Бесспорно заслуживает небольшое сочинение сие преимущественное место между теми писаниями, в которых дается ясное, достаточное и разумное понятие о Каменщичестве, и может быть пособит оно несколько к рассеянию предрассуждений и ядовитых клевет, с которыми всегда еще нападают на Орден.

Если бы когда либо возможно было ввести во внутренность Ордена Государей, смотрящих еще и поныне на него с опасной стороны, и предложить им в величайшей ясности все благодетельные, великодушные, благородные и человекодружественные планы и начертания для блага рода человеческого, то без сомнения соделались бы они толико же ревностными покровителями оных, как и толь многие другие великие и просвещенные Европейские Государи, которые, знакомы будучи с внутренностью Ордена, становятся нашими предводителями, и самодейственнейшим образом споспешествуют всем полезным для человечества начертаниям.
Может быть близка уже сия благочестивая Эпоха: наступит она без сомнения; ибо невероятно, чтоб вечно пребыло сокрыто во мраке учреждение, управляемое здравым рассудком, делающее человеков добродетельными и купно счастливыми.

Письмо к господину Г**

Так, государь мой! я Масон, и благодарю вас за доверенность вашу ко мне, что вы требуете узнать мысли мои о нашем Ордене, которому вы весьма неприлично прилагаете имя секты. Я знаю все, что помешанной фантазии слабых и подозрительных голов грезилось о преторжественном и предостойном почтения Обществе, какое когда либо на земле бывало. А кому известны распутья её, какие размышления может тот делать о обманчивости человеческих мыслей и осуждениях непросвещенной толпы? С радостью приемлю я случай извлечь вас из заблуждения вашего, стараясь дать вам истинное и разумное понятие об Ордене нашем.

Просвещения столетия нашего довольно научают нас, что человек развращен, и что причину сего надлежит искать в общественном состоянии. Погрешности первого воспитания, ужасное различие благ счастья. А сверх сего еще страсти, от могущества и знатности рождающиеся, испортили первоначальные чувствования натуры в человеческом сердце; чрез то сделали они его несчастным и оплакивания достойным. Некоторого рода метафизика, которая чем более надута была софистами и заблуждениями, тем высочайшей и основательнейшей почиталась, запутала разум человеческий еще и с другой стороны. Посему основатели Масонства главною целью поставили себе то, чтобы возвратить человеков к первой их натуральной доброте и заставить законы Натуры прозябать в сердцах их в величайшем совершенстве. Сия была также цель Религии; ее же стараются достигнуть и гражданские законы всех возможных образов правления. Может быть Свободному только Каменщичеству известны были истинные к достижению сего способы.

Итак намерение сего Общества есть то, чтобы образовать человека разумным, кротким и добродетельным; а в сем отношении старалось оно рассеять его заблуждения, умягчить нравы его безвинным в жизни удовольствием, вспомоществовать ему и подкреплять его в его потребностях.
Все члены Общества сего суть Братия и ни языки, ни одежды, ни мнения, ни достоинства, ни состояние, ни богатства, ни малейшего не делают между ними различия. Равенство есть первый их закон. По сей системе весь свет почитается якобы Республикой; каждая нация есть фамилия и каждый член оной. А как все особенные члены Общества сего суть Братия, Братия, предположившие себе действовать разумно и добродетельно; то должны они любить друг друга и помогать один другому; поступать с другими народами также честно и пристойно, и быть добрыми верными гражданами государства* (* - Посему Каменщики во всех степенях своих клянутся быть верными и послушными Начальству).

Не имея никаких внешних принудительных средств, Орден должен брать прибежище единственно ко власти нравоучения, и потому должен он стараться соделывать членов чувствительными и добродетельными... Из сего источника проистекают все прочие законы, которых предмет есть единодумие, порядок, гармония, нравственная благопристойность и спокойствие духа. Для сохранения сих законов в их силе и для предупреждения разрушений нужно было отдалить прекрасный пол, однако для того не менее почитая оный** (** - Есть обыкновение всякому новопринимаемому брату вручать пару женских перчаток дабы он отдал их той, которую паче всех почитает. С некоторого времени даже и женщины через подражание посвящены были в таинства Каменщичества. Но сии таинства различны от сообщаемых мужескому полу. Степени женщин приняты из первой книги Моисеевой; символы и изображения имеют отношение к добродетелям их пола; ложа при принятии представляет сад Едемский. Цель сего женского Ордена есть учение, что жена создана от Бога в помощницу мужу, и что сие соединение яко дар благотворительной руки Его, долженствовало быть свободным обиталищем удовольствия, покоя и невинности, но что любопытство с одной стороны причинили падение всего человеческого рода. При заключении увещевают принимаемых заменить вред сей добродетелями, через что единственно могут они укрыть союз соединения и дать нам почувствовать чистые и истинные радости жизни). По сей же причине строго запрещено спорить в ложах о богословских и политических предметах; даже не можно и говорить о том, так как вести срамные и непристойные разговоры.

Истина, справедливость, благоразумие, умеренность, верность, вера и сожаление суть добродетели, которые Каменщик исполнять долженствует. Вообще можете вы рассудить из сего, что единственная цель достопочтенного Общества сего есть исправление человека и усовершенствование нравоучения.
В гражданских обществах, и самоилучшим образом учрежденных, не найдете вы ни единого закона, по которому бы особенные оного члены пристойным образом были подкрепляемы и вспомоществуемо бы им было в их потребностях. Часто видим мы, как добродетельный и достойный человек воздыхает под бременем утеснения и бедности. Но Орден Каменщиков за основательное приемлет правило то, чтобы всякий член его находил надежную и действенную подпору не только в самом себе, но и в рассуждении собратьев своих. Несчастный, угнетаемый силою, клеветою, или ненавистью, по большей части без спасения погибает, но когда он Масон, то удобнее ему бывает у всех Наций обрести отечество, братьев и защитников, а не редко даже и счастье.

Человечество, сия изящная и благородная добродетель, объемлющая все другие, составляющая предмет здравой философии и основание Христианства; он есть душа Каменщиков.
Божественное, покоя исполненное дружество, сия любимая страсть мудрого и добродетельного, на которой единственно основывается блаженство жизни, есть у всех людей только ларва, а у Масонов поставляется оно должностью (* - Надлежит разуметь сие с некоторым ограничением. Дружество Свободных Каменщиков есть чувствование, основывающееся совершенно на той благородной цели, чтобы действенно и постоянно пребывать в спокойствии, согласии и угождении между собою; ибо единственная мета Масонства есть быть счастливыми. Мне кажется что дружество, основывающееся в верности и вольном духе, соединенных с нелицемерною откровенностью, может быть только Масонской добродетелью). Оно соединяет их вообще кроткими узами благодетельности и пристойных удовольствий; и ничто иное, как позволенные отдохновения, суть те счастливые минуты, в которых отдаляются они от дел, звания своего и от злобы мира (Том I, Часть I,В) дабы препроводить некоторые часы ночи в безвинных работах и при радостных пиршествах с благонравными и бодрыми увеселениями.

Не должно судить о Масонском обществе ни по их таинствам, ни по их языкам, обрядам и изображениям. Человеки суть существа чувствительные, допускающие управлять собою посредством живых впечатлений вообразительной силы лучше, нежели посредством хладных заключений рассудка. Разумный только чувствует силу заключений сих, и если не питают они купно и вообразительную силу, то бывают часто сухи и беспрелестны. Нередко должно даже брату прибежище к тем спасительным предрассуждениям, толико власти над сердцем человеческим имущим, что заступают они место и самых законов и добродетелей. Древние жрецы Изисы и Елевзинской Цереры употребляли изображения, фигуры и суеверные обряды для исправления пороков и злоупотреблений.

Общество, не имеющее никаких иных принудительных способов, кроме нравоучения, должно употребить символы сии и мистерии с благоразумием; ибо тем лучше, нежели иным каким-либо образом может оно возбудить в сердцах и разуме членов своих любовь и склонность к их работе и должности. Короче сказать, сии символы и мистерии суть преимущественнейшая пища человеческого духа. Глупец ими ослепляется; нескромный любопытник приводится в смущение; мудрый только находит в них со внутренним удовольствием выражение своих положений и понятий. Хотя и фанатические Энтузиасты делают иногда такие же мистерии, однако между тем опытный и размышляющий человек в тишине наслаждается выгодами Масонства.
Посему касаются Масонские мистерии до выяснения духа, сохранения гармонии и образования сердца. Иносказание самого Общества остроумно и занимательно. Предприемлют строить храм, и сей храм - добродетели.

Орудия ля строения сего суть символы архитектуры сердца. Наугольник, треугольник и циркуль представляют справедливость, правосудие и праводеятельность. Свет есть пример добродетели. Человек, прежде нежели допущен будет к работе над высоким сим храмом, то есть прежде, нежели вступит он на путь добродетели, бывает несчастный, бродящий во тьме. Если хочет он допущен быть в храм, то должен сперва очиститься от тяжестей своих, и того ради оказать довольные опыты постоянства и доброй воли. Перчатки и белый запон, надеваемые новопосвященным братом, представляют чистоту и невинность нравов: сими - то должен отличаться истинный Каменщик.

Каменщики не признают никакого другого различия, кроме производимого добродетелью (* - На Масонском языке все не принадлежащие к Обществу их почитаются Профанами. Но всякий честный и добродетельный человек есть их друг, и такого только удостовляют они братского названия, или права быть членом их Общества).
Порода, чин и богатство отметаются при получении первой степени. Все степени имеют мистический смысл; но мало Масонов, способных к открытию иносказания оных.

Вы не найдете ни единого доброго Каменщика, то есть разумного и нраводеятельного человека, который бы открыл вам таинства своего Общества. Всегда примечаемо было, что и те, которые во всех других делах весьма бывали неосторожны, в сем пребыли непроницаемы. Когда бранят Общество наше за то, что оно святейше сохраняет таинства свои, то сие также делают, как и то, что пороча в строении правильность плана. Таинства сего рода тогда только почтены бывают, когда содержатся в тайне под печатью присяги; а соделавшись всеобщими, перестанут они быть таинствами.

Как Христианская религия в первые столетия отправляема была только под ночным покровом таинств, то посвященные в ней обвиняемы были в тысячи злодейств и ужаснейших преступлений, и ненарушимое только таинство подавало повод к сим сумрачным клеветам.
Порицали Христиан темь, что непозволенные только и срамные дела обыкновенно мрачностью закрываются, а добрые и полезные никогда не отвращаются от света. Короче сказать, судьба всех таинственных обществ издревле была та, что большая толпа их ругала и гнала. Но если дарование молчать о таинстве есть одна из самонужнейших добродетелей в гражданской жизни, то не бесспорно ли самое лучшее училище морали есть то, в котором научают человека молчать?
Люди, везде в подробности входящие, почитают Свободных Каменщиков вредными государству по той причине, что система их основывается на равенстве и свободе. Под сим разумеется совершенное равенство состояния, чина и образа жизни. В самом деле весьма бы полезно было, если бы знатные и богатые, такой тон в собраниях приемлющие, захотели посещать наши ложи; однако, несмотря на сие, нет ничего противосмысленнее и нелепее, как совершенное равенство в вышеупомянутом значении. Человеки никогда не бывают совершенно равны один другому, ни силою, ни дарованиями, ни видом. Сверх сего всякий имеет еще страшную врожденную склонность владычествовать над другими, и не возможно было бы ввести полное нераздельное равенство. Равенство Свободных Каменщиков состоит в том, что они вообще признают себя Братьями, и между собою исправляют должности благодетельности и соболезнования. Чистейшая мораль основывается на сем равенств; да и самое Христианское милосердие подкрепляется оным (* - Ев. Матф., XX., Признак сего равенства был тем, что все Христиане назывались братьями), и всякое доброе политическое учреждение есть нравственная система, более основывающаяся на подчиненности, нежели как думают.

Мнение о свободе нашей столь же несправедливо. Думают, что Масоны учат совершенной независимости от законов, и что гражданскую подчиненность почитают они игом, бесчестящим человечество. Никакое слово не злоупотребляемо было столько, как слово: свобода. Метафизики ссорятся еще за разные понятия, какие с ним совокуплять надлежит. Без всякого основания приемлют, что все действия управляемы владычествующим рассудком, но всегда находятся небольшие посторонние обстоятельства, которые суть определяющая причина даже саморавнодушнейших действий: и Философы, заведшие далеко сии правила, разрушили оными всякий род свободы. В нравоучении другой род свободы. В нравоучении другой придается смысл слову свобода.

Человек с самого рождения своего подвержен законам натуры; следовательно и в общественной жизни должен он повиноваться законам общественною пользою назначаемым; ибо всякий обретает в сей зависимости свою безопасность, личную свою выгоду и свое блаженство. Тот только действительно свободен, кто разумен и добродетелен. Или кто повинуется законам и исполняет свои должности. Из сего следует, что свобода и равенство в морали равнознаменательные суть выражения. Всякий справедливый и умеренный образ правления основан на свободе; ибо подлинный его предмет есть тот, чтобы всякого гражданина обезопасить в свободном и спокойном употреблении его имущества; а в сем знаменовании свобода есть право, всеми человеками при рождении от натуры получаемое, так что всякому позволено пользоваться свободно всеми правами, когда он исполняет все общественные должности. Всякое чувствование, даже и любовь, ни совершенно, ни действенно не бывает, если оно не свободно. Система Каменщичества совершенно противоположна беспорядку и необузданности, и не позволяет никакой другой свободы, кроме...

Фрагмент русского масонского журнала "Магазин Свободно-Каменщический", изданного в 1784 году, в Москве, в типографии И.Лопухина. Перепечатка с оргинала редкого документа Русского Масонства XVIII века.
https://forumupload.ru/uploads/000a/c0/f0/377/t143103.jpg