Добро пожаловать на форум Вольных Каменщиков! К 1 июня, Дню защиты детей:
ПОДАРИ ЧАСТИЧКУ ТЕПЛА – ПОМОГИ ТОМУ, КТО ТАК В ЭТОМ НУЖДАЕТСЯ!

Масонство в Липецке, Воронеже, Тамбове, Белгороде

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



"Масонство". Е.Л. Кузьмишин. 2016

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

Новинка у меня уже есть:

Е.Л. Кузьмишин "Масонство". М.: Ганга, 2016 - 496 с.

http://sh.uploads.ru/t/JW5NY.jpg

Такая вот книжка. Толстенькая. Твёрдый переплёт. Цена от 800 до 1200 рублей в зависимости от скидок, доставки и так далее.

Предисловие А.С. Серкова, кандидата исторических наук, настолько интригующе написано, что захотелось сразу почитать книгу. Но ещё первую новинку не осилил. Конечно полистал  :flirt:
Предисловие Ю.Е. Кондакова, доктора исторических наук, несколько восторженное. Чувствуется симпатия к автору :yep:  Но для нас важнее рецензия содержания, нежели личные чувства.

Введение, определение и далее вопросов не вызывают. Стиль изложения, впрочем как всегда, доступный, удобный. Когда ссылки в подтверждение своих слов стоят на каждой странице, ну прямо низкий поклон хочется выразить таким авторам. Очень удобно. Такой стиль - это просто моя любовь. Я же всегда на автомате всё проверяю мгновенно :yep:  В книге такие ссылки присутствуют. Жаль пока все источники изучены-переизучены.
Корректор пьяным был  :P Многочисленные описки, неточности. Вообще-то, никогда не обращаю на них внимания, во всех работах у всех авторов есть, но здесь бросаются в глаза из-за частого применения. Например, на с. 12 "...и не стремитЬся создать..."; с. 13 "...в среде университетскиЙ преподавателей..."; с. 46 "...богатый политическиМ событиями..."; с. 88 "приёма и дЕльнейшего членства..."; с. 204 "...что посвящённыХ устанавливает..."; с. 221 "...бала создан треугольник..." и так далее.

Маленькое отступление. К теме не относится. Конституция ВЛР даёт такое определение масонства:

Масонство - это свободное сообщество независимых людей, безотносительно к их вероисповеданию, стремящееся к осуществлению идеалов мира, любви и братства (с. 4)

Расхождение с определением в Конституции ВЛР на с. 21 книги связано с тем, что в книге указан конкретный год - 2001. В ВЛР после 2013 года произошли изменения Конституции, Генерального Регламента, Ритуалов, документации, бланков и так далее, с целью создания условий для единообразного применения. Раньше, часто, мы друг друга не понимали, дискутируя по документам ВЛР или Ритуалам, у всех всё разное было в зависимости от времени учреждения Достопочтенной Ложи.

Почитаем, посмотрим. Вряд ли к работе автора можно будет что-то добавить, с учётом знания автором масонства. Но посмотрим.

0

2

Предисловие Ю.Е. Кондакова, доктора исторических наук, несколько восторженное. Чувствуется симпатия к автору :yep:  Но для нас важнее рецензия содержания, нежели личные чувства.

Ну это было ясно давно, что не равнодушен и не ровно дышит.
Восторг историка убивает его же профессионализм.

Догадываюсь только, что там много о "эзотерическом масонстве" ММ и как всегда не очень хорошо про нас. Если так, то это уже традиция топить других и возвышать себя. Расскажешь потом, брат, что там про нас написано.

0

3

Orion написал(а):

Догадываюсь только, что там много о "эзотерическом масонстве" ММ и как всегда не очень хорошо про нас. Если так, то это уже традиция топить других и возвышать себя. Расскажешь потом, брат, что там про нас написано.

Симпатизировать не запрещено. Если это делу не мешает. Также, как и испытывать неприязнь  :yep:
Да, конечно, расскажу. Пока там про нас всё исторически и научно выдержано. Дальше посмотрим.

0

4

Komandor написал(а):

Симпатизировать не запрещено. Если это делу не мешает. Также, как и испытывать неприязнь  :yep:

Не запрещено, я про восторг... ;) Но историку это может помешать трезво оценивать исторические события и факты.

Да, конечно, расскажу. Пока там про нас всё исторически и научно выдержано. Дальше посмотрим.

Будем следить за повествованием. :)

+1

5

Бл@ть!.. Прости меня В.А.В.! Чуть не сматерился.
Вот придумал же кто-то слово "послушание". Масоны - они там что, все монахи что ли?! Какое там послушание?! Скорее к масонам подходит антоним: восстание, сопротивление  :yep:
Терпеть не могу этого слова. Можно же нормальным русским языком: организация, общество, ассоциация, объединение, группа, союз, содружество, сообщество клубов, товарищество, кружок, юрисдикция на худой конец. Великий и могучий русский язык позволяет назвать масонские организации правильно. Не только у автора, в самой масонской среде это "обзывание" укоренилось с лёгкой руки старых масонов.
Автор будто знает, и специально издевается надо мной, "обзывая" масонские организации в небольшом отрывке текста со с. 36 аж четыре(!) раза :flirt:

К Orion'y это тоже относится.

0

6

А чёйта Орион, я эту книжку не писал. И даже не читал. :)

А по сути не любимого тобою термина послушания, то тут имею сказать тебе следующее, во Франции масонские организации имеют обзывательство - объедиенц. Те, кто шпрехает по французски, он его объедиенцией так и называет. Не понятно, как его точно и правильно перевести. Иногда его называют послушанием. Термин послушание характерно для Франции. Почему? Потому-что во Франции зародился именно разный тип послушаний - женский, смешанный, мужской. У них с этим вся заковырка и сложилась исторически. К нам это попало от французов, потому-что они так понимают французское масонство, что оно разное, и его нужно как-то различать. В англо-саксонском масонстве такой проблемы нет, как нет и самого термина послушание. Всё масонство в нём только мужское и никакое больше. Всё, что выходит за рамки регулярного масонства - это либо нерегулярное масонство, либо братские (парамасонские) организации. Мне лично больше нравится классификация регулярная, ибо по ней действительно всё просто.

Что касается твоих намёков на меня и скорее всего на википедию...там были изначально статьи, в которых именно это объедиенц встречается. Есть статьи мои, есть и не мои. В своих я поправил, где мог и хотел. В чужих или про нерегулярное масонство я вообще практически последнее время не лезу и ничего там не правлю, мне это не интересно. Либералам про либеральное масонство не интересно, они там ничего никто не делает. В целом ряде статей послушание я поменял на великую ложу. Но где-то, возможно пропустил. Ты только представь, какой-то это обьём статей нужно вспомнить и там поправить термин. если раньше я следил за 1300 статьями и отслеживал изменения, то сейчас за 307. И особо не хочу заниматься для себя не интересной работой. Вот такой вот ответ тебе, лб. бр.

+1

7

"Послушание" как раз не удивляет. ММ, на своем сайте, рекламирует себя, как приемник древних рыцарских традиций (если я правильно их понял). Отсюда особая организация. Отсюда и правомочность учреждения иоанновских лож святилищем. Для масонских организаций 18 века это обычная практика (кроме Англии). Отсюда аналогия с системой "строгое послушание".
На мой взгляд русским масонам давно пора стать более открытыми. Книга Кузьмишина такую открытость и предлагает. Все по полочкам разложено, четко. Необходимость этой книги давно назрела.
Я помню Командор восхищался книгой Корпачева и говорил, что она должна быть настольной у каждого масона. Я не вижу никакой научной заслуги в том, чтобы опубликовать действующие акты ДПШУ. Хотя сам шаг в сторону открытости очень похвален. Да и мне, профану, эти документы теперь доступны.
У Кузьмишина не только публикация документов, но и осмысление и очень глубокое.
Я вообще то отзывы на книги и диссертация по своей работе даю. Хочу вам сказать, что далеко не все доктора наук входят в два докторских совета по истории и философии-религиоведению. Далеко не просто так меня туда включили и историки с моими отзывами считаются.

Отредактировано doktor (Воскресенье, 29 мая, 2016г. 23:29:34)

0

8

doktor написал(а):

"Послушание" как раз не удивляет. ММ, на своем сайте, рекламирует себя, как приемник древних рыцарских традиций (если я правильно их понял). Отсюда особая организация. Отсюда и правомочность учреждения иоанновских лож святилищем. Для масонских организаций 18 века это обычная практика (кроме Англии). Отсюда аналогия с системой "строгое послушание".
На мой взгляд русским масонам давно пора стать более открытыми. Книга Кузьмишина такую открытость и предлагает. Все по полочкам разложено, четко. Необходимость этой книги давно назрела.
Я помню Командор восхищался книгой Корпачева и говорил, что она должна быть настольной у каждого масона.

Komandor рекомендовал в качестве настольной книги для масонов, посвящённых в ДПШУ, книгу С.П. Карпачёва "Тайны масонских орденов. Ритуалы "вольных каменщиков". - М.: Яуза-пресс, 2007 в то время, когда Ритуалы, Легенды, Наставления (конечно же катехизисы, просто не люблю это слово) сложно было получить. Все передавали друг другу на бумажках, пересылали по почте, а при посвящении часто не вручали или вручали неполные, типа, потом пришлём или потом найдёшь сам. У всех Достопочтенных Лож были разные Ритуалы. Я сам копировал и печатал, делал переплёты для всей Ложи Ритуалы и Котлярова, и в перводе Зелота для ВЛР, и ещё какие-то, кои и вручали. А при пересылке то у одного листа не хватает, то у второго в другом месте листов не хватает. Так начиналось масонство. Было сложно, потому для самостоятельной домашней работы и рекомендовал. На сегодняшний день все Ритуалы, Наставления, описание Табеля, Конституции и Регламенты выходят в издательствах как печатная продукция в виде брошюр, и у всех для самостоятельной работы всё есть. Это была единственная в то время книга в качестве настольной для масонов. Остальная любая литература в России имеет значение лишь для собственного кругозора, усвоения основных понятий, исторического самообразования, да и просто любопытно, как оно там где. Эта литература, насколько ни была бы хороша, никакого существенного влияния не оказывает на самосовершенствования посвящённого как масона. Для этого в масонстве всё есть. Любая иная литература является лишь дополнительной и необязательной. И уж поверьте мне, есть масоны которые вообще не читают дополнительной литературы, разве что по Ритуалам, Наставлениям, Легендам, и прекрасно "масонят" себе потихоньку, являются уважаемыми Братьями, к которым прислушиваются. Поскольку, повторюсь, в масонстве для самосовершенствования всё есть.

Что касается упомянутой Вами организации ММ, то это конкретная организация. Она вправе сделать себе Конституцию и Регламент такими, какими считает нужными. Но масонство, вообще-то, это лишь три градуса, позднее добавилась Королевская Арка. Всё остальное - дополнительные степени для Мастера Масона. Эти так называемые "высшие" градусы отделены от Достопочтенных Лож, и являются другими организациями. У нас даже в ММ Достопочтенные Ложи никаким образом не подчиняются дополнительным степеням, а все, кто посвятился в "высшие" градусы, обязаны быть масоном, то есть быть посвящённым в Достопочтенной Ложе. В противном случае масон исключается и из "высших" градусов. Поэтому, говоря о "послушании", верно говорить лишь о конкретной организации, да и то как о возможном, а не о масонстве.

Впрочем, к представленной книге это всё отношения не имеет. Да и не читал ещё, только до 46 страницы дошёл  :flag:

+1

9

Komandor написал(а):

Впрочем, к представленной книге это всё отношения не имеет. Да и не читал ещё, только до 46 страницы дошёл  :flag:

Командор привет !
Если не трудно сфоткай оглавление ?

0

10

ami написал(а):

Если не трудно сфоткай оглавление?

Ok! Надеюсь не нарушу авторские права.
Блин... ну что я делаю?! Слово "сфоткай" меня ввело в ступор  :flirt: . Сейчас отсканирую и в следующем сообщении в лучшем качестве поставлю.

http://s7.uploads.ru/t/BehPL.jpg     http://sg.uploads.ru/t/vk5mI.jpg

0

11

Вот получше качество, при нажатии увеличивается:

http://s5.uploads.ru/t/3Uutq.jpg      http://s2.uploads.ru/t/k1Ljp.jpg

0

12

В замешательстве.
Почему Табель со с. 66 женского рода? Насколько помню, женский род был во времена Петра I. Ну понятно, из Голландии привёз, моряк же. Там Табель - таблица.  Сейчас только "Табель о рангах" женского рода. Попробовал посмотреть, как в словарях. С. Ожегов говорит, что женский род -устаревшее. "Словарь трудностей русского языка" Розенталя и Теленковой тоже говорит об устаревшем в женском роде. А больше у меня таких книг нет.
В интернете Ушаков тоже об устаревшем женском роде.
Будем считать, что здесь в женском роде как синоним "Доска", "Таблица", поскольку ранее речь шла о доске. Ну и от англ. table - доска, таблица. От фр. table, tableau - доска, таблица.
Непривычно, как-то.

0

13

Благодарю! Судя по оглавлению очень полно написано о масонстве.  Осталось дождаться экземпляра.

+1

14

Komandor написал(а):

Почему Табель со с. 66 женского рода?

Мы называем табель - тапия. Явно женского рода.  :)

Отредактировано ami (Вторник, 31 мая, 2016г. 16:16:11)

+1

15

ami написал(а):

Мы называем табель - тапия. Явно женского рода.

А что это? Фр. tapis - ковёр, скатерть?

+1

16

ami написал(а):

Судя по оглавлению очень полно написано о масонстве. Осталось дождаться экземпляра.

"Очень полно" даже Артур Эдвард Уайт не написал в своей Энциклопедии  :flirt:
Но так-то интересно, читаю. Для нас с тобой нового нет. Но приятно всё повторить пережитое. Пожалуй, многое возьму для Учеников. Там же концентрация тех источников, которые мы когда-то искали и читали по отдельности.

0

17

Все это мелочи. Я когда пол года назад писал предисловие (я не знал, что Серков то же пишет и его предисловия не читал) очень внимательно текст просматривал. Не на предмет описок и ошибок, а фактологию. Ну не смог я найти к чему придраться по поводу русского масонства. В европейском я не силен. Сравниваю с последней обзорной работой (того же плана) Богданова и Белявского - поразительный контраст. И это не потому что я к регулярному масонству придираюсь или его лидеров не люблю.
Неужели Командор вы разницу в научном уровне не замечаете? Никакой погони за дешевыми сенсациями, только фактология. Заключительной части про мартинизм я не читал и по современному масонству бегло просмотрел (не специалист).

0

18

doktor написал(а):

Все это мелочи. Я когда пол года назад писал предисловие (я не знал, что Серков то же пишет и его предисловия не читал) очень внимательно текст просматривал. Не на предмет описок и ошибок, а фактологию. Ну не смог я найти к чему придраться по поводу русского масонства. В европейском я не силен. Сравниваю с последней обзорной работой (того же плана) Богданова и Белявского - поразительный контраст. И это не потому что я к регулярному масонству придираюсь или его лидеров не люблю.
Неужели Командор вы разницу в научном уровне не замечаете? Никакой погони за дешевыми сенсациями, только фактология. Заключительной части про мартинизм я не читал и по современному масонству бегло просмотрел (не специалист).

Это совершенно разные работы: и по теме, и по стилю, и по предмету обсуждения. Я бы не стал их сравнивать. Это всё равно, что сравнивать "Орден золотого и розового креста..." с "Небесной наукой". Разный подход, разные сведения, разное изложение. А между сравниваемыми Вами работами ещё больше различий в целях, задачах, подходе, предмете, сведениях.
Есть руководство по эксплуатации автомобиля, есть Правила дорожного движения, есть инструкция по ремонту автомобиля. Везде про автомобиль. Вот как их сравнивать?

Что Komandor может замечать, если он не прочитал ничего?! Komandor только до 85 страницы дошёл. А их там 496!..

+1

19

Komandor написал(а):

ami написал(а):

    Мы называем табель - тапия. Явно женского рода.

А что это? Фр. tapis - ковёр, скатерть?

Правильно, тапия, это ковёр. Это французы так его называют и тут в ложах ВВФ. Но это несколько неправильно, поскольку всё уже давно переведено на родной русский язык.

+2

20

Такой вот парадокс. Откровения в книге для меня нет. Всё это все мы знаем с давних времён, в том числе источники. Но автор излагает мысли таким образом, что читаю будто в первый раз обо всём. Порой хочется пропустить часть страниц, поскольку всё понятно. Но не могу, вчитываюсь в каждое слово, часто возвращаюсь. Настолько интересное изложение. Реально интересно. Пока. Вот новое для себя нашёл на с. 104. Оказывается "Луфтон" и не "волчонок" вовсе. Ну так представил, у автора более логичное обоснование как "Подъёмный блок". Масон - всегда Ученик! :flirt:

0

21

Вот ещё интересную вещь нашёл на с. 165. Раньше не знал. Высшие степени ещё называли "побочные", "проходящие в стороне". А пошло такое название отсюда:

...для раннего периода формирования высших степеней характерна... простая и быстрая процедура посвящения, когда... носитель той или иной высшей степени в частном порядке отзывал в укромное место того, кому желал передать посвящение, брал с него краткую клятву... излагал символическую суть градуса, после чего... посвятитель  выписывал ему Патент.

Логично.

0

22

Komandor написал(а):

Вот ещё интересную вещь нашёл на с. 165. Раньше не знал. Высшие степени ещё называли "побочные", "проходящие в стороне". А пошло такое название отсюда:

    ...для раннего периода формирования высших степеней характерна... простая и быстрая процедура посвящения, когда... носитель той или иной высшей степени в частном порядке отзывал в укромное место того, кому желал передать посвящение, брал с него краткую клятву... излагал символическую суть градуса, после чего... посвятитель  выписывал ему Патент.

Логично.

Я встречал название сторонние, а не побочные.

Степень метки рассматривается во Франции, как часть организаций дополнительных степеней. Поскольку в масонской системе Шотландии нет дополнительных градусов, то используются они и обозначаются как сторонние градусы. Их отличительной особенностью, по сравнению с континентальными организациями дополнительных степеней является то, что доступ в них осуществляется через одобрение досточтимого мастера или приглашение.


Стандартный шотландский ритуал

+1

23

Мы когда-то обсуждали с одним братом эту тему, он тоже понимал и переводил их как сторонние, а не побочные. Сейчас применяется термин - дополнительные. Высшие, в связи с неправильностью толкования термина, многие не используют. ;)

0

24

Orion написал(а):

Я встречал название сторонние, а не побочные.
Стандартный шотландский ритуал

С дополнительными-то всё понятно. Но тоже интересно, спасибо!

0

25

В некоторых случаях от термина "высшие" не уйти. Например, по "шведской" системе. "Дополнительные" это вся линейка выше третий. А когда их рассматриваешь шотландские отличаются от рыцарских. Все они дополнительные, но рыцарские высшие по отношению к шотландским.
В среде масонов-исследователей нет единого взгляда на этот предмет. Далеко не все считают, что масонство ограничивается символическими степенями.
«Градусы Символической ложи - это всего лишь внешний двор, притвор Ордена Вольных каменщиков. Посвященному показывают в них некоторые символы, однако зачастую ему целенаправленно предлагают ложные их толкования... Их истинное толкование - удел истинных адептов, князей масонства... Для основной массы тех, кто именует себя масонами, вполне достаточно полагать, что все таинства и все символы содержаться в трех первых градусах; адепт высших градусов, решивший переубедить их в этом, только нарушит свои обязательства как адепта» (Пайк Мораль и догма Т. 3.С. 276).

0

26

doktor написал(а):

В некоторых случаях от термина "высшие" не уйти. Например, по "шведской" системе. "Дополнительные" это вся линейка выше третий. А когда их рассматриваешь шотландские отличаются от рыцарских. Все они дополнительные, но рыцарские высшие по отношению к шотландским.
В среде масонов-исследователей нет единого взгляда на этот предмет. Далеко не все считают, что масонство ограничивается символическими степенями.
«Градусы Символической ложи - это всего лишь внешний двор, притвор Ордена Вольных каменщиков. Посвященному показывают в них некоторые символы, однако зачастую ему целенаправленно предлагают ложные их толкования... Их истинное толкование - удел истинных адептов, князей масонства... Для основной массы тех, кто именует себя масонами, вполне достаточно полагать, что все таинства и все символы содержаться в трех первых градусах; адепт высших градусов, решивший переубедить их в этом, только нарушит свои обязательства как адепта» (Пайк Мораль и догма Т. 3.С. 276).

"Всяк кулик своё болото хвалит", и "всяк кулик в своём болоте велик" :flirt:
А я их всегда "высшими" называю. Так приятней. Но имею в виду, что это дополнительные степени для Мастера Масона. Ведь масонство существует "с незапамятных времён", а всякие-разные Шведские, ДПШУшные и прочие Уставы появились десятилетиями позже.

В Шведском Уставе не то чтобы сами степени "высшие" по отношению к "низшим". У них просто степени "за уши" притянуты под орденскую структуру. Это опосредованное руководство через назначение руководителя какой-то Ложи, Капитула, иной организационной структуры обязательно с определённой более высокой степенью. На практике это никак не сказывается на подчинении, поскольку Братья разных лож, Капитулов не видятся друг с другом, разве что случайно на всеобщей пьянке или при переходе в более высокую степень. И руководить там нечем, поскольку у всех свои Ритуалы, время Собраний, все всё знают: что делать, когда собираться, когда расходиться. А руководят всё равно всем Великий Мастер и его Высший Совет, иные общие организационные структуры ордена, как в любой Великой Ложе. И в этом смысле шведский орден бюрократической системой организации братства ничем не отличается от остального масонства в мире. Исторически просто так сложилось, что король под себя всё подгрёб, потому притянули степени под организацию. Но сейчас это не актуально. Сейчас короли отказываются руководить масонством в Швеции. У них там бывший военный Великий Мастер Андерс Стрёмберг. Но традиции есть традиции. Масонство - оно вообще неповоротливо, традиции не меняются веками.

0

27

Так это сейчас. В 18 веке были нюансы. Король использовал рыцарей масонов, чтобы бороться за абсолютизм с представительными органами. Собрал в ложи знать и на нее оперся. Интересная работа есть у Генриха Богдана. Он прослеживает историю развития "шведского" устава. По его сведениям шотландские степени появились в 30-е года, действительно на десятилетия позже символических степеней. Он считает, что шотландскую степень в Швецию передал Редклифф в 1737 году, сразу после речи Рамзая))) Но, пишет, что доказательство этого надо искать. Больше всего меня заинтересовало, что толчок к развитию масонства в Швеции дал Джеймс Кейт, российский великий мастер. В России ничего не сделал, а вот в Швеции многих посвятил. В списке лож открытых ВЛА российской ВПЛ нет, есть только Ройал Йорк (из близких), так же как в списке рыцарей "шведской" системы россиян 8 человек. Что то у них с документацией не то)))

+1

28

с. 189:

В ходе своего развития орден [Орден злато-розового креста старой системы] порвал связи с масонством и оформился как самостоятельная посвятительная организация...

Ну тут точно надо было ссылку ставить. Было бы интересно. Они сами бросили работу по этому Уставу. Я знаю лишь о силануме. Есть только Декларация Ложи “Zu den drei Weltkugeln”, где и практиковался такой розенкрейцерский Устав, собственно, в рамках этой ложи и было начало "Ордена злато-розового креста...". Там речь лишь об отказе от "Строгого послушания":

Seit dieser Zeit arbeitet die Große National-Mutterloge “Zu den drei Weltkugeln” auch nicht mehr in Hochgraden, sondern in rituell festgelegten Erkenntnisstufen, die das freimaurerische Geschehen vertiefen sollen.
1796 wurde die Großloge mit ihren Tochterlogen unter königliches Protektorat gestellt.

Да... ссылочка здесь была бы кстати для самообразования.

0

29

Прочитал всё, даже оставив на время "Происхождение...".
Особо сказать нечего. Автор как всегда всё грамотно изложил, начало вообще интересно, на одном дыхании читается. Нового для нас ничего нет, за исключением некоторых моментов. Взгляд автора на современное масонство и регулярное масонство мы уже читали в ранних работах. Есть повод на что-то возразить, с чем-то согласиться. Для тружеников науки, для "профанов" и начинающих масонов будет чем заняться, есть что почерпнуть. Работа заслуживает ссылок на автора.

Но и для меня было интересно читать, несмотря на то, что давно это знаю. Повторить тоже не вредно, более того - полезно.
Есть в работе "голая" наука, есть собственный оценочный взгляд, есть реклама. Orion обязательно найдёт для себя поле битвы  :flirt: . Но я не вижу особенной критики в адрес регулярного масонства. Личное мнение в пределах нормы. Да и не так много нам уделено внимания. Больше нерегулярным, непризнанным, либеральным ложам. Мне как раз это было интересно, поскольку не всегда знаешь, как оно там где. И всегда радуют успехи посвятительных организаций, даже если они к нам отношения не имеют. Значит в России не всё меряется животом.

Вот интересно. В смешанном ММ около 70 человек. И в Мартинистской организации работа указывает на количество около 70 человек, и местонахождение мартинистов примерно совпадает со смешанным ММ. Получается, что всем посвящённым в смешанном ММ надо обязательно пройти через мартинистскую организацию. Развитие организаций через одних и тех же людей. Возможно совпадение, показалось. У нас тоже, и чаще всего, одни и те же люди добавлялись в Ложу для полноценной работы, ибо Достопочтенные Ложи, где менее семи Мастеров не считаются совершенными. Сейчас у нас места для манёвра стало меньше, поскольку запретили аффилиацию в одном городе. Теперь это возможно только по Декрету Великого Мастера. Треугольников совсем нет, и не предусмотрены.

Ритуалы, символы, масонские Уставы, степени, должности, современное положение в масонстве, в том числе в России - всё хорошо изложено. Скучноватый раздел по перечислению всяких-разных организаций, к масонству отношения не имеющих, "профан" ничего не поймёт и, скорее всего, пропустит.

Мне было, конечно, интересно прочитать статью и про Мартинизм, но почему в книге "Масонство", непонятно. Для популяризации, видимо. Но, ещё раз, мне статья не помешала.
Интересен также раздел "Антимасонская конспирология".
Книга без картинок. Люблю книжки с картинками  :flirt:
Не пожалел, в общем, потраченного времени.

+1

30

У нас, кстати, есть все "адреса, явки, пароли" упомянутых в книге либеральных, непризнанных, смешанных, женских, нерегулярных масонских лож. Напомню адреса ещё раз, возможно кому-то понравится именно такая из организаций. Специально рекламирую, чтобы позже у человека разочарования не наступило от отсутствия выбора, после посвящения к нам:
Сообщение № 6. Ссылки на все организации.

0