поколения людей. В своем труде строители использовали на первый взгляд очень простые инструменты — кувалда, резец, линейка, мастерок. В их кажущейся простоте заложен огромный смысл. Эта простота не помеха для создания невообразимо сложного. Все идет от простого к сложному. С помощью предельно простых инструментов создавались чудеса!
Через эти инструменты проходила невидимая глазом созидающая энергия творцов, они являлись незаменимым средством для воплощения в реальность внутреннего мира зодчих, их мыслей и души. Они были одними из главных участников таинства творчества, созидания. В какой- либо части света не занимались строительством, в глубокой древности, в средневековье и даже сейчас, без этих инструментов никак нельзя обойтись. Они пришли к человечеству из невообразимой глубины времен. Ход времени для них остановился. Они вечны!
Любое профессиональное объединение людей за период своей деятельности создает определенные символы, дающие представление о роде своей деятельности. Для этого достаточно взглянуть на моряков. Многие детали формы одежды и сопутствующие ей предметы символизируют связь настоящего этой профессии с прошлым, напоминают о знаменательных событиях истории. Кортики офицеров флота — атрибут парадной формы, ленточки на бескозырках матросов или три полоски на их гюйсах, на поверхностный взгляд абсолютно никчемные атрибуты, имеют огромный смысл, понятный, зачастую, только их обладателям. Но именно это создает определенную ауру, основанную на легендарном прошлом, заставляет лишний раз о нем помнить и гордиться своей нынешней причастностью к нему.
Строители — одна из древнейших и воистину самая мирная профессия. Эта профессия не менее, чем военные заслуживает своего ряда символов. Вольные Каменщики, как духовные продолжатели дела древних строителей, берущие начало своей истории от них, естественно, имеют символы из повседневного, рабочего арсенала оперативных каменщиков. Запон, молоток, двадцатичетырехдюймовый шаблон, мастерок — рабочие инструменты строителей, по праву являются символами Вольных Каменщиков. Однако для масонов важна не столь форма или предназначение этих предметов, а, в первую очередь, скрытый в них смысл, раскрываемый только под углом взгляда на процесс собственного духовного строительства.
Молоток, обтесывающий грубый камень, в конечном итоге создающий строительный материал, без которого невозможно продолжение и окончание любого строительства, использующий грубую физическую силу механического удара для создания задуманного, совершенного, преобразование неупорядоченной природой формы камня в геометрически выверенные линии и, как следствие, использование созданного на благо человека. Труд каменотеса тяжел и однообразен. Но без преодоления усталости, без упорства невозможно создание чего-либо стоящего или полезного себе и людям. Молоток — символ власти человека над несовершенным, символ земной власти, символ обязательной победы упорного труда, даже с помощью очень простого инструмента, над бездной препятствий на своем пути.
Резец — орудие для тонкой работы. Резец применяется там, где надо придать камню красоту, нанести узор, вырезать фигурные линии. Он необходим для воплощения идеи. Отсюда, он является символом установившейся мысли и принятого решения.
Запон — вид фартука, и перчатки, помогавшие сохранять чистоту при соприкосновении с материалом, отличительные черты рабочей одежды строителей. Их белый цвет, их само предназначение символизируют постоянную необходимость соблюдать чистоту помыслов и чистоту действий. Еще это отличительный знак, который Ложа дарит вновь посвященному Ученику, принимая в свои ряды, настоящий братский подарок.
Наугольник- простейший измеритель прямых углов. В естественной природе полностью отсутствуют прямые углы. Прямой угол абсолютно искусственен и характерен только для результатов деятельности человека. Прямой угол можно определить простейшими геометрическими манипуляциями. Но для этого обязательно нужен человек и его особые знания. Так очень давно был создан первый наугольник, который верой и правдой служит строителям тысячелетиями. Без измерения прямизны углов отшлифованного камня невозможно быть уверенным, что выложенные стены в одночасье не рухнут. Наугольник в духовной жизни- это мерило намерений, действий и слов на прямоту, на правильность.
Отвес и уровень — инструменты для проверки прямоты стенной кладки и вертикальности возводимых колонн. Это более сложные инструменты строителей. Они проверяют правильность выполнения более объемных процессов, чем просто обработка камня и получение строительного материала. Возведение той же стены огромный труд с участием многих строителей. Но итоговый результат должен быть один- достижение правильности и истинной прямоты. Так и в жизни, в разных ситуациях необходимо сохранять перпендикуляр к невзгодам и трудностям, не сгибаться. Уровень дает возможность Вольному Каменщику судить по своему собственному уровню, а не по чужому, по своим собственным стандартам, прикладывая уровень между человеком и плодом его труда. Уровень строителя замеряет неровности поверхности для последующей ее доработки. Уровень Вольного Каменщика символически уравнивает всех людей в их правах. Отвес показывает истинный перпендикуляр к земле, истинное направление. Отсюда он является символом Истины в земных делах и мыслях.
Все казалось бы очень просто, но одновременно и сложно. Вольный Каменщик обязательно должен найти свой особый, скрытый смысл в этих простых предметах, примерить его для себя и всю жизнь держать эту сумку с инструментами под рукой. Душа должна разговаривать не словами, а символами — особыми словами, которые мало что значат для безразличного и много для понимающего. Главное, чтобы эти символы постоянно находились в душе и обращение к ним вызывало такие же сильные эмоции, что и давние страницы прожитой жизни с их особым, личным значением.